План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Топилина Елена Николаевна

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении всего урока учащиеся сами делают выводы, а результаты фиксируют в таблицу. Урок сопровождается  с тестами по теме, заданиями и познавательным материалом. Заканчивается урок рефлексией.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

 лицей « Морской технический»

г.Новороссийск

План - конспект урока - исследования

 по окружающему миру с использованием ИКТ

 

«Как человек использует свойства воды»

  4 класс

Возраст детей: 9 -10 лет.

                       Автор – составитель  Топилина Елена Николаевна

                        учитель начальных классов МАОУ лицея

                       «Морской технический»

г. Новороссийск 2014 г.

Тема урока: «Как человек использует свойства воды»

урок по окружающему миру в 4 классе   учебник А.А. Вахрушева, О.В.Бурский.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших        свойствах воды – одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества и особые свойства воды (вода без цвета, запаха и вкуса);

    познакомить учащихся с применением этих свойств  в природе и в жизни;

 научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.

                                             УУД:

Личностные:

- применять правила делового сотрудничества;

- сравнивать разные точки зрения;

- считаться с мнением другого человека;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности.

создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.

Метапредметные: (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

-умение принимать и сохранять цель урока;

- создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения

- умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятие «плавучесть »,  для решения учебной задачи используют лабораторное оборудование, данные опытов.

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

- умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение,  классификация.)

Предметные:

- собрать информацию о природе плавучести ;

-   применять знания в жизненных    ситуациях;

      - называть окружающие предметы и их взаимосвязи, уметь определять свое  отношение к миру;

     -  провести опыты, объясняющие, почему одни предметы тонут, а другие нет.  

  Объект исследования: взаимодействие воды и предметов, помещённых в неё.

Оборудование: комплект лабораторного оборудования  «Плавание и погружение», полученное в рамках модернизации образования, таблицы для заполнения результатов опытов, сигнальные карточки.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Раздаточный материал:

- различные предметы из лаборатории «Плавание-погружение» для проведения   экспериментов;

-рабочие бланки, инструкции, карточки с заданиями для групповой работы;

-пластилин.

Организация классного пространства: работа в группах, фронтальная работа.

       Методы исследования:

       • Беседа;

       • Изучение литературы;

       • Работа с компьютером;

       • Наблюдения;

       • Проведение опытов, экспериментов.

Краткое описание: 

 Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении всего урока учащиеся сами делают выводы, а результаты фиксируют в таблицу. Урок сопровождается презентацией по теме с тестами, заданиями и познавательным материалом. Заканчивается урок рефлексией.

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I

Организационный момент.

Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка. 

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:

Готовы! Тогда начинаем наш урок.

Эмоционально настраиваются на урок.

II

Актуализация знаний.

А теперь я вас приглашаю в научную лабораторию. На время урока вы станете маленькими учёными. Чем занимаются учёные?

Задают вопросы

Ищут ответы на эти вопросы

Наблюдают, проводят опыты (исследуют)

Проверяют свои догадки

1

Выбор ролей в группах.

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. Выберите в своих группах:

старшего научного сотрудника (проводит опыты) 

помощника (читает задание)

Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)

А я буду руководителем ваших лабораторий.

(ученик  получает бейдж)

2

Правила работы в лаборатории

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  3. Опыты проводятся поочерёдно каждым сотрудником группы.
  4. Когда опыт проводит один из учеников (старший научный сотрудник), остальные  наблюдают или по просьбе - эксперты  помогают.
  5. Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как старший научный сотрудник  разрешает его начать.
  6. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  7. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.

III

Определение темы урока учащимися.

Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

 

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без….

(Воды)

1.

Повторение ранее изученного (беседа)

Для чего нужна вода живым организмам? 

- Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И «стеклянной » быть могу.

Вода - основной источник жизнедеятельности:

человек использует воду в быту, употребляет в пищу, вода – часть человека; растения без воды погибнут, животные пьют воду, рыбы живут в воде и т.д.

 дождь, снег, туман, мороз, облака, тучи, испарение

Ответы детей:

-Твердом, жидком, газообразном.

2.

Сообщение цели урока.

 На протяжении урока-исследования  будут повторяться два понятия «человек» и «вода». Человек использует  свойства воды в своей жизни?

чтобы плавали корабли, варились кисели и т.д.

Сформулируйте точнее тему урока.

Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Вода – жидкость и с этим связаны её основные свойства. Выясним эти свойства, выполняя практическую работу.

-Конечно.

- «Как человек использует свойства воды» (дети сверяются с темой на доске, используя сигнальные карточки)

IV

Самостоятельная работа учащихся  в группах

Возьмите лист № 1 “Необычайные свойства обычной воды” и заполните таблицу

1) Опыт 1. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

. 2) Опыт 2. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?

3) -  А теперь попробуйте воду на вкус.  Какой вывод сделаем?

4)  Разрезать апельсин.  Почувствуйте запах.  Что можно сказать?  А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?                                                                                                        

5) Опыт 3.  Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать  воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов.  Какой вывод?

- Где мы можем увидеть эти свойства в природе?  ( Реки разной ширины, водопад).

6) - Есть ещё одно свойство воды, с которым вы встречаетесь каждый день.

  ( растворимость) Кто сделает вывод?

- Где мы применяем это свойство?

 Вывод: вода прозрачна.

Вода не имеет цвета

Вывод:  Вода не  имеет  вкуса.

 Вывод: вода без запаха.

Вывод: вода текучая, принимает различную форму.

Вывод: Вода -  хороший растворитель!

(При приготовлении пищи, при стирке и в медицине ).

V

Систематизация знаний.

а)

Создание проблемной ситуации.

 

1 противоречие. Вода солёная, мутная, красная, ароматная.

Вы согласны со мной?  

2 противоречие. Может ли вода течь вверх?

Тогда как же она поднимается на 5 этаж? Опять противоречие.

3 противоречие.

Ответьте, железо тонет? 

4 противоречие. Корабль не тонет в воде.

5 противоречие. Загрязнённую воду можно сделать чистой?

Вот видите, сколько противоречивых моментов нашей жизни связано с водой. Это происходит, благодаря удивительным свойствам воды.

Так давайте же, исследуем эти свойства.

В конце урока проверим утверждения.

(Да- Нет)

(Да- Нет)

(Да- Нет)

 На доске фиксируется таблица результатов (кто согласен, кто-нет) при помощи сигнальных карточек. Работает счётная комиссия.

VI

Практическая работа. Работа в группах.

1 группа.

Опыт № 1

Проблема: Почему крупинки сахара исчезают в воде?

Цель: доказать, что вода хороший растворитель.

Инструкция по проведению опыта.

1. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью?

Они (напиши)__________________________________.

2.  Вывод: вода  хороший (допиши)  ___________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство.

 

Результаты фиксируются в таблицу.

 

 

2 группа.

Опыт № 2

Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой?

Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать)

Инструкция по проведению опыта.

1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________.

2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел?

Вода (напиши)  ______________________________________________________________.

3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел?

Вода  (что делает)___________________________________.

3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство воды.

Результаты фиксируются в таблицу

3 группа.

Опыт № 3

Проблема: Если в шприц закачивать воду через маленькое отверстие, поршень будет выходить из шприца, несмотря ни на какие преграды.

Почему это происходит?

Цель: доказать, что вода не сжимается.

Инструкция по проведению опыта № 3.

1. Набери в шприц воды.

2. Зажми отверстие для иглы пальцем и, не отпуская пальца, осторожно дави на поршень. Что ты наблюдаешь?

Поршень (допиши) не _________________________________________.

3. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство?  (в технике: гидравлический пресс, домкрат)

Результаты фиксируются в таблицу

4 группа.        

Опыт № 4

Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Инструкция по проведению опыта:

1.Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? (напиши ответ)

Жидкость в столбике термометра  (напиши)_________________________________.

2. Вывод: (допиши) вода при нагревании _________________________________.

3.Переложи термометр в стакан с холодной водой.  Что ты наблюдаешь?  

Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________________..

4.Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ .

Ответь: Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

 

5. Подумай, где человек использует это свойство?

 

Результаты фиксируются в таблицу

VII

Опытно-экспериментальная  работа.

Работа в группах.

Почему одни предметы тонут, другие нет. Какая сила действует в воде? Сейчас проверим.

Нам понадобятся материалы………. (см. таблицу)

Мы выяснили, что…….

    Предмет:  

Материал        Тонет        Не тонет

Металл        +        

Камень        +        

Стекло        +        

Пенопласт                +

Дерево                +

Пластилин        +                

Дети проводят эксперименты в группах.

Вывод: выталкивающая сила.

VIII

Физминутка

Признаки воды (вода –какая?) – руки вверх, действия воды (вода что делает?) – приседания.

IX

Помощь к учёным.

Мы исследовали уже много свойств.

Теперь вы можете ответить на вопрос, почему корабль большой железный и не тонет?

Сообщение

Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды.  А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же  плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.

  Как человек использует выталкивающую силу воды?

 (Подводная часть заполнена воздухом)

 из чего состоят окружающие нас предметы и вещества?

Согласно изученной литературы, те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу, обладают большой плотностью и идут ко дну, если их плотность больше, чем у воды. Если меньше – обладают хорошей плавучестью

Загрузим модель металлического судна грузом. Вначале судно легко держится на поверхности. Добавим груз – судно уходит ко  дну.

Проводится опыт «Плавающий кораблик»

 

(Для постройки плотов, сплав деревьев по реке и судоходство).

(Из крошечных, невидимых частичек-малекул).

ВЫВОД: Значит, при погрузке плотность корабля повысилась – легкого воздуха осталось меньше. 

Справка учёных: Нельзя перегружать суда. Линия, до которой можно грузить, нарисована на корпусе и называется она ватерлинией. Во время погрузки она не только защищает от перегруза, но и позволяет вовремя заметить крен (наклон вправо или влево) или дифферент (наклон судна в сторону носа или кормы).

X

Работа с учебником (Стр. 82, статья № 1, стр. 83 статья 2)

 Беседа по тексту.

Доказать, что вода обладает выталкивающей силой.

1. Что происходит с грузом?

Что произошло с грузом, когда поместили его в банку с водой? 

Какой можно сделать вывод

(он растягивает резинку под действием силы ли веса)

(Груз вытеснил из стакана равный ему объём воды. Резинка растягивается слабее) ?

 (На гирю действует выталкивающая сила).

Доказать закон сообщающихся сосудов.

Что произошло с водой в сообщающихся сосудах?

Если направить на воду ещё одну силу, например атмосферное давление или подсоединить одну трубку к водонапорной башне, то вода будет подниматься одинаково во всех открытых сосудах. По закону сообщающихся сосудов устроены водопроводные трубы в наших квартирах.

- Может ли вода течь вверх?

 (Во всех сосудах её стало поровну)

 Текучесть (закон сообщающихся сосудов.

XI

Закрепление

А теперь давайте закрепим, как человек использует эти свойства.

Растворитель

Фильтрация

При нагревании расширяется

При охлаждении сжимается

Несжимаемость

Текучесть

Выталкивающая сила

 Проверка:

Свойства

Применение

Выталкивающая сила

Плавание. Водный транспорт.

Текучесть(закон сообщающихся сосудов)

Водопровод, фонтан, чайник, мельница,

Растворитель

Стирка, варить суп, сахарить чай

Несжимаемость

 вода в шприце.

Учащиеся заполняют таблицу

Вывод: Люди изучали свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.

XII

Тест

  1. Эту жидкость  каждый знает

    В реках и морях бывает

    В  кране, что есть

   Дома в ванной, не узнали

    Это  странно …  слово 1.

  1. Какая сила помогает кораблям не тонуть?

слово 2.

  1. В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит.

слово 3.

  1. Свойство воды, которое помогает приготовить пищу.

слово 4.

  1. У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды  его нет. Чего нет у воды?

слово 5.

  1. Что ещё не имеет вода?

слово 6  и слово 7.

(вода)

 (выталкивающая сила )

 (текучесть)

 (растворитель)

 (вкуса)

(цвета)

 (запаха)

XIII

Синквейн о воде.

Не умываться, не напиться

 Без воды.

 Листику не распуститься

Без воды

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

  1. Понятие
  2. Три качества (вода какая?)
  3. Три действия
  4. Фраза о предмете
  5. Вывод (сущность предмета)

Пример:

                Вода.

Текучая, летучая, свободная.

Течёт, бежит, струится.

Да здравствует,  вода!

                 Ручей.

XIV

 Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке

– если вам было легко на уроке и всё понятно, поместите звёздочку зелёного цвета на весёлый смайлик.

– если трудно, но понятно – поместите звёздочку жёлтого цвета на грустный смайлик.

– если ничего не понятно и очень трудно, то  звёздочку красного цвета на очень грустный смайлик

Ребята, свободно перемещаясь по классу, размещают свои «патроны» на мишени, которую учитель помещает на доске в конце урока.

Дети оценивают свою работу при помощи звёздочек и смайликов.

XV

Домашнее задание

 Учебник - стр. 82 – 86; рабочая тетрадь - страница 33. 

 Урок окончен. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"

Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе с применением проектно-исследовательской технологии.

Цели: 1. Ознакомить с климатическими условиями степи.Познакомить с ее растительным и животным миром.Установить зависимость растительного и животного мира степи от ееприродных условий.Показать влияние ...

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воды"

Конспект  составлен к уроку окружающего мира в 4 классе при изучении нового материала...