Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воды"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Елена Ивановна Тбоева

Конспект  составлен к уроку окружающего мира в 4 классе при изучении нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Урок окружающего мира

 в 4  классе

      Выполнила учитель начальных классов

                                                            Тбоева Елена Ивановна

2022 г.

Тема урока: Как человек использует свойства воды.

Цели урока: Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; 
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Планируемые результаты:

формировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды: несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества, учить ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека, воспитывать бережное отношение к воде, её экономное расходование.

-оценка.

Оборудование: оборудование для опытов, учебники, карточки для работы в парах, доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Актуализация знаний и проблемная ситуация

2.Поиск решения

3.Работа в парах.

4.Итог урока.

Рефлексия

5.Домашнее задание.

(Учитель выясняет то, что ученики уже знают)

-Для чего живым организмам нужна вода?

- В каких состояниях бывает вода? Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

-Какие предметы тонут в воде, а какие нет?

-Прочитайте диалог на с.83.

- О чем рассуждают наши герои?

- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Проводит опыт: опускает в стакан с водой кусок дерева и железа.

- Что вы наблюдали?

- Куда направлена выталкивающая сила?

- Можно ли ее измерить? Как?

- Почему не тонет корабль?

- Как человек использует выталкивающую силу воды?

Проводит опыт: берет сообщающиеся сосуды и наливает в один из них воду.

- Какой сделаете вывод?

- Это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.

- Вода, как и любая другая жидкость, текуча.

- В каком направлении текут реки (в горах, на равнине)? Как это можно объяснить?

- Рассмотрим правый рисунок на с. 84.

- Что мы наблюдаем?

- В каком направлении движется вода?

- Как человек использует это свойство воды?

- Можно ли использовать силу течения рек?

Провод опыт: растворяет в воде соль, сахар, песок и глину.

- Объясните результаты: какие вещества растворились, а какие нет?

- Где используется это свойство воды?

-Какое вещество не растворилось в воде?

Проводит опыт со сжатием воды в шприце.

- Что вы наблюдали?

- С какими свойствами воды познакомились?

- Как вы считаете, нужно ли беречь воду, ведь ее на планете очень  много?

Если вы довольны своей работой на уроке, поднимаем зелёный кружочек, если нет, то красный.

Выставляет оценки.

С. 83-87, читать, отвечать на вопросы. Провести опыт с растворимостью песка, мёда, соды.

Живые существа не могут существовать без воды.

Вода замерзает при низкой температуре.

Tемпература.

Где и как свойства воды помогают человеку?

Как человек использует свойства воды.

Наблюдают и делают вывод по результатам опыта.

Выталкивающая сила направлена вверх и равна весу вытесненной воды.

Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объем воды.

Для постройки плотов, подъема грузов со дна водоема, для судоходства.

Наблюдают.

Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости.

Реки текут с более высокой местности в более низкую. Вода обладает свойством текучести.

Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне.

Вверх.

При постройке водопроводов, фонтанов.

На реках построены ГЭС, водяное колесо на водяной мельнице.

Наблюдают и объясняют результаты опыта.

Растворились сахар и соль, а остальные нет.

При приготовлении пищи.

Глина.

Наблюдают и обсуждают результаты опыта.

Жидкости несжимаемы.

Карточка. 1вариант.

Подчеркнуть названия веществ, которые можно растворить в воде:

Песок, сода, соль, сахар, глина, железо, пластилин, масло, бензин, бетон.

Карточка.

Вариант 2.

Подчеркнуть названия веществ,

которые не растворяются в воде: уксус, стекло, снег, древесные опилки, рыбий жир, кварц, асфальт ,соль, стиральный порошок, мёд.

О выталкивающей силе воды, несжимаемоси, способности растворять другие вещества, о «законе  сообщающихся сосудов».

Да, ведь вода на земле не вся пригодна для питья и приготовления пищи.

Гипотезы записываются на доске

Работа с левым рисунком на с. 84

Для ответа используется рисунок на

с. 84.

Ответ дают с опорой на два верхних рисунка на

с. 85.

У учащихся на парте карточка, с которой они работают в паре. 

Проводится проверка работы в парах. Дети озвучивают свои ответы, неправильные исправляются.

   Самоанализ урока по окружающему миру в 4 «А» классе.

(Учитель: Тбоева Е.И.)

Тема урока: Как человек использует свойства воды.

Цели урока: формировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды: несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества, учить ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека, воспитывать бережное отношение к воде, её экономное расходование. 

Оборудование: оборудование для опытов, учебники, карточки для работы в парах, доска.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

  1. В начале урока была проведена актуализация имеющихся знаний  у учащихся.
  2. Ознакомление с новым материалом провела в виде проведения опытов и последовательно задаваемых вопросов.
  3. В ходе урока у учащихся формировала умение самостоятельно работать при выполнении задания проблемного характера (работа в парах), наблюдая за опытами предоставляла возможность ребятам высказывать своё мнение.

Основные формы работы:

  Коллективная, индивидуальная.

При построении урока пользовалась принципами:

Научности, наглядности,  проблемности,  доступности, последовательности.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Детям урок понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...

Конспект урока «Мир природы и человека» Тема: Свойства воды (вода прозрачна, течет, не имеет формы, без вкуса и запаха).

1 класс «Мир природы и человека»Тема: Свойства воды (вода прозрачна, течет, не имеет формы, без вкуса и запаха)....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства воды" опыты

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства воды" опыты...