Тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс, программа "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Вожжова Виктория Александровна

Тематическое планирование по окружающему миру, программа "Планета зананий", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar159 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений:  Изобразительное искусство. 1—4 кл. .: программа для общеобразовательных учреждений /В. С. Ку зин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009.

Программа по изобразительному искусству  в начальной школе относится к образовательной области «Искусство».

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в неделю по учебному плану  - 1

 Учебных недель                                                           - 34

Общее количество часов                                            - 34                                                                            

Ценностные ориентиры

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативного пространственно-образного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе и окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству

Общая характеристика учебного предмета.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искус ство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, ви деть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматрива ет как эстетическое восприятие предметов действи тельности и произведений изобразительного искус ства, так и непосредственно художественную деятель ность.

Основными задачами преподавания изобразитель ного искусства являются:

• овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представле нию, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

• развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следую щие основные виды занятий: рисование с натуры (ри сунок, живопись), рисование на темы и иллюстриро вание (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобра зительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связа ны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени го да и интересов учащихся.

В основу программы положены:

• тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, тру дового и эстетического воспитания школьников, учи тывает интересы детей, их возрастные особенности;

• единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание прак тической работы с развитием способности восприни мать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

• познавательно-эстетическая сущность изобрази тельного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графи ки, скульптуры, архитектуры, декоративно-приклад ного искусства;

• яркая выраженность познавательно-эстетиче ской сущности изобразительного искусства, что до стигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и кра соте вокруг нас» за счет тщательного отбора и сис тематизации картин, отвечающих принципу дос тупности;

система учебно-творческих заданий на основе оз накомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

• система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практиче скую направленность уроков изобразительного искус ства, их связь с жизнью;

• соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

• развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действитель ности, эмоционального отклика на красоту окружаю щих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные мате риалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, пе ро, палочку и др. Выразительные рисунки получают ся на цветной и тонированной бумаге,

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школь никами объектов действительности, а также рисова ние их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть дли тельными (1—2 урока) и кратковременными (набро ски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 ми нут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конк ретных задач урока). Для развития зрительной памя ти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в 1 — 2 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положе нии. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положе ния, пропорций, конструкции, а также цвета изо бражаемых объектов.

С 4 класса начинается изучение детьми законо мерностей перспективы, конструкции, светотени. Учащиеся усваивают навыки изображения объемных

предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисую щему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

В 1 классе детей учат определять и называть цвета объектов, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона.

Во 2—4 классах - учебные задания направлены на формирование у учащих ся умения видеть гармоничные цветовые сочетания.

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ни же уровня зрения учащихся. Модели небольшого раз мера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым каранда шом или акварельными красками. Они могут пред шествовать выполнению рисунков на темы и декора тивным работам.

В разделе «Живопись» содержание обучения на правлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памя ти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, разви вают художественный вкус.

Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обога щает их знаниями конструктивного строения предме тов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цве товой окраски, расширяет их представления о много образии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направлен ность. Занятия по искусству раскрывают перед деть ми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармонию цве товых отношений; соразмерность и пропорциональ ность строения форм, пластичность объемов, логическую взаимосвязь группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это основы художественного отображе ния действительности, важнейшие средства передачи мыслей, чувств художника.

Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сю жетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправ ленных наблюдений, по воображению и сопровожда ется выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изобра жения конструктивного строения, объема, простран ственного положения, освещенности, цвета предме тов.

Важное  значение приобретает выработка у уча щихся умения выразительно выполнять рисунки. Де ти должны самостоятельно выбрать сюжет из предло женной темы, передать художественно выразитель ными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Учащиеся знакомятся с особенностями симмет ричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необхо димых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

Важнейшим средством выразительности в сюжет ном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой уча щиеся под руководством учителя могут провести на блюдения, выполнить наброски и зарисовки до вы полнения задания или после первого урока по теме.

Большое внимание уделяется развитию воображе ния и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декора тивных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произве дениями народного декоративно-прикладного искус ства.

Работы выполняются на основе декоративной пе реработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начина ют рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие прие мы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» рас крывается значение народного искусства как мощно го средства эстетического, трудового и патриотиче ского воспитания. Простые и красивые художествен ные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и лю бить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-приклад ного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отно шений, зрительного равновесия форм и цвета, полу ченное на занятиях по разделу «Декоративная рабо та», находит затем применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки и т. д.

Во время практических работ важно использова ние школьниками самых разнообразных художест венных материалов и техник: графические каранда ши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цвет ная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Каждый из названных художест венных материалов обладает своими выразительны ми особенностями, и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художествен но-творческих способностей, индивидуальности, са мовыражению ребят.

В системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид ху дожественного творчества развивает наблюдатель ность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представле нию, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произ ведений.

Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с нату ры: овощей, фруктов, Цветов, животных, фигуры че ловека; составление сюжетных композиций и декора тивных работ.

Большую роль для выработки у детей умения ви деть и передавать красоту действительности, для фор мирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и зада ний, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искус ства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин и не которых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспиты вается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного твор чества.

Занятия обогащаются использованием видеомате риалов, проведением экскурсий в художественные га лереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творче ство своего края.

На ознакомление с произведениями изобразитель ного искусства в 1—3 классах отводится 8—10 минут: в одной беседе показываются, как правило, три-четы ре иллюстрации, три-четыре предмета декоратив но-прикладного искусства. В 4 классе для бесед выде ляются отдельные уроки; в одной беседе можно пока зывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного ис кусства.

Осуществляя связь изобразительного искусства с уроками технологии, следует использовать не только учебный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Но мож но добавить 1 час из вариативной части базисного учебного плана.

Учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой ва риант планирования на год или работать по при мерному тематическому планированию, которое предложено в программе.

Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе, исходя из местных условий: включать наиболее важный материал, определять оп тимальное количество часов для выполнения зада ния, знакомить учащихся с культурой родного края, памятниками архитектуры и декоративно-приклад ного искусства. Учитель может самостоятельно отби рать в каждом разделе наиболее важный матери ал, опускать некоторые задания и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на разделы программы «Знания и уме ния учащихся», учитывая особенности национальной культуры.

Планируемые результаты освоения

программы по изобразительному искусству

к концу 3 класса

Личностные результаты:

В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное приятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественной деятельности;

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

Умения видеть и воспринимать художественные культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание программы.

3 класс

(34 ч)

Рисование с натуры по памяти

и по представлению) (рисунок, живопись)  (10ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и стро ению объектов действительности. Рисование домаш них и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очер таний, пространственного расположения, цвета изо бражаемых объектов. Определение гармоничного соче тания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представ лению различных объектив действительности.

Примерные задания;

а)рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б)рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в)рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

г)рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д)рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузне чик, шмель);

е)рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, дет ское ведерко, детская лопата);

          ж) рисование игрушечных машин (самосвал, по жарная машина, трактор с прицепом), народных иг рушек (глиняные свистульки — Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки — Полхов-Майдан);

а) выполнение графических и живописных упраж нений.

Рисование на темы (8 ч)

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по пред ставлению. Иллюстрация как произведение художни ка. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюже те и эмоционального отношения к изображаемым со бытиям.

Примерные задания:

а)рисование        на темы «Осень в саду», «На каче лях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда бу дет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

б)иллюстрирование русских народных сказок «Сивка-бурка», «Петушок — золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина-Сиби ряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой клю чик, или Приключения Буратино» А. Толстого; ба сен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дыша ло...», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова-Микитова, «Художник Осень» Г. Скре- бицкого.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоратив но-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с рус ской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учат ся понимать связь формы, материала и элементов ук рашения с практическим назначением предмета, У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества на родного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Примерные задания:

а)выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольни ке, круге на основе декоративного изображения цве тов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной таре лочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;

б)выполнение эскизов росписи игрушки-матреш ки, украшений для елки (расписные шарики, гирлян ды, флажки, хлопушки и т. п.);

в)        выполнение эскизов карнавальных принадлеж ностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т, п.);

г)выполнение эскизов предметов быта, украшен ных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);

д)раскрашивание изделий, выполненных на уро ках технологии;

е)выполнение эскизов сувениров, сконструиро ванных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);

ж)выполнение простых приемов кистевой роспи си в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Лепка (3 ч)

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фрук тов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Примерные задания:

а)лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с нату ры, по памяти или по представлению;

б)лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;

в)лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

г)лепка композиций на темы быта и труда челове ка «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Сто ляр за работой» и т. д.

Аппликация (2 ч)

Составление мозаичных панно из кусочков цвет ной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и ба сен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Примерные задания:

а)составление мозаичного панно на темы «Осен нее кружева листьев», «В царстве прекрасных снежи нок», «Весенняя сказка цветов»;

б)составление сюжетных аппликаций и мозаич ных панно на сюжеты русских народных сказок «Гу си-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» И. Крылова и др.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

• виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искус ство) и архитектура;  

наша Родина — Россия;

Москва;

старинные города России;

тема матери в творчестве художников;

тема труда в изобразительном искусстве;

родная природа («Порыв ветра, звук дождя» плеск волны», «Облака», «Красота моря»);

форма, объем и цвет в рисунке, живописи;

действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

русское народное творчество в декоративно-при кладном искусстве, выразительные средства декора тивно-прикладного искусства;

музеи России.

Рекомендуемые для бесед произведения

искусства

Айвазовский И. Феодосия. Закат солнца.

Алексеев Ф. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы; Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепос ти.

Бах Р. Памятник А. С. Пушкину.

Белых А. Кострома древняя.

Бенуа А. Баба-Яга.

Билибин И. Иллюстрации к сказкам.

Богоматерь Владимирская. Икона.

Брюллов К„ Автопортрет.

Бучкин П. Углич, Первый снег.

Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Мокрый луг; Перед грозой; Кучевое облако; После грозы.

Васнецов А. Основание Москвы; Красная пло щадь начала XVII в.

Васнецов В. Богоматерь с Младенцем. Роспись; Снегурочка; Баба-Яга.

Васнецов Ю. Иллюстрации к книгам.

Ватто А. Голова молодой женщины в профиль.

Врубель М. Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан.

Герасимов А. Кремль. Кутафья башня; Капли дождя.

Герасимов С. Лед прошел.

Гоген И. Студийные зарисовки. Горбатов Г. Новгород. Пристань. Грицай А. В Жигулях. Бурный день. Дейнека А. Эскиз плафона Центрального театра Российской Армии.

Дубовской Н. Родина.

Дюрер А. Крыло голубого зимородка.

Ерышев Н. Кувшины.

Ефимов И. Кошка с шаром.

Жуков Я. Сестра и брат.

Жуковский С. Кусково. Малиновая гостиная; Плотина.

Игошев В. Моя Родина.

Иванов А. Ветка; Набросок коня.

Каменский Ф. Молодой скульптор.

 Канеев М. Кировский мост.

 Карев А. Натюрморте балалайкой.

Конашевич В. Иллюстрация к сказке К. И. Чу ковского  «Муха-Цокотуха»

Коровин К. Москворецкий мост.

 Крымов Н. Деревенский пейзаж.

Куинджи А. Полдень. Стадо в степи; Облака.

 Куприн А. Зима. Москва.

Левитан. И. Гумно, Сумерки; Озеро. Русь; Бур ный день; Вечер на Волге; Буря — дождь.

Леонардо да Винчи. Наброски коня.

Лиотар Ж, Шоколадница.

Мане Э. Портрет госпожи Гийоме.

 Микешин М.. Шредер И. и др. Памятник «Ты сячелетие России» в Новгороде. Моне К. Скалы в Бель-Иле.

 Мочальский М. Псков. Мухина В. Рабочий и колхозница.

Нарбут Г. Иллюстрации к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», сказке В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили».

Нисский Г. Подмосковье. Февраль.

Орлов С. Сюжет из сказки П- П. Ершова «Ко нек-горбунок».

Орлов С., Антропов А., Штамм Н. Памятник Юрию Долгорукому.  

      Оссовский П. Московский Кремль зимой.

Павлов С. Натюрморт.

 Петровичев П. Ростов Ярославский.

 Петров-Водкин К. Мать.

Пикассо П. Мать и дитя.

Пластов А.  Мама; Рисунки животных.

Поленов В. Белая лошадка. Нормандия; Москов ский дворик.

Посохин М., Мндоянц А и др. Новый Арбат.

Пименов Ю. Новая Москва.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна; Мадонна Альба.

Рембрандт. Святое семейство. Старик в кресле; Лежащий лев; Слоны.

Репин И. Отдых. Этюд; Портрет И. С. Остроухова.

Ромадин Н. Жигули — моя родина; У сельсо вета.

Рудаков К. Иллюстрации к сказкам.

 Руднев Л.. Абросимов П. и др. Главное здание Московского государственного университета.

Саврасов А. Вид на Московский Кремль. Весна. Серов В. Рабочие с тачками; Борзые.

Сидоров В. Праздник.

Синьяк П. Гавань в Марселе.

Суриков В. Минусинская степь.

 Ткачёвы А. и С. Матери; Отец; Дождик.

 Толстой Ф. Стрекоза.

Тройон К. Отправление на рынок.

 Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.

 Фирсов И. Юный живописец.

Чижов М. Крестьянин в беде.

Шевченко Т. У Киева.

Шилунь Цзян. Полевые ирисы.

Шишкин И. Облака над рощей; «Среди долины ровныя…»; Последние лучи.

Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.

Эрьзя С. Женский портрет.

Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст; Конец зимы. Полдень.

Яблонская Т. Хлеб.

Народные игрушки. Современные технические иг рушки. Жостовские подносы. Хохломская роспись. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров родного края.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса.

3 класс

В течение учебного года учащиеся должны углу бить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

доступные сведения об известных центрах на родных художественных промыслов (Жостово, Хох лома, Полхов-Майдан и т. д.);

начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;

правила смешения основных красок для получе ния более холодных и теплых оттенков: красно-оран жевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и си не-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

выражать свое отношение к произведению ис кусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в ок раске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым пред метом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму пред метов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисун ка (построение, прорисовка, уточнение общих очерта ний и форм);

чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на ос нове декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

использовать особенности силуэта, ритма эле ментов н полосе, прямоугольнике, круге;

творчески использовать приемы народной рос писи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображе нии декоративных цветов и листьев;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной компо зиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.

Материально-техническое обеспечение программы по изобразительному искусству

3 класс

  1. Изобразительное искусство. 1—4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/В. С. Ку зин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. — 2-е изд., стереотип.

— М. : Дрофа, 2009.

  1. Стандарты второго поколения. Примерные  программы начального общего образования. В 2 частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2010
  2. Изобразительное искусство. 3 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В. С. Ку зин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др./ — 2-е изд., стереотип. — М. : Просвещение, 2009.
  3. Изобразительное искусство. 3 класс.: поурочное планирование по учебнику В. С. Ку зина, С. П. Ломова, Е. В. Шорохова/ автор- составитель Л. М. Садкова. — 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2011.

ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТАБЛИЦЫ)

  1. Цвета и гуашь
  2. Палитра
  3. Ахроматические цвета
  4. Основные и смешанные цвета
  5. Тёплые цвета
  6. Холодные цвета
  7. Разбелы
  8. Затемнения
  9. Потускнения
  10. Светотени
  11. Цвет в перспективе
  12. Контрастные цвета
  13. Нюансовые цвета
  14. Колорит
  15. Символика цвета
  16. Цвет в геральдике

НАБОР ТАБЛИЦ. ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

  1. Стилизация
  2. Композиция орнамента
  3. Дымковские игрушки
  4. Гжель
  5. Хохломская роспись
  6. Деревянные игрушки
  7. Павлово-посадские платки
  8. Вологодское кружево
  9. Аппликация
  10. Коллаж
  11. Витраж
  12. Мозаика

Контроль и оценка результатов обучения по изобразительному искусству

3 класс

Контроль и оценка результатов обучения в 3 классе осуществляется на основе методического письма разработанного с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ

от 19.11.98 г №1561/14-15)

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался").

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве за ключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
         Оценка  «5» 
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
         Оценка «4»
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
          Оценка «3»
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
          Оценка  «2»
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...

Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.

Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса УМК "Планета знаний" на год ( 68 часов, 2 часа в неделю)...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. УМК"Планета знаний". 1 класс. С УУД

В данной работе представлено КТП согласно требованиям ФГОС НОО...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета Знаний", 3 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета Знаний", 3 класс...