Экологический проект "Телеканал "Лесные тропинки"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) по теме

Обучение учащихся начальной школы проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Шебекино

                             Белгородской области»

экологический проект

«Телеканал «Лесные тропинки»


 « Погляди на поля и леса,

Погляди, как прекрасна Земля.

Кроны сосен и птиц голоса,

Здесь на каждом шагу чудеса!

Этот зелёный, этот волшебный мир

Он мне навеки мил.»

                                                                      Ю. Полухина

Выполнили учащиеся 4 «А» класса

2011 год

1. Обоснование проекта.

   В течение 1, 2, 3 годов обучения учащиеся получили фундаментальные знания по экологическому образованию. На данном этапе работы считаю необходимым научить детей добывать знания самостоятельно, выделять в подобранной информации главное, делать выводы и представлять их другим так, чтобы изложенные факты вызывали интерес, а проделанная работа имела продолжение.

   Открытый урок- конференция по предмету «Окружающий мир» в 4 классе по теме: «Лес и человек» показал, что дети заинтересовались проблемами охраны лесов и их обитателей. Это было отмечено в ходе самого урока и во внеурочной деятельности.

   Решение данных вопросов вижу в проектной деятельности, которая строится на значительном повышении интеллектуального и творческого потенциала.

   Благодаря элементам игры в данном проекте, сам процесс работы становится увлекательным и интересным. Дети должны наблюдать за природой в зимнее и весеннее время: изменениями  в живой и неживой природе, в жизни людей и животных.

   Путём совместного обсуждения будут выявлены проблемы лесных жителей, найдены ответы на вопрос: «Как им помочь?», рассмотрены стороны, пути и методы охраны своего здоровья.

   Итогом работы будет «прямой эфир» телепередачи «Лесные тропинки», где выступят редакции программ «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье». Зрители смогут задать вопросы по интересующим их темам.

   А сам проект и его реализация должны расширить знания детей о природе, вызвать интерес и бережное отношение к ней.

   Считаю, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.

2. Общая модель реализации проекта.

Ожидаемый

результат

Способ

реализации

Цель

Задачи

Проект

3.   Цели:

1. На основе расширяющихся и углубляющихся знаний способствовать формированию у детей восприятию мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты.

2. Помочь осознать роль человека как сына природы и её главной преобразующей силы, значимой для микро-и-макросоциальных процессов.

3. Обучать выражению своего отношения к изучаемой природной системе методом проектирования через изобразительную и практическо- поисковую деятельность.

4.  Задачи:

1. Знакомить со  взаимосвязями между растениями и животными в лесу; условиями приспособления живых организмов к окружающей среде и влиянии неживой природы на живой организм.

2. В рамках проектной деятельности дать возможность каждому ученику реализовать творческие замыслы, учить работать в команде, проявляя познавательный интерес.

3. Воспитывать стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе, желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения; соблюдать правила охраны здоровья.

5.  Характеристика проекта:

- интегрированный (взаимосвязь экологического, валеологического, фенологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;

- долгосрочный, состоит из блоков: осень, зима, весна, лето, каждый из которых может реализовываться автономно, в виде краткосрочных и среднесрочных проектов (что мы и осуществили, разработав и выполнив проект по блокам: зима и весна);

- предполагает работу творческих групп по интересам;

- совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса природоведения;

- комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый, природоохранный, здоровьесберегающий);

- применение в разных сферах: школа, семья, досуг.

6. Способы решения проекта.

1. Составить план работы над проектом.

2. Определить сроки его реализации.

3. Провести основные мероприятия проекта.

4. Подвести итоги проекта.

7. Участники и партнёры проекта.

      родители

      учитель

Программа «Здоровье»

1. Луцев В.

2. Стрючков Т.

3. Шатова Ю.

4. Шименёв В.

Программа «Диалоги о животных»

1. Калашников А.

2. Струков А.

3. Жданова К.

4. Цапков П.

Программа «Клуб путешественни-

ков»

1. Будченко К.

2. Симонян М.

3. Ковалёв А.

4. Тонких А.

Программа «Прогноз погоды»

1. Азиатцев А.

2. Савёлова А.

3. Терских А.

4. Чугаёв В.

инициативные группы

школьный врач и медсестра

  участники и        партнёры    проекта

школьный библиотекарь

 

        

8. Структура проекта:

- эколого- фенологический компонент:

блок «Зима в лесу»: выявление признаков наступления зимы в лесу и в природе, предсказание погоды по народным приметам; поиск информации о способах зимовки диких животных, подкормка зимующих птиц;

блок «Весна в лесу»: определение основных признаков весенних изменений в лесу и в природе, предсказание погоды по народным приметам; наблюдение за ростом растений (развитием почек, облиствением, цветением), встреча перелётных птиц (изготовление скворечников), природоохранная акция «Защитим первоцветы»;

- валеологический компонент:

блок «Зима в лесу»: поиск информации о средствах, способах и методах сохранения и укрепления собственного здоровья (о закаливании, витаминах, значении зарядки и спорта, о профилактике простудных заболеваний и пр.), соблюдение мер безопасности на зимних водоёмах;

блок «Весна в лесу»: подбор информации об использовании целительных свойств растений (подорожник, чистотел и др.), отработка умений в оказании первой медицинской помощи при ушибах, порезах, укусах животных, закрепление представлений о правилах гигиены: правильном выборе одежды.

9. Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.

п\п

Что сделать?

Когда?

Кто отвечает?

Что нужно?

1.

Беседа «Я выполняю проект» (что такое проект, этапы, продукт, презентация)

14.11.07.

Учитель

Методические материалы по проектной деятельности.

2.

Знакомство со структурой проекта.

21.11.07.

Учитель, дети.

План-схема проекта.

3.

Родительское собрание:

- ознакомление с методикой организации проектной деятельности детей;

- оптимальные формы возможного участия родителей.

28.11.07.

Учитель, родители.

Обсуждение возможных препятствий в ходе реализации проекта и пути их преодоления.

Второй этап (планирование деятельности).

1.

Деление на творческие группы. Определение задач каждой.

29.11.07.

Учитель, дети.

Обозначить круг интересующих вопросов.

Третий этап (практически-деятельностный).

1.

Выделение направлений поиска информации.

29.11.07.

Учитель, дети.

Выступления ответственных групп по плану сбора информации.

2.

Зимняя и весенняя экскурсии в лес.

12.12.07.

12.03.08.

Учитель,дети,

родители.

Фотоаппарат.

3.

Работа в читальном зале библиотеки:

- составление картотеки народных примет «Шкатулка зимних примет»;

- оформление «Букета весенних примет»;

- подготовка репортажей из леса.

Декабрь-

февраль.

Март- апрель.

Инициативная группа «Прогноз погоды»

1. Собрать материал.

2. Красочно оформить собранную информацию.

3. Написать статьи.

4.

Подготовка фотоальбома «Зимушка-зима».

Декабрь-

февраль.

Инициативная группа «Клуб путешественников»

Оформить фотоальбом, подобрать комментарии.

5.

Выполнение рисунков на тему «Приход весны»

Март.

Инициативная группа «Клуб путешественников»

Организовать выставку рисунков.

6.

Наблюдение за ростом растений с выводами об экологических проблемах.

Март-апрель.

Инициативная группа «Клуб путешественников»

Сделать знаки для «Книги жалоб леса».

7.

Работа в читальном зале библиотеки:

- организация выставки детских книг «Как зимуют животные»;

- подготовка сообщений о необходимой помощи человека животным.

Январь.

Январь.

Инициативная группа «Диалоги о животных»

1.Сделать кормушки для птиц.

2. Выпустить листовки «Птичья столовая».

3. Организовать акцию «Покормите птиц зимой».

8.

Подготовка сообщений «Жизнь зверей весной», «Встреча птиц», «Насекомые весной».

Март-

Апрель.

Инициативная группа «Диалоги о животных».

1. Оформить альбом.

2. Сделать скворечники.

9.

Беседа со школьным врачом и медсестрой о здоровьесберегающих факторах.

19.12.07.

Инициативная группа «Здоровье»,

врач, медсестра.

Подготовить вопросы по заданной проблеме.

10.

Оформление журнала «Здоровье» (выпуск «Зима», «Весна»).

Декабрь-

апрель.

Инициативная группа «Здоровье».

Оформить альбом.

11.

Презентация проекта в « прямом эфире» телепередачи «Лесные тропинки».

29.04.08.

Все инициативные группы, родители, учитель, гости-учащиеся 2-х классов.

Представить весь собранный материал.

10. Возможные препятствия и пути их преодоления.

1.

Низкая активность уч-ся в работе над проектом.

Проводить экскурсии в лес, парк, на луг.

Посетить зоопарк в г. Белгороде.

Рассмотреть коллекцию цветов в цветочных магазинах нашего города.

2.

Затруднения в отборе материала и его оформлении.

Использовать помощь родителей.

3.

Слабые знания уч-ся о том, как нужно укреплять своё здоровье.

Использовать дополнительную литературу об укреплении здоровья, посетить спортивный комплекс.

4.

Неуверенность, боязнь детей в ходе подготовки к презентации.

Провести занятия с психологом школы.

11. Экономическое обоснование проекта.

  1. Необходимо закупить:

1.

Два альбома для рисования

40 рублей

2.

Краски оформительские

25 рублей

3.

Белая печатная бумага (30 листов)

20 рублей

4.

Файлы (30 штук)

30 рублей

5.

Папки- скоросшиватели (4 штуки)

25 рублей

6.

Распечатка фотографий

70 рублей

ИТОГО

210 рублей

  1. Материалы к презентации подготовить силами членов инициативных групп и родителей.
  2. Источники финансовых средств:

- средства от проведения ярмарки- продажи печёных изделий «Зелёная Планета»;

- спонсорская помощь родителей.

11. Ожидаемый результат.

  1. Активизация экологического образования и воспитания среди учащихся начальной школы:

- системы экологических знаний;

- экологического мышления;

- культуры чувств;

- культуры поведения;

2. Переход от теории к практике: учащиеся должны не только знать, что нужно беречь природу, но и пытаться ей помочь.

3. Формирование основ краеведения.

4. Систематизация проведения экологических акций в школе.

12. Последействие проекта.

  1. В 2008 – 2009 учебном году продолжить экологическую работу, вовлекая в неё учащихся 1-х, 2-х классов.
  2. В рамках экологических недель проводить акции: «Берегите ёлочку», «Покормите птиц», « Каждой пичужке – своя избушка», «Сиреневая аллея», «Берегите первоцветы»; праздники: «Эти забавные животные», «Мир птиц», «Встречай с любовью стаи птичьи».
  3. Оформить сборник творческих работ младших школьников на экологическую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Рабочая программа экологического объединения "Тропинка"

Предлагаю вашему вниманию Рабочую  программу  экологического объединения "Тропинка" для учащихся 3-4 классов...

Экологический марафон «Тропинками родного края»

Цель привлечь внимания к актуальным экологическим проблемам своего края Основные задачи:1) развитие мышления, расширение природоведческого кругозора;2) воспитание экологической культуры;3) развит...

Экологический проект Тропинка доброты

В течение всего года ребята первого класса работали над проектом Тропинка в тундру. Они сделали кормушки для птиц, принимали участие в уборке прибрежной терртории села Салемал, и еще много очень нужны...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологический квест «Тропа эколога»

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной, внеурочной и внешкольной работы по экологическому образованию младших  школьников (возраст 7-11 лет). Методи...