урок окружающего мира по УМК "Школа России" 4 класс "Конференция "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Лес и человек" проводится в нетрадиционной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лес и человек».

Цели: 

1. Раскрыть роль леса в природе и жизни людей; показать важность рационального использования и охраны лесов; сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.

2. Знакомить с редкими растениями и животными леса и их охраной.

3. Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Форма проведения:

конференция.

Оборудование:

Карта «Природа России», карта Белгородской области, плакат «Деревья», блок – схема «Значение леса», знаки, эмблема, жетоны –деревья, трибуна, картина вырубки, папка «Свод законов природопользования», игрушка – сова.

Ход урока.

1. Оргмомент.

  1. Приветствие.
  2. Сегодня наш урок пройдёт в виде КОНФЕРЕНЦИИ. Это латинское слово. В переводе означает: собрание, совещание для обсуждения важных вопросов. А вопросы, действительно, будут очень важными, так как мы изучаем раздел «Природа России».
  3. Вот и сегодня мы будем обсуждать эту проблему, говоря как о России в целом, так и о нашей области – её неотъемлемой части. Все мы будем представлять «КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ» с полной ответственностью взяв эмблему ВСЕМИРНОГО ФОНДА ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ (показ).
  4. Тема конференции (читают хором с доски): «Лес и человек».
  5. Вопросы для обсуждения:

- Знаете ли вы, что…

- Спасатели леса.

- Жалобная книга леса.  

  1. Для удобства работы мы делимся на «ОТДЕЛ ПО ОХРАНЕ РАСТЕНИЙ» и «ОТДЕЛ ПО ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ».
  2. Определите свои задачи.
  3. И все мы в конце урока ответим на главный вопрос: «Что мы сажаем, сажая леса?»
  4. Если вы справитесь с этой задачей, то наша мудрая гостья – сова (показ) посвятит вас в ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ и откроет одну из тайн этого объединения. Старайтесь активно работать, чтобы у каждого к концу урока появилось хотя бы одно деревце – жетон.

2. Проверка домашнего задания. Творческие задания.

  1. Переходим к обсуждению первого вопроса. Назовите тему предыдущего урока. («Леса России» )
  2. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И, действительно, зона лесов занимает больше половины территорииРоссии . Покажите зону лесов и назовите её составные части, коротко охарактеризовав каждую.(Работа с картой России).
  3. Этот материал вам хорошо знаком с прошлого урока. Трое ребят получили творческое задание: рассказать о лесах Белгородской области.(Выступления детей)

3. Изучение нового материала.

  1. Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о заповедных зонах, об исчезающих животных? (Они требуют защиты.)
  2. Ваша следующая задача – убедить всё человечество в необходимости защиты лесов. Переходим к следующей рубрике «Спасатели леса».
  3. Представители отделов берут конверты с заданиями:

- Рассказать о роли леса в природе и жизни людей (учебник, стр. 106 – 107)

- Рассказать об экологических проблемах в зоне лесов (стр. 107 – 109)

Дети изучают материал самостоятельно.

  1. Выступление «ОТДЕЛА ПО ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ» с информацией о роли леса. Вывешивание  блок – схемы:

         Лес –

Защитник воздуха

Защитник водоёмов

Защитник почвы

Место отдыха человека

Источник ягод, грибов, лек. растений

Дом для животных

Источник древесины

Пища для животных  

4. Физминутка.

Чемпионы по выделению фитонцидов – хвойные деревья. В молодом сосновом бору и в кедровых лесах воздух, практически, стерилен. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, особенно со слабыми лёгкими. Но, чтобы дыхание принесло пользу. Мы должны правильно дышать. Не через рот. А через нос. Болезнетворные бактерии убиваются с помощью выделяемого слизистой оболочкой носа вещества – лизоцима. Мы сейчас изучим дыхательную гимнастику.

1 упражнение: 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю по очереди.

2 упражнение: при выдохе постукивать по крыльям носа указательными пальцами.

  1. Выступление «ОТДАЛА ПО ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ».

Вывешивание блок – схемы:

Экологические проблемы-

Вырубка

Браконьерство

  1. Мы открываем последнюю рубрику «Жалобная книга леса» . проанализировав жалобы – знаки, озвучив их, вы составите «Свод законов о природопользовании», внеся туда свои добавления.

Выступления детей.

5. Итог урока.

  1. Наша конференция завершает свою работу. И мы отвечаем на главный вопрос: «Что мы сажаем, сажая леса?»
  2. Звучит стихотворение «Что мы сажаем, сажая леса?». Дети отвечают на вопрос.
  3. Смех совы. Она довоьна вашей работой и посвящает вас в юные экологи, открыв один из секретов этих ребят. С сегодняшнего дня и мы будем стараться жить под этим девизом:

МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ!

МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ!

НЕТ ЛЕСА – ПОСАДИ!

Что вы можете сделать уже сегодня, следуя этому девизу?

(ответы детей)

В знак начала работы – прикрепите свои деревца на эту вырубку. Пусть она зазеленеет! А все, кто её украсил, получают «5».

6. Задаётся домашнее задание по страницам учебника. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"

В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...

Урок окружающего мира во 2 классе "Строение тела человека"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС, содержит конспект урока и мультимедийную презентацию....

Урок окружающего мира в 4 классе "Как узнать человека" ( Программа "Школа 2100")

Использую технологию проблемно-диалогического обучения – важнейшее направление реализации Образовательной программы “Школа-2100». При проблемном введении материала методы постановки проблемы об...

Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...