Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

сметанникова наталья юрьевна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программме "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir-rabochaya.doc104 КБ
Microsoft Office document icon okr.mir_s_uud.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа   предмета «Окружающий мир» для 2 класса на 2011-2012 учебный год разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ ных оценивать своё место в окружающем мире и участво вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож ностями для формирования у младших школьников фунда мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже нию окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых результатов имеет организация проектной деятель ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе  отводится 2ч в неделю. Курс рассчитан на   68 часов (34 учебные недели).

Основные требования к знаниям, умениям

 и навыкам  обучающихся к концу 2 класса

Обучающиеся должны знать:

  1. неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своём посёлке; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  2. строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  3. имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  4. основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности; равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
  5. названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

  1. различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продлённого дня; выполнять правила поведения в природе;
  2. различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продлённого дня;
  3. выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  4. использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  5. определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  6. приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред ставления информации для создания моделей изучаемых объ ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу ющие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас сификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

1. . Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник. 2 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение,2011.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение,2011.

4. Плешаков А.А, Гара Н.Н.,Назарова  З.Д. Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010.

5. Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс.

6. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель:Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2010.

7. Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение,2010.

8. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2010.

Электронные учебные пособия.

1. Электронное сопровождение  к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.

Технические средства обучения.

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Персональный компьютер.

Оборудование класса.

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Полки для книг.

 

Содержание тем учебного курса.

Где мы живем (4 ч)

      Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.
      Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа  (20 ч)

      Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
      Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
       Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
      Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
      Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
      Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
      Сезонные изменения в природе: осенние явления.
      Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
      Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
      Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
      
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
      
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села (10 ч)

      Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
      Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
       Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
      Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
      Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
      Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
      Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
      Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
      Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
      
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность (9 ч)

      Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
      Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
      Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
      Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
      Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
      
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч) 

      Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
      Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
      Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
      
Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч) 

      Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
      Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
      Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
      Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
      Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
      Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
      
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
      
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Раздел

Кол-во экскурсий

Кол-во практических работ

Природа

1

4

Жизнь города и села

2

-

Здоровье и безопасность

-

1

Общение

-

1

Путешествия

2

2

Контрольно-измерительные материалы в соответствии с программой формирования универсальных учебных действий.

Список рекомендуемой для учащихся литературы.

1.Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник. 2 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение,2011.

2.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель:Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2010.

3. Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение,2010.

4. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2010.

5. Электронное сопровождение  к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.

6.Интернетсайты:

kinder.ru — сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов;
agakids.ru — детский поисковик, всё для детей;
predkov.net — детский сайт;
child-cat.ru — разные детские ресурсы интернета;
geocities.com — большая коллекция оригинальных головоломок, задач с подвохом, загадок и викторин для детей;
ynpress.ru — иллюстрированные странички с рассказами об исторических местах города Москвы для детей;
babybooks.narod.ru — познавательный сайт для маленьких детей, где можно не только увидеть изображения домашних животных, но и послушать, как они говорят;
whitewolf.co.ua — сайт обо всём, что интересно детям;

kindergarden.ykt.ru — кроссворды и викторины, всё интересное детям;




Предварительный просмотр:

№ п.п

Тема урока

(этап проектной или исследовательской

деятельности)

Дата

Тип

урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее
задание

Где мы живем (2 ч)

1

Твой адрес

в мире

Комбинированный

Название нашей планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн)

Знать:

название нашей планеты;

– родной страны и ее столицы;

– региона, где живут учащиеся.

Уметь:

– называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира;

– давать устное описание объектов окружающего мира

Фронтальная беседа

Труд, отдых в семье

с. 5–7

2

Что нас

окружает

Комбинированный

Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т. д. Отличие объектов природы от созданных человеком

Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Проверочная работа

Понятие «экология»

с. 8–13

Природа (21 ч)

3

Неживая

и живая
природа

Комбинированный

Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе

Знать:

– названия времён года;

– основные свойства воздуха и воды;

– общие условия, необходимые для жизни растений и животных.

Уметь различать объекты природы

и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы

Текущий. Решение кроссвордов

с. 14–15

4

Явления
природы

Комбинированный

Природные явления. Сезонные изменения в природе

Знать:

– понятие «явления природы»;

– основные свойства воздуха и воды.

Уметь:

– различать объекты природы

и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы;

– определять признаки сезонных изменений в природе;

– определять температуру воздуха, воды и тела человека

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

с. 16–17

5

Как измеряют температуру?

Практическая работа

Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты

с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха, воды

Знать:

– понятие «температура»;

– правила измерения температуры;

– названия времён года.

Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека

Текущий. Индивидуальный опрос

с. 18–19

6

Что такое погода?

Комбинированный

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Знать:

– понятие «погода»;

– названия времён года;

– названия осенних месяцев;

– основные свойства воздуха и воды.

Уметь: 

– отмечать погоду в дневнике наблюдений;

– определять признаки сезонных изменений в природе;

– определять температуру воздуха, воды и тела человека

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Погода, предсказание погоды

с. 20–23

7

Урок-экскурсия «В гости к осени»

Урок-экскурсия

Особенности времен года

(на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе

Знать правила поведения на экскурсии.

Уметь:

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой

и живой природе;

– выполнять правила поведения в природе

Фронтальная беседа. Тест

Погода, предсказание погоды

Тетрадь,

с. 13, № 1

8

В гости

к осени

Комбинированный

Особенности времен года
(на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие

от изделий). Понимание связи неживой и живой природы

Знать:

– признаки осени;

– названия осенних месяцев;

– основные свойства воздуха и воды.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой

и живой природе

Проверочная работа

Погода, предсказание погоды

с. 24–29

9

Звёздное

небо

Комбинированный

Земля – планета

Знать:

– понятия «звездное небо»;

– «созвездие».

Уметь:

– работать с картой звездного неба;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете

Текущий. Решение кроссвордов

Солнце – небесное тело, источник света

и тепла

с. 30–33

10

Заглянем в кладовые земли

Практическая

работа

Неживая и живая природа
(различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий).

Понимание связи неживой и живой природы

Знать:

– понятия «горная порода»

и «минералы»;

– названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала);

– состав гранита.

Уметь различать объекты природы

и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Полезные ископаемые.

с. 34–37

11

Про воздух

Комбинированный

О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами

Знать:

– основные свойства воздуха

и воды;

– общие условия, необходимые для жизни растений и животных.

Уметь:

– определять свойства воздуха;

– определять признаки сезонных изменений в природе;

– определять температуру воздуха, воды и тела человека

Текущий. Индивидуальный опрос

Свойства воздуха

с. 38–41

12

И про воду

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды

Знать, где используется вода, как

и почему она загрязняется.

Уметь: 

– называть свойства воды;

– роль воды для живой природы;

– называть очистительные сооружения

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Свойства воды

с. 42–45

13

Какие бывают растения?

Практическая

работа

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие)

Знать:

– чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы;

– лиственные и хвойные деревья;

– 2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу.

Уметь:

– определять растения;

– называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие)

Фронтальная беседа. Тест

Красная книга

с. 46–49

14

Какие бывают животные?

Комбинированный

Животные: разнообразие
(насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности).

Взаимосвязь растений и животных

Знать:

– общие условия, необходимые для жизни животных;

– особенности внешнего вида животных и растений;

– особенности ухода за домашними животными;

– меры безопасности при общении с животными;

– 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу.

Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера

Проверочная работа

с. 50–53

15

Невидимые нити

Комбинированный

Связи между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой

Знать понятие «невидимые нити

в природе».

Уметь устанавливать взаимосвязи

в природе

Текущий. Решение кроссвордов

Невидимые нити

с. 54–57

16

Невидимые нити в осеннем лесу

Комбинированный

Особенности времен года

(на основе наблюдений). Взаимосвязь растений и животных.

Правила поведения в природе

Знать понятие «невидимые нити

в природе».

Уметь устанавливать связи между: а) растениями и животными;

б) грибами и животными;

в) грибами и растениями

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы

с. 58–61

17

Дикорастущие и культурные растения

Комбинированный

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

Дикорастущие и культурные растения родного края
(различие)

Знать дикорастущие и культурные растения.

Уметь:

– делить растения на дикорастущие
(деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные);

– различать части растений, отображать их на рисунке;

– оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её
охране

Текущий. Индивидуальный опрос. Тест

Красная книга

с. 62–65

18

Дикие и домашние животные

Комбинированный

Деление на домашних и диких животных. Особенности жизни, питания, ухода,

выращивание детёнышей

Знать:

– общие условия, необходимые для жизни животных;

– особенности внешнего вида животных и растений;

– особенности ухода за домашними животными;

– меры безопасности при общении с животными.

Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Красная книга

с. 66–69

19

Комнатные растения

Практическая

работа

Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).
Дикорастущие и культурные растения родного края
(различие)

Знать особенности выращивания комнатных растений.

Уметь выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений

Проверочная работа

с. 70–73

20

Животные

живого уголка

Комбинированный

Животные: разнообразие
(насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных

Знать:

– представителей живого уголка;

– правила ухода за животными живого уголка.

Уметь правильно ухаживать за животными живого уголка

Фронтальная беседа. Тест

Представители живого уголка

с. 74–77

21

Про кошек

и собак

Комбинированный

Ответственность за животных, бережное отношение к животным.

Наиболее распространенные породы кошек и собак

Знать:

– породы кошек и собак;

– правила ухода за животными живого уголка.

Уметь:

– называть редкие породы кошек и собак;

– характеризовать условия жизни кошек и собак

Текущий. Решение кроссвордов

Редкие породы кошек и собак

с. 78–81

22

Красная
книга

Комбинированный

Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу.

Охрана природных богатств

Знать:

– историю создания Красной книги;

– 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Выполнять правила поведения в природе

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Красная книга
России

с. 82–85

23

Будь природе другом

Урок-КВН

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу.

Охрана природных богатств

Знать 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Уметь: 

– объяснять экологические знаки;

– выполнять правила поведения в природе

Текущий. Индивидуальный опрос

Понятие «экологические знаки»

с. 86–89

Жизнь города и села (11 ч)

24

Город и село

Комбинированный

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать:

– понятия «город» и «село»;

– названия строительных машин;

– примеры различных видов транспорта;

– составные части экономики;

– названия товаров;

– понятия: «торговля», «гастроном»,

«культурное учреждение», «образовательное учреждение».

Иметь первоначальные представления о жизни города и села, об отдельных производственных процессах

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Важные сведения из истории родного края

с. 96–99

25

Что такое экономика

Комбинированный

Человек – член общества. Неживая и живая природа
(различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Знать:

– понятие «экономика»;

– названия строительных машин;

– примеры различных видов транспорта;

– составные части экономики;

– названия товаров.

Иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах

Фронтальная беседа

Экономика. Отрасли экономики. Взаимосвязь отраслей

с. 100–103

26

Из чего что сделано

Комбинированный

Неживая и живая природа

(различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Знать:

– материалы и объекты труда;

– составные части экономики;

– названия товаров;

– названия профессий.

Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары

Проверочная работа

Производство

чугуна,

стали, бумаги

с. 104–109

27

Как построить новый дом

Комбинированный

Неживая и живая природа
(различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Знать:

– названия строительных машин;

– этапы строительства дома;

– названия профессий.

Уметь рассказывать о строительстве домов в городе и селе

Текущий. Решение кроссвордов

Строительство
в городе

с. 110–113

28

Какой бывает транспорт

Комбинированный

Человек – член общества. Неживая и живая природа
(различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Знать:

– понятие «транспорт»;

– виды транспорта.

Уметь приводить примеры различных видов транспорта

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Виды транспорта

с. 114–117

29

За покупками

Урок-игра

Неживая и живая природа
(различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Знать:

– названия товаров;

– понятия «торговля», «гастроном»;

– названия профессий.

Уметь:

– классифицировать товары;

– характеризовать процессы «купли-продажи»

Текущий. Индивидуальный опрос

Классификация товаров

с. 118–121

30

Культура и образование

Комбинированный

Понятие о культурных и образовательных учреждениях

Знать:

– понятия «культура», «образование», «культурное учреждение»,

«образовательное учреждение»;

– названия профессий.

Уметь называть профессии в сфере образования и культуры

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Специальности и профессии

с. 122–125

31

Все профессии важны

Комбинированный

Важность и значимость каждой профессии

Знать:

– названия профессий;

– особенности труда людей родного края.

Уметь:

– называть профессии своих родителей;

– охарактеризовать 2–3 профессии

Фронтальная беседа. Тест

Особенности труда людей родного края, профессии

с. 126–129

32

В гости

к зиме

Урок-экскурсия

Времена года. Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий)

Знать: 

– признаки сезонных изменений в природе зимой;

– названия зимующих птиц.

Уметь проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе

Проверочная работа

тет-
радь,

с. 51, № 1

33

В гости

к зиме

Комбинированный

Особенности времен года
(на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Жизнь птиц зимой

Знать: 

– как растения и животные готовятся к зиме;

– понятие «природное сообщество елового леса».

Уметь называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом

Текущий. Решение кроссвордов

Природное сообщество елового

леса

с. 130–137

34

Невидимые нити в зимнем лесу

Комбинированный

Особенности времен года
(на основе наблюдений). Неживая и живая природа
(различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы,

отличие от изделий).

Понимание связи неживой и живой природы.

Характерные признаки зимы в неживой природе

Знать понятие «невидимые нити».

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой

и живой природе

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Возможные способы участия младших

школьников

в природоохранительной деятельности.

с. 138–141

Здоровье и безопасность (10 ч)

35

Строение тела человека

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать:

– основные системы органов человека, их роль в организме;

– правила сохранения и укрепления здоровья;

– понятие «здоровый образ жизни».

Уметь:

– определять органы человека;

– рассказывать о функции основных систем органов строения человека

Текущий. Индивидуальный опрос

с. 6–9

36

Если хочешь быть здоров

Урок – путешес- твие по городу «Здоро-вейску»

Режим дня школьника.
Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение
(на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре).

Правила организации домашней учебной работы

Знать:

– правила сохранения и укрепления здоровья;

– понятие «здоровый образ жизни»;

– режим дня, режим питания, профилактику болезней.

Уметь:

– выполнять режим дня, режим питания;

– вести здоровый образ жизни

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

с. 10–13

37

Поговорим

о болезнях

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Режим дня школьника.

Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья

Знать:

– понятие «болезнь»;

– правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь проводить профилактику болезней

Фронтальная беседа

Специальности врачей

с. 14–17

38

Берегись

автомобиля!

Урок-КВН

Правила личной гигиены,
охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение
(на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре).

Правила движения по загородной дороге

Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД.

Уметь выполнять правила дорожного движения

Проверочная работа

с. 18–21

39

Берегись

автомобиля!

Урок-игра

Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение
(на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

Знать:

 правила поведения на дороге,
в транспорте;

– дорожные знаки ПДД.

Уметь выполнять правила дорожного движения

Текущий. Решение кроссвордов.

Тест

с. 22–25

40

Домашние опасности

Комбинированный

Меры безопасности в домашних условиях

Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами.

Уметь выполнять правила безопасного поведения дома

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

с. 26–28

41

Пожар

Комбинированный

Противопожарная безопасность.

Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение

(на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

Знать:

– правила безопасности, которые надо соблюдать дома;

– правила противопожарной безопасности;

– правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире.

Уметь выполнять правила безопасного поведения дома

Текущий. Индивидуальный опрос

с. 29–31

42

Лесные опасности

Урок-заочное путешествие

Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение

(на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

Знать:

– лесные опасности;  

– съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения;

– правила экологической безопасности.

Уметь:

– правильно вести себя на природе;

– выполнять правила поведения у водоёмов

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды, жалящие насекомые

с. 32–33

43

Как нужно купаться

Комбинированный

Правила безопасного поведения на воде.

Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение

(на дорогах, в лесу,
на водоеме, при пожаре)

Знать:

– правила экологической безопасности,

– как вести себя на природе;

– правила поведения у водоёмов.

Уметь выполнять правила поведения у водоема

Фронтальная беседа. Тест

с. 34–35

44

Очень подо-зрительный тип…

Комбинированный

Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми.

Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение
(на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре)

Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с  незнакомые люди.

Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми

Проверочная работа

с. 36–41

Общение ( 5 ч)

45

Наша дружная семья

Комбинированный

Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд

и отдых в семье.

Внимательные и заботливые отношения между членами семьи

Знать понятия «культура общения», «семья».

Уметь выполнять элементарные

нормы общения в семье, в школе

Текущий. Решение кроссвордов

Опыт общения со сверстниками и взрослыми.

с. 46–49

46

В школе

Комбинированный

Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья.

Совместные игры, учеба, отдых.

Инсценировка школьных ситуаций

Знать:

– понятия «культура общения»;

– элементарные нормы общения в семье, в школе.

Уметь применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Использование до-ступных детям источников информации

с. 50–53

47

Правила вежливости

Комбинированный

Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Вежливые слова.

Культура телефонного разговора.

Понятие «культура поведения»

Знать:

– понятие «культура общения»;

– правила вежливости.

Уметь:

– выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе;

– выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах

Текущий. Индивидуальный опрос

с. 54–57

48

День рождения

Комбинированный

Правила поведения в гостях и приём гостей.

Как вести себя за столом

Знать понятие «культура общения».

Уметь:

– выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе;

– выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах

с. 58–61

49

Мы – зрители и пассажиры

Комбинированный

Культура поведения в общественных местах.

Правила для пассажиров

Знать понятия «зрители», «пассажиры», «культура общения».

Уметь выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре

Фронтальная беседа. Тест

с. 62–65

Путешествия (18 ч)

50

Посмотри

вокруг…

Комбинированный

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса.

Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта

Знать:

– понятие «горизонт»;

– условные обозначения сторон горизонта.

Уметь:

– ориентироваться на местности

с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности

Проверочная работа

с. 70–73

51

Для чего нужен компас?

Комбинированный

Определение сторон горизонта по компасу

Знать:

– правила определения сторон горизонта с помощью компаса;

– условные обозначения сторон горизонта.

Уметь:

– ориентироваться на местности

с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки

Текущий. Решение кроссвордов

История создания компаса

с. 74–75

52

Формы земной поверхности

Комбинированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги

(узнавание в природе, на рисунке, карте)

Знать:

– формы земной поверхности;

– условные обозначения сторон горизонта.

Уметь:

– ориентироваться на местности

с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Строение холмов и гор. Поверхность своего края

с. 76–79

53

Водоёмы

Комбинированный

Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Знать:

– понятие «водоем»;

– правила поведения у водоемов.

Уметь:

– ориентироваться на местности с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– различать по карте и показывать различные водоемы

Текущий. Индивидуальный опрос

Части реки: исток, устье, приток

с. 80–83

54

В гости

к весне

Комбинированный

Особенности времен года
(на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе

Знать признаки весны.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой

и живой природе

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Погода

с. 84–87

55

В гости

к весне

Урок-экскурсия

Особенности времен года
(на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе

Знать:

– названия времен года;

– названия весенних месяцев, весенние явления;

– три названия раннецветущих растений.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

Фронтальная беседа. Тест

Погода

тет-
радь,

с. 36, № 1

56

В гости

к весне

Комбинированный

Изменения в живой природе весной.

Связь живой и неживой природы

Знать:

– названия весенних месяцев, весенние явления;

– три названия раннецветущих растений.

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой

и живой природе весной

Проверочная работа

Погода

с. 88–89

57

Путешествие по родной стране

Комбинированный

Изображение нашей страны на карте.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта).

Россия – наша Родина.

Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте

Знать:

– название родной страны;

– условные обозначения сторон горизонта;

– Ф. И. О. первого космонавта, 2–3 созвездия.

Уметь:

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

– показывать на карте город Моск-
ву – столицу России, называть 2–3 достопримечательности;

– показывать на карте границы России, 1–2 города, столицу России, родной город

Текущий. Решение кроссвордов. Тест

Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта

с. 90–93

58

Что такое карта и как её читать?

Комбинированный

Работа с готовыми моделями (глобус, карта).

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Знать:

– понятие «карта»;

– условные обозначения на карте.

Уметь:

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,
реки;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

– показывать на карте город Москву – столицу России, границы России, 1–2 города, столицу России, родной город

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

История создания карты

с. 94–95

59

Путешествие по Москве

Урок-заочная экскурсия

Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта)

Знать:

– столицу России;

– правила работы с картой.

Уметь:

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;

– показывать на карте город Москву – столицу России, границы России, 1–2 города, столицу России, родной город

Текущий. Индивидуальный опрос

Названия основных достопримечательностей Москвы

с. 96–99

60

Московский кремль

Комбинированный

Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта)

Знать достопримечательности Москвы.

Уметь: 

– показывать на карте город Москву – столицу России;

– называть 2–3 достопримечательности

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Красная площадь

с. 100–105

61

Город на Неве. Путешествие по Оке

Комбинированный

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте

Знать достопримечательности города на Неве.

Уметь:

 показать на карте город на Неве;

– называть 2–3 достопримечательности

Фронтальная беседа

Достопримечательности

с. 106–115

62

Путешествие по планете

Комбинированный

Глобус. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать:

– правила работы с картой и глобусом;

– условные обозначения на карте

и глобусе;

– условные обозначения сторон горизонта.

Проверочная работа

История создания глобуса

с. 116–121

63

Путешествие по планете

Комбинированный

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Уметь:

– ориентироваться на местности с помощью компаса;

показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

различать по карте и показывать различные формы земной поверхности

Текущий. Решение кроссвордов

с. 122–125

64

Страны мира

Комбинированный

Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта)

Знать страны мира.

Уметь:

– ориентироваться на местности

с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки, 1–3 страны, столицу

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Страны и народы мира

с. 126–131

65

Страны мира

Комбинированный

Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта)

Знать страны мира.

Уметь:

– ориентироваться на местности

с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,

реки, 1–3 страны, столицу

Текущий. Индивидуальный опрос.

Тест

тет-
радь,

с. 60, № 4

66

Путешествие в космос

Урок-

игра

Земля – планета. Работа с готовыми моделями (глобус, карта).

Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать фамилию первого космонавта, 2–3 созвездия.

Уметь работать с картой звездного неба

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

Солнце – небесное тело, источник света

и тепла

с. 132–135

67

Впереди лето

Комбинированный

Познакомить с признаками лета.

Правила купания, загара.

Помощь при ожогах

Знать:

– правила поведения у водоёмов;

– названия времен года;

– названия летних месяцев;

– правила безопасности, которые

надо соблюдать во время летнего отдыха.

Уметь:

– ориентироваться на местности с помощью компаса;

– показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– различать по карте и показывать различные формы земной поверхности

Проверочная работа

с. 136–137

Заключение (1 ч)

68

Что мы узнали и чему научились за год?

Урок-обобщение

Обобщить знания, полученные детьми за год

Уметь применять полученные знания на практике

Фронтальная беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России,  ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...