Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Смолина Ирина Александровна
Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивительного вещества – воды!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме:

                           «Удивительное вещество – вода».

Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

ГБООУ АО «Санаторно-лесная школа»

Цели урока:

  1. Актуализация знаний по предмету «физика» (7 класс) и «окружающий мир» (3 класс);
  2. Создать условия для открытия учащимися свойств воды;
  3. Обеспечить условия для формирования у учащихся практических умений ставить опыты, вести наблюдения и делать соответствующие выводы, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
  4. Помочь понять учащимся необходимость и важность воды в жизни всей планете и для самого себя.

Задачи урока:

  1. Познавать себя и свои возможности, чтобы эффективнее организовать свою работу;
  2. Учиться самостоятельно мыслить и рассуждать, делать логические выводы.

Оборудование: На каждый стол: стакан с водой, пустые сосуды разной формы, чайная ложка, полоска бумаги, полоски из пластиковой плёнки, соль, пробирка с кусочком льда .Демонстрационный стол: спиртовка; пробирка с водой, закрытая пробкой; держатель; стакан с водой; спички; шар Паскаля; гальванометр; кювета с водой; два электрода; провода.

Наглядные пособия: На доске: таблицы «Свойства воды», «Состав воды», «Агрегатные состояния воды»; высказывания учёных о воде, изображения различных состояний воды для проведения зрительной гимнастики.Демонстрационный стол: модель кристаллической решётки, глобус.

 Раздаточный материал: эмблемы настроения (весёлое, грустное, равнодушное), 2 чистых ватмана, тесты (отдельно – для 3 и 7 классов), комплект карточек с буквами Т (твёрдое состояние), Ж (жидкое состояние), Г (газообразное состояние).

                                                  ХОД УРОКА

Организационный момент. Посадка учащихся парами (1 ученик – 3 класса, 2 ученик -  ученик 7 класса).

А) Создание благоприятного психологического климата в  классе.

 (проведение дыхательной гимнастики) Дыхательное упражнение «Свеча»

Б) Объявление темы и целей урока. Загадка: Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я. Кто я такая? (вода-Сегодняшний урок мы посвятим воде, откроем часть её секретов, свойств

.II. Актуализация знаний. - Ребята, как вы думаете, что же такое вода?

Чтение стихов о воде. -Действительно, ребята, вода присутствует во всём, что нас окружает. -Как вы думаете, много ли воды на Земле?

-Что у меня в руках? (учитель вращает глобус) )

-Какой цвет преобладает на модели земного шара? (голубой)

-Что он обозначает? (море, океаны, реки)

-Какой можно сделать вывод? (вода занимает большую часть поверхности Земли, а именно ¾ всей поверхности- А где ещё присутствует вода? (в любых живых организмах, в теле человека, в воздухе, в растениях. Вода есть не только на земле, но и над землёй и под землёй. Вода есть в воздухе в виде пара, облаков и туч. Вода есть даже под землёй в виде родников).А присутствует ли вода в теле человека?  (тело человека на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется 2 литра воды. Часть он выпивает, а часть содержится в пище).-Ребята, а где и как можно использовать воду?  (без воды невозможно приготовить пищу, сделать лекарства, бумагу, ткань и т.д. Жизнь без воды невозможна). А кто из вас знает, из чего состоит любое вещество? (из молекул)-А из чего состоит молекула воды? (2 атома водорода, 1 атом кислорода). Учитель показывает соответствующую таблицу на доске . Третьеклассники  изготовляют  молекулу воды при помощи пластилиновых шариков. Семиклассники,  рисуют молекулу воды в тетрадь.

III. Практическая работа. На каждый стол ставится лоток с оборудованием. Ребята под руководством учителя выполняют опыты, изучая свойства воды. Опыт №1: Определить цвет, запах, вкус воды. Опыт №2: определить, обладает ли вода текучестью. Опыт №3: Определить, сохраняет ли вода форму. Опыт №4: определить прозрачность воды. Опыт №5: Определить, растворяет ли вода соль. Опыт №6: Определить, смачивает ли вода бумагу. Опыт №7: Электрическая проводимость воды (демонстрирует учитель). Опыт №8: Невозможность сжать воду ( шар Паскаля).  Таблица«Свойства воды». Учащиеся 7 класса записывают свойства воды в тетрадь. Загадка Я и туча, и туман, Я ручей и океан. Я летаю и бегу, И стекляшкой быть могу.  (Три состояния воды).Эта загадка подтверждает тот факт, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Давайте это проверим. (каждой паре учащихся дают пробирку со льдом. Ребята держат пробирку в руках по очереди)Определение свойства воды. Демонстрация кристаллической решётки

Упражнение на релаксацию ( расслабление). Упражнение « Кораблик».

Продолжение работы по теме. Сообщение о ледяной скале – айсберге.  (предварительное задание для учеников 7 класса) Опыт №9: Определить, что произойдёт со льдом, если его нагреть. (демонстрация опыта учителем) Опыт №10: Превращение воды в пар (нагревается пробирка с водой, закрытая пробкой. Опыт демонстрирует учитель. От чего зависит состояние воды?.Таблица «Агрегатные состояния воды» учащиеся 7 класса записывают   в тетрадь

V. Закрепление. А) Правила бережного отношения к воде, её использования. Составьте правильные утверждения.

Вода                                                  воду напрасно

Не расходуйте                                  одно из главных богатств Земли

Воду                                                  загрязнять воду

Нельзя                                              надо беречь!

Б) Блиц-опрос.

-Какие состояния воды вы знаете? -От чего зависит состояние воды?

-Назовите свойства воды. -Может ли человек прожить без воды?

-Сколько литров необходимо человеку для нормальной жезнедеятельности?

В) Зрительная гимнастика.

В разных углах и по стенам класса развешаны различные рисунки состояний воды: снег, водопад, айсберг, дождь, пар, лужа и т.д. исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти то или иное изображение, названное учителем.

V. Проверка знаний. А) Игра «Определи состояние воды» 

(Каждому ученику раздаётся комплект карточек – Т, Ж, Г)

По итогам игры определяется пара-победитель, которым вручается приз.

Б) Выполнение проверочного теста. 7 класс

3 класс Тест «Вода в природе»

VI. Подведение итогов.

А) Оценивание знаний учащихся.

Б) Декламация стихотворения учеником 3 класса «Берегите воду! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 1-х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕДЛЯ 1-х КЛАССОВПО ТЕМЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Удивительные растения мира"

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Гармония» Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.Тема: Удивительные растения мира....

Конспект интегрированного урока- исследования по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»

Интегрированный урок- исследование по  окружающему миру в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?»( по комплекту "Начальная школа 21 века")  На уроке ведётся подробное исследование для...

Интегрированный урок-исследование (математика – ОБЖ)

Все действия в пределах 100. Правила дорожного движения....

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....