Конспект урока "Планеты солнечной системы" 2 класс "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Литвиненко Лариса Сергеевна

Разработка урока с использованием разнообразных форм: сообщения учеников, работа в группах, работа с учебником, тестовая работа, кроссворд. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_planety_soln_sist.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Окружающий мир», 4 класс

Тема: «Планеты Солнечной системы».

Цель: изучение планет Солнечной системы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них, учить самостоятельно работать с текстом и выделять главное.
  2. Развивать стремление к познанию нового, умение наблюдать, анализировать.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности.

Оборудование: мультимедийная презентация, экран, проектор, сообщения учеников, тексты с описанием планет: Земля, Луна, Нептун, схема “Планеты Солнечной системы», тест «Планеты Солнечной системы».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.

Учитель. Приветствую вас, юные астрономы! Сегодня мы отправимся в космическое путешествие  для изучения планет Солнечной системы.

  1. Проверка домашнего задания.

Сейчас нам предстоит разгадать название нашего космического корабля. Слайд 2. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.

З

В

Е

З

Д

А

А

С

Т

Р

О

Н

О

М

С

П

У

Т

Н

И

К

А

С

Т

Р

О

Н

О

М

И

Я

С

О

Л

Н

Ц

Е

К

О

М

Е

Т

А

     Вопросы к кроссворду:

  1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.
  2. Специалист по астрономии.
  3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты.
  4. Наука о небесных телах.
  5. Ближайшая от Земли звезда.
  6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.

Учитель. Как называется корабль, на котором мы отправимся в космос? (Восток).

Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный двигатель корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое моё высказывание и отвечайте: «верно» или «неверно».

  Земля - это одна из планет Солнечной системы. (Верно).

     Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар. (Верно).

     Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (Неверно).

     Земля движется вокруг Солнца. (Верно).

     Луна – планета Солнечной системы. (Верно).

     Корабль к полёту готов.  Вперёд, к далёким планетам!

III.  Работа над темой урока.

      Сообщение о Меркурии (готовит ученик). Слайд 2.

Меркурий – самая близкая с Солнцу планета. Планета совершает оборот вокруг Солнца за 88 дней. Поэтому её называют самой быстрой планетой. Поверхность меркурия изрыта тысячами кратеров. У планеты нет естественных спутников и атмосферы. Планета названа в честь римского Бога меркурия. Близость планеты к Солнцу, отсутствие атмосферы приводят с тому, что на Меркурии наблюдаются резкие перепады температуры. Самая высокая температура – это 430˚ С.

         Вопросы классу после сообщения:

  1. Что можно сказать о расположении планеты относительно Солнца?
  2. Что напоминает поверхность планеты?
  3. Есть ли у планеты естественные спутники?
  4. Что можно сказать о температуре на планете?

На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение о Венере (готовит ученик). Слайд 3.

Венера – вторая по удалённости планета Солнечной системы. Один оборот вокруг своей оси занимает у планеты 243 суток. Венера относится к числу планет, известных человечеству с древних времён. Венера почти близнец Земле по размерам, но это раскалённая, безводная планета.

Вопросы классу после сообщения:

  1. Каково расположение планеты по отношению к Солнцу?
  2. Что напоминает планета?

На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Учитель. Материал по планете Земля у вас на парте. Слайд 4. Прочитайте и ответьте на вопросы. 

     Вопросы классу после чтения:

  1. Что придаёт планете голубой цвет?
  2. Что защищает землю от ультрафиолетовых лучей и метеоритов?
  3. Благодаря чему стала возможной жизнь на земле?
  4. Есть ли у планеты спутники?

На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Слайд 5.  Учитель.  Прочитайте далее сообщение о Луне и ответьте на вопросы.

Вопросы классу после чтения:

  1. Что такое Луна?
  2. Есть ли жизнь на Луне? Почему?
  3. Что напоминает поверхность Луны?

На схеме  находим Луну, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение о Марсе (готовит ученик). Слайд 6.

Марс – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Эту планету назвали в честь Бога войны за её кроваво – красный цвет. Марс ещё называют красной планетой. Его поверхность покрыта каменистой пылью красного цвета. Когда ветер поднимает эту пыль, получаются розовые облака. Скалы на Марсе содержат большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно – бурым. Поэтому Марс правильнее  называть ржавой планетой.  По диаметру Марс почти в два раза меньше Земли и Венеры. Планета имеет два спутника – Деймос и Фобос.  Для Марса характерен резкий перепад температур: самая высокая - 33˚С, а самая низкая - 139˚С. Планета Марс вызывает у учёных большой интерес. Однако космические зонды не обнаружили там никаких признаков жизни.

Вопросы классу после сообщения:

  1. Какого цвета планета?
  2. Есть ли естественные спутники?
  3. Есть ли жизнь на Марсе? Почему?

На схеме  находим Луну, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение об  Юпитере (готовит ученик). Слайд 7.

Чтобы подробно узнать о планетах, отдалённых от Земли, астрономы запустили в открытый космос телескопы.

Юпитер огромен! Его диаметр больше диаметра Земли в 11 раз. Он может вместить 1300 планет размером с Землю. Юпитер – гигантский газовый шар. Юпитер быстро вращается вокруг своей оси, тратя на 1 оборот 10 часов (Земля 24 часа). Поэтому облака, покрывающие планету вытягиваются в полосы. Юпитер окружён тонкой системой колец и многочисленным семейством спутников.

Вопросы классу после сообщения:

  1. Что можно сказать о размерах планеты?
  2. На что похожа планета?
  3. Есть ли у планеты спутники?

На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение о Сатурне (готовит ученик). Слайд 8.

Планета названа в честь древнеримского покровителя земледелия. Сатурн вторая по величине планета после Юпитера. Это гигантский газовый шар. Из – за своих сверкающих ярких колец Сатурн считается самой красивой планетой в нашей Солнечной системе. На фотографиях, посланных на Землю космическими зондами , видно, что кольца Сатурна состоят из осколков льда, камней и пыли. У Сатурна 18 спутников. Это больше, чем у других планет.

     Вопросы классу после сообщения:

  1. Охарактеризуйте планету?
  2. На что похожа планета?
  3. Чем окружена планета?
  4. Есть ли у планеты спутники?

На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение об Уране (готовит ученик). Слайд 9.

 Планета находится слишком далеко от Земли. Планету открыли в 18 веке, когда изобрели мощные телескопы. В 1989 году американский космический зонд «Вояджер-2» провёл исследование Урана и установил, что планета состоит из газов, которые придают планете синевато – зелёный цвет. Уран окружён 11 кольцами.

     Вопросы классу после сообщения:

  1. Когда открыли планету?
  2. Дайте характеристику планете?
  3. Чем окружена планета?

На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Учитель. Материал по планете Нептун у вас на парте. Слайд 10. Прочитайте и ответьте на вопросы.

     Вопросы классу после чтения:

  1. Как людям стала доступна информация о планете?
  2. Дайте краткую характеристику планете.

     На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение о Плутоне (готовит ученик). Слайд 11.

Плутон – самая отдалённая от Солнца планета и самая маленькая. Пока ни один космический зонд не подлетел к этой планете. Учёные установили, что Плутон сильно смёрзшийся шар из камня и льда. Это самая холодная планета. На ней даже мороженое воспринималось бы как горячий суп, ведь температура на планете: минус 240˚С.

В августе 2006 года решением Международного союза Плутон был лишён статуса планеты.

     Вопросы классу после сообщения:

  1. Что можно сказать о расположении планеты относительно Солнца?
  2. На что похожа планета?
  3. Какая температура на планете?
  4. Является ли на сегодняшний день Плутон - планетой? Почему?

     На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

   Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся.

Все вопросы после сообщений составлены по материалам детских сообщений.

 IV. Первичное  закрепление.

Тест «Планеты Солнечной системы»

  1. Планеты Солнечной Системы изучают:

а) географы;                   в) астрономы;

б) историки;                   г) химики.

2. Найди лишнее слово:

а) Марс;                          в) Луна;

б) Юпитер;                     г) Земля.

3. Какая планета названа в честь римского Бога войны?

а) Земля;                         в) Марс;

б) Венера;                       г) Нептун.

4. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Сатурн;                       в) Уран;

б) Юпитер;                     г) Нептун.

5. Вокруг какой планеты вращается Луна?

а) Земля;                          в) Марс;

б) Венера;                       г) Плутон.

Самопроверка теста. Слайд 12.

V. Итог урока.

Что вы сегодня узнали нового о планетах Солнечной системы?

На какой из них вы бы хотели побывать и почему?

VI.  Домашнее задание.

С. 9-15 читать, пересказывать.

Придумайте вашу воображаемую планету, нарисуйте ее.

             


Урок 4кл

Тема: «Моря, озёра и реки России».

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России. Познакомить с их географическим положением.
  2. Совершенствовать умения и навыки работы с книгой, энциклопедией, физической картой России.
  3. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: оборудование для мультимедийной презентации «Моря, реки и озёра России. 4 класс», физическая карта России, энциклопедии.

Ход урока.

Слайд 1. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня мы побываем на берегах рек, озёр и морей нашей Родины. Поговорим о том, нужно ли беречь воду и почему?

IIДом зад??????

  1. Работа над новой темой.

Слайд 2.Учитель. Берега России омывают моря трёх океанов. (Дети показывают на карте: на севере – Северный  - Ледовитый океан, на западе – Атлантический океан, на востоке – Тихий океан).

      Слайд 3.   Моря Северного – ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Покажите на карте моря Северного – Ледовитого океана.                  

Слайд 4. Моря Тихого океана тоже значительно холодные. Над ними часто дуют холодные ветры и стоят густые туманы. Покажите на карте моря Тихого океана.

     Найдите на карте Балтийское и Чёрное моря.  В учебнике на с. 72 или в энциклопедии найдите информацию, которая поможет вам определить, к какому океану они относятся.

Ученики. Балтийское и Чёрное моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко впадают в сушу. Слайд 5.

Учитель. Сколько же морей омывают российские берега?

Ученики. 11 морей.

Слайд 6. Учитель. В России множество больших и маленьких озёр, всего свыше 2 миллионов. Я выделила 4 озера:  Каспийское, Онежское, Ладожское и озеро Байкал. (Учитель одновременно называет озеро и показывает его положение на карте). Ребята, с помощью текста в учебнике с. 73-74 или энциклопедии, карандаша, расскажите, почему именно эти озёра я выделила.

Ученики. Каспийское – крупнейшее озеро в мире, озеро Байкал – самое глубокое в мире, Ладожское – самое крупное в Европе, Онежское – второе по величине в Европе.

Физкультминутка.

Как лента блестящая,

 Речка течёт настоящая.

И днём течёт, и ночью течёт –

Направо свернёт, налево свернёт.

А в речке вода леденящая,

У берегов ворчливая,

А по серёдке ленивая.

Учитель. Сейчас мы о чём будем говорить?

Ученики. О реках.

Слайд 7. Учитель. В нашей стране более 2 миллионов рек. Прочитайте на слайде самые крупные реки России.

Учащиеся. Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

V.Работа с физической картой России по плану:

а) реки Восточно – Европейской равнины;

б) реки Западно – Сибирской равнины;

в) реки Средне – Сибирского плоскогорья.

     Учитель. Назовите самую крупную реку Восточно – Европейской равнины. Назовите и покажите другие

реки Восточно – Европейской равнины.

Ученики. Самая крупная река Восточно – Европейской равнины – Волга. Есть ещё реки: на севере Северная Двина и Печера, на юге – Дон и Урал, в центре – Кама и Ока. (Учащиеся показывают реки от истока к устью)?????

Учитель. Сейчас экскурсовод Лена расскажет нам о реке Волга

Слайд 8.Сообщение о реке Волга.

Учитель. Назовите и покажите самые крупные реки Западно – Сибирской равнины.

Ученики. Обь и Енисей.

Слайд 9. Сообщение о реке Обь.

Слайд 10. Сообщение о реке Енисей.

Учитель. Назовите и покажите самые крупные реки  Средне – Сибирского плоскогорья.

Ученики. Лена, Амур.

Слайд 11. Сообщение о реке Лена.

Слайд 12. Сообщение о реке Амур.

Учитель. На берегах рек издавна строились сёла, деревни, города. Почему?

Слайд 13. Ученики. Без воды не может жить человек, растения, животные. Вода – это среда обитания для рыб. Вода необходима для работы фабрик и заводов.

Слайд 14. (Ученик читает стихотворение) надо писать стих

VI.  Создание и защита плакатов по охране воды.

1 группа. Охрана морей.

2 группа. Охрана рек, озёр.

3 группа.  «Экономьте воду!»

VII. Итог урока.

Учитель. Что нового узнали?

Что запомнилось больше всего?

VIII. Домашнее задание.

С. 72-76 читать, пересказывать. Работа с физической картой.

Внеклассное мероприятие.

(праздник проводился для учащихся 3-4 классов)

Тема: «Праздник, посвящённый 70-ю Приморского края.

Цель:

Оборудование:

Ход праздника.

Слайд 1.Ведущий. Мы собрались в этом зале на праздник, посвящённый 70-ю приморского края.

-Как называется страна, в которой мы живём? (Ответы детей)

Слайд 2. Приморский край- часть нашей огромной Родины. (Ведущий показывает)

Ученик 1. Люблю тебя,  Приморье синеглазое,

Небес и сопок яростную синь!

Тебя, увидев раз, как деву красную,

Забыть уже не хватит просто сил.

Ученик 2. Люблю тайгу, с ресницами мохнатыми,

Ласкающими неба синеву.

Луга, цветочной россыпью богатые,

Благоуханьем вас с ума сведут.

Тайга богата зверем, дикоросами,

Озёра, реки- рыбою кишат.

Здесь ситцем разнотравья, сенокосами-

Долины между сопками пестрят.

Ученик 3. вас сопки очаруют, я уверена,

Оттенками чистейшей синевы.

Багульник розовый, как самоцветами,

Их плечи украшает в дни весны.

Украсит осень их в багрянец с золотом,

Подарит нити тонких паутин.

Ученик 4. Глаза озёр средь них синеют молодо,

Как будто с Левитановских картин.

И кедры старые, гордясь своим достоинством,

По гребню сопок стражами стоят.

Багряные дубы- весёлым воинством,

Как в латах до весны листвой звенят.

Ученик 5. любуюсь этой красотою сказочной,

Она врачует душу, как водой живой.

Как мало о тебе слов добрых сказано,

Мой отчий край! Любимый и родной!

Люблю тебя, Приморье синеглазое!

Ведь это ты- моя святая Русь!

Тебе одной я низко в пояс кланяюсь!

Тебе одной в любви я признаюсь!

Песня «Родина моя».

Ведущий. Какие города Приморского края вы знаете? (Ответы детей).

Сейчас учащиеся расскажут о крупных городах Приморского края.

Слайд 3. Ученик 6.   В конце 19 века генерал-губернатор Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил внимание на них. Приказал основать на этом месте военный пост и назвать Владивосток. Полуостров, на котором расположен этот город назван в честь губернатора: Муравьёв-Амурский.

            Владивосток – центр Приморского края. Это самый крупный город не только в Приморском крае, но и на Дальнем Востоке.

Слайд 4.Ученик 7.     На территории Приморского края протекает самая большая река Уссури. Поэтому город назван Уссурийском. Это промышленный, крупный город. Его называют таёжной столицей Приморья. Город славится ледяной архитектурой в зимнее время года. Ледяной городок вырастает на главной площади с приходом зимы.

Ведущий. Как называется город, в котором мы живём? (Находка). Наш город растянулся вдоль побережья почти на 30 км.

Слайд 5.  Ученик 8. Океан берега ласкал, оказались они причалом.

                  Бросив якорь у синих скал, город строил своё начало.

                 Обняв  бухту со всех сторон, изогнулся вокруг подковой.

                 Значит,  будет прекрасным он, если счастье – его основа.

                 И ушли рыбаки в моря, помахав на прощанье сопкам.

                 На востоке встаёт заря – юный город – Моя Находка.

Слайд 6. Ученик 9. Был сильный шторм, чтобы спрятаться, судно «Америка» зашло в воды неизвестного залива и стало двигаться вдоль высоких сопок- Брат и Сестра- так их назвали из-за поразительной схожести. Штурман судна увидел проход между сопок и крикнул: «Находка!». Так была открыта бухта Находка.

Слайд 7. Ученик 10. 18 мая 1950 года населённому пункту Находка присвоили статус города. Строятся культурные учреждения: ДКМ, к.т. Русь, ДК им. Гагарина. Заводы: Приморский, Находкинский судоремонтные заводы, торговый порт и другие.

Слайд 9. Сейчас Находка Крупный порт, важнейший промышленный и транспортный центр на Дальнем Востоке.

Песня «Находка» (слова и музыка В.К. Плужник).

Слайд 10. Ведущий. Наш город имеет герб и флаг.

-Что изображено на них? (Якорь)

-Почему?

Слайд 11. Ученик 9. Оригинальными памятники есть в городе. Они отражают его своеобразие, как крупнейшего международного торгового порта России на Тихом океане. В 1978 году делегация из японского города Майдзуру привезла в Находку «Камень Дружбы». И Согласно преданию, его вырубил из скалы мэр города Майдзуру. Установлен памятный знак в ознаменовании многолетней дружбы между Находкой и Майдзуру.

Слайд 12. Ученик 10. Неотъемлемой частицей истории города , а также 55-летней истории компании «БАМР», является монумент «Скорбящая мать». Это женщина, держащая на руках ребёнка, означает, что мать всегда ждёт своих детей.  Монумент был установлен на сопке Лебединой в 1979 году в память рыбаков, погибших в Бристольском заливе.  

Вальс. Ребята танцевальной студии «Мари»

Слайд 13. Ученик 9. В Находке становится всё больше благоустроенных скверов и улиц. Предприятие «Зелёное хозяйство» помогает нашему городу выглядеть нарядно.

Ведущий. Ребята, как называется район города, в котором мы учимся и живём? (мыс Астафьева)

Слайд 14. Мыс Астафьева был открыт экипажем того же судна «Америка» и назван по фамилии штурмана Якова Астафьева. Мыс находится в 8 км от центра города, но мы не жалеем, что живём в этом экологически чистом районе города. Это наша малая Родина! Мы любим её и гордимся, что МЫ С МЫСА!

Ча- Ча- Ча. Ребята танцевальной студии «Мари»

Ведущая.

-Ребята, кого мы сегодня поздравляли? (ответы детей)

- Сегодня мы поздравляли каждого из нас, ведь мы жители Приморья, а значит это и наш праздник!

Всем спасибо, до скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по ОС "школа 2100" 3 класс "Умножение и деление трехзначных чисел"

Конспект урока по математике  ОС "Школа 2100" по ФГОС НОО (2009Г) с УУД в 3 классе авторы учебника: Демидова, Козлова...

Конспект урока окружающего мира Школа 2100

Тема: Древний мир. Рождение  первых цивилизаций...

"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"

Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...

Конспект урока по математике "Школа 2100" Тема:"Единицы массы. Центнер" с использованием технологической карты РНС.

Уроки с использованием карты РНС дают лучшие результаты, так как все задания мотивированы, дети заинтересованы в самооценке, они сразу видят итог своей работы, поэтому работают с удовольствием....

Конспект урока литературное чтение Школа 2100

Конспект урока рекомендую провести с использованием аудиокниги и презентации....

конспект занятия "Солнечная система"

: Познакомить с произведением донского писателя В. Н. Банцевича «Солнечная семья», закрепить полученное на уроках окружающего мира понятие   «Солнечная система»....

План-конспект урока "Солнечная система"

План - конспект урока для 4 го класса по окружающему миру....