Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Урк окружающего мира во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Цель этого урока: повторить строение гриба; найти различие между съедобными похожими и ядовитыми грибами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yadovitye_i_nesedobnye_dvoyniki_shlyapochnyh_gribov.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок во 2 классе. Окружающий мир.

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

Цели: повторить строение гриба;

 найти различие между съедобными похожими и ядовитыми грибами;

сформулировать правила сбора грибов;

изучить правила первой медицинской помощи при отравлении грибами;

воспитывать любознательность, бережное отношение к грибам и своему здоровью.

                                                          Ход урока

I.Создание психологической комфортности на уроке.

Здравствуйте, ребята! Какое настроение у вас?  Сегодня на уроке я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось. Возьмите друг друга за руки, повернитесь лицом к своему соседу, к гостям и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Пожелайте всем удачи.

- Сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир природы, проверим свои знания и узнаем новые сведения о природе. (Слайд 1)

II  Актуализация знаний.

Опора на знание прошлого урока.

- Что такое природа? (Природа – это всё что нас окружает, но не сделано руками человека).

-Какая бывает природа? (Живая и неживая).

-Какие признаки живой природы вам известны? (Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает).

На прошлых уроках  мы с вами изучали  лес. Узнали, что  леса бывают лиственные , хвойные и смешанные. Узнали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы. Научились различать их. Организмы, которые мы будем изучать сегодня тоже обитают в лесу.

Сформулируем тему нашего урока, отгадав загадку:

 Под  сосною  у  дорожки

Кто  стоит  среди  травы?

Ножка  есть,  но  нет  сапожек,

Шляпка  есть  - нет  головы. (Грибы). Слайд 2.

              III  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. -Какие грибы вам известны? Слайд 3.

- Что вы знаете о грибах?

- Задайте вопросы, на которые  хотели бы на уроке получить ответы (Где растут грибы? Как различить съедобные от несъедобных? Какие бывают грибы? Какую роль играют грибы в жизни леса?)

Слайд 4.

- Как вы думаете грибы относятся к живой или неживой природе? ( к живой, они появляются, растут, умирают)

- К какому миру живой природы могут относится грибы? Я считаю к растениям. (Нет у растений есть стебель, листья, плод, цветок. У грибов- нет)

2.Сообщения о грибах.

( Заранее подготовленный ученик)

Учёные долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное – они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы  появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже по прихоти, какой - нечистой силы. Наконец грибы были всё- таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет в никаких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделились в особое царство- царство грибов. Слайд 5.

- Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

- Давайте вспомним строение гриба. ( Шляпку  и ножку, что находится на поверхности земли, называют  плодовое тело) Слайд 6.

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.

- Из чего состоит подземная часть? На что она похожа? (Состоит из нитей. Похожа на паутину.)

- Какое название ей бы дали? Слайд 7

- Грибница. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

3. Беседа о грибах.

– Ребята, кто из вас с родителями увлекается сбором грибов?

– Скажите, сбор грибов – занятие легкое? Почему?

– Да, действительно, чтобы собирать грибы необходимо хорошо в них разбираться? А что это значит?

(Знать, какие грибы съедобные, а какие нет).

- Знаете ли вы, где растут грибы?  Как правильно их собирать?  Какие грибы съедобные, а какие опасные?  Что можно приготовить из грибов?

Деревья и грибы дружат между собой. Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их. Грибница становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с минеральными солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях (крахмал и сахар). Слайд 8.

- Любите ли вы собирать грибы?

4.Игра.

  Загадки

Из-под елок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,  
Цветом шоколадную.
(Белый гриб) Слайд 9.

Конечно, не белый —
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно

В березовой роще.
(Подберезовик)
 Слайд10.

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый
... (мухомор). Слайд 11

После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпки разноцветные,
Самые заметные.
(Сыроежки)  Слайд 12.

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?  
Слайд 13.
(Опята)

Посмотрите-ка, ребята,
Тут — лисички, там опята.
Ну а это, на полянке,
Ядовитые.
.. (поганки). Слайд14.

Удивляется народ:
Водят чудный хоровод
Рыжие сестрички —
То грибы.
.. (лисички). Слайд 15.


Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я.
.. (подосиновик). Слайд 16.

                  Словно желтые цыплята,

                  Разбрелись кругом маслята.

                  Снизу донышко под пленкой,

                  Сверху масло в коже тонкой. ( маслёнок) Слайд 17.

         Физминутка.

                           Как-то гномы в лес пошли,

По дороге гриб нашли.

Один, два, три, четыре, пять

Грибы стали собирать.

Собирали, собирали

В школу чуть не опоздали.

Проговаривая слова, ученики маршируют, хлопают в ладоши, делают наклоны.

-Всего существует около ста тысяч видов грибов, из них 300 видов съедобные, но широко известны только несколько десятков. Посмотрите на экран. Дайте общее название этим грибам. (Съедобные)

 _  К каким грибам относится мухомор, бледная поганка? ( Несъедобные)

Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допуская, чтобы «двойники» попадали в вашу корзину, а тем более на стол.  Нужно научиться различать их.

Чтение статьи из учебника с. 113-114

 Бледная поганка.

    Самая опасная и ядовитая из всех грибов . Яд подобен змеиному и сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Слайд 18.

Но малые дозы, использовали  в старину, для борьбы с такой болезнью как холера.

 Желчный гриб.

    Селится в сосновых и еловых лесах, иногда на пнях в июле- сентябре. В это время много белых грибов, с которыми они имеют сходство. Отличить можно по грязно-розовому трубчатому слою, при надавливании мякоть розовеет. Слайд 19.

Сатанинский гриб.

Очень ядовит.  Сходство с белым грибом. Отличается своей яркой краснотой. На срезе мякоть сначала краснеет, а потом синеет. У боровика мякоть остаётся белой.

( рисунки боровика, сатанинского гриба и желчного гриба), (рисунки бледной поганки и шампиньона с сыроежкой)

- Какие ещё двойники вы знаете? (Ложные опята и ложные лисички) Слайд 20,21.

- Что нужно помнить, чтобы не отравиться грибами? ( Собирать только хорошо известные грибы.)

- Опасно есть грибы, которые собирают около шоссейных дорог, свалок, промышленных предприятий, т. к. они способны накапливать вредные, ядовитые вещества.

_ Для настоящего грибника поход в за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше показались грибы.

 «Кто раньше встаёт, тот и грибы себе берёт».

«Не ходи в лес с ведром - не губи лесное добро

Клади их в плетёное лукошко - пускай подышат немножко».

III. Закрепление изученного.

Экологическая задача.

-Послушайте задачку. Костя и Миша пошли в лес за грибами. Костя набрал крепких боровиков, а Миша одних мухоморов.- Ты зачем их набрал? Спросил Костя. Я их собрал, чтоб другие не отравились. Правильно ли поступил Миша? А почему нельзя уничтожать несъедобные и червивые грибы? Слайд 22.

Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы - это дом для личинок насекомых. Например: мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются личинки. Слайд 23.

Личинкам в грибе живется хорошо. Ведь гриб - это склад питательных веществ. Личинки едят гриб, а он все равно растет, обеспечивая вкусной пищей чужих деток и не забывая о  росте своей грибницы. На следующий год на этом месте будут молодые, красивые и не червивые грибы. Слайд 24.

   Работа в парах.

 Собрать гриб из пазл.

 Игра: Называю  съедобный гриб – два хлопка, несъедобный гриб – один хлопок.

Маслёнок, поганка, подберёзовик, волнушка, желчный, шампиньон, лисички, сыроежка, мухомор, груздь, опёнок. Слайд 25.

- Объясните, как правильно собирать грибы? 

- Человек в лесу – гость, и вести себя нужно подобающим образом. Собирать грибы, ягоды, орехи нужно очень осторожно, чтобы не навредить растению в целом. Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет.

- Итак, гриб надо аккуратно срезать ножичком, чтобы не повредить грибницы. В лесу надо делать все аккуратно, не нанося вреда природе.

- С остальными правилами сборки грибов познакомимся на следующим уроке.

Как  собирать  грибы

1.        Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.   Ведь  среди  грибов  немало  ядовитых.

2.        Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись  под лучами солнца,  может высохнуть и погибнуть.

3.        Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать  грибы  ножиком.

4.        Не надо брать старые грибы. В них может
быть  опасный  для человека  яд.

5.        Нельзя собирать грибы возле шоссейных дороги промышленных предприятий, в городских  скверах. В этих грибах накапливаются вредные  вещества, которые выбрасывают в окружающую   среду  автомобили  и  предприятия. Слайд 26.

- Назовите признаки отравления грибами? (Рвота, тошнота, расстройство кишечника)

- Что нужно предпринять при отравлении грибами?

1) Немедленно вызвать врача.

2) Промыть желудок.

3) Выпить активированный уголь.        Слайд 27.

IV.Итог урока

-Какая была тема урока? Поднимите руку тот, кто сделал для себя открытия. А кто хочет ещё что-то узнать, читайте в книгах (показ книгу о грибах)

-Что нового узнали про грибы? Грибы - это враги или друзья? (Грибы надо хорошо знать и тогда они будут друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью)

V.Рефлексия «Всё в твоих руках»

 На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

 Большой – для меня тема была важной и интересной - красным.

Указательный – узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Дополнительный материал   Работа с тестом.-

 Проверим ваши знания о грибах. На партах у каждого лежит тест. Отметьте плюсом высказывание, с которым вы согласны

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

 2. Ядовитые грибы надо уничтожать.

 3.В лесу нужны все только съедобные грибы.

 4.В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

  5. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь;

  6. Когда ищешь грибы, разоряй и раскидывай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны;

  7. Не надо брать старые грибы, в них может быть яд;

  8.Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ездить;

   9.Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грибы. Урок №1 "Шляпочные грибы"

Окружающий мир. Презентация к уроку "Шляпочные грибы" УМК Гармония 1класс...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 2 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ЯДОВИТЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ДВОЙНИКИ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ. ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ »

Двадцать девятый  урок в разделе программы «Человек и природа»Тема урока: Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных  грибов. Правила сбора грибов.Цель урока: создать условия для формирования...

Презентация "Ядовитые и несъедобные двойники"

Презентация по окружающему миру 2 класс....

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...

Тема: Грибы. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы

Тема: Грибы. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы.Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать расширению знаний учащихся о грибах.Предметные результаты: уметь отличать с...

Открытый урок "Грибы. Шляпочные грибы", 3 класс 2022год

Открытый урок "Грибы. Шляпочные грибы", 3 класс...