Конспект урока "Весна света" УМК Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лысенко Антонина Петровна

Развёрнутый план-конспект урока по окружающему миру на тему "Весна света" (признаки наступления весны в природе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_sveta.docx31.94 КБ
Файл vesna_sveta.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока. ВЕСНА света

Цели: обобщить наблюдения учащихся о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в неживой и живой природе; развивать умения выявлять связи между состоянием неживой природы и изменениями в живой природе; развивать эстетические чувства, наблюдательность, познавательный интерес, логическое мышление, умение находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; воспитывать экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование: карта путешествия, карты индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Мы начинаем изучать новый раздел – «Навстречу весне».

Сегодня мы совершим с вами путешествие через волшебный лес к весне.

                        Еще в домах пылают печки

                        И поздно солнышко встает,

                        Еще у нас по нашей речке

                        Спокойно ходят через лед.

                        Еще мы все тепло одеты –

                        В фуфайки, в ватные штаны...

                        А все-таки весны приметы

                        Во всем, во всем уже видны.

                                        Е. Благинина

II. Знакомство с этапами «путешествия».

Учитель. Долго длится зимняя пора в России. Это время трудное, голодное для лесных обитателей. Надоело людям слушать завывание ветра. Все мечтают, как тепло прогонит стужу лютую.

– Отгадайте загадку, определите, откуда начнем наше «путешествие».

                        По ночам мороз силен,

                        Днем капели слышен звон.

                        День прибавился заметно.

                        Ну так что за месяц это? (Февраль)

I этап – «Февраль – последний месяц зимы» (Слайд №1)

II этап – поляна «Приметы весны» (Слайд №2)

III этап – пригорок «Мартовский денек» (Слайд№4)

III. Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.

– Отгадайте загадки:

        Река подо льдом,                         Была белая да седая,

        Все бело кругом,                         Пришла зеленая, молодая.

        Метелица вьется...                                 (Весна.)

        Как время зовется?

        (Зима, февраль.)

                        Из-под снега расцветает,

                        Раньше всех весну встречает.

                        (Подснежник.)

– Послушайте стихотворение:

                        Зима недаром злится –

                        Прошла ее пора.

                        Весна в окно стучится

                        И гонит со двора.

                        И все засуетилось,

                        Все нудит зиму вон...

                        Ф. Тютчев

– Предположите, чему будет посвящен урок? (Переход от зимы к весне, так как загадки и стихи были и о зиме, и о весне.)(Слайд №4)

– Назовите приметы зимы.

– Назовите приметы весны, о которых говорится в загадках.

– Сегодня на уроке мы узнаем, чем примечателен февраль, какие изменения в природе происходят в марте.

IV. Изучение нового материала.

I этап путешествия.

Февраль – последний месяц зимы (Слайд №5)

Зима кончается, весна начинается. Но зима не сдается без боя. Первые шаги весны робки и не уверенны: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.

Февраль – месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба... Солнышко изредка проливает на землю едва ощутимую теплынь. В одном месте снег начал плавиться, таять.

                             Стало небо светлей,

                        Стала синею даль.

                        Стало солнце теплей –

                        Греет лужи февраль.

                        Это время чудес

                        Дарит светлые сны.

                        И таинственный лес –

                        В ожиданье весны.

А ночью вдруг налетела февральская вьюга. Тяжелыми крыльями она ударяла в стволы деревьев, и растущие стройные сосны загудели, как туго натянутые струны.

Февраль – коварный и даже обманчивый месяц. Он стоит как бы на распутье: часть его обращена в студеную Зиму, а часть живет предчувствием близкой Весны.

К утру февральская вьюга, израсходовав свои слабеющие силы, умолкла, ушла куда-то. На солнце заискрились такие чистые, такие белые снега, что невольно хотелось жмуриться и ловить на ладони живые и теплые солнечные лучики.

Весна уже колдовала где-то неподалеку – на юге, – и оттуда все чаще долетало теплое дыхание. В мире, в небе начинается извечный спор двух времен года.

– С какого месяца начинается календарная весна?

– Объясните пословицы:

 Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет;

 Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Работа в тетради № 2 (задание 1, с. 16).

Вьюги, метели, морозы, оттепели, наст, солнце выше поднимается над землей, первые кучевые облака, ледяные сосульки.

– Выберите и подпишите условные знаки для отгадок.

Ответ на задание 1. Капель, метель, снегопад, вьюга, гололед.

Февраль

Что за пурга на дворе! Идет снег, а ветер кружит его, снова вздымает вверх, гонит по полю белым крутящимся вихрем. Напоследок разгулялась зима, – видно, хочет высыпать на поля, на леса весь свой остаток снега, сыплет и сыплет его вот уже третьи сутки. Всю деревню укрыла снегом до самых крыш. Попробуй-ка отгреби его от домов, сараев, от скотного двора! Понаделала дел – на весь день работы хватит. Видно, недаром в народе давно подметили, что февраль – самый снежный, самый метельный месяц.

Г. Скребицкий

– Какие еще февральские приметы заметил народ?

 Батюшка-февраль пришел, мужик зиму перерос.

 На Сретенье, 15 февраля, считали, что зима с весной встретилась. («На Сретенье кафтан с шубой встретились».) Если на Сретенье установится оттепель – весна будет ранняя и теплая, коли холода завернут – весна будет холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне.

 До Прохора (23 февраля) старуха охала: «Ох, студно!» Пришел Прохор и Влас (24 февраля): «Никак, скоро весна у нас».

 Молния зимой – к буре.

 Кольцо вокруг Луны – к снегу.

 Гром зимою – к сильным ветрам.

 Соломинка, лежащая на снегу, провалилась – через месяц снег сойдет.

 Дым из трубы идет вверх – к морозу, вниз – к снегу.

Работа по тетради № 2 (задание 2, с. 16). Дети работают самостоятельно по результатам наблюдений на экскурсии.

Учитель последовательно сообщает о произошедших в дни сильных снегопадов событиях. Дети раскрашивают сугроб в разрезе цветными карандашами в соответствии с «сообщениями».

– Сначала был снегопад с сильной метелью, после которого установился снеговой покров. (Обломки веточек рядом с желтыми и зелеными травинками.) Затем наступила короткая оттепель. (Сверху на нижнем слое снега серая ледяная корочка наста.) Во время очередного снегопада ветер дул со стороны химического комбината. (Слой снега – желтый или другого цвет, который покажет, что в воздухе был вредный химический газ.) Потом был сильный снегопад, а ветер дул со стороны леса. (Белый снег.) При последнем снегопаде была сильная вьюга, во время которой порывистый ветер дул со стороны ближайшей рощи. (В снегу под ногами вороны прилетевшие семена деревьев.)

– Вспомните, на какие этапы разделен зимний период.

Работа по тетради № 2 (задание 3, с. 17).

– Прочитайте названия этапов.

– Какие это этапы? (Астрономические. По положению Солнца.)

Ответ на задание 3(слайд №5)

1. Время белых троп, с 21 декабря по 20 января – первозимье.

2. Время лютого холода, с 21 января по 20 февраля – коренная зима.

3. Время «дотерпи до весны», с 21 февраля по 20 марта – перелом зимы.

Работа с дневником наблюдений.

– Какие изменения в неживой природе зимой мы наблюдали? (Температура воздуха, облачность, направление ветра, осадки, необычные природные явления.)

Работа по учебнику (ч. 2, с. 60): чтение статьи.

– Что еще примечательного бывает в феврале? О чем мы не рассказали? (Об облаках.)

Покидаем замок Февраля.

                        Весна! Весна! Как воздух чист!

                        Как ясен небосклон!

                        Своей лазурию живой

                        Слепит мне очи он.

                        Весна! Весна! Как высоко

                        На крыльях ветерка,

                        Ласкаясь к солнечным лучам,

                        Летают облака!

II этап путешествия.

Приметы весны

– Какими изменениями в природе весна заявляет о своем приходе? (Длиннее день, светлее, весна света.)

– Когда появляются кучевые облака? (слайд№6) (В теплые дни.)

Февральская сказка

                        Еще мороз... Еще до лета

                        Сто дней... И птицы не поют...

                        Но сколько счастья – сколько света

                        В избушке с окнами на юг!

                        Как много яркого сиянья

                        Прошло сквозь пыльное стекло!

                        Через какое расстоянье

                        До сердца солнышко дошло!

                        Дошло! Сверкнуло! Озарило!

                        Расцеловало! Обожгло!

                        И все вокруг преобразило,

                        Как будто впрямь уже тепло!..

                                                        Л. Дьяконов

– Как вы готовитесь к встрече весны?

– Вот мы и вышли на поляну весенних примет.

                        Сыпать сны зима устала,

                        Кап-кап-кап! Весна настала!

– Почему сосульки называют вестницами весны?

Идет матушка Весна, отворяй ворота!

Работа в группах.

1-я группа.

– В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны. Расположите признаки весны  в том порядке, в котором мы наблюдаем их в природе.

Ответ:

1. Солнце.

2. Долгота дня.

3. Температура воздуха.

4. Осадки.

5. Почва.

6. Водоемы.

Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна.

2-я группа.

– В конверте находятся карточки с изображением погодных явлений. Выберите только те, которые соответствуют погоде сегодня.

Дети выбирают из карточек только те явления, которые соответствуют погоде на данный день.

Тепло от +11 до +20 °С.

Слабый мороз от –1 до –10 °С.

Прохладно от 0° до +10°.

– Почему с наступлением весны произошли все эти изменения?

Вывод: Солнце стало греть сильнее и дольше.

– Что происходит в жизни животных и растений с приходом весны?

Работа по учебнику (ч. 2, рис. на с. 59).

Физкультминутка

                        Спал цветок и вдруг проснулся,

                        Больше спать не захотел,

                        Шевельнулся, потянулся,

                        Взвился вверх и полетел.

                        Солнце утром лишь проснется –

                        Бабочка кружит и вьется.

Работа по тетради № 2 (задание 4, с. 17).

Ответы: снеговик, ручей, сосулька, снег, вода. Ключевое слово: весна.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 62–63): чтение статьи.

 Дополнительные приметы весны: линька у животных; сокодвижение; набухание почек.

– Происходят ли изменения в жизни человека с приходом весны? Какие?

III этап путешествия.

Мартовский денек

– Чтобы попасть во дворец Весны, нам осталось преодолеть последнее препятствие – пригорок «Мартовский денек».

– Какие изменения в природе происходят в марте?

– Отгадайте загадку:

                        Дует теплый южный ветер,

                        Солнышко все ярче светит,

                        Снег худеет, мякнет, тает.

                        Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

СЕРДИТЫЙ СНЕГ

                        Всю зиму

                        Белый снег

                        Белел,

                        А в марте

                        Взял

                        И почернел.

                        Почернел с досады,

                        Что люди

                        Солнцу рады!

                                                        М. Садовский

В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово – наст (слайд №7)

Утро года

Народные названия месяцев очень точно передают их характер.

На Руси март нарекли капельником. Ведь в марте всюду звенит капель.

В марте тает снег, появляются проталинки (слайд №8). Вот и зовут март протальником.

А еще этот прекрасный весенний месяц называют утром года!

Интересно, почему?

(По Ю. Дмитриеву.)

Работа по тетради № 2 (задание 5, с. 17).

По календарю весна начинается 1 марта, по Солнцу – 21 марта. Природа встречает весну первыми проталинами и ручьями, набуханием почек, прилетом птиц.

                        Март у матери-зимы шубу снял,

                        И проталинками он засиял,

                        И капелью заплясал в тишине.

                        Петушок нам прокричал о весне.

                        И в свете дней, во тьме ночей

                        Вдруг пашня задышала.

                        На оперение грачей

                        Похожей пашня стала.

                        Гляжу, ликуя, в синеву

                        И в гости к нам грачей зову (слайды №8-11)

                                        М. Сухорукова

– Какие признаки наступления весны подметил поэт?

– С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.)

                        Вскрываются почки,

                        Как реки!

                        Такая стоит трескотня!

                        Тяжелые, сонные веки

                        Весна наконец подняла!

                                        Г. Новицкая

– С наступлением весны просыпаются деревья. Начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение? (Растения – деревья, кустарники – запасают осенью в стволе и в почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуется сок, который разносится по всему растению.)

– Давайте вспомним пословицы и  поговорки о весне:

 Весенний лед толст, да прост.

 Весна-вестница – подснежников царица.

 Весна днем красна.

 Вода с гор притекла – весну принесла.

 Грач на горе – весна на дворе.

 Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

 Ласточка весну начинает, соловей кончает.

 Весна – пора пробуждения природы. Начинается цветение деревьев.

(слайд №11)

V. Закрепление изученного материала.

– С какими сезонами встречается весна? От какого сезона она принимает эстафету и какому сезону передает?

– Чем особенен день 21 марта?

21 марта – день весеннего равноденствия, – день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот...

                        Стало в мире больше света,

                        Света и тепла.

                        Что случилось?

                        Может, это

                        К нам весна пришла?

– Какие превращения воды преобладают весной?

– Как изменились весной цвет неба, вид облаков, высота Солнца на небе, осадки? (Высота Солнца увеличилась, день стал длиннее ночи, температура воздуха поднимается выше 0°, снег потемнел и начал таять, прекратились снегопады, появились проталины на почве.)

VI. Итог урока.

                Отшумели все метели,

                И морозы не трещат.

                С крыш закапали капели,

                И сосульки в ряд висят,

                Веселее и теплее

                Стали мартовские дни.

                В нашем парке на аллеях

                Уж проталины видны.

                В. Алферов

Домашнее задание: практическая работа № 2 (6) по рабочей тетради № 2 (работа № 2, с. 56). Учебник (ч. 2, с. 60–63) (слайд №12).

Рефлексия (Слайд №13)

Продолжи предложение:

 Я понял

Узнал

Догадался

Удивился



Предварительный просмотр:


Тема урока. ВЕСНА света

Цели: обобщить наблюдения учащихся о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в неживой и живой природе; развивать умения выявлять связи между состоянием неживой природы и изменениями в живой природе; развивать эстетические чувства, наблюдательность, познавательный интерес, логическое мышление, умение находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; воспитывать экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование: карта путешествия, карты индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Мы начинаем изучать новый раздел – «Навстречу весне».

Сегодня мы совершим с вами путешествие через волшебный лес к весне.

                        Еще в домах пылают печки

                        И поздно солнышко встает,

                        Еще у нас по нашей речке

                        Спокойно ходят через лед.

                        Еще мы все тепло одеты –

                        В фуфайки, в ватные штаны...

                        А все-таки весны приметы

                        Во всем, во всем уже видны.

                                        Е. Благинина

II. Знакомство с этапами «путешествия».

Учитель. Долго длится зимняя пора в России. Это время трудное, голодное для лесных обитателей. Надоело людям слушать завывание ветра. Все мечтают, как тепло прогонит стужу лютую.

– Отгадайте загадку, определите, откуда начнем наше «путешествие».

                        По ночам мороз силен,

                        Днем капели слышен звон.

                        День прибавился заметно.

                        Ну так что за месяц это? (Февраль)

I этап – «Февраль – последний месяц зимы» (Слайд №1)

II этап – поляна «Приметы весны» (Слайд №2)

III этап – пригорок «Мартовский денек» (Слайд№4)

III. Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.

– Отгадайте загадки:

        Река подо льдом,                         Была белая да седая,

        Все бело кругом,                         Пришла зеленая, молодая.

        Метелица вьется...                                 (Весна.)

        Как время зовется?

        (Зима, февраль.)

                        Из-под снега расцветает,

                        Раньше всех весну встречает.

                        (Подснежник.)

– Послушайте стихотворение:

                        Зима недаром злится –

                        Прошла ее пора.

                        Весна в окно стучится

                        И гонит со двора.

                        И все засуетилось,

                        Все нудит зиму вон...

                        Ф. Тютчев

– Предположите, чему будет посвящен урок? (Переход от зимы к весне, так как загадки и стихи были и о зиме, и о весне.)(Слайд №4)

– Назовите приметы зимы.

– Назовите приметы весны, о которых говорится в загадках.

– Сегодня на уроке мы узнаем, чем примечателен февраль, какие изменения в природе происходят в марте.

IV. Изучение нового материала.

I этап путешествия.

Февраль – последний месяц зимы (Слайд №5)

Зима кончается, весна начинается. Но зима не сдается без боя. Первые шаги весны робки и не уверенны: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.

Февраль – месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба... Солнышко изредка проливает на землю едва ощутимую теплынь. В одном месте снег начал плавиться, таять.

                             Стало небо светлей,

                        Стала синею даль.

                        Стало солнце теплей –

                        Греет лужи февраль.

                        Это время чудес

                        Дарит светлые сны.

                        И таинственный лес –

                        В ожиданье весны.

А ночью вдруг налетела февральская вьюга. Тяжелыми крыльями она ударяла в стволы деревьев, и растущие стройные сосны загудели, как туго натянутые струны.

Февраль – коварный и даже обманчивый месяц. Он стоит как бы на распутье: часть его обращена в студеную Зиму, а часть живет предчувствием близкой Весны.

К утру февральская вьюга, израсходовав свои слабеющие силы, умолкла, ушла куда-то. На солнце заискрились такие чистые, такие белые снега, что невольно хотелось жмуриться и ловить на ладони живые и теплые солнечные лучики.

Весна уже колдовала где-то неподалеку – на юге, – и оттуда все чаще долетало теплое дыхание. В мире, в небе начинается извечный спор двух времен года.

– С какого месяца начинается календарная весна?

– Объясните пословицы:

 Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет;

 Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Работа в тетради № 2 (задание 1, с. 16).

Вьюги, метели, морозы, оттепели, наст, солнце выше поднимается над землей, первые кучевые облака, ледяные сосульки.

– Выберите и подпишите условные знаки для отгадок.

Ответ на задание 1. Капель, метель, снегопад, вьюга, гололед.

Февраль

Что за пурга на дворе! Идет снег, а ветер кружит его, снова вздымает вверх, гонит по полю белым крутящимся вихрем. Напоследок разгулялась зима, – видно, хочет высыпать на поля, на леса весь свой остаток снега, сыплет и сыплет его вот уже третьи сутки. Всю деревню укрыла снегом до самых крыш. Попробуй-ка отгреби его от домов, сараев, от скотного двора! Понаделала дел – на весь день работы хватит. Видно, недаром в народе давно подметили, что февраль – самый снежный, самый метельный месяц.

Г. Скребицкий

– Какие еще февральские приметы заметил народ?

 Батюшка-февраль пришел, мужик зиму перерос.

 На Сретенье, 15 февраля, считали, что зима с весной встретилась. («На Сретенье кафтан с шубой встретились».) Если на Сретенье установится оттепель – весна будет ранняя и теплая, коли холода завернут – весна будет холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне.

 До Прохора (23 февраля) старуха охала: «Ох, студно!» Пришел Прохор и Влас (24 февраля): «Никак, скоро весна у нас».

 Молния зимой – к буре.

 Кольцо вокруг Луны – к снегу.

 Гром зимою – к сильным ветрам.

 Соломинка, лежащая на снегу, провалилась – через месяц снег сойдет.

 Дым из трубы идет вверх – к морозу, вниз – к снегу.

Работа по тетради № 2 (задание 2, с. 16). Дети работают самостоятельно по результатам наблюдений на экскурсии.

Учитель последовательно сообщает о произошедших в дни сильных снегопадов событиях. Дети раскрашивают сугроб в разрезе цветными карандашами в соответствии с «сообщениями».

– Сначала был снегопад с сильной метелью, после которого установился снеговой покров. (Обломки веточек рядом с желтыми и зелеными травинками.) Затем наступила короткая оттепель. (Сверху на нижнем слое снега серая ледяная корочка наста.) Во время очередного снегопада ветер дул со стороны химического комбината. (Слой снега – желтый или другого цвет, который покажет, что в воздухе был вредный химический газ.) Потом был сильный снегопад, а ветер дул со стороны леса. (Белый снег.) При последнем снегопаде была сильная вьюга, во время которой порывистый ветер дул со стороны ближайшей рощи. (В снегу под ногами вороны прилетевшие семена деревьев.)

– Вспомните, на какие этапы разделен зимний период.

Работа по тетради № 2 (задание 3, с. 17).

– Прочитайте названия этапов.

– Какие это этапы? (Астрономические. По положению Солнца.)

Ответ на задание 3(слайд №5)

1. Время белых троп, с 21 декабря по 20 января – первозимье.

2. Время лютого холода, с 21 января по 20 февраля – коренная зима.

3. Время «дотерпи до весны», с 21 февраля по 20 марта – перелом зимы.

Работа с дневником наблюдений.

– Какие изменения в неживой природе зимой мы наблюдали? (Температура воздуха, облачность, направление ветра, осадки, необычные природные явления.)

Работа по учебнику (ч. 2, с. 60): чтение статьи.

– Что еще примечательного бывает в феврале? О чем мы не рассказали? (Об облаках.)

Покидаем замок Февраля.

                        Весна! Весна! Как воздух чист!

                        Как ясен небосклон!

                        Своей лазурию живой

                        Слепит мне очи он.

                        Весна! Весна! Как высоко

                        На крыльях ветерка,

                        Ласкаясь к солнечным лучам,

                        Летают облака!

II этап путешествия.

Приметы весны

– Какими изменениями в природе весна заявляет о своем приходе? (Длиннее день, светлее, весна света.)

– Когда появляются кучевые облака? (слайд№6) (В теплые дни.)

Февральская сказка

                        Еще мороз... Еще до лета

                        Сто дней... И птицы не поют...

                        Но сколько счастья – сколько света

                        В избушке с окнами на юг!

                        Как много яркого сиянья

                        Прошло сквозь пыльное стекло!

                        Через какое расстоянье

                        До сердца солнышко дошло!

                        Дошло! Сверкнуло! Озарило!

                        Расцеловало! Обожгло!

                        И все вокруг преобразило,

                        Как будто впрямь уже тепло!..

                                                        Л. Дьяконов

– Как вы готовитесь к встрече весны?

– Вот мы и вышли на поляну весенних примет.

                        Сыпать сны зима устала,

                        Кап-кап-кап! Весна настала!

– Почему сосульки называют вестницами весны?

Идет матушка Весна, отворяй ворота!

Работа в группах.

1-я группа.

– В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны. Расположите признаки весны  в том порядке, в котором мы наблюдаем их в природе.

Ответ:

1. Солнце.

2. Долгота дня.

3. Температура воздуха.

4. Осадки.

5. Почва.

6. Водоемы.

Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна.

2-я группа.

– В конверте находятся карточки с изображением погодных явлений. Выберите только те, которые соответствуют погоде сегодня.

Дети выбирают из карточек только те явления, которые соответствуют погоде на данный день.

Тепло от +11 до +20 °С.

Слабый мороз от –1 до –10 °С.

Прохладно от 0° до +10°.

– Почему с наступлением весны произошли все эти изменения?

Вывод: Солнце стало греть сильнее и дольше.

– Что происходит в жизни животных и растений с приходом весны?

Работа по учебнику (ч. 2, рис. на с. 59).

Физкультминутка

                        Спал цветок и вдруг проснулся,

                        Больше спать не захотел,

                        Шевельнулся, потянулся,

                        Взвился вверх и полетел.

                        Солнце утром лишь проснется –

                        Бабочка кружит и вьется.

Работа по тетради № 2 (задание 4, с. 17).

Ответы: снеговик, ручей, сосулька, снег, вода. Ключевое слово: весна.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 62–63): чтение статьи.

 Дополнительные приметы весны: линька у животных; сокодвижение; набухание почек.

– Происходят ли изменения в жизни человека с приходом весны? Какие?

III этап путешествия.

Мартовский денек

– Чтобы попасть во дворец Весны, нам осталось преодолеть последнее препятствие – пригорок «Мартовский денек».

– Какие изменения в природе происходят в марте?

– Отгадайте загадку:

                        Дует теплый южный ветер,

                        Солнышко все ярче светит,

                        Снег худеет, мякнет, тает.

                        Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

СЕРДИТЫЙ СНЕГ

                        Всю зиму

                        Белый снег

                        Белел,

                        А в марте

                        Взял

                        И почернел.

                        Почернел с досады,

                        Что люди

                        Солнцу рады!

                                                        М. Садовский

В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово – наст (слайд №7)

Утро года

Народные названия месяцев очень точно передают их характер.

На Руси март нарекли капельником. Ведь в марте всюду звенит капель.

В марте тает снег, появляются проталинки (слайд №8). Вот и зовут март протальником.

А еще этот прекрасный весенний месяц называют утром года!

Интересно, почему?

(По Ю. Дмитриеву.)

Работа по тетради № 2 (задание 5, с. 17).

По календарю весна начинается 1 марта, по Солнцу – 21 марта. Природа встречает весну первыми проталинами и ручьями, набуханием почек, прилетом птиц.

                        Март у матери-зимы шубу снял,

                        И проталинками он засиял,

                        И капелью заплясал в тишине.

                        Петушок нам прокричал о весне.

                        И в свете дней, во тьме ночей

                        Вдруг пашня задышала.

                        На оперение грачей

                        Похожей пашня стала.

                        Гляжу, ликуя, в синеву

                        И в гости к нам грачей зову (слайды №8-11)

                                        М. Сухорукова

– Какие признаки наступления весны подметил поэт?

– С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.)

                        Вскрываются почки,

                        Как реки!

                        Такая стоит трескотня!

                        Тяжелые, сонные веки

                        Весна наконец подняла!

                                        Г. Новицкая

– С наступлением весны просыпаются деревья. Начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение? (Растения – деревья, кустарники – запасают осенью в стволе и в почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуется сок, который разносится по всему растению.)

– Давайте вспомним пословицы и  поговорки о весне:

 Весенний лед толст, да прост.

 Весна-вестница – подснежников царица.

 Весна днем красна.

 Вода с гор притекла – весну принесла.

 Грач на горе – весна на дворе.

 Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

 Ласточка весну начинает, соловей кончает.

 Весна – пора пробуждения природы. Начинается цветение деревьев.

(слайд №11)

V. Закрепление изученного материала.

– С какими сезонами встречается весна? От какого сезона она принимает эстафету и какому сезону передает?

– Чем особенен день 21 марта?

21 марта – день весеннего равноденствия, – день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот...

                        Стало в мире больше света,

                        Света и тепла.

                        Что случилось?

                        Может, это

                        К нам весна пришла?

– Какие превращения воды преобладают весной?

– Как изменились весной цвет неба, вид облаков, высота Солнца на небе, осадки? (Высота Солнца увеличилась, день стал длиннее ночи, температура воздуха поднимается выше 0°, снег потемнел и начал таять, прекратились снегопады, появились проталины на почве.)

VI. Итог урока.

                Отшумели все метели,

                И морозы не трещат.

                С крыш закапали капели,

                И сосульки в ряд висят,

                Веселее и теплее

                Стали мартовские дни.

                В нашем парке на аллеях

                Уж проталины видны.

                В. Алферов

Домашнее задание: практическая работа № 2 (6) по рабочей тетради № 2 (работа № 2, с. 56). Учебник (ч. 2, с. 60–63) (слайд №12).

Рефлексия (Слайд №13)

Продолжи предложение:

 Я понял

Узнал

Догадался

Удивился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Гармония

Конспект урока по теме «Орфографические умения, как правильные орфографические действия»....

конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"

Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от ...

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Конспект урока русского языка 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока "Собственные имена"Цель урока:  На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.Задачи:  Создать ситуации для выяснения с...

Конспект урока математики в 4 классе УМК Гармония

Тема урока "Случаи деления с остатком на 10,100,1000"...