конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Гармония
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Кожанова Ирина Дмитриевна

Конспект урока по теме «Орфографические умения, как правильные орфографические действия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc480 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Кадетская школа  г. Волжский Волгоградской области.

Тема: «  Орфографические умения как правильные орфографические действия»

Методическая разработка урока русского языка в 4-м классе

 (учебно-методический комплект «Гармония»)

                                                                           Учитель начальных классов      

                                                                              Кожанова Ирина Дмитриевна                                                

2010г.

Тема: «Орфографические умения как правильные орфографические действия  »

Цели урока:

  • формирование навыков правописания и самоконтроля; подбора проверочных слов для  различных орфограмм;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;
  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и  в группе

Оборудование:

  • проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • мультимедийная презентация;
  • карточки с заданиями и жетоны для проведения игры;
  • раздаточные листы.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Время проведения: 1 академический час (40 минут)

Ход урока.

1.Организационный момент. (запись числа в тетради)

2. Постановка учебной задачи.

Учитель:  Орешек знанья твёрд,

Но всё же мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Устный журнал «Хочу всё знать!»

И сегодня  вместе с нами страницы нашего журнала «Хочу всё знать»  решил  полистать наш давний знакомый  Джек.  Джек решил сам составить оглавление к журналу, давайте откроем  нашу первую страницу  и посмотрим, что у него получилось.

Слайд  1.      

Ус?ный    журнал    «Х . чу    всё знать».

1.   От  А до   Я    (сл.варь)

2.   Почемуч ? ки   (повт . рение)

3.   Странич?ка  для   люб . знательных   (з . кр . пление)

4.   З . ря . ка для самых умных  (физмину . ка)  

5.   Пр . верь  св.и   знания.

Учитель:  Ребята, глядя  на  оглавление,  всё ли нам сразу становится понятным?  Почему?  (в словах пропущены буквы, и не сразу понятен смысл слов)

Учитель:  А на месте каких орфограмм пропущены буквы? Что нужно повторить Джеку? (безударная гласная в корне слова, безударная гласная в приставке, парная согласная  в корне, соединительная гласная в сложных словах, буква на месте непроизносимого согласного звука, правописание –чк-, -чн-)

Учитель: Кто догадался  и сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

(Слайд 2            Тема)                                                                                                          

Учитель:   И прежде чем мы начнем путешествие по страницам журнала,  давайте поможем Джеку  и вставим пропущенные буквы в оглавление. Положите перед собой карточку №1  и вставьте пропущенные буквы, там, где вы точно можете  решить орфографическую задачу.  Повторим алгоритм решения орфографических задач. Что мы должны выполнить первым шагом?

  1. Поставить в слове ударение
  2. Определить в какой части слова орфограмма.
  3. Подобрать проверочное слово и правильно написать слово  

(дети работают в парах)    (слайд    )

Учитель:  В каких словах вы не смогли проверить и вставить нужную буквы? Почему? (слово зарядка  с непроверяемой орфограммой в корне)

Учитель:  А  если безударную гласную нельзя проверить?  (Если безударную гласную в корне проверить нельзя, то это словарное слово, его нужно запомнить.)

Учитель: Итак, мы на первой странице, которая называется «От  А  до Я»  и здесь нам встретятся словарные слова.  Я прошу вас объединиться в группы  по 4 человека, каждая группа должна собрать пазлы   со словарными словами.

3. Словарная работа.

Учитель:  Запишите их себе в тетрадь. Поставьте ударение, отметьте орфограммы.  

Где мы можем посмотреть написание этих слов?  (в орфографическом словаре)  Откройте словари, проверьте свою работу. (проверка слайд  )

4. Повторение.

Учитель: Молодцы, ребята! А мы листаем дальше наш журнал  и открываем страничку «Почемучки». У нашего иностранного друга Джека по-прежнему  осталось много вопросов, как правильно писать слова, и я предлагаю напомнить ему, а для этого мы  попробуем собрать орфографическое домино.

1.   Как проверить букву  безударного гласного звука в корне слова?

2.   Как решить орфографическую задачу буква парного согласного звука на конце слова или перед другой парной?

3.  Буква непроизносимого согласного звука, как решить  задачу на месте этой орфограммы?

4.  Когда у имен существительных мы пишем суффикс –ек-, а когда –ик-?

5.  Когда у имен существительных с шипящими на конце слова пишется ь?

6.  В каких случаях мы пишем в словах разделительный твёрдый знак?

7.  Что мы знаем  о правописании сложных слов?

8.  Если на конце слова мы слышим слог ца, каковы наши действия в правописании?

Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое  однокоренное  слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

лес – леса

Чтобы проверить букву парного согласного звука  надо подобрать однокоренное слово,  чтобы после парного согласного мы слышали гласный звук или сонорные звуки  [л]  [л']  [м] [м']   [н] [н']   [р]  [р']  [й']   или парный звук   [в]   [в']  

дуб – дубы,  низкий -  низок

Чтобы проверить букву на месте непроизносимого согласного звука  надо  изменить слово по команде вопроса  что? Или каков?  Если звук появился – букву пишем, не появился – букву не пишем.

Радостный  -   (что?)  радость;   прекрасный – (каков?)  прекрасен

У имён существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, если имя существительное женского рода.

Мышь – жен. род,  ключ  - муж. род

Разделительный твёрдый знак мы пишем  после приставки перед  корнем, если корень начинается на гласную букву.

Съезд,  объявление.

У сложных слов есть два корня и соединительная гласная  о или  е.

Пароход, мореплаватель

Если слово имя существительное, то будем писать ца, если  это глагол  неопределённой формы  будем писать ться,  у глаголов 3 лица  напишем тся  без мягкого знака.

Отца  (им. сущ),  улыбаться  (неопр. ф.),  умывается  (гл. 3 л.)

Чтобы выбрать написание суффикса –ек- или –ик- у имён существительных, нужно изменить слово по команде вопроса  нет кого? чего? Если буква гласного звука убежала, то пишем суффикс ек, если осталась, то пишем –ик-

Ключик  -  (нет чего?) ключика, замочек – (нет чего?) замочка

5. Физминутка.

  1. Закрепление.   Страничка для любознательных.

Учитель:  Какого человека мы называем «любознательным»?  (человек, который любит всё знать, стремиться узнать что-то новое) Каким словарём мы можем воспользоваться, чтобы посмотреть значение этого слова?   Что вы можете сказать  про это слово?  (это сложное слово, в нем 2 корня и соединительная гласная  о)

И на этой страничке мы узнаем что-то новое для себя, а о ком или о чем вы узнаете, отгадав ребус.

Ребус «заяц».  

Учитель: А, знаете ли, что  зайцев около 30 видов, распространенных везде кроме Австралии.. Зайцы очень быстро бегают: их может достигать скорости 70 км/ч. Зрение зайцев слабо, обоняние хорошо, слух превосходен; беззащитность по отношению к многочисленным врагам  делает их крайне боязливыми.  Убегая от своих врагов, зайцы хитрят, путая следы. Но случается - не помогают зайцу ни хитрость, ни быстрота. Тогда вступает в силу последний, аварийный вариант защиты: заяц падает на спину и защищается сильными задними ногами. Это, конечно, крайний случай, и далеко не всегда заяц из такой схватки выходит победителем. Но бывает, отбивается от хищных птиц и даже калечит их.   Есть у зайцев и другие методы защиты. В частности, очень слабая шкурка и непрочная шерсть. Если хищник схватит зайца за шкуру - косой может вырваться. Правда, при этом он оставит хищнику клок шерсти или даже кусочек кожи, но это не беда, особенно когда дело касается спасения жизни

Выполнив упражнение 66,  мы узнаем ещё что-то новое об этом животном.

Упр.  66   (списать, решив орфографические задачи)  

Учитель:   Какие орфографические задачи вам пришлось решить?   Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.

6.  Игра «В мире слов».

  1. Разделить слова на 3 группы.  (тяжёлый, радостный,  мышь, листва, плащ, вечереет, грустный, бежал, стебельки)

Учитель:   По какому признаку разделили?  Знание каких орфограмм вам помогло выполнить задание?  Как ещё можно разделить слова на группы? (части речи)

  1. Работа с  текстом «Исправь ошибки».

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружились они над рикой, над родным болотом. Вот потинулись птицы в дальние страны. На востоке покозалась ранния зорька. Скоро поднимеца надрикой висёлое сонце.

7.   Проверь свои знания. Тест.

8. Итог урока.

Уч.:  Какие правила мы закрепляли на уроке?

9.  Рефлексия.   Вы сегодня, ребята, все молодцы!  Вы меня не подвели. Вы все сегодня звёздочки. Но, как и на небе,  все звёзды разные. Поднимите красную звёздочку те ребята, которые сегодня хорошо работали на уроке, уверены в своих знаниях.  Оранжевую звёздочку пусть поднимут те, кто знает материал хорошо, но считает, что нужно ещё повторить. И зелёная звездочка сегодня для тех ребят, которые не  уверены в своих знаниях и хотят это исправить.

Молодцы,  ребята!  Спасибо за работу. Урок окончен.

Тест.

1. Отметь "х" слово с ошибкой.

1. берега
2. дожди
3. наваднение
4. катить
5. морской

2. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква д.

1. мё[т]
2. кро[т]
3. огоро[т]
4. тор[т]
5. мос[т]

3. Отметь "х" слова, в корне которых пропущена буква о.

1. c...довник
2. д...ждливый
3. стр...на
4. под...рить
5. тр...пинка

4. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква ж.

1. доро[ш]ка
2. бро[ш]ка
3. варе[ш]ка
4. ча[ш]ка
5. малы[ш]ка

5. Отметь "х" слова с орфограммой "Буква на месте непроизносимого согласного звука в корне".

1. радостный
2. весёлый
3. холодный
4. поздний
5. гибкий

6. Отметь "х" все слова с ошибками.

1. наехал
2. вьюн
3. сёжились
4. объявление
5. подьём

7. Отметь "х" слова, где в приставках пишется о.

1. н...лететь
2. п...бежать
3. п...дплыть
4. з...крыть
5. н...дрезать

8. Отметь "х" слова с ошибочным написанием суффиксов.

1. ключик
2. замочик
3. арбузик
4. кармашек
5. грибочик

Вариант II

1. Отметь "х" слово с ошибкой.

1. домишко
2. капелька
3. молодой
4. накармить
5. веселить

2. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква г.

1. бере[к]
2. като[к]
3. кусо[к]
4. пиро[к]
5. звоно[к]

3. Отметь "х" слова, в корне которых пропущена буква о.

1. тр...винка
2. к...чать
3. в...лна
4. ч...совой
5. п...левой

4. Отметь "х" слова, в корне которых пишется буква б.

1. кре[п]кий
2. ю[п]ка
3. ро[п]кий
4. тро[п]ка
5. ша[п]ка

5.  Отметь "х" слова с орфограммой "Буква на месте непроизносимого согласного звука в корне".

1. резкий
2. местный
3. морозный
4. грустный
5. длинный

6.  Отметь "х" слова с ошибками.

1. вьюга
2. съехали
3. съел
4. подезд
5. заявление

7. Отметь "х" слова, где в приставках пропущена буква а.

1. з...пасать
2. п...дбежать
3. н...дпилить
4. д...плыть
5. п...встречать

8.  Отметь "х" слова с ошибочным написанием суффиксов.

1. бантик
2.  зайчик
3. часочек
4. билетек
5. кусочик

Приложения к  уроку.

Карточка №1

Ус?ный    журнал    «Х . чу    всё знать».

1.   От  А до   Я    (сл . варь)

2.   Почемуч ? ки   (повт . рение)

3.   Странич?ка  для   люб . знательных   (з . кр . пление)

4.   З . ря . ка для самых умных  (физмину . ка)  

5.   Пр . верь  св.и   знания.

Карточка №1

Ус?ный    журнал    «Х . чу    всё знать».

1.   От  А до   Я    (сл . варь)

2.   Почемуч ? ки   (повт . рение)

3.   Странич?ка  для   люб . знательных   (з . кр . пление)

4.   З . ря . ка для самых умных  (физмину . ка)  

5.   Пр . верь  св.и   знания.

Карточка №1

Ус?ный    журнал    «Х . чу    всё знать».

1.   От  А до   Я    (сл . варь)

2.   Почемуч ? ки   (повт . рение)

3.   Странич?ка  для   люб . знательных   (з . кр . пление)

4.   З . ря . ка для самых умных  (физмину . ка)  

5.   Пр . верь  св.и   знания.

Карточка №1

Ус?ный    журнал    «Х . чу    всё знать».

1.   От  А до   Я    (сл . варь)

2.   Почемуч ? ки   (повт . рение)

3.   Странич?ка  для   люб . знательных   (з . кр . пление)

4.   З . ря . ка для самых умных  (физмину . ка)  

5.   Пр . верь  св.и   знания.

Карточка №1

Ус?ный    журнал    «Х . чу    всё знать».

1.   От  А до   Я    (сл . варь)

2.   Почемуч ? ки   (повт . рение)

3.   Странич?ка  для   люб . знательных   (з . кр . пление)

4.   З . ря . ка для самых умных  (физмину . ка)  

5.   Пр . верь  св.и   знания.

Карточка №1

Ус?ный    журнал    «Х . чу    всё знать».

1.   От  А до   Я    (сл . варь)

2.   Почемуч ? ки   (повт . рение)

3.   Странич?ка  для   люб . знательных   (з . кр . пление)

4.   З . ря . ка для самых умных  (физмину . ка)  

5.   Пр . верь  св.и   знания.

Мышь

Мышь

Листва

Листва

Плащ

Плащ

Вечереет

Вечереет

Грустный

Грустный

Бежал

Бежал

Стебельки

Стебельки

Тяжелый

Тяжелый

Радостный

Радостный


1.   Как проверить букву  безударного гласного звука в корне слова?

2.   Как решить орфографическую задачу буква парного согласного звука на конце слова или перед другой парной?

3.  Буква непроизносимого согласного звука, как решить  задачу на месте этой орфограммы?

4.  Когда у имен существительных мы пишем суффикс –ек-, а когда –ик-?

5.  Когда у имен существительных с шипящими на конце слова пишется ь?

6.  В каких случаях мы пишем в словах разделительный твёрдый знак?

7.  Что мы знаем  о правописании сложных слов?

8.  Если на конце слова мы слышим слог ца, каковы наши действия в правописании?

Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое  однокоренное  слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением

лес – леса

Чтобы проверить букву парного согласного звука  надо подобрать однокоренное слово,  чтобы после парного согласного мы слышали гласный звук или сонорные звуки  [л]  [л']  [м] [м']   [н] [н']   [р]  [р']  [й']   или парный звук   [в]   [в']  

дуб – дубы,  низкий -  низок

Чтобы проверить букву на месте непроизносимого согласного звука  надо  изменить слово по команде вопроса  что? Или каков?  Если звук появился – букву пишем, не появился – букву не пишем.

Радостный  -   (что?)  радость;   прекрасный – (каков?)  прекрасен

У имён существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, если имя существительное женского рода.

Мышь – жен. род,  ключ  - муж. род

Разделительный твёрдый знак мы пишем  после приставки перед  корнем, если корень начинается на гласную букву.

Съезд,  объявление

У сложных слов есть два корня и соединительная гласная  о или  е.

Пароход, мореплаватель.

Если слово имя сущ., то будем писать ца, если  это глагол  неопр. формы  будем писать ться,  у глаголов 3 лица  напишем тся  без  ь.

Отца             (им. сущ),  

улыбаться   (неопр. ф.),  

умывается   (гл. 3 л.)

Чтобы выбрать написание суффикса –ек- или –ик- у имён сущ., нужно изменить слово по команде вопроса  нет кого? чего? Если буква гласного звука убежала, то пишем суффикс ек, если осталась, то пишем –ик-

Ключик  -  (нет чего?) ключика, замочек – (нет чего?) замочка

Карточка  №2

     Работа с  текстом «Исправь ошибки».

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружились они над рикой, над родным болотом. Вот потинулись птицы в дальние страны. На востоке покозалась ранния зорька. Скоро поднимеца надрикой висёлое сонце

Карточка  №2

     Работа с  текстом «Исправь ошибки».

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружились они над рикой, над родным болотом. Вот потинулись птицы в дальние страны. На востоке покозалась ранния зорька. Скоро поднимеца надрикой висёлое сонце

Карточка  №2

     Работа с  текстом «Исправь ошибки».

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружились они над рикой, над родным болотом. Вот потинулись птицы в дальние страны. На востоке покозалась ранния зорька. Скоро поднимеца надрикой висёлое сонце

Карточка  №2

     Работа с  текстом «Исправь ошибки».

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружились они над рикой, над родным болотом. Вот потинулись птицы в дальние страны. На востоке покозалась ранния зорька. Скоро поднимеца надрикой висёлое сонце

Карточка №2

  Работа с  предложением  «Исправь ошибки»

В соду у бирески поевился первый чудестный  цвиток.

Карточка №2

  Работа с  предложением  «Исправь ошибки»

В соду у бирески поевился первый чудестный  цвиток.

Карточка №2

  Работа с  предложением  «Исправь ошибки»

В соду у бирески поевился первый чудестный цвиток.

Карточка №2

  Работа с  предложением  «Исправь ошибки»

В соду у бирески поевился первый чудестный  цвиток.

Карточка №2

  Работа с  предложением  «Исправь ошибки»

В соду у бирески поевился первый чудестный  цвиток.

Карточка №2

  Работа с  предложением  «Исправь ошибки»

В соду у бирески поевился первый чудестный  цвиток.

-А теперь мы выполним интересное упражнение, которое требует вашего внимания. Я буду читать группу слов, а вы найдите лишнее слово и запишите его:

Лиса, заяц, медведи

Валенки, ботинок, сапог

Пихта, сосны, ель

-Какие слова записали? Почему?

-Поставьте эти слова в форму единственного числа. Как изменились имена существительные? (по числам).

-Какой можно сделать вывод? (имена существительные изменяются по числам) - табличка на доске ЧИСЛО.

-А как ещё изменяются имена существительные? (по падежам).

-Сколько падежей в русском языке?

-Перечислите.

-Для чего нужно знать падежи? (Для того, чтобы верно писать безударные окончания существительных).

-

Проведём орфографическую пятиминутку. Назовите слово, в котором надо проверить парную согласную на конце слова?

-Назовите слово с безударной гласной в корне.

- Назовите слово, которое нельзя перенести.

-Назовите слово, в котором все согласные мягкие.

-назовите слово, которое употреблено во мн. числе.

-Назовите слово женского рода? Муж. Рода? Среднего рода?

-Какие слова помогают определить род существительных? (Он мой, она моя, оно моё)

-Добавьте слово в моё утверждение: каждое существительное имеет свой

Как зимуют рыбы

Осенью рыбы выбирают местечко для зимовки. Сом зимой неподвижно лежит в ямке на дне. Широкий плоский лещ опускается в глубину и тоже ложится на дно. Лещи лежат рядками и не шевелятся. Щука и судак дремлют в тёмных ложбинках – овражках. Только налим всю зиму разгуливает по реке. Под толстой ледяной крышкой будут ждать рыбы весну.

Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Яркое солнце освещало окрестности. Дождевые капли тяжело ударяли по травке, деревьям, цветам. Они повисали на веточках, листочках и травинках. В каждой дождинке,
в каждой капельке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляни
те на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до деревни? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.

Утренняя заря осветила местность. Звёзды на небе стали бледнеть и погасли. Взошло солнце. Золотой луч заиграл на вершине могучего дуба. С речки потянул лёгкий свежий ветерок. Задрожали листья на осине. С веток осыпались хрустальные капли росы.
Окрестности засв
еркали яркой зеленью. В густой чаще зазвенели весёлые голоса птиц. Хорошо идти по узкой лесной тропинке. Длинные тени ложатся под ногами.
С ветки на ветку л
охматой ели прыгает белочка.
Скоро в гнёздах запищат маленькие птенчики. Лес наполнится звуками, трелями, птичьими разговорами.

айцы (Lepus) — род из семейства зайцев. Около 30 видов, распространенных везде кроме Австралии. Отличаются длинными ушами, коротким поднятым хвостом, недоразвитыми ключицами, длинными задними ногами, благодаря чему движутся прыжками. Зайцы очень быстро бегают: русак может достигать скорости 70 км/ч.

Зайцы живут поодиночке или парами. В отличие от кроликов, зайцы не роют нор, а сооружают гнезда в небольших ямках. Зайчата рождаются развитыми, с шерстью и открытыми глазами, и мать остается с ними всего 5-6 дней, а затем лишь иногда прибегает к ним; благодаря этому много зайчат гибнет от врагов. Зрение зайцев слабо, обоняние хорошо, слух превосходен; беззащитность по отношению к многочисленным врагам (человек, хищные млекопитающие и птицы) делает их крайне боязливыми; тем не менее, убедившись в своей безопасности, зайцы становятся иногда крайне дерзкими.[источник не указан 482 дня]

Весной, после наступления брачного сезона, самцы ожесточенно состязаются за самок: встают на задние лапы и бьют друг друга передними. При этом они смелеют, и тогда их часто можно увидеть.

Все представители этого семейства довольно похожи друг на друга: у всех более или менее длинные уши, короткий хвост, а задние ноги существенно длиннее передних. На бегу заяц далеко заносит вперед длинные задние ноги, так что их отпечатки всегда опережают следы передних лап.

Некоторые особенности своей организации зайцы используют как будто и не по назначению, но тем не менее очень удачно. Так, у зайцев слабо развиты кожные железы, что тоже хорошо для маскировки. Но из-за этого зверьки не могут нормально потеть и легко перегреваются. И на помощь приходят уши: они пронизаны густой сетью кровеносных сосудов и бегущая по ним кровь быстро остывает.

Питаются зайцы и кролики малокалорийной пищей, которая обычно не привлекает других грызунов, - в основном корой, молодыми ветками, листьями, а также травой. Интересна склонность зайцев к копрофагии - поеданию собственных экскрементов для того, чтобы извлечь из них остатки непереваренной пищи. Это особенно значимо в зимнее время при общем дефиците растительных кормов. Дело в том, что специализированный бактериальный комплекс, расщепляющий клетчатку в пищеварительном тракте у растительноядных млекопитающих, у зайцев сконцентрирован в прямой кишке. Поэтому выделяемые зайцами экскременты богаты белковым кормом и аминокислотами. Трудно сказать, почему так распорядилась природа, но факт остается фактом: копрофагия обогащает их рацион питательными веществами.

Регулярно наведываясь зимой в сады, зайцы способны так ошкурить стволы и нижние ветви, что деревья могут погибнуть. Для защиты от такой напасти стволы обмазывают известкой, оборачивают лапником или толем, чтобы уберечь от острых заячьих зубов.

У охотников существует термин "крепкая лежка": заяц "крепко" (то есть долго) лежит на месте, даже когда видит подходящего врага. Может быть, он надеется на то, что враг свернет в сторону, пойдет другим путем. Впрочем, может быть, и не думает ни о чем заяц в это время, но крепость своих нервов он явно демонстрирует. И лишь в крайнем случае вскакивает и пускается наутек. Некоторые зайцы могут развивать скорость до 50 километров в час. Любопытно, что из-за длинных задних ног в гору зайцам бежать легче, чем под гору, под гору заяц просто катится кубарем.

Заяц не просто убегает от хищников - он еще и хитрит при этом: пробе жит какое-то расстояние вперед и, если преследователь далеко, вернется по своим следам, "сдвоит", а то и "строит" их, или прыгнет в сторону - сделает "сметку". Собака, волк или лиса, идущие по следу зайца, путаются, не могут понять, куда же побежал он - вперед или назад. А заяц тем временем еще раз хитрит: еще раз сделает большой скачок в сторону - и был таков. Пока хищник будет разбираться, заяц уже окажется далеко.

Если преследователь близко и обмануть его не получается и рассчитывать надо только на ловкость и быстроту, заяц из нескольких вариантов, если они есть, выбирает наилучший. Он может вскочить на возвышение или прыгнуть в реку, побежать по дороге или, наоборот, исчезнуть в кустах. И всегда выбранный вариант будет самым верным.

Но случается - не помогают зайцу ни хитрость, ни быстрота. Тогда вступает в силу последний, аварийный вариант защиты: заяц падает на спину и защищается сильными задними ногами. Это, конечно, крайний случай, и далеко не всегда заяц из такой схватки выходит победителем. Но бывает, отбивается от хищных птиц и даже калечит их.

Есть у зайцев и другие методы защиты. В частности, очень слабая шкурка и непрочная шерсть. Если хищник схватит зайца за шкуру - косой может вырваться. Правда, при этом он оставит хищнику клок шерсти или даже кусочек кожи, но это не беда, особенно когда дело касается спасения жизни.

На территории России водятся русак и беляк, заяц маньчжурский, заяц-толай.

[править] Виды

  • Подрод Macrotolagus 
  • Подрод Poecilolagus 
  • Подрод Lepus 
  • Подрод Proeulagus 
  • Подрод Eulagos 
  • Подрод Sabanalagus 
  • Подрод Indolagus 
  • Подрод Sinolagus 
  • Подрод Tarimolagus 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Гармония". Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко.Тема урока. "Обозначение мягкости согласных звуков."

данный урок расчитан на формирование умений обозначать мягкость согласных двумя способами: гласными Е,Ё,Ю,Я,И; Ь....

Конспект урока по русскому языку Тема урока: «Склонений – три. А спряжений?» 4 класс УМК «Гармония»

2. Методическая характеристика учебного занятияДанный урок по русскому языку разработан по УМК «Гармония» для  учащихся  4 класса. При планировании урока применен деятельностный метод, при к...

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...