Откуда берутся снег и лед.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;

-развивать творческие способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

1 класс

«Откуда берутся снег и лёд?»

Хуснутдинова

Лидия Саматовна

учитель

 начальных классов

СОШ № 22

Цели урока:

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;

-развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Конверт с загадками (конверт украшен снежинками),

Снеговик – рисунок; бумажные снежинки;

Карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.

Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом;

Листы цветной бумаги;

Молоток.

Ход урока:

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадки:

                Без досок, без топоров

                Через речку мост готов.

                Мост – как синее стекло:

                Скользко, весело, светло.  (лёд)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (снег)

Новая тема.

Вступительная беседа:

      -Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте.

Меня не растили,

 Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки,

Руки-сучки.

Холодный, большой-

Кто я такой?              (Снеговик)

Появляется рисунок  Снеговика с конвертом со снежинками.

А в конверте – загадки.

«…….»

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.      (снег)

                                            Рыбам зиму жить тепло:

                                            Крыша – толстое стекло.     (лёд)

Появляются карточки:     СНЕГ  и  ЛЁД.

Откуда же берутся  СНЕГ и ЛЁД?

Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

Практическая работа.     (учебник с.46)

На доске карточки -  слова-помощники:

ТАЮТ      ВОДА    БЕСЦВЕТНЫЙ    ПРОЗРАЧНЫЙ    ХРУПКИЙ

Работа проводится по заданиям учебника .

Учитель сам проверяет лёд на хрупкость, разбив его молотком.

*Рассмотрите снег и лёд . Попробуйте из снега сделать горку, А ямку?

А теперь тоже самое со льдом.

Что вы заметили?

Значит, снег рыхлый.

Проверим лёд на хрупкость.

Лёд  хрупкий.

*А теперь проверим  второе свойство.

Какого цвета снег?  А лёд? Сравните его с листами цветной бумаги.

Что заметили?

Снег белый, а лёд прозрачный.

*А теперь положите  снег в один стакан с водой, а лёд в другой стакан с водой.  Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

А почему же снег и лёд зимой на улице не тают?

Верно, Зимой на улице холодно. Даже муравьишке  пришлось тепло одеться.

У каждого из вас лежат на парте по два  листочка.  Нужно отметить свойства снега и льда.

 ЛЁД                                                 СНЕГ

Хрупкий                                   1. Хрупкий

Тает                                           2. Тает

Белый                                       3. Белый

Рыхлый                                    4. Рыхлый              

Прозрачный                             5. Прозрачный

Без запаха                                 6. Без запаха

Бесцветный                              7. Бесцветный

Непрозрачный                         8. Непрозрачный

Делаем выводы:

(На доске под карточками СНЕГ и ЛЁД появляются  соответствующие признаки).:

 

       СНЕГ                                                             ЛЁД

БЕЛЫЙ                                                          БЕСЦВЕТНЫЙ

НЕПРОЗРАЧНЫЙ                                        ПРОЗРАЧНЫЙ

РЫХЛЫЙ                                                      ХРУПКИЙ

ТАЕТ                                                              ТАЕТ

БЕЗ ЗАПАХА                                                 БЕЗ ЗАПАХА

 Снеговик благодарит вас за работу и дарит  снежинки тем, кто  правильно выполнил работу.

3. Работа в тетради

с. 20 №2

-Отгадайте загадку:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.        (снежинка)

Какие красивые снежинки подарил нам Снеговик! Рассмотрите их.

Сколько лучей имеет каждая снежинка?        (шесть)

Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь! Дорисуйте.

с.20 №3

Что построили ребята на рисунке? А вы строили  крепости из снега?

Представьте, что это ваша крепость. Дорисуйте её!

А что можно ещё слепить из снега? Нарисуйте!

Учащиеся показывают свои рисунки.

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у Снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

Закрепление

Беседа о том  откуда берутся снег и лёд.

-Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?

-Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд  при таянии превращаются в воду).

-Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует?  (лёд)

-Где вы видели лёд? (На реке, в луже)

-Можно ли дома увидеть  лёд? Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру).

-Рассмотрите рисунок на с.47, внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру. (демонстрируется форма для льда)

-А когда из воды образуется  снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба)

Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их накапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.

Работа по учебнику (с.47)

-Прочитайте загадки. Отгадайте.

-Прочитайте вывод, с которым нас хочет  познакомить Мудрая Черепаха. (с. 47)

-Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?  (Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая, весёлая).

-Придумайте загадку о снежинке, сказку. Нарисуйте свою девочку-снежинку.  

-А кого ещё изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)

-Когда к нам прилетают снегири? (Зимой)

-А что ещё нам показывает Мудрая Черепаха?

-Отгадайте загадку:

                                     Я живу под самой крышей,

  Даже страшно глянуть вниз.

                                     Я могла бы жить и выше,

                     Если б крыши там нашлись.   (Сосулька)

-Где вы видели сосульки?

-Когда они появляются?

-Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода)

-А какое явление природы  можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы мсможете ответить на вопрос.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин  Нина,

У неё теперь ангина.  (град)

Конкурс «Отгадай-ка»

С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними  скроется

Чёрная земля.    

                          Много-много звёздочек-

                         Тонких, как стекло.

                         Звездочки холодные,

                          А земле тепло.    (Снежинки)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт.     (Снег)

                         На всех садятся

                             Никого не боятся.     (Снежинки)

По снегу покатите – я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду.      (Снежный ком)

(Победители получают приз от Снеговика – его портрет.)

Итог урока:

-Назовите основные свойства  снега и льда.

-Что такое СНЕГ и ЛЁД?

-Задание: в Рабочей тетради  задание №3 с.20.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хуснутдинова Лидия Саматовна СОШ № 22 ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД

Слайд 2

Явления природы, характерные для зимы: Снегопад – выпадение снега. Снег – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда. Сугроб – наметённая ветром большая куча снега. Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. Метель – сильный ветер со снегом, вьюга. Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждаемой поверхности. Изморозь – род инея – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане. Гололедица – слой льда на поверхности земли, образовавшийся после оттепели.

Слайд 3

Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. Не драгоценный камень, а блестит.

Слайд 4

Ребята! Давайте изучим свойства снега и льда.

Слайд 5

Задание: отметить свойства льда и снега

Слайд 6

Снег рыхлый. Лёд хрупкий.

Слайд 7

Снег белый. Лёд бесцветный.

Слайд 8

Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.

Слайд 9

Образуется Образуется В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Слайд 10

Свойства льда и снега хрупкий рыхлый прозрачный белый тает тает без запаха без запаха бесцветный непрозрачный

Слайд 11

Туча по небу гуляла И случайно задремала. Ветры буйные на воле Увидали: туча спит, Как перину, Распороли — И оттуда пух летит… Пух летит — В глазах рябит, А поймаешь — Холодит.

Слайд 12

Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они были разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Слайд 13

Где же образуется снег?

Слайд 14

Как образуется лёд?

Слайд 15

А где образуется лед? Можем ли мы сами сделать лед? Как? Делаете ли вы лед дома? Для чего?

Слайд 16

Снежинки образуются высоко в небе, в облаках.

Слайд 17

Снег и лед образуются из воды, снег и лед — это замерзшая вода.

Слайд 18

КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА ЖИДКАЯ ТВЁРДАЯ ГАЗ жидкость лёд пар ВОЛШЕБНИЦА ВОДА

Слайд 23

Круговорот воды в природе

Слайд 24

Почему надо воду беречь?

Слайд 25

ВОДА Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться, Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить!



Предварительный просмотр:

Окружающий мир

в 1 классе

«Откуда берутся снег и лёд?»

Хуснутдинова

Лидия Саматовна

учитель

 начальных классов

СОШ № 22

КАЗАНЬ 2011

Цели урока:

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;

-развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Конверт с загадками (конверт украшен снежинками),

Снеговик – рисунок; бумажные снежинки;

Карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.

Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом;

Листы цветной бумаги;

Молоток.

Ход урока:

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

СЛАЙД № 1

А). Вступительная беседа о явлениях природы, характерных для зимы.

Загадка:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?  (зимой)

СЛАЙД № 2

Б). -Прочитайте, какие явления природы бывают.

Снегопад,  дождь,  туман,  снег,  молния,  метель,  роса,  наст,  иней, изморозь,  гроза,  град,  сугробы,  половодье,  гололедица.

-Выберите явления природы, наиболее характерные для зимы.

Снегопад,  снег,  метель,  наст, иней, изморозь, град, сугробы, гололедица.

-Попробуйте объяснить каждое явление.Что это такое?

СЛАЙД № 3

Словарная работа:

Снег – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда.

Снегопад – выпадение снега.

Сугроб – наметённая ветром большая куча снега.

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждаемой поверхности.

Изморозь – род инея – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане.

Гололедица – слой льда на поверхности земли, образовавшийся после оттепели.

ОБЖ

-Ребята, а чем опасен гололёд?

Возможны падения и травмы.

-Что надо делать, чтобы этого не случилось?

Ходить в обуви на мягкой резиновой подошве, ступать на всю подошву, идти чуть наклонившись корпусом вперёд и не держать руки в карманах.

СЛАЙД №4

Отгадайте загадки:

                Без досок, без топоров

                Через речку мост готов.

                Мост – как синее стекло:

                Скользко, весело, светло.  (лёд)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (снег)

СНЕГ и ЛЁД – самые яркие признаки зимы.

Новая тема.

Вступительная беседа:

      -Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте.

Меня не растили,

 Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки,

Руки-сучки.

Холодный, большой-

Кто я такой?              (Снеговик)

СЛАЙД №5

Появляется рисунок  Снеговика с конвертом со снежинками.

А в конверте – загадки.

«…….»

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.      (снег)

                                            Рыбам зиму жить тепло:

                                            Крыша – толстое стекло.     (лёд)

Откуда же берутся  СНЕГ и ЛЁД?

Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

Практическая работа.     (учебник с.46)

СЛАЙД №6       

   На доске карточки -  слова-помощники:

ТАЮТ      ВОДА    БЕСЦВЕТНЫЙ    ПРОЗРАЧНЫЙ    ХРУПКИЙ

БЕЛЫЙ    РЫХЛЫЙ    НЕПРОЗРАЧНЫЙ     БЕЗ ЗАПАХА

Работа проводится по заданиям учебника .

СЛАЙД №7

Учитель сам проверяет лёд на хрупкость, разбив его молотком.

*Рассмотрите снег и лёд . Попробуйте из снега сделать горку, А ямку?

А теперь тоже самое со льдом.

Что вы заметили?

Значит, снег рыхлый.

Проверим лёд на хрупкость.

Лёд  хрупкий.

СЛАЙДЫ   №8,  №9

*А теперь проверим  второе свойство.

Какого цвета снег?  А лёд? Сравните его с листами цветной бумаги.

Что заметили?

Снег непрозрачныйый, а лёд прозрачный.

Снег белый, а лёд бесцветный.

СЛАЙД №10

*А теперь положите  снег в один стакан с водой, а лёд в другой стакан с водой.  Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

А почему же снег и лёд зимой на улице не тают?

Верно, зимой на улице холодно. Даже муравьишке  пришлось тепло одеться.

ЗАДАНИЕ:

У каждого из вас лежат на парте по два  листочка.  Нужно отметить свойства снега и льда.

1 вариант – выберите все свойства снега

2 вариант – выберите все свойства льда

 ЛЁД                                                 СНЕГ

Хрупкий                                   1. Хрупкий

Тает                                           2. Тает

Белый                                       3. Белый

Рыхлый                                    4. Рыхлый              

Прозрачный                             5. Прозрачный

Без запаха                                 6. Без запаха

Бесцветный                              7. Бесцветный

Непрозрачный                         8. Непрозрачный

Делаем выводы:

(На доске под карточками СНЕГ и ЛЁД появляются  соответствующие признаки).:

  СЛАЙД № 11

       СНЕГ                                                             ЛЁД

БЕЛЫЙ                                                          БЕСЦВЕТНЫЙ

НЕПРОЗРАЧНЫЙ                                        ПРОЗРАЧНЫЙ

РЫХЛЫЙ                                                      ХРУПКИЙ

ТАЕТ                                                              ТАЕТ

БЕЗ ЗАПАХА                                                 БЕЗ ЗАПАХА

 Снеговик благодарит вас за работу и дарит  снежинки тем, кто  правильно выполнил работу.

СЛАЙД №12

3. Работа в тетради

с. 20 №2

-Отгадайте загадку:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.        (снежинка)

СЛАЙД № 13

Какие красивые снежинки подарил нам Снеговик! Рассмотрите их.

Сколько лучей имеет каждая снежинка?        (шесть)

А что такое снежинка?      (Снежинка – это пушинка, кристаллик снега).

 ЗАДАНИЕ.

Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь! Дорисуйте.

с.20 №3

Что построили ребята на рисунке? А вы строили  крепости из снега?

Представьте, что это ваша крепость. Дорисуйте её!

А что можно ещё слепить из снега? Нарисуйте!

Учащиеся показывают свои рисунки.

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у Снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

Закрепление

Беседа о том  откуда берутся снег и лёд.

-Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?

СЛАЙД №14

-Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд  при таянии превращаются в воду).

-Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует?  (лёд)

СЛАЙД № 15

-Где вы видели лёд? (На реке, в луже)

СЛАЙД № 16

-Можно ли дома увидеть  лёд? Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру).

СЛАЙД № 17

-Рассмотрите рисунок на с.47, внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру. (демонстрируется форма для льда)

-А когда из воды образуется  снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба)

СЛАЙД №18

Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их накапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.

Работа по учебнику (с.47)

-Прочитайте загадки. Отгадайте.

-Прочитайте вывод, с которым нас хочет  познакомить Мудрая Черепаха. (с. 47)

-Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?  (Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая, весёлая).

-Придумайте загадку о снежинке, сказку. Нарисуйте свою девочку-снежинку.  

-А кого ещё изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)

-Когда к нам прилетают снегири? (Зимой)

-А что ещё нам показывает Мудрая Черепаха?

-Отгадайте загадку:

                                     Я живу под самой крышей,

  Даже страшно глянуть вниз.

                                     Я могла бы жить и выше,

                     Если б крыши там нашлись.   (Сосулька)

-Где вы видели сосульки?

-Когда они появляются?

-Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода)

-А какое явление природы  можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы сможете ответить на вопрос.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин  Нина,

У неё теперь ангина.  (град)

СЛАЙД №19

Вывод:

-Так какой бывает вода?

 -Всегда ли вода в природе бывает одинаковая?

 СЛАЙД №20

Есть три состояния воды:

    жидкая – это жидкость

    твёрдая – это лёд

    газ – пар

СЛАЙДЫ   № 21,   №22,   №23

Получается, вода бывает очень разной.

СЛАЙД № 24

Она, как волшебница, умеет превращаться (дождь, снег, роса, лёд….). А ведь   ещё вода -  

   путешественница.

СЛАЙД № 25

Круговорот воды в природе.

Капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу. Они выпадают  из туч в виде дождя или снега, путкшествуют по земле, а затем под лучами  солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

СЛАЙД №26

-Ребята, а почему воду надо беречь? Ведь её так много. И для чего она нужна? (роль воды в жизни людей, растений и животных)

СЛАЙД №27

Без воды нам не прожить!

Конкурс «Отгадай-ка»

С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними  скроется

Чёрная земля.    

                          Много-много звёздочек-

                         Тонких, как стекло.

                         Звездочки холодные,

                          А земле тепло.    (Снежинки)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт.     (Снег)

                         На всех садятся

                             Никого не боятся.     (Снежинки)

По снегу покатите – я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду.      (Снежный ком)

         В воде не горит,

          И в воде не тонет.  (лёд)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Чуть солнце её припечёт,

Растает она и умрёт.   (сосулька)

        Два коня у меня, два коня.

       По воде они возят меня,

       А вода тверда,

      Словно каменная!  (коньки и лёд)

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?  (мороз, снежные узоры на окне – тоже вода)

(Победители получают приз от Снеговика – его портрет.)

Итог урока:

-Назовите основные свойства  снега и льда.

-Что такое СНЕГ и ЛЁД?  (замёрзшая вода)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда берутся снег и лёд

Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"

Урок окружающего мира в 1 классе...

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...

Откуда берутся снег и лед?

Перечень подаваемых материалов: конспект урока. Занятие на формирование познавательного интереса обучающихся, их учебной мотивации. Занятие соответствует развивающей технологии обучения...

"Откуда берутся снег и лед?

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе...

урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед 1 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающего мира по теме Откуда берутся снег и лед предназначен для учителей начальных классов , работающих по УМК Школа России.На уроке используется групповая форма работы учащихся,эле...