"Зимняя экологическая экскурсия в городской парк".
материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Залогина Ирина Леонидовна

Методическое руководство к проведению экскурсии. Зимняя экологическая экскурсия в городской парк на о.Чухонка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_ekologicheskaya_ekskursiya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое руководство к проведению экскурсии.

Разработала Залогина Ирина Леонидовна.

Зимняя экологическая экскурсия

в городской парк на о. Чухонка.

Плохо когда наука о жизни превращается в науку о засушенных растениях и заспиртованных насекомых. Живые объекты есть в любое время года.

Пойдёмте в лес. И не за тридевять земель, а в городской парк, который расположен на о. Чухонка.

Школьная экскурсия- это одна из форм образовательного процесса.

Экскурсия состоит из нескольких этапов:

- подготовки

-проведение

-подведение итогов

-использование результатов в дальнейшем обучении.

Эффективность экскурсии зависит от согласованности всех этапов.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА.

Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных  занятий.

Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь её тему и составь план.

Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

Рассказывай на экскурсии только то, что можно показать.

Избегай длинных объяснений.

Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

Умей  правильно показать объекты и научи слушателей смотреть их: всем должно быть всё видно.

Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

Закрепи экскурсию в памяти учеников  последующей проработкой материала.

Экскурсию в природу целесообразно начинать с определённого места. При этом необходимо обратить внимание учащихся на эстетическую ценность природы, уникальную неповторимую красоту каждого уголка природы в разное время года.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЭКСКУРСИИ:

-конкретизация понятия *экологические факторы среды*

-наблюдения за приспособленностью растений и животных к условиям существования

-знакомство с различными видами деревьев и кустарников по силуэтам, почкам, побегам, плодам

-обнаружение простейших взаимосвязей между растениями и животными.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

- формирование культуры

-поведение в природе, бережное отношение к ней

-привитие трудовых навыков

- понимание красоты зимней природы.

МЕТОДЫ:

-беседа, рассказ, наблюдения( фронтальные, групповые, индивидуальные)

ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ

На предшествующем экскурсии уроке  необходимо выделить на подготовку минут 30.

В беседе учитель указывает  на цели и задачи.

Затем  даёт инструктаж о правилах учащихся на экскурсии:

- не забегать вперёд при продвижении по маршруту

- стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя

- быть активным во время беседы

-быть внимательным во время наблюдений

В конце урока учитель делит класс на группы 3-5 человек.

Задания по группам для учащихся:

I группа

Измерьте температуру воздуха на месте экскурсии, вспомните измерения осенью. Сделайте вывод. Попытайтесь найти под опавшей корой, на ветках,в засохших и свёрнутых в трубку листьях насекомых. Сделайте вывод.

Найдите деревья и кустарники, которые видели осенью. Какие изменения произошли с ними? Почему?

II Группа

Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по  сравнению с осенью? Почему? Рассмотрите хвойные деревья. Попытайтесь найти на снегу хвоинки. О чём это говорит? Сделайте выводы.

На каких растениях сохранились семена и плоды? Соберите их в пакетики, чтобы в классе определить каким растениям  они принадлежат.

        III группа

1.Измерьте глубину снежного покрова около домов, около деревьев, на открытом месте. Запишите данные. Почему они получились разными?

Встретились ли  вам деревья с листьями? Какие они по цвету и почему?

Рассмотрите внешний вид деревьев и кустарников, которые вы наблюдали  осенью.

Назовите хвойные растения. Какие из них вам встретились? Почему они зелёные? Найдите следы животных, попытайтесь определить чьи они?

     IV.группа

1.Попытайтесь поймать одиночные снежинки, рассмотрите их. Обратите  внимание на форму и количество лучей у снежинок. Подышите на них. Что произошло? Почему? Прислушайтесь к звукам. Объясните, почему снег хрустит?

Каких птиц вы встретили на экскурсии? Рассмотрите их внешний вид. Чем они заняты? Положите в кормушку, принесённый  вами корм для птиц.

   V группа

1.Раскопайте снег и посмотрите, как зимуют травянистые растения. Сохранились ли у них листья и плоды? Внимательно рассмотрите ветви деревьев и кустарников. Что осталось на месте, где были прикреплены листья.

 Посмотрите, сколько прошлогодних травинок торчит из-под снега. Как вы думаете, это живые или засохшие растения? Как называются эти растения?

Найдите деревья и кустарники, известные вам с осенней экскурсии. Как доказать, что они зимой живые?

Проведение экскурсии.

Важно, чтобы начало экскурсии было эмоционально окрашено.

Русские поэты любили природу, были наблюдательны и дали в своих стихотворениях очень образные и точные определения растений и животных, признакам присущих временам года.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит

И стоит он, околдован-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован

Весь опутан, весь окован,

Легкой цепью пуховой….

Солнце зимнее лемещет

На него свой луг косой-

В нем ничто не затрепещет

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

После вступительной части нужно перейти к практической части экскурсии, в частности к вопросу о состоянии природы в зимний период, начиная с характеристики экологических факторов.

   Учащиеся называют по порядку факторы, известные им из регулярных фенологических наблюдений.

Долгота дня: школьники отмечают, что для зимы характерен короткий день.  К февралю день начинает прибывать. Для времени проведения экскурсии (8.45-10.00) этот фактор постоянен.

Низкая температура. Школьники измеряют температуру воздуха, затем учитель предлагает поместить термометр глубоко под снег, где есть определенные виды растений.  Проверить температуру под снегом можно проверить в конце беседы об экологических факторах.

Осадки. Дети характеризуют структуру и свойства снега (сухой ли сырой, мелкие, крупные хлопья, измеряю глубину снежного покрова, рассказывают от способности рыхлого снега содержать в себе воздух). Вынутый термометр из снега показывает 0С. Это подтверждает, что температура под снегом выше, чем на воздухе.

На основании этих наблюдений, следует убедить детей, что нельзя утаптывать снег в местах роста растений, иначе исчезнет воздушная прослойка, способная сохранять тепло и постоянный температурный режим. Надо сказать, что на месте лыжных трасс, часто остаются полосы без травянистого покрова. Обратить внимание, что на острове Чухонка, проложены трассы лыжные, а это обязательно скажется на состоянии растений.

Холодный ветер. Устанавливают приблизительное направление ветра. Вспоминают об известных им сведениях влияния ветра на климат.

Освещенность. Учащиеся отмечают пасмурно или солнечно.

Завершая беседу о факторах неживой природы следует перейти к рассмотрению приспособлений, которые выработались у деревьев и кустарников для перенесения неблагоприятных условий зимы. Важно обратить внимание на красоту деревьев и вспомнить строки о красоте деревьев.

Сбрасывание листьев. Многие деревья: дуб, береза, липа сбрасывают листья: Хвойные не сбрасывают. А все ли? Учащиеся отвечают на вопрос:*Все ли хвойные растения имеют хвою зимой?* А для этого они внимательно рассматривают листья.

 Перезимовка плодов и семян. Продолжая экскурсию учитель отмечает, что у большинства видов деревьев, кустарников, трав плоды и семена созревают и опадают осенью.

Однако бывают случаи, когда плоды и семена долго находятся на растениях. Предлагается учащимся осмотреть деревья и кустарники и назвать те из них, на которых им удалось обнаружить плоды и семена. Дети отмечают плоды, оставшиеся на шиповнике, на липе, ясене, клене, березе. От плодов и семян учитель переводит беседу на птиц. Предлагает отметить, какие птицы встречались на деревьях.

Учитель ставит вопрос:*Какие же птицы держатся зимой в городском парке? Сколько различных голосов сейчас в лесу?* И предлагает учащимся прислушаться.

Учитель предлагает подумать, чем еще кроме насекомых, могут питаться птицы в зимнем парке?

Птицы зимующие у нас приспособлены к перенесению неблагоприятных условий, особенно в питании. Ведь птицам страшен не холод, а голод.

ТЕПЕРЬ РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАЗВЕСИТЬ КОРМУШКИ И РАЗЛОЖИТЬ КОРМ.

Ребятам сообщаются правила подкормки птиц:

Во время подкормки птиц не сорите в парке: не оставляйте там газеты, бумажные полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Кормушки для птиц должны быть очень скромными, не раскрашенными.

Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам.

Кормите птиц  регулярно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

Наблюдение за осенними изменениями в природе....

Урок по окружающему миру в 1 классе Приметы зимы.Зимняя экскурсия в школьный парк.

Открытый урок        окружающего мира  проведенный в 1-а классе         по теме:  Приметы зимы. Зимняя экскурсия ...

Конспект урока Зимняя прогулка (Экскурсия в парк)

Конспект урока Зимняя прогулка (Экскурсия в парк)...

Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...

Организация экскурсии в городской парк "Что нас окружает?" (3 класс)

Методические рекомендации по организации экскурсии "Что нас окружает?" учащихся 3 класса на уроке курса "Окружающий мир". УМК "Школа России"...

Конспект экскурсии в природу. Экскурсия в осенний парк.

Конспект экскурсии в природу.Экскурсия в осенний парк....

Технологическая карта урока, "Парк. Изготовление макета городского парка", УМК "Школа России", 3 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урока:Дидактические:1. Дать представление о парке;2. Познакомить обучающихся с понятием «парк»...