Солнечная система
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Кельник Ольга Михайловна

Тема: «Солнечная система».

Цели урока:

содержательная: повторение  ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с ее происхождением.                                        ;

деятельностная: самостоятельно формулировать цели урока, сотрудничать в совместном решении проблемы;

развивающая: способствовать развитию умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.

воспитательные: способствовать формированию умения работать в паре, группой, воспитанию аккуратности в работе, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_planety.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: окружающий мир

Класс:  4.

Тема: «Солнечная система».

Цели урока:

содержательная: повторение  ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с ее происхождением.                                        ;

деятельностная: самостоятельно формулировать цели урока, сотрудничать в совместном решении проблемы;

развивающая: способствовать развитию умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.

воспитательные: способствовать формированию умения работать в паре, группой, воспитанию аккуратности в работе, взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, учебник «Окружающий мир»,  тетрадь для самостоятельной работы,   словарь Ожегова С.И., энциклопедии, детские рисунки. 

Планируемые результаты по теме

должны знать:- названия планет солнечной системы;                                                                                                                          уметь: - называть космические тела;   выполнять модель Солнечной системы;

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Результат

1.Орг. момент

Проверьте  готовность к уроку у себя и у своего соседа по парте

1. Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, отвечать -
И друг другу помогать.
- Вы готовы слушать, отвечать и друг другу помогать?

2. На доске солнышки

- К нам урок заглянуло солнышко.Какое вам больше нравиться?Рада, что у вас очень хороший настрой на работу.          

 СЛАЙД

  Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями. Вы никогда не задумывались: «А что я знаю о Солнце?» И вот сегодня на уроке приступаем к изучению новой главы, в которой вы узнаете, как мне кажется, много интересного

Проверяют свою готовность к уроку

Настрой класса на рабочий лад.

2.Постановка цели и задачи урока.

Посмотрите на слайд и скажите: о чем мы будем сегодня с вами говорить?            СЛАЙД

о Космосе, о звездном небе, о Вселенной. 

Откройте учебник и прочитайте название этой главы.

«Земля – планета Солнечной системы»

Ребята, отгадайте загадку.

                 СЛАЙД

Восемь братьев и сестёр

Вокруг мамы бродят,

Отражая её свет,

Хороводы водят.

(Планеты и солнце)

                 СЛАЙД

- Правильно. Нам предстоит вспомнить и узнать много нового о Вселенной, раскрыть секреты планет Солнечной системы. Для этого нам нужны хорошие знания, ум, смекалка, умение наблюдать и анализировать.

Кто знает,  что такое планета?  

А что нам говорит об этом Толковый словарик?

Дети предполагают тему урока.

Работают со словарем

Информационная деятельность (коллективная работа)

3.Актуализация знаний.

А кто знает, как называется наша планета?

А она в Солнечной системе одна или есть еще планеты?

А кто знает, какие?

- Сегодня мы будем говорить с вами о Солнечной системе.                                                                                    СЛАЙД

В течении урока мы повторим раннее изученный материал о Солнечной системе, более подробно познакомимся с планетами и в конце урока проверим какие знания вы приобрели на уроке. Проведем небольшой тест: 5 вопросов, за каждый правильный ответ 1 балл, а потом вы сами себя оцените.

Приводят свои примеры ( ответы)

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей. Солнце, дающее жизнь людям, животным и растениям, таинственно и постоянно меняющийся вид Луны, странные перемещения среди звезд «блуждающих светил» - планет, появление наводящих ужас «хвостатых звезд» - комет и, наконец, величественная и загадочная красота звездного неба – все это вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое, а также стремление связать то, что происходит на небе, с тем, что творится в повседневной жизни.

     Солнечную систему невозможно открыть раз и навсегда. Можно сказать, что открытие Солнечной системы затянулось на века и, строго говоря, продолжается до сих пор.

Ребята, вы слышали о космических туристах? Кто это? А вы  хотели бы полететь в путешествие и посмотреть на планеты, звезды?

Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны выяснить, кто такие астрономы и что такое астрономия. Я готова выслушать ваши предположения.

А теперь посмотрите в учебнике в словаре кто такой астроном, а  Люба и Саша  посмотрят в словаре Ожегова, что такое астрономия

 

Ребята, подумайте, пожалуйста, и запишите на лист бумаги все то, что вы можете сказать о понятии  «Солнечная система».

Прочитайте У. с.51 1-3 обзац

Что же такое Солнечная система?

           СЛАЙД

Солнечная система — это Солнце  и все космические тела, обращающиеся вокруг него. Система  - порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.

Предположения детей.

Чтение детей и ответы на вопросы

Коллективная деятельность.

5.Динамическая пауза

А у нас случилась беда. Все наши планеты  сошли со своих орбит и разлетелись в разные стороны и вам нужно их найти. Но сначала мы их повторим.

                 

СЛАЙД

Прочитайте считалку

 На Луне жил звездочет.

 Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз, Венера – два,

три Земля, четыре – Марс,

пять – Юпитер, шесть –  Сатурн,

семь – Уран, восьмой – Нептун,

девять дальше всех Плутон,

кто не видит -  вышел вон!

Какую ошибку допустил звездочет? (Плутон больше не планета)

Так сколько планет мы должны найти?

 

Дети ищут модели планет (Смена вида деятельности)

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Итак, планеты мы нашли. Теперь их нужно поместить на свое место в Солнечной системе. А для этого необходимо собрать материал о планете и кратко рассказать о ней.  Вы можете пользоваться энциклопедиями, учебниками,  материалом, который лежит у вас на столах, а также материалом, который лежит  у доски.      

 Работа в группах по «своей» планете.

От группы выступает один ученик.

Работа в группах.

Отметьте самого активного участника в работе вашей группы.

8.Обобщение усвоенного.

Предлагаю вам создать модель Солнечной системы.

(На магнитной доске прикрепить планеты в нужном порядке )

Поставить планеты  на свое место на доске.

            СЛАЙД  проверка

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние две едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим  мы:  
Уран и Нептун, почти не различимы.

9 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности)

На столах лежат листочки с тестом. Подпишите эти листочки. Ответьте быстро на вопросы, которые там написаны.

Взаимопроверка. Оценки.

                        СЛАЙД

Проверка теста по слайдам.

Домашнее задание.

                         СЛАЙД

Обязательное:

У. с.158 читать, уметь рассказывать

По желанию (одно из заданий):

1 .Написать письмо инопланетянам с рассказом о своей планете Земля.

2.Доказать, что Земля - удивительная планета (мини-сочинение 8-10 предложений)

3.Если вас заинтересовала какая - то из планет, найдите о ней  дома информацию и расскажите на следующем уроке окружающего мира.

10. Рефлексия деятельности

- Что нового вы узнали на уроке о космическом пространстве?  Что для вас было трудным?  Нужно ли заботиться и оберегать все окружающее нас на планете? Для чего? Имея эти знания, вы можете  отправиться в космическое путешествие? Где вы можете использовать знания полученные на уроке? Как вы думаете, мы достигли тех результатов, которые запланировали?   Я еще раз хочу обратить внимание, что  после изучения темы, мы будем выполнять самостоятельную работу. Не забудьте ее прочитать и подготовиться.

Я предлагаю вам почувствовать себя маленькой частичкой Солнечной семьи. Пусть на небе засверкают 22

новые звездочки. Фломастером покажите,

довольны вы своей                                    

работой на уроке        не довольны             ,

        

что – то у вас получилось,  а что – то нет           .

 Прикрепите свою звездочку, найди ей место в Солнечной системе.

Краткое повторение нового

Содержания.

Разминка

- Прибор для изучения Вселенной?

- Что ближе к Земле: Солнце или Луна?

- Луна – это …..

- Путь движения планеты вокруг Солнца?

- Как называется самая яркая ночная звезда?

- По какой звезде можно ориентироваться ночью?

- Самые горячие звезды по цвету?

- Какого цвета солнце?

- Одежда для космонавтов?

- Газовая оболочка, окружающая Землю?

Телескоп

Луна

Спутник

Орбита

Сириус

Полярная

Белые

Желтое

Скафандр

Атмосфера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планеты солнечной системы". Презентация - ознакомление. 1 класс.

Данная презентация для многих ребят - первое знакомство с планетами солнечной системы....

Планеты Солнечной системы

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешакова...

Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" (презентация "Космос")

Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" составлен по учебнику О.Т.Поглазовой 2 класс ("УМК "Гармония"). К данному уроку создана презентация "Космос"....

Презентация "Планеты солнечной системы"

Презентация содержит изображение планет и их описание....

тест по теме "Планеты Солнечной системы" 2 класс система Занкова

Данный тест поможет учителю оценить знания учащихся  по теме "Планеты Солнечной системы"...

«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».

Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....