урок окружающего мира "Тела и вещества"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Материал поможет раскрыть понятия "тела" и "вещества"(что из чего сделано).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tela_i_veshchestva.docx20.92 КБ
Package icon veshchestva.zip2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

3 класс УМК «Гармония»

Учитель Красавина Юлия Александровна 

ГОУ лицей  №533 образовательный комплекс «Малая Охта» г.Санкт – Петербург

Тема урока: «Тела и вещества»

Цель урока: ученик, усвоивший понятия «ТЕЛО» и «ВЕЩЕСТВО».

Задачи: Образовательные:

  1. познакомить учеников с понятиями «тело» и «вещество, с тремя состояниями вещества;
  2. продолжить формировать умения объединять предметы в группы по существенным признакам, заполнять таблицы.

Развивающие:

  1. содействовать развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников;
  2. содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  3. развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

Воспитывающие: 

  1. способствовать сплочению классного коллектива;
  2. формировать познавательный интерес.

Оборудование: 

  1. Учебник – тетрадь “Окружающий мир”3 класс, О.Т.Поглазова
  2. Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
  3. Карточки .
  4. Конверты с карточками  для каждой пары.

Тип урока: изучение нового материала.

 

1.Орг.момент. Актуализация знаний.

Начинаем урок окружающего мира.

Кто угадает о чем я говорю, поднимает руку.

              1. в его состав входит парафин

              2. он легко размягчается под теплом рук

              3. его используют на уроках труда

хорошо.

Далее... 1. это жидкость ... желтоватого цвета… с резким запахом

              2. его получают из нефти

              3. это "еда" для автомобиля

хорошо.

Далее ... 1. эти вкусные полупрозрачные дольки похожи на желе

               2. на его изготовление идет много сахара

               3. но его считают самым полезной сладостью

хорошо.

 

- Из чего состоит первый объект?

м\м                 ПАРАФИН

- Из какого вещества получают второй объект?

м\м                НЕФТЬ

- Без какого вещества не появиться третий объект?

м\м               САХАР

- В состав чего входит парафин?

м\м               ПЛАСТИЛИН

- Что получают из нефти?

м\м              БЕНЗИН

- Что изготавливают из сахара?

м\м             МАРМЕЛАД

- Какая связь существует между вторым и первым столбиком?

м\м             -------->

2.Формулировка темы урока.

- Сформулируйте тему урока (что из чего состоит)

- Как одним словом назвать парафин, нефть, сахар?

- Тема нашего урока

м\м            «Тела и вещества»

3.Работа по учебнику

Откройте учебники.

стр. 60, 1 обзац - вслух

- Как ученые называют предметы окружающего мира?

- Из чего состоят тела?

        м\м          Тела – предметы…

                 Тела состоят ...

4.Сообщение учителя:

- Сегодня на уроке мы приоткроем дверь в интереснейшую, таинственную науку -              Химию.

м\м     Химия - наука о веществах и их превращениях.

Хотите узнать секреты веществ?

Тогда за работу!

5.Работа над новым материалом

м\м            Портфель...и другие предметы

- Теперь вы без труда назовете все это одним словом. (это тела)

- Что такое тела?

Возьмите карточки.(на партах карточки со слайда 6) Распределите эти тела в группы. Поработайте парами.

Сколько групп получилось?

По какому признаку распределили?

м\м           Тела

- Назовите тела живой и неживой природы?

м\м           Это естественные тела

-Назовите тела рукотворного мира.

м\м          Это искусственные тела

6.Работа в тетради на печатной основе:

м\м          Тетрадь с.21 №46

- Прочитайте названия. Запишите в таблицу названия искусственных тел.

1 ученик читает.

Проверим ( м\м). Обоснуйте свой выбор (тела - это....)

          -- Из чего состоят тела?

         - Запишем из каких веществ состоят данные тела?

м\м     ВЕЩЕСТВО

- Стакан изготовили из  м\м  __________________

- Гвоздь изготовили из м\м ___________________

- Тетрадь изготовили из м\м __________________

- Ручку изготовили из м\м ____________________

- Из чего состоят тела?

        - Как назвать одним словом стекло, железо, бумага, пластмасса.  Хо-ро-шо

7.Игра "Найди пару"          

- Я раздала большие карточки. Посмотрите.

Посовещайтесь, что изображено на картинке: тело или вещество.

Кто считает, что у него изображено тело - выйдите по одному к доске.

Кто считает, что у него изображено вещество - выйдите к окну.

- Из какого вещества делают хлеб? (мука)

- Хлеб рядом с мукой.

- Вещество необходимое для производства лимонада?

пачка творога - молоко

матрешка - древесина

гантели – металл

          пластилин, свечи -- парафин

         Подытожим.

- Что такое тела?

 -Из чего состоят тела?  

Повесить карточки на доску.

- Как назвать предметы 1 гр.?            ТЕЛА

- Как назвать все эти одним словом?    ВЕЩЕСТВА

КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ.

        --  Это очень маленькая часть того мира веществ, который изучает химия.

 Вещества разнообразны. Обладают разными свойствами, находятся в разных состояниях.

8.Работа по учебнику:

Стр. 60 абз. 2 - вслух.

          -Какими свойствами обладают тела?

м/м  Что это такое?

- О каких 3-х состояниях веществ вы узнали из текста?

       м\м Состояния веществ            

-В каком состоянии находятся вещества металлической двери, гантели, гири? (в твердом).

А из какого вещества сделаны эти тела? (из металла).

9. Сообщение учителя:

А знаете ли, вы что…

Вещества металлов в природе находятся в твердом состоянии, за исключением ртути.

Вещества ртути находятся в жидком состоянии. Где используется металл ртуть?

        10.Работа по учебнику:

Стр. 61 абз 3.4. - вслух

- Для чего нужны вещества?

11.Работа в тетради:

ТПО стр 21 №48

- Обведите тела, сделанные из одинаковых веществ? Внизу запишите названия веществ?

Проверка м\м                 (тела из стекла...).

12.Итог урока:

-Для чего нужно изучать вещества?

  Послушайте. История о розовой шапочке.

В городе Мурманске живет девочка Ира. Ира учится в 3 классе. В Мурманске уже холодно и мама купила Ире нарядную, теплую, уютную розовую шапочку. Ире она очень нравиться. Только вот беда: как оденет Ира шапку - у нее болит голова. Сильно болит. В школу идет - болит, с подружками гуляет - болит. Дома снимет - не болит. Врачи только руками разводят. Пришло время стирать шапочку. Положила мама шапку в таз, и вода окрасилась в багрово-черный цвет. Поняла мама ,откуда Ирина головная боль и выбросила шапку.

А вы догадались?

Для чего необходимо изучать науку химию?

Наш урок подошёл к концу.

13.Домашнее задание от Знайки.

   1. Ответьте на вопросы  1-3  стр.61. Проверьте себя  по тексту.

2.Сделайте карточку-задание    для одноклассников,  в которую запишите

название тела, название вещества и где используют это тело.



Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира
3 класс
Автор учитель начальных классовКрасавина Ю.А.ГОУ лицей №533 образовательный комплекс «Малая Охта»г. Санкт-Петербург2009

Пластилин
Бензин
Мармелад
Сахар
Нефть
Парафин
Запомни !
Тела – предметы окружающего нас мира.
Тела состоят из веществ.
Химия – наука о веществах и их превращениях.
Назовите одним словом
ТЕЛА
естественные
искусственные
Работа в тетради стр.21
Тело
Стакан
гвоздь
тетрадь
ручка
железо
стекло
бумага
пластмасса
Вещество
цвет
форма
размер
запах
Свойства тел
Состояния вещества
Вещество
твёрдое
жидкое
газообразное
Работа в тетради стр.21
стекло
металл
пластмасса
Домашнее задание
2. Сделайте карточку-задание для одноклассников, в которую запишите название тела, название веществаи где используют это тело.
Ответьте на вопросы 1-3 стр.61.Проверьте себя по тексту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Окружающего мира "Разнообразие веществ"

С помощью практической работы учащиеся знакомятся со свойствами таких веществ, как сахар, соль, крахмал, лимонная кислота....

Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...

Презентация к уроку окружающего мира "Тела. Вещества. Их свойства"

Описание материала: данная презентация рассчитана для учеников 3 класса и является вспомогательным материалом для урока окружающего мира.Данная презентация полезна при обобщении и закреплении материал...

Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Разнообразие веществ" (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о разнообразии веществах, какими свойствами они обладаю и как используются человеком;Задачи урока:Дидактические:1 ...