Урок Окружающего мира "Разнообразие веществ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

С помощью практической работы учащиеся знакомятся со свойствами таких веществ, как сахар, соль, крахмал, лимонная кислота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_veshchestv.doc35.5 КБ
Файл raznoobrazie_veshchestv.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Разнообразие веществ

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить с наиболее распространенными в быту веществами: поваренной солью, сахаром, крахмалом, кислотой, их свойствами, научить ставить опыты.

Предметные результаты

Научатся

-определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты;

- различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, излагать свое мнение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир. Развитие мотивов учебной деятельности

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Ребята, на экране вы видите схему, но она не подписана. Подумайте, знакома вам эта схема? Можете ли вы ее заполнить? Какое первое слово нужно вставить? (Тела.) Что такое тела? (Тело — это любой предмет, любое живое существо.) Какие бывают тела? (Естественные и искусственные.) Приведите примеры. Из чего состоят тела? (Из веществ.) Какие вещества различают? (Твердые, жидкие и газообразные.) Приведите примеры. Из чего состоят вещества? (Из частиц.) Молодцы!

3. Мотивация учебной деятельности.

В средней школе у вас появится такой предмет, как химия. Как вы думаете, что вы будете изучать на этих уроках? Химия — это наука, которая изучает вещества. На свете их очень много, сейчас их известно несколько миллионов. Я предлагаю вам сегодня, стать на один урок химиками. Только для этого необходимо соблюдать следующие правила.

Мы изучим с вами сегодня те вещества, которые есть у многих дома.

4. Работа по теме урока.

На столе перед вами тарелочка с веществами и кусочками продуктов. Мы изучим сейчас только вещества, а результаты исследования зафиксируем в таблицы.

Итак, первые два вещества вы используете дома каждый день. Вы подготовили про них загадки. Какие это вещества? (Соль и сахар.) Впишем название этих веществ в таблицу. Мы также можем вписать сразу цвет этих веществ. Какой он? Как же различить соль и сахар? (Сахар сладкий, а соль соленая). В загадках как раз всегда описывается самое главное свойство любого предмета. Читайте загадки, а мы будем отгадывать.

А как получают сахар? Сахар получают из сахарной свеклы или из сахарного тростника. В нашей стране из свеклы. Из нее на заводе делают стружку, варят, а потом сироп кристаллизуют. А еще в винограде и в различных частях других растений содержится глюкоза — еще одна разновидность сахара. Итак, что мы запишем в таблицу? (Содержится в сахарной свекле и сахарном тростнике.)

А где встречается поваренная соль? Она встречается под землей в виде камня, она содержится в морской воде и соленых озерах.  Соль необходима для нормальной работы организма. Она содержится во всех частях тела и необходима для построения скелета. Русская народная традиция — встречать гостя с хлебом-солью.  

Большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне – это кислоты. Каждому знаком кислый вкус лимона. Такой вкус ему придает содержащаяся в ней лимонная кислота. Какого она цвета? В чайной ложке содержится кислота одного лимона. Если перепутать ее с сахаром и съесть целую ложку, то можно получить ожог пищевода. А если вдохнуть ее, то можно получить ожог слизистых носа. Поэтому с кислотой надо быть очень осторожным. Особенно, с уксусной кислотой. Ее трогать детям ни в коем случае нельзя. Некоторые животные и растения защищаются с помощью кислоты от врагов. Например, муравьи выбрызгивают едкие струйки муравьиной кислоты. Кислота также содержится в волосках крапивы.

Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. его используют при приготовлении киселя. Это - ... (крахмал) Крахмал — одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку.

5. Практическая работа.

- Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет. Дело в том, что если на продукт, содержащий крахмал капнуть раствором йода, то он окрасится в сине-фиолетовый цвет. Откройте тетрадь на с. 26.

- Как называется эта работа?

- Её цель?

- Какое оборудование необходимо?

Расскажите алгоритм ваших действий.

- Приступайте к работе 

По ходу работы заполняйте таблицу в тетради.

Знакомство с результатами исследований.

- Как можно определить наличие крахмала в продукте?

- В каких продуктах содержится крахмал?

6. Подведение итогов.

- С какими веществами познакомились на уроке?

- Результативно ли прошло наше исследование?

- Пригодятся ли нам полученные знания в жизни?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия

- Вы молодцы! Очень активно сегодня поработали! Подведем итог нашего урока. Продолжи фразу

У – узнали, что…

Р – рассуждали о чём…

О – объясняли, что…

К – коллективно работали как?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тела Вещества Частицы Естест венные Искусственные Твёрдые Жидкие Газообразные

Слайд 3

Химия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"

Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тела, вещества, частицы.

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Тела, вещества, частицы"....

Тела, вещества, частицы. Урок окружающего мира

Презентация к уроку окружающего мира для 3 класса по теме "Тела, вещества, частицы"....

урок окружающего мира "Тела и вещества"

Материал поможет раскрыть понятия "тела" и "вещества"(что из чего сделано)....

Конспект урока.Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество"

Конспект урока. Окружающий мир. Тема: "Вода-необыкновенное вещество или вода-растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества." 4 класс....

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества." 4 класс....