Урок по Окружающему миру Аптечка под ногами 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

 

В наш век широкого распространения химии чрезмерное увлечение новыми, модными и часто бесполезными лекарствами  много бед приносит человеку. Оторвавшись от матушки – природы, человек теряет силу и здоровье. Урок, составленный мною, представляется мне узким, шатким мостиком между официальной медициной и её падчерицей – медициной народной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aptechka_pod_nogami.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему

«Аптечка под ногами».

Педагогические задачи:

 1. Дать представление детям о многообразии видов и предназначении лекарственных    

     растений и разумному их использованию.

  2. Объяснить, что бессмысленное коллекционирование растений причиняет большой урон        

       природе.

 3.  Показать, что природа – основной источник здоровья и благополучия людей.

 4.  Помочь детям понять, что значит любить природу, что может сделать каждый гражданин,

      чтобы не скудели природная красота и её богатства

Оборудование:

  1. Литературная экспозиция.

а) Алексеев Г.А., Якимова З.П. «Лекарственные растения на территории Чувашии».

б) Доктор Ужегов. «Золотая книга народной медицины». Москва.: «Вече», 2005

в) Н.Я. Дмитриева, И.П.Товпинец «Естествознание». М.: Просвещение, 2006

г) Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» М.: Просвещение, 2005

д) Славгородская Л.Н «Лекарственные растения. Полный справочник». Ростов – на Дону.: Феникс, 2005

2.Гербарий «Лекарственные растения».

3.Календарь сбора лекарственных трав.

4.Буклеты «Секреты бабушки Агафьи».

5.Компьютеры.

1.Электронный справочник «Лекарственные растения». (e – mail: rsupport@falcson-technogy.com.).  Компания  Falcson-Technology™,2003-2004 All rights reserved E-Mail тех. поддержки: rSupport@falcson-technology.com.

  1. Интернет ресурсы. http://florall.ru/ lekarstvennye rasteniya
  2. Алексеев Г.А., Якимова З.П. «Лекарственные растения на территории Чувашии». Чувашское книжное издательство Чебоксары, 1975.
  3. Доктор Ужегов. «Золотая книга народной медицины». Москва.: «Вече», 2005
  4.  Н.Я. Дмитриева, И.П.Товпинец «Естествознание». М.: Просвещение, 2006
  5. E – mail:veche@veche.ru http://www. veche.ru
  6. Молодова Л.П. «Беседы с детьми о нравственности и экологии». Минск.: «Асар», 2002
  7. Мультимедийное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006».
  8. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» М.: Просвещение, 2005
  9. Славгородская Л.Н «Лекарственные растения. Полный справочник». Ростов – на Дону.: Феникс, 2005 e – mail: torg147@phoenixrostov.ru

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы и цели урока.
  3. Изучение новой темы.

а) решение кроссворда;

б) знакомство с лекарственными растениями по электронным учебникам;

в) работа с гербарием

г) знакомство с календарём сбора лекарственных трав.

д) знакомство с правилами сбора, сушки и хранении лекарственных растений.

е) формы применения лекарственных растений.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Задание на лето.
  3. Подведение итогов.
  4.  Выставление оценок.

                                                    Ход урока.

Учитель предлагает ученикам выбрать жетоны определённого цвета: красный, жёлтый, зелёный, таким образом, класс поделился на три группы. Каждый садиться за тот стол, который соответствует цвету его жетона.

1. Оргмомент.

2. Объявление темы и цели урока.

Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе. К травам, и получали исцеление!

Травы – могущественны! Нужно только умело ими пользоваться. Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в лекарственных растениях содержатся такие вещества, синтезировать которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.

На рубеже XXI века при таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой активной рекламе по телевидению и в средствах массовой информации человек совсем забыл о том, что аптечка – то у него под ногами.

Как не стыдно человеку
Чуть чего бежать в аптеку.
Ты прими хоть сто пилюль.
Все равно здоровья нуль.
Зато у матушки-природы
Полным-полно других даров
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и небосводы.
И ты практически здоров.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о разнообразии, пользе и применении  лекарственных растений. Я расскажу вам о тонкостях сбора целебных плодов, листьев и корней, времени их обработки и хранении, а так же мы обменяемся рецептами народной медицины.

В современном языке бытует выражение: «Если ты болен – обратись к врачу». А вот доктор Г.Н. Ужегов сказал иначе «Если ты болен – обратись к Природе», поскольку человек и природа едины. Мы постараемся выяснить,  верно, ли его утверждение.

3. Новая тема.

а) На Земле существует более 350 тысяч различных видов растений. Учёные – систематики распределяют их по группам, то есть классифицируют их, дают им  названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. Поскольку речь у нас пойдёт о лекарственных растениях, то мы должны выяснить, какие группы лекарственных растений существуют. Я предлагаю вам разгадать кроссворд, при правильном его решении в выделенных клеточках образуется ключевое слово.

Задание зелёному столу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

        

Ж

Е

Л

У

Д

Ь

Р

Я

Б

И

Н

А

К

У

К

У

Р

У

З

А

П

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К

Р

Е

П

Е

Й

Р

О

М

А

Ш

К

А

К

А

П

У

С

Т

А

Т

Ы

К

В

А

О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К

Щ

А

В

Е

Л

Ь

К

Р

А

П

И

В

А

Б

Е

Р

Е

З

А

(Зелёный стол «Дикорастущие»)

1.В золотой клубочек

  Спрятался дубочек. (Жёлудь)

2.Платье потерялось-

   Пуговки остались. (Рябина)

3. Вырастаю всем на диво,

    Высока, стройна, красива.

    Прячу в светлые перчатки

    Золотистые початки.

     Пусть не слаще я арбуза,

    Но сытней. Я … (кукуруза)  

4. Тонкий стебель у дорожки.

    На конце его – серёжки.

    На земле лежат листки –

    Маленькие лопушки.

    Нам он – как хороший друг,

    Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

  5. Выпускает он листы

    Широченной широты.

    Держится на стеблях крепких

    Сто плодов шершавых, цепких:

    Если их не обойдёшь –

    На себе их все найдёшь. (Репей)

 6.Стоят в поле сестрички –

    Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

7. Сидит Ермошка

    На одной ножке,

    На нём сто одёжек

    И все без застёжек. (Капуста)

8. Золотая голова велика, тяжела.

    Золотая голова отдохнуть прилегла.

    Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

9. На зелёной хрупкой ножке

   Вырос шарик у дорожки.

   Ветерочек прошуршал

   И развеял этот шар. (Одуванчик)

10. Кисла трава

     Да во щах хороша. (Щавель)

11.Это зелье ты не тронь:

     Жжётся больно,

      Как огонь. (Крапива)                                  

12. Стоит Алёна – платок зелёный,

     Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Задание жёлтому столу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

1

В

А

С

И

Л

Е

К

2

Б

У

З

И

Н

А

3

М

А

Л

И

Н

А

4

К

О

Л

О

К

О

Л

Ь

Ч

И

К

5

Г

Р

А

Н

А

Т

6

Р

Е

Д

И

С

7

М

О

Р

К

О

В

Ь

8

Р

Я

Б

И

Н

А

9

А

Р

Б

У

З

10

Д

У

Б

11

Ч

Е

Р

Е

М

У

Х

А

12

М

А

К

13

С

Л

И

В

Ы

14

Х

Р

Е

Н

ІІ  группа  

1. Колосится в поле рожь…

    Там, во ржи цветок найдёшь.

   Ярко – синий и пушистый,

   Только жаль, что не душистый. (Василёк)

2. У неё кусты высоки, густы,

    Ствол и ветки  - трубкой,

    Очень хрупкой.

    Ягоды красны да не вкусны. (Бузина)*

3. Бусы красные висят,

    Из кустов на нас глядят.

    Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи. (Малина)

4. Синенький глазок висит,

    Никогда он не звонит. (Колокольчик)

5.Что за плод!

  Шкатулочка с секретом!

  Семена – стекляшечки на вид,

  Все прозрачные, все розового цвета.

  Потрясёшь – как странно – не звенит. (Гранат)

6. Щёки красные, нос белый,

    В темноте сижу день целый,

    А рубашка зелена,

    Вся на солнышке она. (Редис)

7. Красный нос в землю врос,

   А зелёный хвост снаружи.

   Нам зелёный хвост не нужен,

    Нужен только красный нос. (Морковь)

8. Осень в сад к нам пришла,

     Красный факел зажгла.

    Здесь дрозды, скворцы снуют,

    И «галдя» его клюют. (Рябина)

9. Сам алый, сахарный,

    Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

10. Я из крошки-бочки вылез,

    Корешки пустил и вырос.

    Стал высок я и могуч,

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок –

    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

11.Матушкой – весной я в платье цветном,

     Мачехой зимой – в саване одном. (Черёмуха)

  1. На тычинке городок,

В нём семьсот воевод. (Мак)

  1. На сучках висят шары,

  Посинели от жары. (Сливы)

  1. Белый, тощий корнеплод

     Под землёй растёт.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен)

Задание красному столу.

1

В

И

Ш

Н

Я

2

П

О

Д

С

О

Л

Н

У

Х

3

М

О

Р

О

Ш

К

А

4

К

Р

Ы

Ж

О

В

Н

И

К

5

З

Е

М

Л

Я

Н

И

К

А

6

Э

В

К

А

Л

И

П

Т

7

Т

Ы

К

В

А

8

Е

Ж

Е

В

И

К

А

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

 

III группа

     1. Долгоножка хвалится:

         - Я ли не красавица?

         А всего – то  - косточка

         Да красненькая кофточка. (Вишня)

     2. Посадили зёрнышко,

         Вырастили солнышко.

         Золотое решето

         Чёрных домиков полно. (Подсолнух)

   3. Росло – повыросло,

       Из кустов повылезло,

      На кончике закрутилось,

   Красным девицам полюбилась. (Морошка)

4. Низок да колюч.

Сладок да пахуч,  

    Ягоды сорвёшь -                                                                                                                                                                                                                                          

         Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

  1. Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт. (Земляника)

  1. В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам в Россию завезён. (Эвкалипт)

  1. Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква)

    8.   Вкус у ягоды хорош,

     Но сорви её поди-ка:

     Куст в колючках будто ёж,

        Вот и назван…(ежевика)

 

б) Итак, какие слова вы получили в выделенных клеточках?  

    1 стол – Дикорастущие.

    2 стол – Культивируемые.

    3 стол – Ядовитые.

- Следовательно все лекарственные растения распределились в три группы.

- Почему эти группы получили такое название? (самостоятельная работа в группах на компьютере).

Ещё до недавнего времени основным источником лекарственного растительного сырья служили дикорастущие растения, но в наши дни возрастает количество культивируемых лекарственных растений. Совсем недавно «дикарями» считались валериана, подорожник, пустырник и другие, а теперь эти растения выращивают в специальных хозяйствах.

С давних времен в народном врачевании использовались и сильно ядовитые растения. Народ знал о сильной ядовитости частей растений и употреблял их в очень малых дозах. Самым ядовитым признано лекарственное растение белладонна.*

в) Работа с гербарием. (одновременно с материалами на диске «Биология»)

- Определите, какие части имеет лекарственное растение.

- Встречали ли вы его в природе нашего края?

- Где именно встречали (Лес, поле, луг, водоёмы)?

- Назовите лекарственные растения, которые выращивают на школьном участке?

 К какой группе растений они относятся? (Культивируемые)

г) Знакомство с календарём сбора лекарственных трав.

(каждый ученик получает Календарь сбора отдельных лекарственных растений)

Календарь сбора отдельных лекарственных растений

Растение

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Ав

густ

Сен

тябрь

Ок

тябрь

Василёк синий

цветки

Цвет

ки

Дуб

кора

кора

жёлуди

Жёлу

ди

Зверобой

трава

трава

Тра

ва

Крапива

листья

листья

Лис

тья

Ландыш майский

Цвет

ки

цветки

Цвет

ки

Мать-и-мачеха

Цвет

ки

цветки

листья

Одуванчик

корни

Кор

ни

корни

Кор

ни

Пижма

соцветия

Соц

ветия

Подорожник

листья

листья

листья

Ромашка

соцветия

соцветия

соцветия

соцветия

Чистотел

корни

трава

трава

трава

Кор

ни

корни

Шиповник

Пло

ды

плоды

Пло

ды

- Какой можно сделать вывод, глядя на  этот календарь?

(Все лекарственные растения собираются в разные сроки)

(У лекарственных растений собираются разные части: от корней, до соцветия, а у деревьев кору  и почки)

  Правила сбора лекарственных растений.

1. Надо собирать растения в точно  рекомендованные сроки.

2.Нужно бережно срезать ту часть растения, которая рекомендуется для сбора и не разрушать корневую систему.

3. Нельзя собирать растения, которые относятся к исчезающим видам и занесены в Красную Книгу.

д) Заготовка, сушка и хранение лекарственных растений.

Почки растений собирают руками с ветвей весной (в марте - апреле), в период сокодвижения, когда почки набухают. Сушат их в тени в тёплом помещении с хорошей вентиляцией, при температуре 25 -30ºС, разложив тонким слоем.

Кору собирают весной (в марте - апреле), в период сокодвижения в растениях. На ветвях или молодых стволах делают 2 кольцевых надреза на расстоянии 19 – 20 см друг от друга, прорезая кору древесины. Сушат её на воздухе в тени, разложив на бумаге.

Листья, достигшие полной своей величины, срывают вручную до начала или в период цветения растения только чистые и неповреждённые насекомыми и грибками. Собранные листья сушат в день сбора, разложив тонким слоем на бумаге в тени под навесом, периодически помешивая или переворачивая.

Надземную часть (траву) собирают перед началом или во время цветения растения, срезая ножом или ножницами на уровне нижних листьев. Иногда срезают отдельные ветки или верхнюю часть растений с листьями, бутонами или распустившимися цветками. Собранный материал связывают небольшими рыхлыми веничками или метёлочками и  развешивают их на верёвках, а так же можно сушить на чистой подстилке под навесом на свежем воздухе, периодически помешивая.

Цветки и соцветия собирают вручную или срезают в начале цветения, когда они ещё не совсем распустились. Сбор производят в сухой солнечный день после высыхания росы. Сушат в день сбора в тени на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, разложив на бумаге тонким слоем. При этом надо следить, чтобы они не пересыхали и не потеряли окраску.

Плоды и соплодия снимают руками во время их полного созревания без плодоножек, складывают в корзину, обшитую мешковиной. Повреждённые плоды нужно сразу выбрасывать. Сушат их в сушилках или натопленных печах, разложив тонким слоем.

Семена собирают только целые, зрелые и неповреждённые. Отвеивают их от шелухи и посторонних веществ. Сушат на свежем воздухе или в тёплом помещении, рассыпав тонким слоем на подстилке.

Корни или корневища собирают осенью в период увядания растения, иногда ранней весной до начала  роста надземной части и появления листьев. В этот период корни и корневища наиболее богаты целебными веществами. Добывают их небольшими лопатками или вилами, окапывая в радиусе10 – 15 см от стебля и выворачивая вместе с грунтом, не повреждая корней. Корни тщательно очищают от земли, обрезают мелкие корешки и подпорченные части, моют холодной водой. Корни режут на части, а если они толстые, то их разрезают в длину на  несколько частей и 1 - 2 дня подвяливают на свежем воздухе, разложив тонким слоем, затем сушку продолжают в тёплых, хорошо проветриваемых помещениях часто переворачивая.

Хранение лекарственных растений 

1.Высушенные лекарственные растения хранят в бумажных пакетах, а сухие плоды - в    тканевых мешочках подвешенными. Так же можно производить хранение в фанерных или картонных ящичках. Высушенные цветки хранят в стеклянных банках с крышками.

2.К каждой упаковке следует прикрепить бирку с названием растения и датой сбора.

Помещение для лекарственных растений должно быть сухим, прохладным, нежилым и хорошо проветриваемым.

3.Нельзя допускать повреждения сырья насекомыми, клещами или плесенью.

4.Растения с сильными ароматическими эфирными маслами хранят отдельно от других видов.

5Ядовитые растения обязательно хранят в отдельном помещении.

е) Формы применения лекарственных растений

  - Скажите, ребята, а в каких формах можно применять лекарственные растения?

1.  Настойки (готовят на спирте).

  2.  Свежий сок.

  3.  Отвары (из корней).

  4.  Лекарственные сборы растений (чаи) готовят из листьев, цветков, стеблей.

  5.  Сборы, чаи (смеси  высушенных растений).

  6. Порошки.

  7. Мази.

  8. Масло (из плодов, семян, цветков растений).

  9. Сиропы.

  10. Экстракты.

Как видите, лекарственные растения применяются во многих формах. Но для того, чтобы приготовить какое – либо лекарство, нужно изучить технологию его приготовления. Ошибок быть не должно! Поэтому сложные рецепты готовят в аптеках – фармацевты.

Перед применением лекарственных растений проконсультируйтесь с врачом!

4.Проверка домашнего задания.

Первое.

 Дома вы должны были приготовить буклеты на тему «Секреты бабушки Агафьи», где поместили рецепты народной медицины, которыми пользуется ваша семья.

- От каких заболеваний есть рецепты в вашем буклете?

- Какие лекарственные растения в них применяются?

- В каких формах используются лекарственные растения?

(Обучающиеся обмениваются своими буклетами)

Второе.

- Какие лекарственные растения пользуются спросом в наших аптеках?

- Какие лекарственные растения сдаёт население нашего города в аптеки?

5.Задание на лето.

Наступает время летних каникул. Летом ты обязательно побываешь в лесу, на лугу, у водоёма. Лес встретит тебя прохладой и щебетанием птиц, угости вкусными ягодами и грибами. Луг порадует яркими красками цветов, стрекотанием кузнечиков и гудением пчёл. Ручей, река и озеро освежат и позовут полюбоваться жёлтыми кубышками и стремительным полётом стрекоз… Я  рекомендую вам как можно больше проводить время на природе.

  Пожалуйста, проведите сбор лекарственных растений для городских аптек – это обязательно поможет больным людям, и не забудьте  пользоваться специальным календарём.

 А начать сбор можно с вашего садового участка. *Я уверена, что на нём вы найдёте лекарственные растения из разных групп. Но не забывайте о том, что многие растения вызывают аллергию, поэтому будьте внимательны и осторожны.*

Ещё в XIX столетии люди стали замечать, что некоторые растения становятся редкими и даже перестают встречаться совсем. Именно в связи с этим конце XIX    начале XX века во многих странах мира стали создавать заповедники, задачей которых стала охрана редких видов растений от уничтожения.

КРАСНАЯ книга содержит название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений.  Пожалуйста, не забывайте об этом!

Большую часть лекарственных растений составляют дикорастущие растения. Их широкое применение  заставляет  задуматься об ответственности каждого из нас за сохранность природных богатств. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило не только нам, но и будущим поколениям.

Неподготовленные к сбору лекарственных трав люди, стремятся собрать растения в большом количестве, собирают всё подряд, не соблюдая сроков и правил сбора, сушки и хранения, чем наносят непоправимый урон.

6. Вывод по уроку.

    1. Какие растения называют лекарственными?

    2. На какие группы делятся лекарственные растения?

    3. Где растут лекарственные растения?

    4. Что вы запомнили о сушке и хранении собранных лекарственных растений?

    5. Чем нужно пользоваться, чтобы при сборе лекарственное растение было   действительно      

       полезно?  

    6. В каких формах можно использовать лекарственные растения? 

    7. При каких заболеваниях можно использовать лекарственные растения?

    8. Можно ли самостоятельно, без консультаций врача, применять лекарственные растения?                                                      

    9. Могут ли растения заменить лекарство?

Применение лекарственных растений для лечения началось еще на заре человечества. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний.

Знакомые с детства растения открылись нам с другой стороны. Мы смогли увидеть в них  не только красоту природы, но и обнаружили родники здоровья, так необходимые в современном мире. Так прав ли доктор Ужегов, сказав: «Если ты болен – обратись к Природе»? 

7. Выставление оценок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе...

Урок по Окружающему миру Аптечка под ногами 4 класс

В наш век широкого распространения химии чрезмерное увлечение новыми, модными и часто бесполезными лекарствами  много бед приносит человеку. Оторвавшись от матушки – природы, человек теряет...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Чудо под ногами"Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и чело...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...