Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс программа"Начальная школа 21 век"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Михалева Надежда Николаевна

Данное тематическое планирование поможет учителю в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование курса окружающий мир

В первом классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели). Урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю.

Название раздела

Программное содержание

Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)

Ты первоклассник

Статус ученика, школьника.

Одноклассники, правила поведения в школе. Правила взаимоотношений. Режим дня первоклассника. Дорога от дома до школы. Безопасность на улицах и дорогах.

Наблюдения. Моделирование ситуаций

поведения в разных школьных помещениях, на улицах города. Игровая деятельность: правила

дорожного движения. Учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Ты и здоровье

Органы чувств. Закаливание. Культура

питания.

Дидактическая игра: принятие задачи, выполнение правил. Моделирование ситуаций на правила поведения во время еды.

Мы и вещи

Труд людей, профессии. безопасное поведение сбытовыми электрическими

и газовыми приборами.

Коммуникативная деятельность: характеристика труда людей разных профессий. Моделирование ситуаций ОБЖ при пользовании бытовыми

электрическими и газовыми приборами.

Родная природа

Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас.

Наблюдения: характеристика основных

признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние-дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы.

Родная страна

Семья. Родной город

(село). Труд людей

родного города (села).

Россия, Москва.

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском

хозяйстве, учреждения их культуры и быта. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве.



п/п


Тема урока, страницы учебника


Предметное содержание


Дата


ИКТ


Примечание

1

Нас окружает удивительный мир. 4 - 5 

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы.

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира.

Речевая разминка, работа с иллюстрированным материалом, беседа, задания на классификацию, дидактическая игра «Объекты природы»

1 четверть

2

Давай познакомимся. 6 – 7


ОБЖ: Улица (дорога): тротуар,

обочина, проезжая часть, мостовая

Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я  (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Речевая разминка, логические упражнения на сравнения: «Сравниваем портреты двух девочек», работа с иллюстративным материалом.

3

Мы – школьникиПравила поведения в школе 8-14

ОБЖ: Правила пользования транспортом.Дорожные знаки.

Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они  предназначаются?

Речевая разминка, рассказывание: «Познакомимся»: расскажу вам о себе. Работа с текстом стихотворения первоклассник. Первоклассник должен выполнять правила поведения в школе.

+

4

Сентябрь – первый месяц осени (экскурсия). 

15 - 17

Изменения, которые происходят в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках.  Экскурсия в парк. Рассматривание различных деревьев, сравнение их внешнего вида. Наблюдение за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков.

Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствия отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения.

5

Что нам осень подарила. 

18 - 20

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Реч. разм., дидакт. игра «Что нам осень подарила», ролевая игра «Узнай по описанию». Развитие описательной речи, умение составлять описательный рассказ. Формирование умения работать с таблицей.

+

6

Грибная пора. 21 - 22

Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины и т.д. Реч. разм., работа с таблицей и текстом учебника. Формирование умения сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. Формирование умения работать с таблицей. Формирование умения классифицировать объекты по разным признакам

+

7

Семья. О маме. 23 -25

Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова: семья крепка ладом.  Реч. разм., рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам), «Моя семья».Рассказы детей о маме.

8

Любимые занятия. 26 – 28

ОБЖ Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концентры, загородные поездки – любимы досуг многих семей.  Хоз. труд в семье.

9

Как из зерна получилась булка. 31 - 32

Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. Реч. разм., обсуждение различных поговорок, описание натуральных объектов, дид. игра.

+

10

Человек и домашние животные. 33 - 34

Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными. Как заботиться за дом. животными. Решение проблемной ситуации «кого называют дом. животными».

+

11

Октябрь уж наступил (экскурсия).

Птицы осенью 35-39

Лес, парк (изменился). Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы улетели в теплые страны. Животные укрылись  в своих зимних жилищах. Решение проблемной задачи.

 

12

Явления природы. 40 - 43

Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег,  град, туман, гроза и др.) – явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности.  Реч. разм., работа с иллюстративным материалом учебника – выделение характерных особенностей разных явлений природы.

+

13

Где ты живёшь? 44 - 45

Мы живем в городе. Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть  в беду?

+

14

Правила поведения на дорогах

46 - 49

Мы должны обязательно знать знаки Д,Д.:  «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка» и др. Моделирование «Улицы города».

+

15

Ты и вещи. 50 - 53 

ОБЖ: правила пожарной безопасности.

Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по задуманному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия – антонимы.

+

16

Кто работает ночью. 54 - 55

Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества.

Речевая разминка, ролевая игра «Я работаю ночью».

+

17

Твои  помощники-органы чувств

56-58

 

ОБЖ Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Что такое здоровье? Хорошее состояние органов чувств-показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств? Правила охраны зрения, слуха, вкуса.

2четверть

18

Правила гигиены. 59 - 60

Зачем нужны правила гигиены? Почему человек должен их соблюдать? Уточнение понятий: аккуратный и неаккуратный, чистоплотный и нечистоплотный (чистюля-грязнуля).

+

19

О режиме дня. 61 - 62

Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия:

организованный – неорганизованный.

+

20

Урок в спортивном зале. 

63 - 65

Будем развивать силу, ловкость, быстроту. Правила закаливания. Игры – соревнования на ловкость и быстроту.

21

Ноябрь – зиме родной брат (экскурсия). 

Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки

ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. Экскурсия в парк Речевая разминка: "Закончи (допиши) предложение".

22

Дикие животные (осенью) 

66 - 67

Жизнь диких животных поздней осенью. Различение животных по внешним

характеристикам. Названия животных и их детенышей. Речевая разминка: «Дети и их детеныши» Дидактическая игра «О ком рассказали?» Минутка любознательных: «О чем я хочу узнать?»

+

23

Звери – млекопитающие. 68-71

Звери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей -

млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители

этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние - дикие животные» Речевая разминка: «Опиши

животное» (с. 74). Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Классификация «Домашние и дикие животные»

+

24

Что мы знаем о птицах. 72 - 76

Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные

особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и

поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода.

Речевая разминка: «Зимующие и перелетные птицы» Ролевая игра «Расскажу вам о себе». Работа с дневником наблюдений. Обсуждение рассказа «Воробьи» (учебник, с. 74).

+

25

Родной край 77 - 79

Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Речевая разминка. "Закончи предложение" Творческий рассказ по образцу «Где ты живешь». Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина»

+

26

Дом, в котором ты живёшь.

80 - 83

Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске. Речевая разминка. "А что у вас?" Работа с иллюстративным материалом учебника. Беседа «О чем рассказывают вывески?»

+

27

Зачем люди трудятся. 84 - 86

Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа. Экскурсия в школьную библиотеку Речевая разминка "Спрашивай- отвечай" Чтение и анализ рассказа «Для чего руки нужны?» Е.Пермяка Рассказ детей «Как я тружусь дома?»

+

28

В декабре, в декабре все деревья в серебре (экскурсия). 

Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания. Экскурсия в парк

29

Какая бывает вода? 87 - 89

Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды. Понятия: тело, вещество. Речевая разминка: игра "Да - нет". Опыты с водой: определение свойств воды как вещества. Работа с учебником и рабочей тетрадью

+

30

О дружбе. 90 - 91

Кого называют друзьями. Правила дружбы Речевая разминка: "Расскажи о своем друге" Беседа с использованием литературного материала.

31

Идём в гости. 92

Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу. Речевая разминка: "Идем в гости" Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу»

32

С Новым годом! 93

Развитие речевого творчества. Речевая разминка: "Сказка о старых вещах". Обсуждение сценария классного праздника на Новый год

33

Январь – году начало, зиме – середина (экскурсия). 4-6

Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений). Экскурсия в парк или урок в классе Речевая разминка: "В январе, в январе…" Наблюдение из окна Работа с иллюстративным материалом

3 четверть

34

Хвойные деревья. 7 - 8

Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница). Речевая разминка: "Объясни, почему так говорят" Практическая работа с гербарием.

+

35

Жизнь птиц зимой. 9-12

Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва. Речевая разминка: "Кто чем питается" Беседа с иллюстративным материалом «Что умеет делать клюв?» Работа с рубрикой «Соображалки»

+

36

Наша страна – Россия. 13 - 17

Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб. Речевая разминка: "Составим рассказ о нашей Родине" Рассказ учителя о гимне России. Знакомство со столицей России (с использованием иллюстративного материала).

+

37

Богата природа России. 18 – 24

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и

животные).

Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. Речевая разминка: "Что такое природа" Путешествие по карте России. Рассказ учителя о лесах России. Беседа «Цветы России»

+

38

Мы – россияне. 25 - 29

Россия – страна многонациональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи. Речевая разминка: "Спрашивай – отвечай" Ролевая игра «Магазин "Российский сувенир"»

+

39

Февраль – месяц метелей и вьюг.30-31

Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь. Речевая разминка "Назови по порядку" Ролевая игра «Лесные картинки»

40

Звери – млекопитающие. 

32 – 35

Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные. Речевая разминка: "Сочиним рассказ" Беседа с иллюстративным материалом «Как звери живут»

41

Наш уголок природы. Животные уголка природы. 36 - 39

Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги. Уголок природы – место обитания комнатных растений. Можно вырастить растение из черенка, листа, семени, луковицы. Речевая разминка: "Угадай-ка" Наблюдения за обитателями живого уголка Работа с учебником Речевая разминка: "Узнай растение". Практическая работа: «Как вырастить растение»

+

42

Наш уголок природы. Растения уголка природы 40-42

+

43

Мы – граждане России. 43 - 48

Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности Речевая разминка: "Спрашивай - отвечай". Рассказ учителя о правах гражданина России.

44

О правилах поведения. 49 - 51

Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы(повторение). Как разрешать споры и ссоры Речевая разминка. "Разговор по телефону" Обсуждение воображаемых ситуаций

+

45

23 февраля – День защитника Отечества 52

Как можно встретить праздник 23 февраля.

+

46

8 Марта – праздник всех женщин. 53-54

Как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким. Речевая разминка. "Поздравляем с праздником" Практическая работа: приготовление салата из фруктов

+

47-48

Март – капельник. 55-60

Изменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта: народное название месяца - «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры». Речевая разминка: "Закончи предложение". Наблюдения за весенними изменениями в природе. Чтение рассказа Ю. Дмитриева  "Пушистый незнакомец".

+

49

Птичьи разговоры (жизнь птиц весной)

Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Правила отношения к птичьи гнездам Речевая разминка: "Узнай птицу по описанию"

+

50

Если хочешь быть здоров, закаляйся! 61-62

Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека. Речевая разминка ."Спрашивай – отвечай" Беседа с иллюстративным материалом «Как можно закаляться». Дидактическая игра: « Какие виды спорта мы знаем?»

+

51

Здоровая пища 63-64

Какая пища полезна. Как правильно питаться. Речевая разминка. "Спрашивай – отвечай" Анализ воображаемых ситуаций «Кто правильно питается». Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката: «Будем питаться правильно!»

+

4четверть

52

Какое бывает настроение. 65

От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др. Речевая разминка: "Закончи предложение". Работа с иллюстративным материалом учебника. Упражнение "Раскрась шарики".

53-54

Апрель – водолей (экскурсия). 

66-71

Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. Экскурсия на водоем. Речевая разминка: "Сочиним потешку"

55

Жизнь насекомых весной

Календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообразие. Развитие речи: описание насекомых. Речевая разминка "Кто знает больше насекомых" Наблюдение развития личинки комара

+

56

Весенние работы

Кто работает на транспорте. 72 - 77

Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники. Речевая разминка: "Будем трудиться". Практическая работа «Огород на окне»; «Цветник нашего класса».Сравнение  и выделение сходства и различия

видов транспорта.

+

57

День космонавтики. 78 - 79

Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт. Речевая разминка "Расскажу вам о космонавтах" Беседа «Как все начиналось» Работа с учебником и рабочей тетрадью.

+

58-59

Май весну завершает, лето начинает (экскурсия).

80-82

«Май весну завершает, лето начинает» – говорят в народе. Изменения в природе в конце весны - начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки. Экскурсии в парк Речевая разминка: "Вспомним месяцы года и сравним их" Беседа с иллюстративным материалом «Повсюду цветущие сады»

60-61

Жизнь земноводных весной. 

83-84

Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие. Речевая разминка: "Объясним свой ответ" Сравнение лягушки и жабы. Рассматривание и обсуждение схемы «Развитие лягушки».

+

62-63

Животное – живое существо.

85-90

Обобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство. Речевая разминка: "Закончим предложение" Работа с иллюстративным материалом. Составление плаката «Что умеют животные».

+

64-65

Природе нужны все!

Природа – среда обитания всех живых существ на Земле, ее нужно беречь. Красная книга России. Речевая разминка. Игра "Животные, полезные для человека" Работа с иллюстративным материалом. Сочинение рассказа «Как семья лесника спасла олененка»

+

66

Урок повторения

В учебно-методический комплект по предмету «Окружающий мир» для учащихся 1 класса входят следующие издания:

  1. Окружающий мир: 1класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  2. Окружающий мир: 1класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2012
  3. Наблюдаем и трудимся: 1класс :рабочая  тетрадь для общеобразовательных учреждений / Т.В.Лихолат. – М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. Думаем и фантазируем: 1класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений / С.В.Литвиненко. – М.: Вентана – Граф, 2012

Пособие для учителя:

Окружающий мир:1 – 2 классы: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2012

СОГЛАСОВАНО:

 Протокол заседания школьного методического объединения  учителей (указать) от 31.08.12


Руководитель ШМО


Хололенко С.А.                        


«________»________________2012 год        

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

                         


Родина А.С.

«________»_________________ 2012 год



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике 1 класс программа"Начальная школа 21 век"

Данное планирование состалено для 1 класса по программе"Начальная  школа 21 века".Оно поможет учителям в работе....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) №ДатаТема урокаТип урокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыЛичностныеМетапредметныеПредметные1. ...

Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа 2100" 2 класс

Вахрушев А.А., Бурский О.В.,Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. .  Ч. 1,2 –  М., Баласс, 2012 г. Рекомендован мин.обр.  и науки РФ...

Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс

Тематическое планирование по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс.Рассчитано на 2 часа в неделю....