На суше - как дома.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Тузова Вероника Владимировна

Конспект урока по окружающему миру.

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sushe_-_kak_doma_3_klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по окружающему миру

в 3 классе

Тема урока: «На суше – как дома».

                                                                       

Учитель: Тузова В.В.

Москва

Цели урока:

деятельностные

- познакомить с особенностями  строения и образом жизни пресмыкающихся;

- познакомить с приспособлением пресмыкающихся к жизни на суше;

- расширять и углублять знания учащихся о первых сухопутных позвоночных животных;

воспитательные

- формировать понятие о максимальном вкладе каждого в коллективную деятельность;

- воспитывать бережное отношение к природе;

образовательные

- научить различать холоднокровных и земноводных.

Познакомить с элементарными навыками оказания помощи при укусе змеей.

Оборудование:

- иллюстрация Айболита;

- иллюстрации насекомых, пауков, земноводных, рыб;

- иллюстрации пресмыкающихся;

- чучело крокодила;

- видеофрагменты пресмыкающихся;

- конверты с заданиями;

- карта «Природные зоны»;

- карточки, уточняющие особенности пресмыкающихся;

- карты «Природные зоны», для использования командой;

- таблички с особенностями пресмыкающихся.

 

                             

                         

I этап. Организационный момент. (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня, на нашем уроке, присутствуют гости. Поздороваемся с ними.

II этап. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.(5 мин)

- Ребята, спешу вам сообщить, что к нам приехал зоопарк. Все бы хорошо, да вот незадача. Заболел крокодил.

  Обратились за помощью к доктору Айболиту, но он утверждает, что с крокодилом все в порядке. Директор зоопарка не на шутку встревожен. Ведь крокодил совсем неподвижен, будто впал в оцепенение, как неживой.

- Что случилось с крокодилом?

- Сегодня, нам предстоит найти ответ на этот вопрос.

- Для этого нам полезно вспомнить: о ком мы говорили, изучая последние темы?

                                                            ( О насекомых, пауках, земноводных, рыбах).

- Почему насекомым время от времени приходится «менять одежку»?

( Наружный скелет состоит из неживого вещества – не может расти вместе с хозяином).

- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?

( Нежная кожа, которая быстро высыхает под воздействием солнечных лучей).

- Кому теплее: тому, кто стоит на песке, или тому, кто лежит?

- Молодцы, эти знания помогут нам при изучении сегодняшней темы.

- Какова тема урока? С кем мы познакомимся сегодня поближе? Кому будет посвящен наш разговор?

- Попробуйте догадаться, отгадав загадки:

  1) Живет спокойно, не спешит,

      На всякий случай носит щит.

      Под ним, не зная страха,

      Гуляет … (Черепаха).

 2) По реке плывет бревно.

      Ох, и злющее оно!

      Тем, кто в речку угодил,

      Нос откусит … (Крокодил).

3) Она, как змейка,

    В траве мелькает,

    Хвостом виляет.

    Хвост оборвет –

    Другой наживет. (Ящерица).

- Так о ком пойдет сегодня речь?

- А тема нашего урока звучит: «На суше – как дома».

III этап. Совместное «открытие» знаний.(15 мин)

- Посмотрите на животных, как вы думаете, что их объединяет?

- Покажите, как расположены их лапы?

- Как передвигаются эти животные? Представьте, что вы лежите на животе и хотите проползти какое-то расстояние.

- Как передвигается змея?

- Какое общее название можно дать этим животным? (Пресмыкающиеся).

- Что значит пресмыкающиеся? (Прижимаются, касаются земли).

- Но есть у пресмыкающихся и научное название от латинского – рептилии.

- Что же еще особенного в этих животных?

   Посмотрим видеофрагменты, понаблюдаем за ними, за их поведением, покрытием     кожи.

- Какие особенности вы еще заметили? (Размножение – откладывание яиц; защита – кожа, покрытая щитками, - защищает организм от лишнего испарения воды; строение – лапы по бокам тела, легкие, вытянутое тело).

- Что еще отличает их от других животных?

- Что с такими животными происходит при похолодании? (Забираются в укромное место, засыпают, пока тепло их не разбудит вновь).

- В русском языке и для такой особенности нашлось подходящее слово. (Холоднокровность).

- Холоднокровные, как вы объясните значение этого слова ? ( Температура окружающей среды).

- Откроем учебники на стр. 29. 

- Рассмотрите иллюстрации пресмыкающихся нашей страны, пресмыкающихся жарких стран. Что интересного вы заметили? (Пресмыкающихся жарких стран больше, они крупнее).

- С чем это связано? (Круглый год тепло).

- Как же эти животные живут в нашей стране? (Приспособились, впадают в спячку).

- Теперь, подумайте и расселите животных на карте «Природные зоны». Для этого повернитесь друг к другу, капитаны достанут содержимое малых конвертов.

- Расселим животных на нашей карте «Природные зоны», у доски. (Команды каждого ряда работают у доски).

- Почему вы расселили их практически по всей карте? (Приспособились; питание, климат).

- Наши верные энциклопедисты подготовили  интересные сообщения. Послушаем их.

- Подумайте, и скажите, откуда животные берут энергию для своей активности? (Пища).

IV этап. Первичное закрепление. (8-9 мин.)

- Так, как вы теперь думаете, почему доктор Айболит утверждал, что крокодил здоров?

                           (У нас зима, он приспособился, температура тела зависит от температуры   воздуха).

- Но сможет ли он долго находиться при низкой температуре? (Из других широт…).

- Найдем правильный ответ на странице 30 №2. (+ 10).

- Почему?

- Попробуем объяснить поведение ящерицы на рисунке под №3. (Греется на солнце, повышает температуру тела).

- У вас на столе есть большой конверт. Вы внимательно изучите содержимое – отложите только – холоднокровных.

- Капитаны поднимите, отложенные карточки с животными.

- Почему выбрали именно черепаху?..

- Маленькая минутка ОБЖ. Что такое ОБЖ?

- Какая опасность может поджидать человека при встрече с пресмыкающимися?

- Так как вести себя если вы столкнулись со змеей?

- Что делать, если укус произошел?

V этап. Итог. Домашнее задание.(7 мин.)

Отмечают в учебнике:

       Группы первого ряда – выполняют №4,5.

       Группы второго ряда - №6.7.

       Группы третьего ряда - №8,9.

- Посмотрим, какой материал вам понадобится для выполнения Д/З. Откройте стр. 28.

- Найдите два нижних абзаца. Выделенное слово – пресмыкающиеся. Поставьте на полях !

- Так кого мы называем пресмыкающимися?

- Откройте стр. 29. Какие слова выделены в каждом из данных абзацев? (Змеи, ящерицы).

- Что мы узнали о змеях, ящерицах?

- Поставьте - ! на полях, у каждого абзаца.

- Откройте стр. 30. О ком мы еще говорили?

- Что вы узнали о этих животных? Поставьте - !

- Какое общее свойство объединяет пресмыкающихся? (Холоднокровность).

- Что значит животные – холоднокровные?

- Выделенный материал, поможет вам подготовить отчет к следующему уроку по вопросам для домашнего изучения.

VI этап. Рефлексия.  (5 мин.)

- Оценим нашу работу на сегодняшнем уроке. Какая, по-вашему, группу работала наиболее активно, дружно?

- А как вы оцениваете вклад в совместную работу, каждого из вас?

- Я благодарю вас за работу на уроке.

- Попрощаемся с нашими гостями. Урок – закончен.  

                 

   

Самоанализ урока на тему:

 «На суше – как дома».

                           

Цели урока:

              Деятельностные

            - познакомить с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся;

            - познакомить с приспособлением пресмыкающихся к жизни на суше;

            - расширять и углублять знания учащихся о первых сухопутных позвоночных            

              животных.

            Воспитательные

            - формировать понятие о максимальном вкладе каждого в коллективную

               деятельность;

            - воспитать бережное отношение к природе.

           Образовательные

           - научить различать холоднокровных и земноводных.

Познакомить с элементарными навыками оказания помощи при укусе змеей.

Краткое содержание этапов урока.

I Орг-ый момент 

   Цель данного этапа - эмоционально настроить детей на урок, заинтересовать предстоящей темой для изучения.

   На этом этапе использовались познавательные загадки и задания. С их помощью, была поставлена основная цель урока. Ребята с удовольствием участвовали в работе, отвечали на вопросы, приводили свои гипотезы.

   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что цель этого этапа достигнута.

II Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

 

   Второй этап урока проходил в процессе обсуждения изученного материала, что необходимо для выхода на проблемную ситуацию.

III Совместное «открытие» знаний 

   На этапе «открытия» знаний, ребята выявили отличительные особенности пресмыкающихся, сравнивая их с земноводными, просматривая видеосюжеты.

   Используя работу в малых группах, учащиеся самостоятельно обсуждали вопрос о местах обитания этой группы животных. Расселяли пресмыкающихся на карте «Природных зон» как на доске, так и на индивидуальных картах.

IV Первичное закрепление 

   Работа в малых группах имела место и на данном этапе, что позволило закрепить полученные знания, по теме «На суше – как дома». Выполнив задания, учащиеся комментировали свои ответы  в громкой речи, уточняя важнейшие понятия.

   Также была проведена минутка ОБЖ. Учащиеся рассуждали о опасностях, которые могут возникнуть при встрече со змеей. Проговаривались элементарные навыки оказания первой помощи.

V Итог урока. Домашнее задание

   Знакомя детей с домашним заданием, уместным было проговорить еще раз важнейшие выводы, понятия по данной теме. Отметив материал в учебнике, ребята зафиксировали в речи новые знания.

VI Рефлексия  

    Этап рефлексии помогает продолжать работу по формированию самооценки.

    Учащиеся оценивали не только работу своих товарищей и групп, но и свой вклад в урок.        

Конспект открытого нестандартного урока

Тема урока:

«Рисование с натуры осенних листьев.

     Рисование мелом на асфальте»

        

                                                                               Школа №1245

                                          Учитель: Тузова В.В.

                1 класс «Б»

        Москва, 2005 год

 

                                       Задачи:

             

               - формировать эстетическое восприятие действительности;

               - развивать наблюдательность, общеучебные умения и навыки, то есть планировать ответ и рисунок;

               - развивать бережное отношение к природе.                                

I. Оргмомент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие, мы отправляемся в гости к осени.

II. Беседа о красоте осени.

        - Посмотрите, как красиво вокруг: прозрачная синева небес, сверкающий золотом осенний наряд деревьев, яркие осенние цветы, прозрачность воздуха, обилие золотистых тонов.

        - Как вы думаете, почему осень называют золотой?

        - Вы правы, действительно, осень радует нас своим разноцветьем листьев, листопадом.

        - А в какую погоду больше всего опадает листьев?

        - Что напоминает вам земля устланная опавшей осенней листвой? (Ковёр -  нарядный, праздничный, разноцветный).

        - Оглянитесь вокруг, как красиво кружатся листья!

                   

Падают, падают листья –

В школьном дворе листопад …

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят …

        - А сейчас представьте, что вы осенние листочки и давайте поиграем.

III. Физминутка   «Мы осенние листочки»

Мы – осенние листочки,

Мы – осенние листочки,

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок,

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

IV. Составление букетов из осенних листьев.

         - Теперь поближе рассмотрим листья. Соберите несколько понравившихся листочков. (Учащиеся собирают букеты)

        - Посмотрите, какой красивый букет из опавших листьев я составила.

        - Какой из листочков вам кажется особенно красивым? Почему?

        - Теперь выберите листик, который вам понравился больше всего. Оставшиеся листы поднимите высоко-высоко и подбросьте их. Полюбуемся нашим «листопадом»

V. Поэтапное рисование мелками на асфальте.

        - Сегодня вы нарисуете понравившийся листок на асфальте цветными мелками.

        - Посмотрим на строение листа (центральная прожилка, другие прожилки, черенок, форма листа).

        - Начнём рисовать. (Дети располагаются вокруг учителя, наблюдают за последовательностью работы)

        - Лёгкими линиями намечаем центральную прожилку, черенок.

Намечаем ширину, высоту листа, а теперь рисуем контур. Раскрашиваем лист цветными мелками. (Ребята рисуют свой листок. Учитель комментирует, по необходимости помогает ученикам)

VI. Анализ детских работ.

        - Давайте посмотрим, какие листья у вас получились.

        - Молодцы! Вы сегодня украсили землю самым красивым неповторимым ковром.

        - Похлопаем друг другу за прекрасное творчество.

   

VII. Рефлексия. Итог урока.

       - Скажем спасибо подруге – осени. Спасибо за красоту, необыкновенно тёплое, яркое солнышко; за её бесценные дары.

       - Понравилось ли вам наше необычное путешествие в страну по имени «Осень»?

       - Чем понравился урок?

       - Что особенно запомнилось в этом уроке?  

        - Образуем круг – солнышко. Разведём руки в стороны, коснёмся ладошками-лучиками друг друга. Вы чувствуете сколько тепла в ваших ладошках?

        - Это не случайно. Красавица осень подарила нам частичку своего тепла. Постарайтесь сохранить это тепло, красоту и хорошее настроение как можно дольше. Поделитесь этими драгоценностями со своими близкими родными и друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе " Первый шаг из моря на сушу"

Урок предназначен для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. УМК "Школа 2000"....

На суше - как дома.

Небольшой фрагмент урока по проверке темы "На суше - как дома". Программа "Школа-2100"....

конспект урока окружающий мир "Первый шаг из моря на сушу."

На данном уроке дети знакомятся с особенностями строения и образа жизни рыб и земноводных.  Учатся перечислять особенности рыб и земноводных. Предусмотрена работа детей в групп...

На суше - как дома.

Презентация к уроку на тему: "На суше - как дома"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "На суше как дома" 3 класс

Интегрированный урок по окружаещему миру и робототехнике....