Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК "Планета знаний"
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) на тему

Петрухина Маргарита Михайловна

Программа расчитана на 2 ч в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_3_kl_2012-2013.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА БОЛЬШОЕ ПОПОВО ЛЕБЕДЯНСКОГО      МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

КУЛИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

        

ПРИНЯТО

на заседании МО учителей

начальных классов МБОУ СОШ

 с. Большое Попово

Руководитель МО ___________ Кузьмина Е.С.

Протокол №__ от «__»  ______  2012 года

РАССМОТРЕНО

                                на заседании педагогического совета

                        Протокол №___ от «___» 2012 года

«УТВЕРЖДАЮ» -

Директор МБОУ СОШ

с. Большое Попово__________  О.А.Сёмина

Приказ № ___ от «___» _____ 2012 года

 

Рабочая программа

учебного курса

«Окружающий мир»

( Составила М.М Петрухина )

3 класс

(Рабочая программа составлена на основе программ общеобразовательных учреждений Федерального компонента государственного образовательного стандарта

начального общего образования)

С. КУЛИКОВКА ВТОРАЯ

2012  ГОД

И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова,

Е. В. Саплина, А. И. Саплин

ПРОГРАММА КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1—4 классы

Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• социализация ребёнка;

• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

• формирование самостоятельной познавательной деятельности;

• развитие мышления, воображения и творческих способностей;

• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии.

Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно- следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать сосхемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры;

воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности.

Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников.

Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Всезадания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе:

распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность,

определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения.

Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

1 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное

чтение». Методическое пособие.

2 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

3 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир».

Методическое пособие.

4 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир».

Методическое пособие.

Содержание программы

Окружающий мир

3 класс (68 ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых

человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно- воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений.

Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений.

Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным.

Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство.

Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

 по окружающему миру

3 класс

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое явления природы;
  2. Что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
  3. Устройство компаса;
  4. О трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
  5. О круговороте воды в природе;
  6. Легко определяемые свойства воды (3-4);
  7. О водоёмах (река, озеро, море);
  8. О значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;
  9. Легко определяемые свойства воздуха (3-4);
  10. Состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
  11. О необходимости охраны воздуха от загрязнения;
  12. Что такое горные породы и полезные ископаемые;
  13. Свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком;
  14. О необходимости бережного использования полезных ископаемых;
  15. О почве, её значении и необходимости охраны;
  16. О четырёх царствах живой природы;
  17. Об органах растений и их значении;
  18. Особенности размножения и развития растений;
  19. О некоторых группах растений и их отличительных признаках;
  20. Об отличительных признаках основных групп животных;
  21. Особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
  22. Некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
  23. О влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
  24. Названия важнейших органов человека и их функции;
  25. Основные правила личной гигиены;
  26. Какие народы живут на территории России;
  27. Символику своего города;
  28. Столицу России;
  29. Государственные символы России;
  30. Как называется главный  закон страны;
  31. Как устроено наше государство;
  32. Основные права и обязанности ребёнка.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  2. Различать наиболее распространённые растения (5 – 6);
  3. Различать наиболее распространённых животных (7 - 8);
  4. Проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
  5. Устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
  6. Приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  7. Выполнять правила личной гигиены;
  8. Оценивать своё поведение в природе;
  9. Выполнять правила поведения в природе;
  10. Находить на карте город (село), в котором они живут;
  11. Рассказывать о главных символах государства;
  12. Рассказывать о символах своего города;
  13. Рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
  14. Рассказывать об основных правилах и обязанностях ребёнка;

Учащиеся могут знать:

  1. Что такое открытая и закрытая линия горизонта;
  1. Что называют свойством тела и вещества;
  2. О физических и химических явлениях природы;
  3. Об использовании энергии воды и ветра;
  4. О строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
  5. О разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;
  6. О значении бактерий в природе и жизни человека;
  7. Об особенностях дыхания и питания растений;
  8. Об условиях прорастания семян;
  9. О предках культурных растений и домашних животных;
  10. Об обычаях и традициях своего народа;
  11. Об истории возникновения своего города (села);
  12. Историю возникновения герба своего города;
  13. Историю происхождения и развития  основных символов государства;
  14. Основные моменты развития органов власти страны;
  15. Историю происхождения государственных наград;

                             Учащиеся могут уметь:

  1. Находить стороны горизонта по местным признакам;
  2. Моделировать несложные природные процессы;
  3. Объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
  4. Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
  5. Пользоваться различной справочной литературой;
  6. Получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  7. Сравнивать и делать выводы.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР   3 КЛАСС

2012 – 2013 уч. г.

68 ч (2 ч в неделю) (2 мая, 9 мая – праздничные дни)

Тема урока, страницы учебника

Дата

Фактич

Природа вокруг нас (8 ч)

1

Что нас окружает  

Часть 1   С. 3—9

03.09.12

2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

06.09.12

3

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»

10.09.12

4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу  

 С. 10—12

13.09.12

5

Ориентирование по компасу и местным признакам  

 С. 12—14

17.09.12

6

Экскурсия «Ориентирование на местности»

20.09.12

7

Явления природы   С. 15—17

24.09.12

8

Свойства тел и веществ  С. 18—23

27.09.12

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

9

Свойства воды в жидком состоянии   С. 24—27

01.10.12

10

Вода-растворитель   С. 28—30

04.10.12

11

Свойства льда, снега и пара   С. 30—33

08.10.12

12

Родники  С. 34—35

11.10.12

13

Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище)  С. 35—38

15.10.12

14

Облака, роса, туман, иней, изморозь   С. 38—41

18.10.12

15

Круговорот воды  в природе   С. 41—42

22.10.12

16

Использование и охрана воды   С. 43—46

25.10.12

17

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха   С. 47—50

29.10.12

18

Свойства воздуха   С. 51—53

01.11.12

19

Ветер  С. 54—55

12.11.12

20

 

Охрана воздуха  С. 56—57

15.11.12

21

Горные породы    С. 58—59

19.11.12

22

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)  

 С. 60—63

22.11.12

23

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых  

С. 63—67

26.11.12

24

Почва  С. 68—73

29.11.12

Внеклассная деятельность учащихся

С. 74—75

О царствах живой природы (16 ч)

25

Четыре царства живой природы   С. 76—79

03.12.12

06.12.12

26

Строение растений   С. 80—84

10.12.12

27

Разнообразие растений  С. 85—86

13.12.12

28

Дикорастущие  и культурные растения С. 87—88

17.12.12

29

Жизнь растений   С. 89—92

20.12.12

30

Размножение и развитие растений  С. 93—94

24.12.12

доп

Развитие растения из семени  С. 95—96

27.12.12

31

Охрана растений С. 97—98

14.01.13

32

Строение  животных  С. 99—100

17.01.13

33

Разнообразие  животных  С. 101—105

21.01.13

34

Домашние и дикие животные  С. 106—108

24.01.13

35

Как животные воспринимают мир   С. 109—111

28.01.13

36

Передвижение и дыхание животных  С. 112—115

31.01.13

37

Питание животных  С. 116—119

04.02.13

38

Размножение и развитие животных  С. 120—123

07.02.13

39

Охрана животных  С. 124—125

11.02.13

40

Грибы и бактерии   С. 126—131

14.02.13

Внеклассная деятельность учащихся

С. 132—133

Человек (10 ч)

41

Человек — часть живой природы Часть 2  С. 3—10

18.02.13

42

Кожа — первая «одежда»  С. 11—15

21.02.13

43

Скелет   С. 15—18

25.02.13

44

Мышцы  С. 19—21

28.02.13

45

Кровеносная   система   С. 22—25

04.03.13

46

Дыхание   С. 26—30

07.03.13

47

Питание и выделение  С. 30—35

11.03.13

48

Органы чувств  С. 35—37

14.03.13

49

Нервная система  С. 38—40

18.03.13

50

Эмоции  и темперамент  С. 41—45

21.03.13

Внеклассная деятельность учащихся

С. 46—47

Человек в обществе (18 ч)

51

Народы нашей страны  С. 48—52

01.04.13

52

Традиции народов нашей страны  С. 53—56

04.04.13

53

Путешествие по ленте времени  С. 57—60

08.04.13

54

Города и сёла  С. 61—64

11.04.13

 

55

Названия городов  С. 65—69

15.04.13

56

Кремль — центр города  С. 69—75

18.04.13

57

Улицы города  С. 76—79

22.04.13

58

Герб — символ города  С. 80—83

25.04.13

59

Памятные  места городов  С. 84—87

29.04.13

60

Экскурсия «Улицы и памятные  места  родного  города (села)»

06.05.13

61

Современный город  С. 88—91

13.05.13

62

Москва — столица России  С. 92—95

16.05.13

63

Что такое  государство  С. 96—100

19.05.13

64

Конституция — основной закон нашей страны  С. 101—104

23.05.13

65

Права ребёнка  С. 105—108

26.05.13

66

Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России  С. 109—113

30.05.13

67

Государственный гимн России  С. 113—116

68

Государственные награды  С. 117—123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Планета Знаний"

Пояснительная запискаПрограмма курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся 2 класс Тематический пла...

рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Планета знаний

Программа по УМК "Планета знаний" скорректирована для классов 4 вида....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Пояснительная запискаПрограмма курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся 3 класс Тематический пла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

РП ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...