Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

 

Проект (конспект урока)

Предмет – окружающий мир

Класс -1-й

Особенности данного урока:

Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и мир вокруг», часть 1, урок №10. Уч-ся к данному моменту усвоили связь между своими ощущениями и теми органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), которые их обеспечивают. Органы чувств школьники называют словами «глаза», «уши» и т.д.

Урок открытия нового знания.

 Тема урока: «Наши помощники – память и ум».

Цели урока:

1.               Узнать, всегда ли органы чувств правильно показывают нам мир (1-я линия развития – уметь объяснять мир).

2.               Понять роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств (1-я линия развития – уметь объяснять мир).

3.               Научиться правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью (1-я линия развития – уметь объяснять мир).

4.               Развитие интеллектуальных общеучебных умений.

 Планируемые достижения: ученик знает, что ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир, т. к. органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.

Оборудование:

1.               Узор из геометрических фигур.

2.               Рисунок человека с недостающими органами чувств и рисунки отдельных органов чувств.

3.               Карандаш или ложка, прозрачный сосуд с водой.

4.               Три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплой и холодной.

5.               Разрезные карточки, из которых можно собрать целую картинку, для каждой группы ребят.

6.               Плакат «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur._okr._mir._1_kl._nashi_pomoshchniki_-_pamyat_i_um.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 1-й класс.

          Пасяева Клара Хакимовна

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»

Общий стаж 27лет

Пед. стаж     27 лет

Проект (конспект урока)

Предмет – окружающий мир

Класс -1-й

Особенности данного урока:

Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и мир вокруг», часть 1, урок №10. Уч-ся к данному моменту усвоили связь между своими ощущениями и теми органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), которые их обеспечивают. Органы чувств школьники называют словами «глаза», «уши» и т.д.

Урок открытия нового знания.

 Тема урока: «Наши помощники – память и ум».

Цели урока:

  1. Узнать, всегда ли органы чувств правильно показывают нам мир (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
  2. Понять роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
  3. Научиться правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
  4. Развитие интеллектуальных общеучебных умений.

 Планируемые достижения: ученик знает, что ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир, т. к. органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.

Оборудование:

  1. Узор из геометрических фигур.
  2. Рисунок человека с недостающими органами чувств и рисунки отдельных органов чувств.
  3. Карандаш или ложка, прозрачный сосуд с водой.
  4. Три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплой и холодной.
  5. Разрезные карточки, из которых можно собрать целую картинку, для каждой группы ребят.
  6. Плакат «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс).

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Где можно хранить одежду? молоко? фотографии? Где вы храните ваши знания, впечатления от праздников и прошлых уроков? (В памяти).

- Мы сохранили в памяти ощущения от прошлого урока: вкус яблока, мандарина, запах духов, радостное настроение и полученные знания. Проверим, как вы запомнили пять наших помощников (на доске рисунок человека без органов чувств; по ходу выполнения задания довершается рисунок человека). Работа в рабочей тетради стр. 23, №4:

-Желтый, круглый, подвижный. Что это? Какой орган чувств помогает вам узнавать эти признаки? – Мячик. Глаза – орган зрения.

-Щебечущий, кричащий, болтливый… - Попугай. Уши, или орган слуха.

- Вкусный сладкий, сочный… - Арбуз. Язык или орган зрения.

Душистая, ароматная… - Роза. Нос, или орган обоняния.

Мягкий, теплый, шершавый...- Свитер. Кожа, или орган осязания.

Вывод: Нас окружает множество предметов. Люди не смогли бы их узнать без органов чувств. Пять наших помощников помогают различать предметы по их признакам.

Работа в группах. Собрать разрезные карточки.

- Что у вас получилось?

- Какие органы чувств помогли вам выполнить задания? (Глаза.)

- Сегодня на уроке мы узнаем о еще двух помощниках, которые помогают нам определить предметы и справиться с трудными заданиями.

- Как вы думаете, что это за помощники? (Дети высказывают предположения.)

3. Совместное открытие новых знаний.

1) На фланелеграфе ряд геометрических фигур. К ним ряд вопросов: «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Какая фигура может быть следующей?»

2) Литературная викторина.

Кому принадлежат слова:

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (русская народная сказка «Колобок» - Колобку);

«Несет меня лиса за темные леса» (русская народная сказка «Кот и петух» - коту);

«Битый не битого везет» (русская народная сказка «Волк и лиса» - лисе);

«Свет мой, зеркальце! скажи да всю правду доложи» (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - злой царице);

«Смилуйся, государыня рыбка, вновь старуха к тебе посылает. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» - старику).

- Что помогло нам справиться с этим заданием? (Слух, память, ум.)

3). – Ск. гласных звуков в русском языке? Перечислите их.

- Что помогло вам справиться с этим заданием? (Слух и память).

Вывод. Итак, мы познакомились с еще одним помощником, дающим возможность нам познать окружающий мир – памятью. Память хранит наши ощущения и знания.

4.Самостоятельное применение знаний.

Рабочая тетрадь, задания 1 и 2, с. 24.

- Проверим вашу память: вспомните и подчеркните правильный ответ (игра «Светофор», задание с признаками и предметами, самостоятельная работа, взаимопроверка).

5. Совместное открытие новых знаний.        

Наблюдение за ошибками органов чувств.

  1. Учитель демонстрирует 2 рисунка, наложенные один на другой: на первом изображен мальчик в карнавальном костюме лисы, а на втором – дерево. Дерево закрывает мальчика так, что видна только маска лисы.

- Кто прячется за деревом? (Лиса.)

Как вы догадались? (Мы увидели голову лисы и поняли, что это она.)

Учитель убирает рисунок дерева и дети видят, что за деревом не лиса, а мальчик в костюме лисы.

Вывод. Наши органы чувств могут ошибаться.

2) Приготовлены три сосуда с водой разной температуры: горячей (чтобы не обжечься), теплый и холодный.

Учитель вызывает ученика к доске и предлагает опустить одну руку в горячую воду, а другую – в холодную.

- Что ты чувствуешь? (Здесь горячая вода, а тут холодная.)

- Опусти обе руки в соседний сосуд (там, где теплая вода). Что ты чувствуешь? (Для первой руки вода кажется холодной, для второй – горячей.)

Вывод. Наш орган чувств (кожа) ошибается, так как в одном и том же сосуде вода имеет одинаковую температуру.

3) Учитель показывает на ложку в стакане с водой.

- Рассмотрим внимательно. Что видят ваши глаза? (Ложка кажется изломанной.)

- Что вам подсказывает ваша память? (Ложка должна быть прямой.)

- Используя ум, подумайте и решите: ложка на самом деле изломанна или она такой кажется. (После ответов детей учитель вынимает ложку из стакана и демонстрирует, что она целая.)

Вывод. Органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.

4) Учитель показывает рисунок, на котором изображено дерево, а за ним – собачий хвост (можно использовать рисунок в учебнике, с 59.)

- Кто прячется за деревом? (Собака.)

- Как вы догадались? (Мы увидели хвост – нам помогло зрение, потом вспомнили, что такой хвост бывает у собаки – нам помогла память; мы подумали и поняли, что за деревом спряталась собака, хотя ее не видно целиком – помог ум.)

Вывод. Ум вместе с памятью помогает органам чувств познавать окружающий мир.

Работа с плакатом «Наши помощники – память и ум» из комплекта наглядных пособий («Окружающий мир». 1-й класс), основанная на вопросах.

- Что видишь? О чем догадался? Что вспомнил? Почему ты не хочешь потрогать чайник?

6. Самостоятельное применение знаний.

Рабочая тетрадь, задание 3 или 4, с. 25. Выполните задание, используя слова «нам кажется, что…, однако я знаю …, поэтому…» (задание по выбору в группе или по рекомендации учителя).

Работа в группах с взаимным обсуждением и принятием решения.

7. Итог урока.

- Какие органы чувств помогали нам на сегодняшнем уроке? (Зрение, слух, осязание.)

- Какие новые помощники у них появились? (Память и ум.)

- Какие выводы мы сделали? (Органы чувств могут ошибаться.)

- Что исправляет ошибки органов чувств? (Память и ум.)

Органы чувств позволяют нам узнать, что происходит в окружающем мире. Но они были бы бессильны без памяти, хранящей наши чувства и знания, и ум, который позволяет человеку понять то, что происходит вокруг, и даже, что человек не чувствует.

Творческое домашнее задание (по желанию):

  1. узнать, что умеют делать ваши родители (если будет возможно, принести результаты их труда);
  2. Принести свои поделки.  

 

        

                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Наши помощники- домашние животные" 1 класс

Презентация составлена к уроку с учётом требований ФГОС....

Урок окружающего мира «Наши помощники – органы чувств» в 1 классе.

Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Наши помощники – органы чувств»....

Проблемно-диалоговый урок окружающего мира "Наши помощники - память и ум"

Проблемно-диалоговый урок, который знакомит детей с "органами чувств"  человека. Способствует умению применять качества своего ума, формирует у учащихся позицию признания ценности здоровья....

Урок окружающего мира "Мои помощники-органы чувств"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Дополнительный материал к уроку окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", УМК "21 век"

Занимательные факты для подготовки к уроку окружающего мира....

Методическая разработка урока окружающего мира "Наши помощники - домашние и культурные растения"

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Наши помощники - домашние животные и культурные растения", 1 класс "Школа 2100"...

урок окружающего мира 4 класс "Память москвы о героях ВВв 1941-1945 г"

Урок окружающего мира о подвигах героев во время освобождения г. Москвы...