Проблемно-диалоговый урок окружающего мира "Наши помощники - память и ум"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) по теме
Проблемно-диалоговый урок, который знакомит детей с "органами чувств" человека. Способствует умению применять качества своего ума, формирует у учащихся позицию признания ценности здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno.docx | 25.95 КБ |
mozg2.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалоговый урок окружающего мира «Наши помощники – память и ум»
«Школа России» ФГОС (2 класс).
Цели урока:
Обучающие:
- Познакомить детей с понятиями «органы чувств человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья.
- Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира.
Развивающие:
- Содействовать развитию чувств.
- Способствовать умению применять качество своего ума, развитию умения самостоятельно отбирать и использовать нужную информацию; способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию;
- Адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность учащихся класса.
- Способствовать формированию у учащихся позиции признания ценности здоровья.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья
Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Средства обучения:
Учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас. 2 класс» в 2-х частях, часть 1, Москва, Просвещение, 2012
Тетрадь на печатной основе А.А.Плешакова «Проверь себя. 2 класс» в 2-х частях, часть 2, Издательство ВИТА, Москва, 2012
Детская энциклопедия здоровья. Роберт Ротенберг
Дидактический материал:
презентация по данной теме, карточки с «командами-мозга» для Диснеевского героя Гуфи.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, поворотная доска, набор объёмных геометрических фигур, стакан с водой, карандаш, предметы для демонстрации с близкого и дальнего расстояния.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель. Здравствуйте.
Психологический настрой:
Я в школе на уроке;
сейчас я начну учиться;
я радуюсь этому;
внимание моё растет;
я как разведчик все замечу;
память моя крепка;
голова мыслит ясно;
я хочу учиться;
я очень хочу учиться;
я готов к работе;
работаю.
Откройте глаза. Подарите улыбку. Займите свои места.
- Какими вы хотели бы видеть наш урок? Какие качества надо проявить, чтобы получился такой урок? Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
- Актуализация знаний учащихся
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ученики: «Твои помощники – органы чувств».
Учитель: В чём нам помогают органы чувств?
Ученики: Органы чувств помогают нам узнавать окружающий мир.
(Просмотр презентации «Органы чувств).
Сейчас узнаем, хорошо ли вы подготовили урок…
- Учитель предлагает детям закрыть глаза и запомнить все звуки в течение 30 секунд.
- Какой орган чувств работал?
2. Учитель даёт детям задание определить с завязанными глазами на ощупь и назвать геометрические фигуры и материал, из которого они сделаны.
- Какой орган чувств работал?
Далее проверяется работа всех органов чувств.
- Совместное открытие нового
- Создание проблемной ситуации.
Учитель: Как же человек познаёт окружающий мир?
Ученики: С помощью органов чувств.
Учитель: Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками.
Ученики: Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха.
Учитель: А могут ли органы чувств ошибаться?
Мнения учеников разделились.
А) Демонстрация опыта. Учитель предлагает рассмотреть карандаш в стакане с водой.
Учитель: Каким нам кажется карандаш в стакане с водой?
Ученики: Он кажется сломанным.
Учитель: А что мы знаем на самом деле?
Ученики: Мы знаем на самом деле, что карандаш прямой.
Учитель: Значит, органы чувств могут ошибаться? (да)
Б) Демонстрация опыта. Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.
Учитель: Сравните предметы на картине.
Ученики: Мы видим, что цветок больше коровы.
Учитель: А что мы знаем на самом деле?
Ученики: Это нам только кажется, ведь цветок находится ближе, а корова дальше.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученики: Органы чувств могут ошибаться.
- Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
Учитель: Вы сначала как думали? А на самом деле?
Ученики: Наши органы чувств могут ошибаться.
Учитель: Какой же возникает вопрос?
Ученики: Что же ещё кроме органов чувств помогает нам познавать окружающий мир?
3.Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
Учитель: Какие у вас есть предположения?
Ученики: Может нам помогает ум?
Учитель: Как проверить это предположение?
Дети затрудняются с ответом, учитель предлагает помощь.
Продолжите предложения:
Зрение показывает, что…
Память показывает, что…
Благодаря уму можно подумать и решить, что…
Какова же тема нашего урока?
Ученики: «Ум и память»
Учитель вывешивает на доску тему урока: «Наши помощники – память и ум».
- Физпауза. Упражнение « радости».
- Первичное закрепление.
Учитель. Дети, посмотрите в свои тетради и вспомните, с какими понятиями мы с вами познакомились на предыдущем уроке? Что узнали нового? О чём говорили?
Мы изучали «Наши органы».
Учитель. Молодцы! Вспомните и уточните определения понятий. Я начну, а вы продолжите.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
| Орган. Он выполняет одну или несколько особых функций. |
| Сердце. |
| Лёгкие. |
Когда мы начали с вами урок, то речёвкой, мы настраивали какой важный орган? ГОЛОВНОЙ МОЗГ – его назначение? | Нервная система, которая связана с головным и спинным мозгом. Буквально все нервы можно подразделить на несколько отделов: Сенсорные: благодаря ним мы можем ощущать тепло и холод, давление или боль. Моторные: они идут к мышцам и отдают приказы сократиться или расслабиться. Моторные нервы управляют нашими движениями. Без них мы не могли бы двигаться. Эти 2 группы нервов действуют как слаженная тренированная команда. Вегетативные: она состоит из нервов, которые действуют самостоятельно. Благодаря ним мы дышим, у нас переваривается пища, циркулирует слеза и т.д. и много других важных сигналов подают нервы, и всё это происходит без нашего вмешательства. Головной мозг. Назначение головного мозга – управлять мышлением и движением. |
(Данную табличку можно использовать как проверочную работу. См. в приложении).
Командный пункт нашего мышления – это головной мозг. Сейчас мы попробуем с вами узнать, как же происходит любое движение, рождение мысли и вообще весь алгоритм ума!!! Готовы?
К вам в гости пришёл Диснеевский герой – мультяшка Гуфи. С ним приключилась беда: Гуфи сел на кнопку. Пострадала ягодица Гуфи. Скажите, какие нервы, и отделы головного мозга будут задействованы?
(Сенсорные нервы, спинной мозг, продолговатый мозг, большие полушария)
Дети смотрят юмористическую презентацию, в которой рассказывается цепочка команд мозга.
- Гуфи сел на кнопку.
- Сенсорные нервы вызывают Продолговатый мозг.
- Продолговатый мозг играет роль телеграфа, зовёт Спинной мозг.
- Спинной мозг отвечает и просит Продолговатый мозг передать сообщение Большим полушариям.
- Большие полушария говорят Гуффи, что у него жуткая боль в области ягодицы.
- Гуфи больно и он кричит: «Ой!» (Всё это происходит за доли секунд!)
Эта скорость мысли!
В Древнем мире было всё иначе. Можно повторить рассказ о Динозавре, которому откусили хвост, и он об этом вспомнил через неделю.
Учёные доказали, что большую часть своей работы мозг выполняет самостоятельно. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы мозг выполнял эту работу быстро и качественно?
-Совершенно верно, необходимо тренировать мозг.
(Смотрим презентацию «Правила тренировки мозга»).
- Творческое задание.
- Нужен ли ум совершать добрые поступки? Послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума».
Один император очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки их обижают. Тогда издал император указ о том, чтобы мальчишки приносили птиц живыми. За это император каждому давал по горсти риса. И вот весь дворец наполнился птицами. Рад император, что спас птиц от мальчишек. Но вскоре пришёл во дворец мудрец. Увидел он птиц во дворце и сказал: «Ты, император, спасая сотню птиц, не подумал о том, что тысячи птенцов могут погибнуть у них в лесу».
Что же можно делать? Как спасти птенцов? как уберечь птиц от мальчишек?
Дети в группах обсуждают способы спасения птиц и птенцов.
- Итог урока.
Учитель. А теперь давайте попробуем прочитать скороговорку – сначала в медленном темпе, а потом быстрее:
- Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них. Прочитаем их и подумаем, почему так говорят:
-Было бы здоровье, а остальное будет.
-Здоров будешь – всё добудешь.
-Здоровьем слаб, так и духом не герой.
-Не рад больной и золотой кровати.
-У кого болят кости, тот не думает в гости.
-Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
-Какое новое знание мы сегодня открыли на уроке?
-Что на уроке было легко?
-Какие трудности были?
-Кто поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира?
-Чьи умозаключения вам понравились больше всего?
-Кто считает, что он заслужил отметку – 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
| |
| |
| |
Когда мы начали с вами урок, то речёвкой, мы настраивали какой важный орган? ГОЛОВНОЙ МОЗГ – его назначение? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. ГУФИ СЕЛ НА КНОПКУ ТОЧКА КАКОЙ КОШМАР ТОЧКА Передайте сообщение продолговатому мозгу Точка ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ ОТВЕЧАЙТЕ ТОЧКА
3. ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ НА ПРОВОДЕ ТОЧКА Слышу Вас хорошо Точка ЧТО ВЫ ХОТИТЕ СООБЩИТЬ? Гуфи сел на кнопку! Немедленно сообщите об этом большим полушариям Точка
4. ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ вызывает БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ТОЧКА БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ОТВЕЧАЙТЕ!!! БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ вас слушают Точка В чём дело на этот раз?
5. ЖУТКАЯ БОЛЬ!!!!!! ГУФИ СЕЛ НА КНОПКУ! Я немедленно сообщу ему о случившемся Точка Конец связи Точка
Большие полушария передают с рочное сообщение для Гуфи точка ЭЙ, ГУФИ, ТЫ ТОЛЬКО ЧТО СЕЛ НА КНОПКУ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"
Проект (конспект урока)Предмет – окружающий мирКласс -1-йОсобенности данного урока: Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и...
Проблемно-диалоговый урок по окружающему миру Тема: «Наши помощники-память и ум»
Цели урока: 1. Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира.2. Содействовать развитию органов чувств.3....
Тема урока:«Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». 4 класс. Тип урока: проблемно-диалоговый.
Раздел учебника А. А. Плешакова "Мир вокруг нас", по которому разработан сценарий урока – «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». Тип урока: проблемно-диалогов...
Урок окружающего мира по теме "Наш главный помощник память"
Урок по окружающему миру 1 класс с самоанализом...
Урок окружающего мира по программе «Школа-2100». Тема: «Наши помощники – память и ум»
Цели:· Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.· Содейств...
Урок окружающего мира в 1 классе "Наши помощники-память и ум".
Коспект урока по окружающему миру УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Москва: память о войне 1812 года" (УМК "Перспективная начальная школа",4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся об Отечественной войне 1812 года; знакомство с памятниками, посвященными Отечественной войне 1812 года.За...