Проблемно-диалоговый урок окружающего мира "Наши помощники - память и ум"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Смирнова Алла Владимировна

Проблемно-диалоговый урок, который знакомит детей с "органами чувств"  человека. Способствует умению применять качества своего ума, формирует у учащихся позицию признания ценности здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno.docx25.95 КБ
Файл mozg2.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалоговый урок окружающего мира «Наши помощники – память и ум»

«Школа России» ФГОС (2 класс).

Цели урока:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с понятиями «органы чувств человека», «системы органов», способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья.
  2. Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию чувств.
  2. Способствовать умению применять качество своего ума, развитию умения самостоятельно отбирать и использовать нужную информацию; способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию;
  3. Адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность учащихся класса.
  4. Способствовать формированию у учащихся позиции признания ценности здоровья.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья 

Тип урока: урок  закрепления и изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Средства обучения:

Учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас. 2 класс» в 2-х частях, часть 1, Москва, Просвещение, 2012

 Тетрадь на печатной основе А.А.Плешакова «Проверь себя. 2 класс» в 2-х частях, часть 2, Издательство ВИТА, Москва, 2012

Детская энциклопедия здоровья. Роберт Ротенберг

Дидактический материал:

презентация по данной теме, карточки с «командами-мозга» для Диснеевского героя Гуфи.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, поворотная доска, набор объёмных геометрических фигур, стакан с водой, карандаш, предметы для демонстрации с близкого и дальнего расстояния.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте.

Психологический настрой:

Я в школе на уроке;

сейчас я начну учиться;

я радуюсь этому;

внимание моё растет;

я как разведчик все замечу;

память моя крепка;

голова мыслит ясно;

я хочу учиться;

я очень хочу учиться;

я готов к работе;

работаю.

Откройте глаза. Подарите улыбку. Займите свои места.

 - Какими вы хотели бы видеть наш урок? Какие качества надо проявить, чтобы получился такой урок? Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

  1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученики: «Твои помощники – органы чувств».

Учитель: В чём нам помогают органы чувств?

Ученики: Органы чувств помогают нам узнавать окружающий мир.

(Просмотр презентации «Органы чувств).

Сейчас узнаем, хорошо ли вы подготовили урок…

  1. Учитель предлагает детям закрыть глаза и запомнить все звуки в течение 30 секунд.

- Какой орган чувств работал?

2.  Учитель даёт детям задание определить с завязанными глазами на ощупь и назвать геометрические фигуры и материал,  из которого они сделаны.

- Какой орган чувств работал?

Далее проверяется работа всех органов чувств.

  1. Совместное открытие нового
  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как же человек познаёт окружающий мир?

Ученики: С помощью органов чувств.

Учитель: Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками.

Ученики: Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха.

Учитель: А могут ли органы чувств ошибаться?

Мнения учеников разделились.

А) Демонстрация опыта. Учитель предлагает рассмотреть карандаш в стакане с водой.

Учитель: Каким нам кажется карандаш в стакане с водой?

Ученики: Он кажется сломанным.

Учитель: А что мы знаем на самом деле?

Ученики: Мы знаем на самом деле, что карандаш прямой.

Учитель: Значит,  органы чувств могут ошибаться? (да)

Б) Демонстрация опыта. Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.

Учитель: Сравните предметы на картине.

Ученики: Мы видим, что цветок больше коровы.

Учитель: А что мы знаем на самом деле?

Ученики: Это нам только кажется, ведь цветок находится ближе, а корова дальше.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики: Органы чувств могут ошибаться.

  1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

Учитель: Вы сначала как думали? А на самом деле?

Ученики: Наши органы чувств могут ошибаться.

Учитель: Какой же возникает вопрос?

Ученики: Что же ещё кроме органов чувств помогает нам познавать окружающий мир?

 3.Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Учитель: Какие у вас есть предположения?

Ученики: Может нам помогает ум?

Учитель: Как проверить это  предположение?

Дети затрудняются с ответом, учитель предлагает помощь.

Продолжите предложения:

Зрение показывает, что…

Память показывает, что…

Благодаря уму можно подумать и решить, что…

Какова же тема нашего урока?

Ученики: «Ум и память»

Учитель вывешивает на доску тему урока: «Наши помощники – память и ум».

  1. Физпауза. Упражнение « радости».
  2. Первичное закрепление.

Учитель. Дети, посмотрите в свои тетради и вспомните, с какими понятиями мы с вами познакомились на предыдущем уроке? Что узнали нового? О чём говорили?

Мы изучали «Наши органы».

Учитель. Молодцы! Вспомните и уточните определения понятий. Я начну, а вы продолжите.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

  1. Как называется какая-либо часть организма?

Орган. Он выполняет одну или несколько особых функций.

  1. Работает как насос, подающий кровь ко всем участкам тела?

Сердце.

  1. Этот орган набирает в себя кислород и выделяет углекислый газ в процессе дыхания.

Лёгкие.

  1. Этот орган – целая система. Буквально каждая клеточка нашего тела снабжена рецепторами, которые подают сигналы…
  2. Почему? Расскажи. (Презентации).

Когда мы начали с вами урок, то речёвкой,  мы настраивали какой важный орган?  ГОЛОВНОЙ МОЗГ – его назначение?

Нервная система, которая связана с головным и спинным мозгом.

Буквально все нервы можно подразделить на несколько отделов:

Сенсорные: благодаря ним  мы можем ощущать тепло и холод, давление или боль.

Моторные: они идут к мышцам и отдают приказы сократиться или расслабиться. Моторные нервы управляют нашими движениями. Без них мы не могли бы двигаться.

Эти 2 группы нервов действуют как слаженная тренированная команда.

Вегетативные: она состоит из нервов, которые действуют самостоятельно. Благодаря ним мы дышим, у нас переваривается пища, циркулирует слеза и т.д. и много других важных сигналов подают  нервы, и всё это происходит без нашего вмешательства.

Головной мозг. Назначение головного мозга – управлять мышлением и движением.

(Данную табличку можно использовать как проверочную работу. См. в приложении).

Командный пункт нашего мышления – это головной мозг. Сейчас мы попробуем с вами узнать,  как же происходит любое движение, рождение мысли и вообще весь алгоритм ума!!! Готовы?

К вам в гости пришёл Диснеевский герой – мультяшка Гуфи. С ним приключилась беда: Гуфи сел на кнопку. Пострадала ягодица Гуфи. Скажите, какие нервы,  и отделы головного мозга будут задействованы?

(Сенсорные нервы, спинной мозг, продолговатый мозг, большие полушария)

Дети смотрят юмористическую презентацию, в которой рассказывается цепочка команд мозга.

  1. Гуфи сел на кнопку.
  2. Сенсорные нервы вызывают Продолговатый мозг.
  3. Продолговатый мозг играет роль телеграфа,  зовёт Спинной мозг.
  4. Спинной мозг отвечает и просит Продолговатый мозг передать сообщение Большим полушариям.
  5. Большие полушария говорят Гуффи, что у него жуткая боль в области ягодицы.
  6. Гуфи больно и он кричит: «Ой!» (Всё это происходит за доли секунд!)

Эта скорость мысли!

В Древнем мире было всё иначе. Можно повторить рассказ о Динозавре, которому откусили хвост,  и он об этом вспомнил через неделю.

Учёные доказали, что большую часть своей работы мозг выполняет самостоятельно. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы мозг выполнял эту работу быстро и  качественно?

-Совершенно верно,  необходимо тренировать мозг.

(Смотрим презентацию «Правила тренировки мозга»).

  1. Творческое задание.

- Нужен ли ум совершать добрые поступки? Послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума».

   Один император очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки их обижают. Тогда издал император указ о том, чтобы мальчишки приносили птиц живыми. За это император каждому давал по горсти риса. И вот весь дворец наполнился птицами. Рад император, что спас птиц от мальчишек. Но вскоре пришёл во дворец мудрец. Увидел он птиц во дворце и сказал: «Ты, император, спасая сотню птиц,  не подумал о том, что тысячи птенцов могут погибнуть у них в лесу».

   Что же можно делать? Как спасти птенцов? как уберечь птиц от мальчишек?

Дети в группах обсуждают способы спасения птиц и птенцов.

  1. Итог урока.

 Учитель. А теперь давайте попробуем прочитать скороговорку – сначала  в медленном темпе, а потом быстрее:

- Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и  здоровое нездорово.

О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них. Прочитаем их и подумаем, почему так говорят:

-Было бы здоровье, а остальное будет.

-Здоров будешь – всё добудешь.

-Здоровьем слаб, так и духом не герой.

-Не рад больной и золотой кровати.

-У кого болят кости, тот не думает в гости.

-Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.

- Береги платье снову, а здоровье смолоду.

-Какое новое знание мы сегодня открыли на уроке?

-Что на уроке было легко?

-Какие трудности были?

-Кто поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира?

-Чьи умозаключения вам понравились больше всего?

-Кто считает,  что он заслужил отметку – 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

  1. Как называется какая-либо часть организма?

  1. Работает как насос, подающий кровь ко всем участкам тела?

  1. Этот орган набирает в себя кислород и выделяет углекислый газ в процессе дыхания.

  1. Этот орган – целая система. Буквально каждая клеточка нашего тела снабжена рецепторами, которые подают сигналы…
  2. Почему? Расскажи. (Презентации).

Когда мы начали с вами урок, то речёвкой,  мы настраивали какой важный орган?  ГОЛОВНОЙ МОЗГ – его назначение?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕНСОРНЫЕ нервы вызывают спинной мозг Точка Срочное сообщение Точка Опасность в ягодице у Гуфи Точка Спинной мозг, отвечайте Точка ПРОДОЛГОВАТЫЙ мозг на проводе Точка Уточните Точка

Слайд 2

2. ГУФИ СЕЛ НА КНОПКУ ТОЧКА КАКОЙ КОШМАР ТОЧКА Передайте сообщение продолговатому мозгу Точка ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ ОТВЕЧАЙТЕ ТОЧКА

Слайд 3

3. ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ НА ПРОВОДЕ ТОЧКА Слышу Вас хорошо Точка ЧТО ВЫ ХОТИТЕ СООБЩИТЬ? Гуфи сел на кнопку! Немедленно сообщите об этом большим полушариям Точка

Слайд 4

4. ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ вызывает БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ТОЧКА БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ОТВЕЧАЙТЕ!!! БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ вас слушают Точка В чём дело на этот раз?

Слайд 5

5. ЖУТКАЯ БОЛЬ!!!!!! ГУФИ СЕЛ НА КНОПКУ! Я немедленно сообщу ему о случившемся Точка Конец связи Точка

Слайд 6

Большие полушария передают с рочное сообщение для Гуфи точка ЭЙ, ГУФИ, ТЫ ТОЛЬКО ЧТО СЕЛ НА КНОПКУ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"

Проект (конспект урока)Предмет – окружающий мирКласс -1-йОсобенности данного урока: Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и...

Проблемно-диалоговый урок по окружающему миру Тема: «Наши помощники-память и ум»

Цели урока: 1.     Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира.2.     Содействовать развитию органов чувств.3....

Тема урока:«Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». 4 класс. Тип урока: проблемно-диалоговый.

Раздел учебника А. А. Плешакова "Мир вокруг нас",  по которому  разработан сценарий урока – «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Солнечная система». Тип урока:  проблемно-диалогов...

Урок окружающего мира по теме "Наш главный помощник память"

Урок по окружающему миру  1 класс с самоанализом...

Урок окружающего мира по программе «Школа-2100». Тема: «Наши помощники – память и ум»

Цели:·         Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.·         Содейств...

Урок окружающего мира в 1 классе "Наши помощники-память и ум".

Коспект урока по окружающему миру УМК "Школа 2100"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Москва: память о войне 1812 года" (УМК "Перспективная начальная школа",4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся об Отечественной войне 1812 года; знакомство с памятниками, посвященными Отечественной войне 1812 года.За...