Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Никифорова Елена Михайловна

К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mira._4_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Елена Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш»

Предмет:  окружающий мир, урок – исследование

Программа:  УМК «Школа России»

     Тема: Родной край – часть  России  

Класс: 4

Технология: использование мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point

Аннотация:

Данный конспект урока разработан на основе программы “Окружающий мир”, 4 класс. Автор: А. А. Плешаков

Разработанный мною урок, опирающийся  на описание природы республики Татарстана, достаточно традиционен по структуре. Но их содержание, средства представления материала, формы организации работы и используемые методические приемы имеют ряд существенных особенностей, обусловленных использованием новых информационных технологий на уроках и на этапе подготовки к ним учителя. Тем самым я стремилась обеспечить высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, развить у них интерес  к  учебе. К данному уроку учащиеся занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета «Вятка», книги о Мамадыше, интернет-ресурсы) Отличительной особенностью работы на данном уроке было использование мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point. Технология презентаций все шире используется как средство предъявления учащимися материала: иллюстраций, фотографий, схем, таблиц и т.д. Это позволяет мне самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному маршруту», оптимизируя тем самым познавательную деятельность моих учеников.

     

     

Урок окружающего мира

      Тема урока:  Родной край – часть  России  

Цель: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала.

Задачи:

- познакомить учащихся с  особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира нашего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека;

- способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания;

- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе; прививать любовь к поэзии местных авторов;

Оборудование: мультимедийный проектор, средства обратной связи (сигнальные карточки), дидактические материалы (карточки для выполнения заданий и тестов), слайды с программным материалом.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне!

- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель  Я думаю, что вы очень много знаете о  природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только  о природе каждой зоны, но и сравнить их.

- Давайте  проверим, так ли это.

I. Разминка (устно) 

  1. Какое млекопитающее почти все время проводит под землей? (крот)
  2. У кого из животных детеныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (кукушка)
  3.  Как называется гнездо белки? (гайно)
  4. Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около норы этого животного всегда чисто. Туалет – глубокие норы – барсук устраивает в нескольких метрах от норы.  Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые волоски)
  5. Какие птицы в лесу выводят птенцов в мороз, зимой? (клесты)
  6. Что теряет лось каждую зиму? (рога, но к лету они опять вырастают)

- К какой природной зоне относятся эти животные?

II. Индивидуальная работа (карточки)

Определите, о какой природной зоне идет речь.

  1. Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота (ледяная зона)
  2. Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев (тундра)
  3. Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые (зона степей)
  4. Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров (зона пустынь)
  5. Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания.

         Сова, змея, подорожник, слизень.

         Кузнечик, орел, ящерица, клевер.

        (Правильные ответы - подорожник, слизень, змея, сова.  Клевер, кузнечик. Ящерица, орел)

- Молодцы!

III. Работа над новым материалом

- А теперь, ребята, послушайте отрывок  одного стихотворения, автор Владимир Калашников, наш местный поэт.

«В Татарстане есть город

На другие совсем  не похож.

И, конечно, без всякого спора,

Город лучший, в котором живешь.

Мамадышские Вятские пляжи,

Сосны нашей Пузанки-горы,

В нем родные всем жителям даже,

От старушек до детворы…»

- Как вы думаете, о каком городе написал прекрасные стихи В. Калашников?

А в какой природной зоне расположен наш город, наш родной край? (зона лесов)

- А что мы называем своим краем?

 Край – слово многозначное. Посмотрим все его значения в Толковом словаре Владимира Даля.

1) Конечная линия, предельная часть чего – либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краёв.

2) Страна, область. Например: тёплые края, в наших краях (в нашей местности)

3) В России: крупная административно – территориальная единица. Например: Приморский край.

- Республика Татарстан  только одна маленькая часть нашей большой планеты, но она богата различными видами растений и животных, изучить его каждому из вас, безусловно, будет очень интересно.

- Мы будем работать по плану

  1. Местоположение на карте
  2. Особенности природы.
  3. Растительный мир республики, района
  4. Животный мир республики, района.
  5. Охрана природы.

а) Работа в парах.

У каждого из вас на парте лежит лист с картой нашего государства.  Посмотрите эту карту,  определите местоположение нашего края. Расскажи соседу по парте, с кем граничит наш край. А он расскажет тебе, в каком направлении от Москвы находится столица нашей республики или наш город.

б) - особенности природы (рассказ ученика)

Территория Татарстана расположена в двух зонах – в полосе перехода лесной в степную. Умеренно – континентальный климат со средними зимними температурами – 10 – 13  С и средними летними + 15 - + 17 С создал благоприятные условия для произрастания хвойных, хвойно – широколиственных, широколиственных лесов  и луговых степей. Большая часть территории республики также занята полями, садами и огородами.

В Татарстане большое количество озер и небольших речек, обитает много представителей животных и растений. По последним данным, в республике встречается более 430 видов животных и более 1500 представителей растений, а также 314 видов птиц.

Растительные ресурсы нашего края составлены из лесной, луговой, болотной, полевой, речной и озерной растительности.

 Выделяется три – четыре яруса. Деревья, Кустарники, Травянистые растения, мхи.

К ресурсам животного мира относятся млекопитающие животные, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, черви и др.

в) - Растительный мир республики  (рассказывает 1ученик)

Растительный мир Татарстана.

Наиболее часто в Татарстане встречаются хвойные деревья: сосна обыкновенная, ель, пихта сибирская, лиственница сибирская.

Деревья с широкими крупными листьями:  дуб, клен, липа. Пониже ярус составляет деревья: осина, рябина, калина, ольха, дикая яблоня, черемуха, ива, береза.

Кустарники: орешник, малина, можжевельник обыкновенный, шиповник.

Травянистые растения: лютик едкий, адонис весенний, лютик ползучий, калужница болотная, чистотел большой, мак – самосейка, клюква, пастушья сумка, крапива двудомная, земляника лесная, Иван – чай, клевер луговой, полынь горькая, ландыш майский и т. д.

Мхи: дикранум метловидный, фунария, сфагнум, гипнум луговой.

В нашей республике также много птиц. Чаще встречаются: синицы, зяблики, скворцы, иволги, чайки озерные, зимородки, лебеди-шипуны, дятлы, черные дрозды, серые вороны, сороки, воробьи.

б) Игра. Узнаете ли вы растения, которые я вам покажу (Показ гербарий).

А сейчас послушаем, что подготовили ребята о  животном мире республики   (1 ученик)

Животный мир Татарстана.

К ресурсам животного мира относятся млекопитающие животные, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, черви и др.

Животные Татарстана приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях, к зиме отрастает у некоторых густая и длинная шерсть, некоторые залегают в спячку. К млекопитающим относятся животные: еж, крот европейский, ушан, речной бобр, белка обыкновенная, бурундук, соня лесная, хомяк обыкновенный, ондатра, заяц-русак, заяц-беляк, волк, лиса, бурый медведь, рысь, выдра, куница лесная, кабан, лось.

В нашей республике также много птиц. Чаще встречаются: синицы, зяблики, скворцы, иволги, чайки озерные, зимородки, лебеди-шипуны, дятлы, черные дрозды, серые вороны, сороки, воробьи.

в) А теперь отгадайте,  о каких животных нашего края идет речь

- У нее короткий, словно обрубленный, хвост, на ушках кисточки, а на мордочке – бакенбарды. Любимая ее пища – зайцы, тетерева, куропатки, но бывает и на лосей нападает (рысь)

- Это самый крупный и сильный зверь в наших лесах. Взрослые животные достигают 2 м в высоту и весят до 570 кг. Ударом переднего копыта он может разбить череп медведю. Летом ест молодые побеги и листья деревьев, зимой – веточки ивы, осины, сосны и также кору этих деревьев (лось).

- Это родственница белки. В отличие от белки умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и планировать на расстояние до 40 м, а роль крыльев у нее играет покрытая шерстью кожистая складка, соединяющая передние и задние лапы. Питается почками, семенами, грибами, ягодами. В спячку не впадает, делает летом запасы корма на зиму (летяга)

- Это большой лесной петух, ходит по земле, распустив хвост веером и щелкает клювом. Когда поет, то ничего не слышит (глухарь).

г) Охрана природы родного края (рассказ ученика)

В Красную Книгу республики Татарстан занесены очень много видов животных и растений. Я выделю только некоторые из них. Среди животных занесены: еж ушастый, выхухоль, бурундук азиатский, суслик крапчатый, мышовка лесная, хомячок серый, медведь бурый, горностай, выдра, норка европейская. Растения: полынь крупноцветковая, василек русский, бодяк серый, пижма тысячилистная, одуванчик поздний, гвоздика пышная, золототысячник болотный, лён уральский, фиалка лысая, миндаль низкий.

д) Самостоятельная работа

Тесты (индивидуальная работа)

  1. Зона лесов расположена

а) южнее зоны тундры          б) севернее зоны тундры

  1. Какие из животных обитают в наших краях?

а) белый медведь          б) лемминг         в) бурый медведь            

г) дрофа                         д) лисица

3. В лесу выделяются:

а)   1 ярус        б) 2 яруса         в) 3  яруса     г)  4 яруса  

4.   Выдели основные  деревья смешанного и широколиственного леса

а)   дуб                  б) лиственница       в) липа     г)  сосна                

IV. Обобщение.

- Как много сложено стихов и песен о родном крае. Наш поэт Владимир Калашников  очень много стихов посвятил нашему родному городу Мамадыш. Сейчас нам прочитает ученик стихотворение о малой родине нашего местного поэта Владимира Калашникова «Мамадышские зори»

«Мамадышские Вятские зори,

Как прекрасен ваш утренний свет,

Вы встаете и в радость, и в горе,

И приносите людям рассвет.

За предутренней дымкой тумана,

Вдалеке, чуть виднеется лес,

А за лесом – большая поляна,

А за ней – очертанье небес.

Это четко все видно с Пузанки,

Самый лучший отсюда обзор,

Воздух свеж и всегда спозаранку

Слышен птичий веселый здесь хор.

От росы, по искрящейся травке,

Как приятно пройтись босиком.

Под горою холмистой и гладкой

Бьет студеным вода родником.

Вся до боли знакомая местность,

Вятка, город, Заошма, Беркас,

Как приятно всю видеть окрестность,

На заре в этот утренний час.»

- Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую  природу?

- А вы, дети, что можете сделать для этого? (не мусорить, не ломать деревья.)

- Молодцы, ребята.  А что было прекрасное сегодня?

Домашнее задание.

Исследовать полезные ископаемые района, республики из дополнительных источников

Использованная литература и интернет-ресурсы

  1. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимир Даль. Москва «Мир книги» 2004 год
  2. «Мамадыш – моя Родина» В. Калашников. Издание Мамадыш 2010 г.
  3. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс, О. И. Дмитриева,                Т. В. Максимова. Москва «Вако» 2009 г.
  4. http:eco//tatarstan.ru
  5. http//www.biqcountry.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира " Золотое кольцо России" 3 класс в 3 частях

Материал к уроку окружающего мира по УМК " Школа России" "Золотое кольцо России" 3 класс. Презентация в 3 частях....

"Поверхность моего края" урок окружающего мира УМК "Школа России"

на уроке использована технологии развития критического мышления...

Конспект по математике. 2 класс УМК «Школа России». Урок-исследование «Четырехугольник».

Конспект по математике для учащихся 2 класса. УМК "Школа России"....

Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§  формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec...