Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе (Урок-исследование) УМК «Школа России»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Методическая разработка урока..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx499.31 КБ
Файл svoystva_vody.pptx938.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе (Урок-исследование)

УМК «Школа России»

Тема

Вода. Свойства воды.

Тип урока

получение новых знаний

Класс

3 класс

Цель

Задачи:

организовать работу  для   изучения  свойств воды, создать условия для выполнения этой работы.

развивать личность школьника на основе формирования  умения учиться,

развивать внимание, мышление, память,

способствовать развитию научной речи,

воспитывать культуру поведения при фронтальной  и групповой формах работы, трудолюбие и ответственность.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы в устной и письменной форме, выполнять опыт по инструкции, составлять план ответа при помощи «помощников» представления работы, сравнивать свойства воды и воздуха.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе  критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему и цель  урока, принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои суждения  на основе проведённых опытов.

 Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника, выполнения опытов, собственных наблюдений, понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической.

 Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Методы работы

частично-поисковый, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 3 класса \ А.А. Плешаков. - М., 2013\

Оборудование

компьютер,  мультимедийный проектор, экран, презентация «Свойства воды», оборудование для опытов, инструкция, «помощники» ответов, рабочая тетрадь, карточки со словами, карточка-таблица.

Организация пространства

фронтальная, групповая, самостоятельная

Технологии

  1. Технология личностно-деятельностного обучения
  2. Иформационно-коммуникационные технологии
  3. Технология исследовательской деятельности
  4. Технология коммуникативного общения

ЭОР

ЭОР №1 Презентация http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/04/tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka

ЭОР №2 Физминутка для глаз. http:// nsportal.ru

ЭОР №3 Музыка для Весёлой зарядки http://www.proshkolu.ru/

Ход урока

Задачи этапа урока

Деятель-ность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Пред-метные

УУД

1.Организаци-онный момент (Приветствие) Настрой на учебную деятельность

Настраи-ваются на учебную деятель-ность

Организует и создаёт условия для мотивированной учебной деятельности

Уметь выполнять требования к уроку, правила поведения на уроке

2. Мотивация, самоопределение к деят-ти. Включение в уч. деят0сть

Слушают фонограмму

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Звучит фонограмма шума воды в течение нескольких секунд.

Учитель.  Что услышали? Что представили? Какие чувства вызывает шум воды?

Уметь слушать вопросы, осмысли-вать и отвечать на них (коммуникатив-ные УУД)

3.Актуализа-ция знаний.     

Проверка знаний, полученных ранее, Актуализация темы, постановка проблемы

Отвечают на вопросы, определяют проблему, формули-руют  тему и цель урока

Организует диалог с детьми, в ходе которого формулируется проблема урока.

Учитель. Докажите, что вода самая главная жидкость на Земле.

Дети. Вода входит в состав любого организма, кормит и поит  все живые существа. Является домом для водных животных и растений. Человек использует воду для приготовления пищи, уборки помещения, для гигиены тела. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. Без воды невозможно сделать бумагу, ткани, резину, пластмассу, лекарства и многое другое. А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, морям и океанам день и ночь плывут суда - везут тяжёлые грузы и пассажиров.

2) Учитель. Отгадайте загадки:

  • Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит –  не выбежит.  (река)
  • Рыбам зиму жить тепло. Крыша – толстое стекло.  (лёд)
  • Скатерть бела всю землю одела. (снег)
  • Сквозь густую пелену ничего я не пойму

Дом, деревья, водоём серый гость накрыл плащом. (туман)

(Карточки с отгадками дети находят на угловых зрительных метках)

Учитель. Как вы думаете, почему воду считают удивительным веществом на Земле?

Дети. Вода может находиться в трёх состояниях.

 Учитель. Мы всё сказали про воду. Кажется, мы всё знаем о ней или не всё? (пауза) Как вы думаете, есть ли у воды особые свойства, о которых мы ещё не знаем?

Дети.  Думаем, что есть.

Учитель.  Хотели бы про них узнать? Тогда сформулируйте тему нашего урока.    

  Дети. Мы будем изучать свойства воды.           Слайд№1

Учитель. С какой целью мы будем это делать?

 Дети. Чтобы узнать больше о воде, может нам это пригодится в жизни.

Уметь отличать разные состоя-ния воды при помощи отгадок на загадки

Уметь излагать ответы, слушать ответы других, отгадывать загадки

(коммуникативные, познавательные УУД)

4. Исследова-ние в малых группах.

Проведение исследований по плану, решение проблемы, вывод

Проводят исследования по плану, решают проблему, делают вывод в результа-те груп-

повой работы

Организует исследовательскую работу учащихся 

Класс делится на 6 групп по 4 человека для проведения опыта и одна группа из 3 человек для наблюдения за загрязнённой водой) давайте вспомним, как нужно работать в группе.     Слайд№2

Каждая группа получает необходимое оборудование для проведения опыта и инструкцию как выполнять опыт. В инструкции есть указания для каждого участника группы: кто-то выполняет опыт, кто-то контролирует, кто-то формулирует вывод, кто-то записывает вывод в тетрадь.

Для своего выступления дети могут воспользоваться планом ответа, который выдаст учитель для каждой группы.

1 опыт.  На столе стакан с водой,  стакан с молоком, ложка.  Участник группы опускает поочерёдно ложку в стакан с молоком, а затем в стакан с водой. Приходят к выводу, что ложка видна в стакане с водой. Это говорит о свойстве воды – прозрачность.

2 опыт. На столе стакан с водой и полоски цветной бумаги. Дети поочерёдно сравнивают цвет бумаги с цветом воды. Приходят к выводу, что вода бесцветная.

3 опыт. На столе стакан с водой, пузырёк с душистым веществом, например, духи. Дети нюхают воду в стакане, а затем духи. Приходят к выводу, что вода не имеет запаха.

4 опыт. На столе стакан с водой, стакан с чаем или компотом. Дети пробуют на вкус чай, а затем воду. Приходят к выводу, что вода без вкуса.

5 опыт. На столе два  стакана  с водой, палочка для размешивания, немного соли и немного измельчённого мела. Дети насыпают в один стакан соль, а в другой - мел, размешивают палочкой и приходят к выводу, что соль исчезла в стакане, то есть растворился, а мел осел на дно стакана.  Это говорит о свойстве воды – растворитель некоторых веществ.

6 опыт. На столе стакан с водой, ложка, дощечка. Дети наливают ложку воды на дощечку и приходят к выводу, что вода растекается. Это говорит о свойстве – текучесть.

7 опыт. Наблюдение за загрязнённой водой. На столе стакан пустой, стакан с водой, палочка для размешивания, специальная бумага для фильтра, речной песок. Группа детей по рисункам учебника делают фильтр и пропускают воду через фильтр. Делают вывод, что воду можно отфильтровать.

Физкультминутка.          

На болоте две лягушки - две зелёные подружки,                                      

Утром рано умывались, полотенцем растирались,                                  

Ручками хлопали, ножками топали.                                    

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.                                            

Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям - физкультпривет!

Узнать в ходе опытов свойства воды

Уметь добывать новые знания, запоминать их, работать в группе.

(Познавательные, коммуникативные УУД)

5. Обмен информацией.

Первичное закрепление нового материала

Рассказы-вают о своих наблюде-ниях

Помогает детям собирать карточки с названиями свойств и закреплять их на сенсорный крест.

Каждая группа по очереди выходит к доске и рассказывает, как они выполняли опыт, какое свойство воды они наблюдали. Дети могут воспользоваться помощниками ответов.            1) Мы опускали в стакан…….

                                                   2) Наблюдали, что……

                                                   3) Сделали вывод………

 Один представитель от группы снимает  со стены карточку с названием свойства воды, учитель прикрепляет её на сенсорный крест. Таким образом, карточки с названием свойств собираются вместе.

 Уметь систе-матизи-ровать знания, полученные в ходе исследования.

Уметь рассказать по плану о своих наблюдениях за водой.

(Регулятивные УУД)

6. Организа-ция информации. Продолжение реализации поставленной цели

Дети наблюдают новые опыты

Демонстрирует два опыта, с целью выявления новых свойств 

Учитель. Какие свойства воды вы обнаружили, проделывая опыты? Дети перечисляют. Слайд№3 (схема) 

Учитель. Что могут обозначать вопросительные знаки на схеме?

Дети. Возможно, есть ещё свойства, которые мы не рассмотрели

Учитель демонстрирует ещё два опыта: нагревает и охлаждает воду,  чтобы выявить  ещё два свойства – расширение воды при нагревании и сжимание воды при охлаждении. Теперь все свойства изучены, снова на слайде можно увидеть схему, но без вопросительных знаков. Слайд№4Свойства воды 7. Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Узнать ещё о новых свойствах воды

Уметь ориентироваться в своей  системе знаний (Регулятивные УУД)

7. Связывание информации. Обобщение. Обобщить полученные знания, самостоятельная работа

Дети обобщают получен-ные знания и заполняя-ют сравни-тельную таблицу

Организует диалог с детьми, даёт задание практического характера.

Учитель. Где в жизни мы используем свойство воды – растворитель?

Дети. Когда размешиваем сахар в воде.

Учитель. Могут ли пригодится знания о расширении воды при нагревании?

Дети.  Да, когда кипятим чайник, надо наливать воду не до самого края чайника.

Учитель. Как можно очистить  загрязнённую воду?

 Дети. Пропустить через фильтр.

Учитель. Достаточно ли этого, чтобы пить эту воду?

Дети. Нет.

Учитель. Что нужно сделать ещё?

Дети.  Прокипятить

 Учитель. Со св-вами  какого вещества, мы познакомились на прошлом занятии?

Дети. Воздух.

  Учитель. Сравните свойства воды и воздуха. Сделайте вывод.

( Дети заполняют таблицу), а затем проверяют её по эталону. Слайд№5

Свойства

Вода

Воздух

Прозрачность

+

+

Без цвета

+

+

Без вкуса

+

+

Без запаха

+

+

Текучесть

+

-

Растворитель

+

-

При нагревании расширяется

+

+

При охлаждении сжимается

+

+

Уметь сравнивать свойства воды и воздуха

Уметь производить действия со знаками и символам (познава-тельные  УУД)

8. Рефлексия.

Зафиксировать содержание урока, органи-зовать рефлек-сию и самооцен-ку учениками собственной уч. деятельности

Отвечают на вопро-сы, дают самооценку дея-тельности на уроке

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. 

Учитель. О каких свойствах воды вы теперь знаете?

Как мы изучали эти свойства?

Что вас удивило в процессе работы?

Что показалось интересным при изучении темы?

Что показалось самым  сложным?

Что самое важное узнали?

Уметь самост-но оценивать правиль-ность выполнения действия, способ-ность положительной самооценки на основе успешной уч. деятельности. (регулятивные УУД)

Список литературы            1. Н.Б. Шумакова Развитие исследовательских умений младших школьников\Москва. Просвещение2011\

                                              2. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса\ А.А. Плешаков.-М., 2013\

                                              3. По пути к высоким стандартам (Сборник информационно-методических материалов) Калуга 2011


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Свойства воды

Слайд 3

Как работать в группе Говори спокойно и ясно Говори по очереди Убедись, что в разговоре участвует каждый Обращайся к другу по имени

Слайд 4

вода Без запаха Без вкуса Без цвета ? ? Прозрачная Растворитель Р астекается

Слайд 5

вода Без запаха Без цвета Без вкуса Р астекается Растворитель Прозрачная Сжимается при охлаждении Расширяется при нагревании

Слайд 6

Сравнение свойств воды и воздуха Свойства Вода Воздух Без запаха + + Без вкуса + + Без цвета + + Прозрачность + + Текучесть + - Растворитель + - Расширяется при нагревании + + Сжимается при охлаждении + +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира , 2 класс, тема "Транспорт" (УМК "Школа России)

Предмет     Окружающий мирКласс       2Раздел           Жизнь города и села (10 часов)Тема...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "Про воздух" УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся о воздухе,его свойствах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить с растениями сада и огорода и их значение...

Технологическая карта урока окружающего мира "Опора тела и движение" "УМК Школа России" (3 класс)

Тема урока «Опора тела и движение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятий «скелет,мышцы,опорно-двигательная система,осанка» и...