Внеклассное мероприятие "Экологический суд"
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме

Вакушина Ольга Петровна

Данное мероприятие для учащихся 3-4 классов.

Цель: воспитание бережного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_sud.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Экологический суд

Цель: воспитывать бережное отношение к природе

ПЕСНЯ «РОССИЯ»

Ведущий: Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это Земля. Когда в одной её части наступает день, то на другой сгущается мрак ночи. Природа планеты Земля богата всевозможными красками и орнаментами, она дарует жизнь и восхитительные минуты счастья. Глоток родниковой воды и чарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч и завораживающий аромат растений, пленяющее пение птиц и волнующие картины ландшафтов, окружающих нас со дня рождения. Порыв весеннего ветра и капля летнего дождя, чудесный цветок и полновесная гроздь ароматных плодов – вот нити, связывающие человека с природой, питающие и врачующие его.

ПЕСНЯ «РОССИЯ»

1-ый ученик:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток

Не оскверняй её святынь.

Ведущий: Земля, вода, лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Замечательный писатель и большой любитель природы М.М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину. Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многим виды животных. Человек многим обязан природе, особенно лесу.

(Выставляются ёлочки)                 ТАНЕЦ

2-ой ученик:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь мы свои!

Девочки:

  1. Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Ваня – лесник.

Приходите к нему на опушку –

Всех приветливо встретит старик.

Девочки:

  1. Дядя Ваня про птиц нам расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

(Под музыку выходит дядя Ваня и садиться на пенек. Девочки и мальчики подходят к нему и садятся на корточки и слушают его).

Дядя Ваня:

Лес не только для нашей забавы,

Он богатство всей нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько, орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Хорошо здесь в лесочке прекрасном,

Дядя Ваня гостям своим рад.

Ведущий:

Существует такая связь между жизнью леса, его обитателями и жизнью человека. Знаете ли вы, что сова уничтожает за год около 1000 грызунов.

Дети:

  1. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит 1 сова спасает в год 1 тонну хлеба.
  2. У кукушки необыкновенный аппетит, за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
  3. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.

ЛЕСНИК

Дядя Ваня:

  1. Люди нередко  меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?

(показывает 2 картинки)

Представьте себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Белка живет на дереве а крот – под землей. Смогли бы они это сделать? Почему?

  1. В наших лесах живет много зверей, птиц и насекомых. Попробуйте догадаться о ком речь?

Дети:

  1. Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса!

А зовут её – (лиса).

  1. Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это ….(лось)

  1. Длиннохвостая она

Со спины черным – черна

Брюшко белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимет стрекот крик

Кто это?                                  (сорока)

Лесник:  Эту птицу в народе зовут балаболкой и пустомелей. Так ли это на самом деле? За что сорока получила такие прозвища? Какое значение для других животных имеет «стрекот-крик» сороки? Попытайтесь ответить на эти вопросы.

Всем порядком надоедает эта птица во время прогулок по лесу – вот опять распрощалась! Однако сорока вовсе не является балаболкой и пустомелей. Эта птица в птичьем сообществе выполняет роль оповестите: её взволнованный треск  несет информацию о грозящей опасности и к ней прислушивается весь животный мир. Таким образом, трескотня сороки – это своеобразная информационная связь, которую в природе выполняют и звуки, и запахи, и формы, и краски. Нарушение этих связей грозит опасностями многим живым организмам.

  1. Он как елка, весь в иголках

Ловит смело страшных змей

И хотя он очень колкий

Обижать его не смей!

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный …                  (ёж)

  1.   Хозяин лесной

       Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой                         (медведь)

  1. Из травы, с зеленой кочки

Раздается странный звук

Будто рядом молоточки

Выбивают  тук-тук-тук

Будто к наковальне встал

Ловкий человечек

То в траве застрекотал маленький …         (кузнечик)

Песня «В траве сидел кузнечик»

Ведущий: Лес – это наш друг. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Ни кто не должен забывать, что здесь он в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.

Ребята, на уроках естествознания вы узнали немало правил, как вести себя в природе. Давайте вспомним эти правила. Ведь, вы хотите многое увидеть и услышать во время прогулки по лесу, а для этого нужно:

(Выходят дети со знаками в руках)

1 ребенок      - Не оставляйте мусор в лесу!

2 ребенок      - Не ломайте кустарники и деревья, не качайтесь на них! 

3 ребенок      - Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники!

4 ребенок      - Не разжигайте костры, берегите лес от пожара!

        Помните: Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев.

Игра «Хорошо или плохо»

(Лесник залает вопрос «Хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей?» 2 команды детей по 4-5 человек)

Хорошо

  1. Цветы красивые можно подарить кому-нибудь
  2. Хороший запах от них.
  3. Когда в доме цветы стоят, становиться уютно.

Плохо

  1. Быстро завянут, и их выбросят.
  2. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе.
  3. Они быстро исчезнут.
  4. Лес станет некрасивым, пустым.
  5. Это лекарственные растения из них делают лекарства.

(Подведение итогов)

5 ребенок      - Не рвите большие букеты цветов, особенно надо беречь те растения, которые                   занесены в Красную книгу.

Песня «Мир похож на цветной луг»

Ведущий: Есть растения, которые помогают при лечении различных заболеваний. А какие это растения, вы узнаете, если отгадаете загадки.

  1. Тонкий стебель у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки                            (подорожник)

(лечит ранки, применяется в виде настоя  как отхаркивающие средство, при желудочно-кишечных заболеваниях)

  1. Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь                  (крапива)

(при кровотечениях)

  1. Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки, белые реснички                  (ромашка)

(при заболеваниях горла)

  1. Дикой розой называют,

Как лекарство применяют                       (шиповник)

(витамин С, при малокровии. При истощении организма)

Звучит тревожная музыка

1 ребенок

   - На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это,

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето

2 ребенок

                      - Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безграмотно рвали.

3 ребенок

                      - В нас молчало безумное «стой!»

Нам казалось всё мало, всё мало

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

4 ребенок    - И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

Танец ведьм

Сценка «Девочка-ромашка» (выходит под музыку девочка, в руках букет цветов)

Девочка       - Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная

ведьма         - Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет ещё цветок.

(Протягивает пучок дурмана)

Девочка       - Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман –

Ядовитая трава

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай назад его.

(травяная ведьма убегает)

Девочка       - Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость.

То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Травяная

ведьма               (крадучись возвращается обратно)

                     - Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдем

Соберём шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвём

Дома их поставим в воду.

Девочка       - Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел её.

(Загораживает ребят от ведьмы. Ведьма грозит девочке и убегает)

Девочка       - Мы растенья эти знаем

Бережём и охраняем

От таких лихих, как эта

Собирательниц букетов

В книгу красную они

Уж давно занесены

Мы их рвём не на потеху

Отнесём мы их в аптеку

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

1 ребенок    - Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых

Просто диву даёшься.

2 ребенок     - И, конечно, тревожно

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

3 ребенок    - Ни за что не в ответе

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

4 ребенок    - Не хозяева вроде

Так добро своё губим

И гордимся природой

И отечество любим.

5 ребенок    - Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Песня «Огоньки фонарики дружбы»

Ведущий: Иногда слышишь «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить это невозможно. Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это щедро даёт природа. Всё это даёт природа. А взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.

Итак, суд. Суд над человеком.

Действующие лица:

Судья – Зубр. (Было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров не задумываясь истребляли)

Главный обвинитель – Тур (последний Тур был убит в 17 веке).

Адвокат – защитник человека – Собака.

Присяжные заседатели – все те, кто находится здесь за столом.

Судья             Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается!

Слово – главному обвинителю.

Тур                   Мне трудно говорить. Не только потому, что меня давно не существует на свете.

Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же как исчез

мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Где бы

не появился человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.

250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили

последнюю. Крупная нелетающая птица Дронт уже никогда не будит жить на  

земле: люди уничтожили их всех.

(обращаясь к человеку). А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь

жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, вода.

Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте! Вы наказываете себя!

Судья             Теперь слово защите.

Собака           Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек

наказывает сам себя. Но поверьте, человек заслуживает и уважения.

Тур                 Уважения?

Собака           Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

Тур                   Смешно! Вы же от него зависите во всём. Вам не выгодно обвинять его. А иначе,

кто даст вам пищу и жильё.

Собака           А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году,

а первый национальный парк был создан  1872 году.

Судья             Давайте выслушаем свидетелей со стороны обвинения и со стороны защиты.

Первый свидетель обвинения – Воздух.

Воздух            За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн.

В результате истощается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры

попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания.

Уничтожаются тысячи гектаров леса.

Судья             Свидетель – Вода.

Вода               Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в  водоёмы попадает столько

вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

В реках Волга, Дунай купаться вообще нельзя. Байкал в результате «деятельности»

закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность

самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы.

Судья             Свидетель – Почва.

Почва             Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А разрушить её

можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено 1/4 часть всех

плодородных земель. Человек стал вносить горы минеральных удобрений.

Судья             Слово защите.

Собака           Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили

изготовление аэрозолей. Начали выпускать машины с двигателями на газе и

электричестве.

Судья             Продолжается слушание свидетелей. Приглашаются цветы Мать – и –Мачеха и

Ландыш.

Мать – и – Мачеха

И нас тоже всё меньше и меньше. Природой нас велено зацветать рано. И человек,

соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, что бы подержать

какой-нибудь цветок в руках         срывает нас. Сорвёт, помнёт, а потом выбросит. А

ведь мы могли бы ему  помочь, если бы нас сорвали по всем правилам, в

определённое время, в определённых местах.

Ведущий: (обращаясь ко всем). О какой помощи человеку говорит Мать-и-Мачеха?

        Ответ: Мать-и-Мачеха целебная трава, из её листьев готовят лекарство от кашля.

Мать – и – Мачеха

А ещё мы выручаем пчёл весной, они с трудом разыскивают пропитание ведь

цветов ещё очень мало.

Ландыш         А людям всё равно. Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, что бы я зацвёл,

с того дня как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в

первый класс, успевают закончить школу.

Судья             Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей?

Ландыш        Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень

осторожно. Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я

нуждаюсь в защите.

Судья             Следующий свидетель – Сова.

Сова                Наибольший интерес у людей вызываем мы – птицы.  Кому-то хочется посадить нас

в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, мясо. А меня, Сову, человек считает

предвестником несчастья и убивает. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим

огромную, уничтожая грызунов.

Судья             Мы выслушали всех свидетелей. Что же нам делать с человеком?

Собака           На всяком суде даётся слово обвиняемому. Послушаем Человека.

Человек         Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам

не легче.

Собака           А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное

преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить. Именно

человек создал Красную книгу. Именно человек создаёт заповедники и охраняет

их. К нашему счастью, люди на Земле разные.

Судья             Какое решение нам принять? (решают, совещаются)

Прошу внимание.

Внимательно изучив материалы дела, мы вынесли решение –

Пусть человек исправить то, что пока ещё можно исправить,

Ведь без всех нас он не сможет выжить.

Звучит мелодия «Беловежская пуща»

Ведущий: Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. По решению ООН ежегодно, 5 июня, отмечается Международный день охраны окружающей среды.

С 1 января 1981 года в нашей стране действует закон об охране природы. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто. Сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красная книга… Почему она Красная? Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп, остановись. Еще один неосторожный шаг и может быть поздно.

Красная книга состоит из цветных страниц.

  1. На черных страницах – списки тех, кого уже никогда не увидим, кого уже нет.
  2. На красных страницах – записаны особо редкие и исчезающие животные.
  3. На жёлтых страницах – те животные, количество которых быстро сокращается.
  4. На белых страницах – те животные, количество которых всегда было невелико.
  5. На серых страницах – те, которые до сих пор мало изучены.
  6. На зеленых страницах – те, которые удалось сохранить, спасти от вымирания.

Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред. Давайте же будем беречь природу. Постараемся оставить после себя посаженное дерево, спасённую птицу, чистую воду и воздух. Постарайтесь услышать тех, кто зовёт на помощь.

Природа читает монолог

Природа        Я – Природа, Я -  великий мастер

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастие надарить –

В моей всё это власти!

Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

Восхода и захода, иву над рекой…

И, наконец, солнцем, прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец.

Только ты мой дар, моё участие

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь – ты сам -  моё творенье

И у нас с тобой одна судьба.

Мы с тобой дорогою одной

Катимся – ни часу врозь, ни дня …

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

Песня «Не дразните собак»

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...