Урок окружающего мира по теме "Октябрь уж наступил."1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Мельник Любовь Ивановна

Урок обобщает  и дополняет знания детей   об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, позволяет расширить некоторые сведения о перелетных и оседлых птицах родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Октябрь уж наступил

                                                               (Тема урока)

ФИО (полностью)

Мельник Любовь Ивановна

Место работы

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

1 класс

Тема и номер урока в теме

«Октябрь уж наступил…» №12

Базовый учебник

Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2008.

8 .Цель  урока: Обобщить и дополнить знания детей о том, как животные и птицы готовятся к зиме.

         9.Задачи:

- обучающие :усвоить представления об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений работать в парах, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.

- развивающие: создать условия для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса. Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе 

10.  Задачи:

Предметные

средствами обыгрывания обобщить знания учащихся о причинах перелета птиц в теплые края;

способствовать расширению кругозора о разнообразном мире птиц, посредством обобщения знаний, полученных в процессе наблюдений.

Метапредметные

создать условия для осознания школьниками процесса обучения;

 способствовать развитию наблюдательности учащихся, монологической речи, умения анализировать, делать выводы;

 создать условия для формирования умений и навыков в групповой работе;

 работать над развитием эмоционально- чувственной сферы учащихся.

11.Тип урока: урок общеметодологической направленности

12.  Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран,  мультимедийный  проектор, , ЭОР. 

13.Формы работы учащихся :фронтальная, групповая, индивидуальная.

                                                                                                                           Таблица №1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока


Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Деятельность ученика


УУД


Время

(в мин.)



1

2

3

4

5

6

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель мотивирует учащихся на изучение темы, используя приёмы внутренней и внешней мотивации.

Ученики принимают цели познавательной деятельности.

Регулятивные (волевая саморегуляция.)

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками)

1








2






















3.























4.




























5.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии















Постановка

учебной задачи.




















Обобщение с элементами нового



























Физкультминутка

























































Ресурс №1

видеофрагмент

( листопад)


















































Ресурс №2 Интерактивный  модуль «Какие же птицы от нас улетают?»


Учитель организует познавательно-поисковую деятельность посредством знакомства с рассказом Н.Сладкова «Страшный невидимка» и посредством решения тематических загадок.


-Так о ком идет речь, кто этот страшный невидимка?

Как изменилась погода осенью?
– Чем богата осень?
– Какие приметы осени вы наблюдали?
– Как изменились деревья?
– Листья какого цвета падают на землю?
– У какого дерева самые яркие осенние листья?
(У клёна, рябины)

– Какие осенние месяцы вы знаете?
– О каком осеннем месяце говорится в этой загадке:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,

 Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

– Сегодня мы узнаем тайны октября.

Организует работу по учебнику:

Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.


-Какие же изменения происходят в октябре в неживой природе?









А что же происходит в живой природе?

Учитель организует познавательно-поисковую деятельность посредством решения тематических загадок.


– На какие группы можно разделить этих животных? (рисунки на доске)

– А как насекомые и птицы связаны между собой?





Организует игру  «Природные явления осенью»




Предлагает задание:

- А теперь самостоятельно поработайте с листами наблюдений. Наблюдает за работой учащихся

Листы наблюдений:

1. Насекомые.

– Рассмотри насекомых. Назови тех насекомых, которых видели в октябре



2. Птицы ( на доске).


– Рассмотри птиц. Отметь птиц, которых ты видел в октябре: ворона, синица, воробей, голубь.
– Почему мы не увидели в октябре ласточку и скворца?
– Как называют птиц, которые улетают от нас в тёплые края?
– А тех, которые остаются?
-Какие же птицы от нас улетают? Предлагается  работа с ЭОР







Выдвигают гипотезы.


Отвечают на вопросы




Анализируют информацию, сопоставляют с собственными наблюдениями
























Извлекают информацию из текста и иллюстраций учебника



Обсуждают результат, делают вывод:

в октябре часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, листопад почти закончился. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда.










обсуждают в парах увиденное, аргументируют их принадлежность к  группам.  делают вывод: насекомые, птицы

Обобщают итоги учебной деятельности.



Дети выполняют соответствующие  движения










Выполняют задание в парах, делают вывод : пчела, муха.




Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка в паре.



Анализируют информацию, сопоставляют с собственными наблюдениями, обсуждают результат, делают вывод .








Познавательные

(общеучебные: умение структурировать знания

логические: анализ, синтез )
















Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.


Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме



Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы


























Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)

Регулятивные: контроль.

Коммуникативные: согласование действий с партнёром.









Познавательные (умение выявлять особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)



5































3














4

время работы с модулем

2мин.























   


1











2





    2









время работы с модулем

3 мин.

Ресурс №3

Интерактивный модуль

 «В каком порядке птицы улетают на юг»

- Вы сказали, что птицы улетают в тёплые страны. А вы знаете в каком порядке птицы улетают на юг?

Учитель организует демонстрацию помощью ЭОР.

-Организует работу по учебнику- рубрика «Соображалки» стр. 37.

Проблемная задача- -Почему одни птицы улетают на юг, а другие нет?


Дети выполняют задание «В каком порядке птицы улетают на юг», где им предлагается  определить последователь

ность отлёта птиц. Делают вывод из полученных результатов.

Познавательные (умение выявлять особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

время работы с модулем

2 мин.

Ресурс №4

 Интерактивный модуль

«Как животные готовятся к зиме?»

- Вы сказали, что изменения происходят и с животными. А как же животные готовятся к зиме?

Учитель организует работу с помощью ЭОР.


.

Учащиеся выбирают верные признаки подготовки животных к зиме.

время работы с модулем

3мин.

6

Проверка усвоения и закрепление знаний

Учитель читает (работа по учебнику с 39) начало сказки-рассказа, мотивирует учеников на творческую деятельность.


- Ребята, скажите, кто кормил птиц зимой?

- А кто использовал для этого кормушки?

 Вносит предложение: сделать кормушку  и повесить у своего дома

Выполняют задание в учебнике на стр. 39 «Закончи рассказ-сказку о животных». Предлагают концовку рассказа-сказки.


Ответы детей.








Работа в парах. Учащиеся мастерят кормушки для птиц из пластиковых бутылок.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

7

7

Подведение итогов урока,

рефлексия

Создает условия  для осмысливания и оценки уровня эмоциональной удовлетворенности своей деятельностью на уроке: – Какие тайны октября месяца мы открыли?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой? 

Ответы на вопросы .Самооценивание.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)


Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

3

Домашнее задание: сделать кормушку  и повесить у своего дома.

Приложение к плану-конспекту урока

                                                                                         Октябрь уж наступил

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

листопад

Информационный

Ресурс №1

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/edac9027-c5cd-4768-b65b-269a9b86a2b5/%5BNNSCH_1-4%5D_%5BMV_0215%5D.swf

2

Какие же птицы от нас улетают?

Интерактивный модуль

Ресурс №2

Интерактивное задание 

Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. 1 класс .Вентана-Граф.

3

В каком порядке птицы улетают на юг?

Интерактивный модуль

Ресурс №3

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d4bf93d3-88b5-4e60-a9d6-9ee682b3198f/ResFile.SWF

4

Как животные готовятся к зиме?

Интерактивный модуль

Ресурс №4

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d85c29e-8cab-41fe-98b4-34f262e95f93/ResFile.SWF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема:"Октябрь уж наступил..."

Урок окружающего мира.  1 класс (УМК "Начальная школа XXI век).  Тема:"Октябрь уж наступил..."...

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Урок окружающего мира по теме: "Когда наступит лето?"

Конспект урока по предмету окружающего мира для 1 - го класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта и презентация урока окружающего мира УМК «Школа России» 3 класс Тема урока Чтобы путь был счастливым

Цель: формирование у обучающихся знаний о опасных ситуациях на дороге и как нужно правильно вести себя пешеходам, велосипедистам и пассажирам. Задачи:Дидактические:1.Познакомить обучающихся ...