Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, УМК «Гармония»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему

Ельчанинова Елена Викторовна

 

Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.

Преимущества метода проектов:

  • Системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, «подстегивают» его интерес к другим дисциплинам;
  • Развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;
  • Развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;
  • Развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХОД  УРОКА.

1)Орг. момент.  

Прозвенел звонок! Внимание, начинаем наш урок! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.  слайд № 1

2) Проверка домашнего задания

Блиц-опрос по теме: "Страницы истории 20 - 30 годов" - слайд № 2-6.

2)Актуализация знаний. Введение в тему.

Сколько помнят себя люди - столько они воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в « абсолютном мире», видно совсем недолго. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории человечества - это мировые войны, в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.

Памятник Неизвестному солдату.  слайд № 7

Посмотрите внимательно на слайд. Я думаю, что вы узнали это место?

Что вы можете о нём рассказать? (это место находится в Москве, памятник Неизвестному солдату, ко Дню Победы люди возлагают цветы  к Вечному огню)

Верно, ребята, этот памятник называется Могила Неизвестного солдата, это символ, в честь наших солдат, погибших в боях во время Великой Отечественной войны.

Что вы знаете о Великой Отечественной войне?  Когда она началась? (22 июня 1941 года.}

Сколько лет длилась эта война? (4 года.)

Когда наш народ отмечает День Победы? (9 мая.)

Назовите города-герои? (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Киев, Волгоград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск.)

3) Постановка учебной задачи.

Думаю вы догадались какая тема нашего урока? Попробуйте сформулировать её и учебные задачи, которые мы поставим перед собой.

(Тема « Великая Отечественная   война»  слайд № 7

Задачи: расширить и углубить наши знания об этой войне) слайд № 8

4) Работа по теме.

Песня "Священная война".   Слайд № 9  

(на фоне музыки) 1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.  Слайд № 10

В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 млн. человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города, обрушили удар на нашу страну.

Слайд № 11 Нападение было внезапным, граница  была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. 

Через полгода от Советского Союза, а раньше так называлась наша страна, должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты.

Слайд № 12 Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны, на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом.

5) Работа в группах.

У каждой войны есть свои герои, даты крупных сражений. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями и поработать в клубе « Поиск истины» Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне.

Для дальнейшей работы мы разделимся на группы. (Учитель заранее делит класс на 5 групп, каждой группе даётся карта- инструкция, по которой они работают определённое время, затем выступают перед классом.) Более подробно о некоторых крупных битвах рассказывают учащиеся, сопровождая свой рассказ показом слайдов.

1- Защита Брестской крепости. Слайд № 13-15

22  июня   1941  года  190 сухопутных  дивизий, 5000  самолетов 200  военных кораблей Германии  обрушили  свой  удар  на  нашу страну. Нападение  было  внезапным, граница была нарушена  на  огромном  участке от  Баренцева моря на  севере  до  Черного  моря на  юге. Враг  рассчитывал на  молниеносную войну.

Одно из  первых  сражений  войны  произошло  у  пограничной Брестской  крепости. Около месяца держали оборону бойцы Брестской крепости, которые первыми приняли на себя удар фашисткой армии. Фашисты окружили  крепость, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Не хватало патронов, нечего было есть, т.к. склады  с  продовольствием  были  разбиты. Водопровод  был  разбит, люди пытались  взять  воду из  реки. Но  немцы  и  днем  и  ночью  стреляли . Над  воротами крепости  было  кровью  написано: «Все  умрем, но  из  крепости  не  уйдем!»  Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты. В течение месяца женщины, дети, старики сооружали оборонительные рубежи.

2- Блокада Ленинграда. Слайд № 16-19

Немцы  приблизились  к  Ленинграду. Не смогли немцы сразу прорвать оборону и вынуждены были заключить город в блокаду. Город был окружён 8 сентября 1941 года. Тяжёлое испытание выпало на долю ленинградцев. Умирали сотнями от голода и холода. 900 дней длилась осада, но не пустили фашистов в город его жители. Ленинградцы  обороняли  город от  фашистов В  блокированном Ленинграде  оставалось около 3  млн. человек. Запасы  продовольствия и  топлива  были  на  исходе. Необходимо  было  наладить постоянную  связь  с  внешним  миром. И  главная  роль  в  этом  принадлежала так  называемой «Дороге  жизни», навсегда  оставшейся в  памяти  ленинградцев. По озеру Ладога была  проложена  ледовая  трасса. Однако «Дорога жизни»  не  могла решить  всех  проблем  большого  города, люди  умирали  от  голода.

Документом  тех  страшных  лет  может  служить  дневник  ленинградской  школьницы Тани  Савичевой. Когда  началась  война, девочке  едва  исполнилось  11   лет. Она  вела  записи  о  том, как  на  ее  глазах  умирали  родные - бабушка, дядя, мать. Таня  не  дожила  до  конца  войны, в  1944 году  умерла  от  голода. 125-блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

Знаменитая «Ленинградская» симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича посвящена героической блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Она была написана нашим великим композитором в годы войны. Её первое исполнение оркестром прошло прямо в осаждённом фашистами городе для голодающих, но не сдающихся врагу ленинградцев и передавалось по радио на всю страну, вызывая у слушателей слезы, гордость за стойкость людей и ненависть к фашистским захватчикам, веру в победу над ними.

3- Битва под Москвой. Слайд № 20-26

Тревожное время переживала наша Родина осенью 1941 года. Ожесточённые бои шли в 100-120 километрах от Москвы. Советские войска, оборонявшиеся на этом направлении, получили приказ командования: задержать врага, во что бы то ни стало.

 Выполнение этой почётной боевой задачи выпало  стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В.Панфилова. 16 ноября 1941 года бессмертной славой покрыли себя 28 гвардейцев этой дивизии в бою у разъезда Дубосеково.

4.  Душой отряда гвардейцев был политрук В.Г. Клочков. Уже в первые дни боёв у стен столицы он был награждён орденом Красного Знамени и удостоен чести участвовать в военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года.  Василий Клочков пробрался в окопы у разъезда Дубосеково в начале боя и остался со своими солдатами до конца.  

5.Клочков заметил: «Танков много идёт, но нас больше. Двадцать штук танков, меньше, чем по танку на брата». Воины решили стоять насмерть. Танки продвинулись совсем близко. Начался бой. Команду подавал политрук Клочков. Противотанкового оружия не было. Под огнём панфиловцы выскакивали из окопа и бросали связки гранат под гусеницы танков, а бутылки с горючим – на моторную часть или бензовой бак. Четыре часа над окопами храбрецов бушевала огненная буря. Рвались снаряды, летели бутылки с горючей смесью, с шипением и свистом проносились снаряды, бушевало пламя, расплавляя снег, землю и броню. Враг не выдержал и отступил. Зализав раны, наполнив брюхо огнём и свинцом, враг, охваченный новым приступом бешенства, опять рванулся в атаку - 30 танков двинулись на горстку храбрецов.

6. Политрук Клочков посмотрел на солдат. «Тридцать танков, друзья! сказал он. Наверное, помирать нам здесь придётся во славу Родины. Пусть Родина узнает, как мы здесь дерёмся, как мы защищаем Москву. Отступать нам некуда - позади Москва».  

Эти слова Клочкова вошли в сердце бойцов, как призыв Родины, требование, её приказ, вселив в них новую силу беззаветную отвагу. Теперь уже было ясно, что в этой схватке воины обретут себе смерть, но всё же они хотели заставить врага дорого заплатить за их жизнь. Солдаты, истекая кровью, не покидали своих боевых постов. Атака гитлеровцев захлебнулась.

Вдруг ещё один тяжёлый танк пытается прорваться к окопу. Навстречу ему встаёт политрук Клочков. Его рука сжимает связку гранат - последняя связка. Тяжело раненый с гранатами бросился он к вражескому танку и подорвал его. Не слышал отважный политрук, как сильный взрыв прокатился эхом по заснеженным просторам. Пронзенный пулями, он упал на родную землю. Отбита вторая атака. Снова враг не прошёл. Стойкость 28 советских героев богатырей оказалась крепче вражеской брони. За беспредельное мужество, героизм, воинскую доблесть и отвагу Советское правительство посмертно присвоило участникам боя у разъезда Дубосеково высокое звание Героя Советского Союза.

Панфиловцы стали для фашистов страшным проклятием, о силе и мужестве героев ходили легенды.

6) Физкультминутка.

1,2 стоит  ракета,3,4-самолет

1,2-хлопок  в ладоши, а  потом  на каждый  счет.

1,2,3,4-руки  выше, плечи  шире

1,2,3,4-и  на  месте  походили

Как  солдаты  на  параде

Мы  шагаем  ряд  за  рядом

Левой  -раз, правой  -два

Посмотрите  все  на  нас.

7) Работа в группах.

4- Сталинградская битва. Курская битва.  Слайд № 27-29

17 июля 1942 года  началось  Сталинградское  сражение  Второй  мировой  войны. Более шести  месяцев  продолжалась  Сталинградская  битва. Под Сталинградом  советские войска  окружили  и  уничтожили  22  дивизии  врага-330 тысяч  человек. Не осталось почти ни одного дома в Сталинграде, но за Волгу врага не пустили его защитники. 200 дней и ночей длилась оборона Сталинграда. Погибло почти всё оставшееся в городе население. Но фашистов ждали в «котле» (окружение) советские солдаты, прибывшие на помощь Сталинграду. Фашисты были окружены, и 2 февраля 1943 года 22 армии сдались в плен. После войны был сооружён на Мамаевом кургане в Сталинграде мемориал – памятник защитникам города. На обелиске написано: «Родина чтит эти подвиги, имя которым – бессмертие. Мир отстоявшим для будущих поколений, Слава вам вечная и благодарность Отечества». Сталинградская битва переломила ход всей войны.

А  летом  1943 года произошла  знаменитая Курская  битва. 12 июля  возле  села  Прохоровка  началось самое  крупное танковое  сражение  в  истории. Лоб  в  лоб  столкнулись  1200  бронированных  машин. Сражение  длилось  весь  день. К  вечеру  все вокруг  было  покрыто  сгоревшими  и  изуродованными  остатками  танков. После  Курской  битвы началось  массовое  изгнание оккупантов.

5-Победа! Слайд № 30-32

В 1944 году была освобождена вся территория Советского Союза, а 8 мая 1945 года фашистская Германия капитулировала. В ночь с 8 на 9 мая  состоялось  подписание  Акта о  безоговорочной  Капитуляции  вооруженных  сил фашисткой  Германии. 24 июня  1945 года  на  Красной  площади  в  Москве  был  проведен  Парад  Победы. Торжественным  маршем  прошли  по  площади  солдаты-победители, к  подножию  Мавзолея  были  брошены  знамена  разгромленных  фашистских  войск.

8) Работа с картой.

– Рассмотрите карту «Великая Отечественная война. Военные действия 1941–1942 гг.» (с. 101).

– Какие территории удалось фашистам оккупировать?

– Найдите на карте места, где возникало партизанское движение.

– Вспомните, когда еще помогли партизаны в войне против сильного противника.

– Какие старинные русские города были захвачены немецкими фашистами? (Смоленск, Киев, Харьков и др.).

– Какие государства воевали на стороне Германии?

– Рядом с какими городами проходила линия фронта в декабре 1941 года?

– Какие города были освобождены к весне 1942 года?

– Рассмотрите историческую карту «Великая Отечественная война. Военные действия 1942–1945 гг.» на с. 105 учебника.

– Какие крупные сражения произошли во второй половине и в конце войны?

– Назовите основные районы партизанского движения.

– Назовите районы, где группировки немецко-фашистских войск были окружены и разгромлены.

– Назовите страны Европы, освобожденные нашими войсками от немецких захватчиков.

9) Обобщение знаний по теме. Рефлексия. Слайд № 33-34

Мы свято чтим память о погибших на войне. Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Ещё древние люди говорили: Если войну забывают, начинается  новая, помните об этом!

Выполнили ли мы учебные задачи, которые ставили перед собой?

Много нового вы узнали?

Ребята, давайте теперь каждый попробует дать оценку своей работе и работе всей группы в целом над проектом.

10) Домашнее задание. Слайд № 35-36

Перед наступлением обычно наступало затишье, кто-то в землянке, в окопе, но всем не до сна, вспоминали о родных.

Как они там? Ждут ли от меня весточку?

Дома попробуйте написать письмо с фронта.

Подумайте, к кому обращались солдаты? О чём писали? Представьте  себя на месте тех солдат.

Письма во время войны складывались треугольником (учитель показывает)

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Приветствие учителя выражает уважение, симпатию, желание добра. Это первый ключ к сотрудничеству.

Развитие познавательно- мотивационной деятельности,

использую словесные методы (рассказ, беседу), заинтересовываю детей, опираясь на имеющиеся у них знания, обобщаю их ответы.

форма работы фронтальная

Познавательная мотивация, развитие умения детей рассуждать.

Операционный компонент учебной деятельности

Учащиеся, завершая вместе с учителем мотивационную беседу, поставили перед собой учебную задачу, преобразовали ее и подготовились к усвоению нового материала.

Приём « яркое пятно»,

переключаю внимание уч-ся на изучение нового, стараюсь вызвать у них интерес к теме, опираясь на имеющиеся знания, потребность в познании неизвестного, создаю необходимый психологический настрой.

 использую словесный метод (рассказ)

Операционный компонент учебной деятельности.

работа в группах

Выполнение предложенных  заданий способствует включению учащихся в поисковую работу, формированию собственной точки зрения на происходящие тогда события,

закрепляет умение выделять главное, выявлять причинно-следственные связи исторических событий, их взаимосвязь.

 

Словесный метод (рассказ  сильных учащихся), сопровождается показом слайдов, где наглядно видна вся картина боевых действий. 

Словесный метод  (рассказ учащихся), о подвигах своих родных.

Операционный компонент учебной деятельности, умение работать  самостоятельно.

Снятие напряжения

Коммуникативный диалог, ведение дискуссии.

Регулирующий компонент учебной деятельности.

форма работы  индивидуальная, самостоятельная работа учащихся (тест), итоговый самоконтроль.

Переключение внимания учащихся

фронтальная работа, словесный метод (беседа)

рефлексия (способность к осознанию того, что знали и что узнали)

 

мотивационный компонент , познавательная мотивация.

задание творческого характера, способствующее развитию творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по предмету "Окружающий мир" тема: Многообразие птиц" по программе "Гармония" 1 класс

Тема урока: Многообразие птиц. Цели урока: Познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.Задачи урока: - обеспечить развитие у школьников умения ...

КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония» Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм. Дата: 22 октября 2013 года. Цель: Создание условий для развития личности. Задачи: 1. Научить учащихся выделять согласные звуки [л - л’], [...

Презентация к конспекту урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Презентация содержит слайды, помогающие учителю при проведении урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм....

Рабочая программа по предмету Окружающий мир по УМК Гармония

Рабочая программа по предмету  Окружающий мир по УМК Гармония...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс УМК "Гармония"

Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения уч...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» 2 класс УМК «Гармония»

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем разви­тии личности на основе интеграции пон...