урок окружающего мира "Осень-природа готовится к зиме"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Шарапова Ольга Александровна

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Осень-природа готовится к зиме" для 1 класса по программе "Школа 2100" с использованием ЦОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Осень – природа готовится к зиме»

  1. Шарапова Ольга Александровна
  2. МБОУ « Первомайская СОШ» Павловский район Алтайский край
  3.  Учитель начальных классов
  4. Окружающий мир
  5. 1 класс
  6. Тема « Времена года»  Часть1.Урок 1
  7. Учебник: А.А.Вахрушев. Окружающий мир. Я и мир вокруг. БАЛАСС.2011 год
  8. Цель урока:
  1. Познакомить детей с осенними явлениями ( уметь объяснять мир)
  2. Научить отличать признаки осени.
  3. Воспитывать любовь к природе родного края, животным; бережное отношение к тому, что нас окружает; любовь к прекрасному.
  4. Развитие общеучебных  умений.
  1. Тип урока: комбинированный
  2. Формы работы учащихся: работа в паре, самостоятельная, фронтальная
  3. Оборудование: Иллюстрации осенних месяцев, таблички с названиями месяцев, листочки с кроссвордом для работы в группе, слайд презентации с изображением картины Левитана» Золотая осень», запись музыки П.И.Чайковского

 « Ноябрь» из цикла « Времена года» ,

    Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Какие времена года вы знаете?

_ Сегодня на уроке мы будем говорить о времени года, о котором великий русский поэт А.С.Пушкин сказал :

                         Унылая пора! Очей очарованье!

                          Приятна мне твоя прощальная краса –

                          Люблю я пышное природы увяданье,

                           В багрец и в золото одетые леса …

На экране появляется слайд с изображением картины Левитана. ЭОР 1

- Посмотрите внимательно на слайд. Как можно назвать эту картину? Какие краски использовал художник?

- По каким признакам вы узнали, что здесь изображено именно это время года?

- О чем наш сегодняшний урок?

- Что мы узнаем на уроке?

3. Совместное открытие новых знаний.

- Проверим , какие осенние месяцы вы знаете. После ответа вывешивается табличка с названием данного месяца, иллюстрации осенних месяцев.

 – Попробуйте отгадать, о каком месяце осени идёт речь.

Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят, 
И на южный край земли потянулись журавли. 
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

– Как вы думаете, какая картинка подходит к этому месяцу? 
Всё мрачней лицо природы – почернели огороды. 
Оголяются леса, молкнут птичьи голоса. 
Медведь в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)


– Как вы думаете, какая картинка подходит к этому месяцу? 
Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег, 
И сильней похолодало, льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

– Найдите картинку ноября.

Физкультминутка.

Ветер осенью  летал,

Ветер листики считал.

Красный лист,

Зеленый лист,

Липы лист,

Клена лист.

Хорошо ли ты считал?

 Сколько ветер листьев снял?

Работа в паре.

Перед вами кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы нарисуйте отгадки в кроссворд .

1. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь.)

2. Листья жёлтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так, 
Как ковёр, ложатся! 
Что за жёлтый снегопад? 
Это просто ... 
(Листопад.)

3. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки?
(Птицы.)

4. Рыжий Егорка
Упал на озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

(Осенний лист.)

5. Тучи нагоняет, 
Воет, задувает.
По свету рыщет, 
Поёт да свищет.
(Ветер.)

– Молодцы, вы очень хорошо поработали.

– Какие признаки осени вы ещё узнали?

ЭОР 2 Музыка Чайковского.

Ребята, давайте послушаем удивительную музыку и попробуем изобразить краски осени. Возьмите карандаши и листок бумаги. Самостоятельное рисование .

Какие цвета вы использовали для своего рисунка?. Все это краски осени, именно по этим признакам цвета можно осень отличить от другого времени года.Молодцы ребята, вы хорошо потрудились.

         На доске картина лесной опушки.

Давайте послушаем выступление наших одноклассников, которые приготовили для нас сообщения о том, что же животные делают осенью. Как они готовятся к зиме?

На картинку вывешиваются  рисунки животных, о которых рассказывают дети.

Выступления учеников.

Работа с учебником. С. 48. Чтение текста учителем. О каких особенностях осени и признаках вы узнали из текста? Как узнать, что наступила осень?

4.Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах. Рабочая тетрадь , задание 4 на с. 19 . Вставьте пропущенные слова в текст и прочитайте его. Сделайте вывод.

Проверка самостоятельной работы .

- Ребята, когда животным лучше живется, осенью или зимой?

- Почему вы так думаете?

- Как нам позаботиться о тех, кто остаётся с нами в суровую зиму?

5. Итог урока.

- Какая была тема нашего урока?

- Что узнали нового?

- Ответили ли на главный вопрос урока?

- По каким признакам мы устанавливали, что наступила осень?

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Актуализация знаний и постановка проблемы

1.Слайд презентации.

 « Золотой осени» Левитана

 Демонстрация слайда. Постановка вопросов. Беседа по слайду.

Фронтальная работа

3 мин

2

Cсовместное открытие новых знаний

2.Аудиозапись музыки Чайковского

 « Ноябрь»

Демонстрация музыки

Самостоятельная работа

7 мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Картина  осени Левитан Золотая осень

Элемент урока

Слайд презентации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/930f7889-fd87-4f59-bf25-23ee796faad3/%5BNNSCH_1-01%5D_%5BPD_016%5D.html

2

Музыка П.И.Чайковского

« Ноябрь» из цикла « Времена года»

Элемент урока

Аудиозапись музыки П.И.Чайковского

http://www.openclass.ru/node/234008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;познакомить с зимним...

Фрагмент работы урока окружающего мира по теме "Как зимовали наши предки"

Ознакомление с данной статьей в учебнике рекомендую после вступительной беседы в начале урока.  Данная работа предполагает получение нового материала самостоятельно в группах, используя зна...

Урок окружающего мира "Как помочь птицам зимой" 1 класс ПНШ

На этом уроке реализованы следующие задачи:-формировать умение самостоятельно добывать знания;-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;-рассмотреть виды корма для зимующих птиц...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Где зимуют птицы"

Данная презентация составлена по теме "Где зимуют птицы",которая изучается в 1 классе.Здесь дается пояснения к терминам "перелетные" и "зимующие" птицы ,краткое описание некоторых их видов.Так же дети...

Урок окружающего мира "В гости к зиме"

План - конспект урока с презентацией...

урок окружающий мир 1 класс "Поможем зимующим птицам"

Конспект урока по программе "Перспективная начальная школа" составлен в соответствии ФГОС....