Наши чувства и эмоции
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Емельянова Ольга Владимировна

Урок окружающегомира по теме "Чувства, эмоции" в 4 классе по Образовательной системе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_chuvstva_i_emocii.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Урок № 6

Тип урока: Систематизации знаний, повторения и обобщения.

Тема урока: «Кто властвовать желает над собой, тот должен чувства сдерживать порой…»

Цели:1)Повторить и систематизировать знания учащихся по темам главы №1 «Человек и его внутренний мир»

2)Развивать следующие умения:

  1. Отделять внешность человека от внутреннего мира;
  2. Определять приличные и неприличные проявления эмоций людей по их поведению и в различных ситуациях;
  3. Определять какие наши действия могут ранить чувства другого человека;
  4. Определять по поведению людей их черты характера;
  5. Определять пути исправления отрицательных черт характера.

3)Создать атмосферу комфортности, ситуацию успеха учащихся. Снять тревожность перед уроком-контролем.

Оборудование: презентация, индивидуальные листы для тестов, наглядный материал для фронтальной работы, карточки-смайлы.

Содержание  урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Дорогие дети, прошу вас поприветствовать наших гостей необычно, словами «Добрый день!». Скажите это с улыбкой. Спасибо. Садитесь на свои места.

- Прослушайте правила работы на уроке. На уроке будете работать по группам. В каждой группе назначен консультант, который контролирует работу всей группы, назначает отвечающих, если тот не справляется, назначает другого, или отвечает сам. Проявляйте уважение друг к другу, будьте взаимовежливы. В конце урока я буду оценивать работу группы, а консультант - вашу работу.

- Перед вами правила общения, помните о них.

Правила общения

- говорить по одному

- не перебивать говорящего

- не повторять ответы предыдущего

- говорить от своего имени

- активность

- уважение

(Звучит музыка из м/ф «Кот Леопольд» «Если добрый ты…»)

(учитель читает стих)

Мир прекрасного с нами рядом,

Стоит окинуть его только взглядом.

Нужно проникнуться его красотой-

В нём чувствам нашим простор большой!

Вслушайтесь в музыки звуки,

Любуйтесь картинами,

Постигайте искусство, науки…

Интересного больше узнать торопитесь-

Чудесам восхищайтесь, ими дивитесь!

-Вы прослушали строки стихотворения, прослушали музыку, что вы чувствовали, слушая эту музыку? (ответы детей). Какое настроение у вас возникло после прослушивания?

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Тему нашего урока я назвала словами великого русского поэта А.С.Пушкина  «Кто властвовать желает над собой, тот должен чувства сдерживать порой…» (слайд №2)

Как вы считаете почему я так назвала? (потому что мы изучили темы «Эмоции,чувства, характер»…)

Если внимательно прочитать высказывание, можно задать вопрос для урока.

Подумайте, как бы он звучал? ( Что такое чувства?  Почему, или зачем нужно сдерживать чувства? )

На уроке мы вспомним темы предыдущих уроков, тем самым подготовимся к контрольной работе и поговорим о том, как сдерживать свои чувства.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Перед вами ключевые слова: эмоции, чувства, привычка, характер. Расположите их в логической цепочке.

Вспомним терминологию этих слов. Вы можете пользоваться своими источниками (учебник, словари, записи в тетради)

 Что такое эмоции? Чувства? Характер?      (эмоции – кратковременные переживания; чувства – переживания, которые мы испытываем по отношению к другому человеку или предмету; характер – сочетание особенностей личности      слайд №3)

  1. ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (практическая  работа)

Задание №  1

 Вопрос:  1)Как мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях? (по его эмоциям)

2)Что вы знаете про эмоции? (положительные и отрицательные)

3)Назовите некоторые эмоции? (радость, печаль, испуг, негодование)

Проведем самостоятельную работу: с.18, 20,22 №2 необходимый уровень.

Пример: покажите эмоции болельщиков, чья команда проиграла. Чего не должны они делать?

Попробуйте сделать вывод по теме «Эмоции»: Каждый человек испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих эмоциях, мы можем узнать, что с ним происходит по тому, что выражает его лицо, жесты, с какой интонацией он говорит.

Задание № 2

 Вопрос: Что вы можете рассказать о чувствах? (ответы детей)

Чувства  возникают внутри нас, мы их испытываем по отношению к другим людям, даже к предметам.

                                        А сейчас проведем некоторое исследование, называется «Фотоальбом». (автор методик О.Е.Шаповалова, доктор психологических наук Дальневосточной государственной социально – гуманитарной академии г.Биробиджан) Перед вами лист из фотоальбома, каждая страница подписана, но нет соответствующей фотографии. Ваша задача: выберите понравившуюся страницу, эмоцией передайте чувство, изобразив на листочке, приклейте его и подпишите свое имя.

Кто сможет высказать свое личное мнение?

Вопрос: Что нужно сделать человеку, чтобы чувства  улучшились? (версии детей: подумать о чем-нибудь хорошем, попеть песенку, вспомнить интересный случай и т.д.)

Попробуйте сделать вывод по теме «Чувства»: Наполняйте свой внутренний мир положительными эмоциями, которые развивают положительные чувства, уверенность в себе, в своих силах, надо верить в себя!

Задание № 3

 Вопрос: Как вы считаете, характер – это врожденный или приобретенный признак личности? (ответы детей)

Вопрос: Какие черты характера вы можете назвать? (примеры детей) Слайд №6

Самостоятельная работа: с.17,19,21 №1 необходимый уровень.

Назовите одним словом следующие черты: смелость, аккуратность, вежливость..(положительные), а такие как: неряшливость, грубость – (отрицательные)

Вопрос: Может ли человек иметь только отрицательные черты характера?

Вопрос: А как появляются  черты характера?  (версии детей)

                      Следующее наше исследование называется  «Черты характера». 

Прочитайте все черты характера, пронумеруйте, начиная с самых главных на ваш взгляд. (ранжирование)

Вопрос: От каких черт характера вы хотели бы избавиться? (ответы детей)

Вопрос: Попробуйте определить, кто из окружающих тебя людей помог сформировать твой характер? (не только семья, но и друзья, школа)

Вопрос: Нужно ли человеку проявлять свои черты характера? Если нужно, то как?

Какие наши действия могут ранить чувства другого человека?

Подведем итог по теме «Характер». Какие мы? Все люди разные по характеру. И он не определяется по тому как и во что одет человек, где и с кем он живет. Характер определяется по его поступкам!

Задание № 4.

Вопрос: Между какими словами мы должны поставить слово «привычка»?

Объясните значение слова «привычка»? (сформированный способ поведения человека в определенных условиях)

Вопрос: Что вы можете рассказать о привычке?   (работа в группе)

  1. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ИТОГ УРОКА.

Подведем итог нашего урока: Прочитайте тему урока и сообща сформулируйте вывод? (версии детей)

Вопрос: Какая пословица больше подходит к теме нашего урока?

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер»

«На родной сторонушке рад своей воронушке»

Послушайте стихотворение, которое прочитает ваша одноклассница:

О чувствах говорить мы можем бесконечно –

Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!

Как однообразно было б наше существование,

Если б не чувственные состояния.

Порой, по выражению лица, без слов,

Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.

И личность каждого нам интересна и близка.

По мимике и жестам без единого словца.

Но хочется, чтоб больше радостью сияли ваши лица,

Чтоб петь хотелось от души и веселиться!

Ещё раз прочитайте слова А.С.Пушкина «Кто властвовать желает над собой, тот должен чувства сдерживать порой…», помните их!

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) повторить пройденный материал и подготовиться к контрольным вопросам; 2) с.27 прочитать и разобраться; 3) выбрать 3 сказочных героев и написать их черты характера.
  2.  ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

За работу всем большое спасибо, консультанты должны выставить оценки тем, кто хорошо поработал.

Правила общения

  1. говорить по одному
  2. не перебивать говорящего
  3. не повторять ответы предыдущего
  4. говорить от своего имени
  5. активность
  6. уважение

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Русский язык

литература

литература

литература

литература

литература

Английский

Английский

Английский

Английский

Английский

Математика

Математика

Математика

Математика

Математика

Информатика

Информатика

Информатика

Информатика

Информатика

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

изо

изо

изо

изо

изо

музыка

музыка

музыка

музыка

музыка

труд

труд

труд

труд

труд

физкультура

физкультура

физкультура

физкультура

физкультура

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Русский язык

литература

литература

литература

литература

литература

Английский

Английский

Английский

Английский

Английский

Математика

Математика

Математика

Математика

Математика

Информатика

Информатика

Информатика

Информатика

Информатика

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

изо

изо

изо

изо

изо

музыка

музыка

музыка

музыка

музыка

труд

труд

труд

труд

труд

физкультура

физкультура

физкультура

физкультура

физкультура

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Русский язык

Русский язык

литература

литература

литература

литература

литература

Английский

Английский

Английский

Английский

Английский

Математика

Математика

Математика

Математика

Математика

Информатика

Информатика

Информатика

Информатика

Информатика

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

Окруж.мир

изо

изо

изо

изо

изо

музыка

музыка

музыка

музыка

музыка

труд

труд

труд

труд

труд

физкультура

физкультура

физкультура

физкультура

физкультура

О чувствах говорить мы можем бесконечно –

Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!

Как однообразно было б наше существование,

Если б не чувственные состояния.

Порой, по выражению лица, без слов,

Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.

И личность каждого нам интересна и близка.

По мимике и жестам без единого словца.

Но хочется, чтоб больше радостью сияли ваши лица,

Чтоб петь хотелось от души и веселиться!

Доброта

Доброта

Доброта

Доброта

Злость

Злость

Злость

Злость

Смелость

Смелость

Смелость

Смелость

Зависть

Зависть

Зависть

Зависть

Вежливость

Вежливость

Вежливость

Вежливость

Агрессия

Агрессия

Агрессия

Агрессия

Равнодушие

Равнодушие

Равнодушие

Равнодушие

Скромность

Скромность

Скромность

Скромность

Аккуратность

Аккуратность

Аккуратность

Аккуратность

Жадность

Жадность

Жадность

Жадность

Честность

Честность

Честность

Честность

Доброта

Доброта

Доброта

Доброта

Злость

Злость

Злость

Злость

Смелость

Смелость

Смелость

Смелость

Зависть

Зависть

Зависть

Зависть

Вежливость

Вежливость

Вежливость

Вежливость

Агрессия

Агрессия

Агрессия

Агрессия

Равнодушие

Равнодушие

Равнодушие

Равнодушие

Скромность

Скромность

Скромность

Скромность

Аккуратность

Аккуратность

Аккуратность

Аккуратность

Жадность

Жадность

Жадность

Жадность

Честность

Честность

Честность

Честность

Доброта

Доброта

Доброта

Доброта

Злость

Злость

Злость

Злость

Смелость

Смелость

Смелость

Смелость

Зависть

Зависть

Зависть

Зависть

Вежливость

Вежливость

Вежливость

Вежливость

Агрессия

Агрессия

Агрессия

Агрессия

Равнодушие

Равнодушие

Равнодушие

Равнодушие

Скромность

Скромность

Скромность

Скромность

Аккуратность

Аккуратность

Аккуратность

Аккуратность

Жадность

Жадность

Жадность

Жадность

Честность

Честность

Честность

Честность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций»  по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст...

Классный час. Чувства и эмоции.

материалы для занятий...

Тематический словарь в картинках "Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции"

Этот материал адресован учителям начальных классов массовых школ, а также  специальных (коррекционных) школ I и II видов. Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребёнка с нарушенны...

Классный час "Мои чувства и эмоции"

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»       План-конспект психолог...

Презентация по психологии. Чувства и эмоции

Благодаря познавательным процессам  осуществляется отражение окружающей действительности. Каждый процесс вносит свой вклад в жизнь....

Конспект занятия педагога-психолога "Наши чувства и эмоции"

Занятие способствует формированию эмоционального интеллекта обучающихся, развитию коммуникативных навыков....