Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

 Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стой­кого учебно-познавательног ин­тереса к новому материалу на ос­нове представлений о грибах как особом царстве живой при­роды.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУДО «ИМЦ» г. Новомосковска                                                                 МБОУ «СОШ№12» г. Новомосковска при участии специалистов отдела по работе с персоналом ОАО НАК «Азот»

Семинар-презентация

«Проектирование программы развития

образовательного учреждения»

Дата проведения: 10 мая 2012 г.

Место проведения: МБОУ «СОШ №12» г. Новомосковска Тульской области.

Адрес:  г. Новомосковск, ул. Молодёжная, д. 2а.

Начало: 10.00.

Тула 2012

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме

«Царство грибов»

Ирина Владимировна ЛОГВИНЕНКО,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №12», г.Новомосковск

    Цель:

формировать у учащихся стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

предметные

  1. познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы;
  2. расширять представление учащихся о многообразии грибов в природе;
  3. создавать у учащихся целостное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса);

метапредметные

  1. учить принимать и сохранять учебную задачу;
  2. учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  3. учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); картинки с изображением грибов; кусочки хлеба и апельсина со следами плесневых грибов; аудиозапись пения птиц лесной зоны; микроскопы с приготовленными препаратами плесени; карточки с названиями грибов; раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Актуализация знаний

Слайд 2.

Звучит аудиозапись пения птиц леса

- Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы. Что вы себе представляете?

- Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесёмся в лес и попробуем проникнуть ещё в одну тайну природы.

- Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы ни один секрет не упустить?

- Очень хорошо. Вы все правы. А что из того, о чём вы говорили, нужно исследователю, открывателю нового?

- А вы хотите быть сегодня исследователями?

- Тогда начинаем исследовать окружающий мир. Кратко объясните, что включает в себя окружающий мир.

- На какие группы принято делить природные объекты?

- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете объекты живой природы. Я предлагаю поиграть в игру «Живое – неживое». Если я называю живое – вы поднимаете руки вверх, а если неживое, то приседаете и сидите тихо.

( Солнце, дерево, река, заяц, волк, охотник, камень, туча, дождь…)

- Молодцы! Представьте, что мы с вами в лесу.

Слайд 3.

- А что такое лес? Что вы о нём знаете и можете рассказать.

  1. Введение новой темы

Слайд 4.

- Вот насколько важен для человека лес. Ребята, а какие растения нас окружают в лесу?

- Назовите их.

- Все ли растения вы назвали?

- Ребята, а разве грибы – это растения?

Слайд 5.

- Какими существенными признаками растений обладают грибы?

- Наши мнения разделились.

- О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Давайте же будем выяснять, что такое грибы. Вы правы: жизнь растений тесно связана с землёй. Порой очень непросто найти молодой гриб под шапкой опавших старых листьев. Разгребёшь осторожно такую лесную кучку, а под ней блестящая шапка гриба.

- Ребята, но только ли на земле растут грибы?

Слайд 6.

- Правильно. И это не случайно. Вы верно подметили ещё одну особенность грибов: они не зелёные, в отличие от растений. Давайте вспомним, почему все растения имеют зелёную окраску?

- Листья растений – это своеобразные солнечные батареи, которые тянутся к свету и собирают его энергию. А у грибов, вы правильно заметили, листьев нет. За счёт энергии солнечных лучей и поглощённого из окружающей среды углекислого газа, который выделяют при дыхании все организмы, в теле растений образуются питательные вещества. Для того чтобы питаться, им не надо кого-нибудь ловить, выслеживать или собирать.

- А что в этом отношении вы можете сказать о грибах?

- Правильно. Грибам, как и животным, нужна пища. Пищей большинства грибов являются питательные вещества, содержащиеся в отмерших листьях, пнях и стволах деревьев, навозных кучах (там часто растут шампиньоны).  Поэтому их жизнь условно связана с почвой, большое значение для них имеет содержание питательных веществ в той почве, на которой они растут. Подумайте, похожи ли грибы на животных?

- Верно. Грибы совсем не похожи на животных. Хотя учёные-химики в их теле обнаружили удивительное вещество – хитин. Его нет у растений и ни у кого у животных, кроме членистоногих (раков, скорпионов, насекомых). Это вещество придаёт прочность внешнему покрытию этих животных. Но грибы – не животные. Они принадлежат к самостоятельному царству природы – царству грибов. Слайд 7.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- Для настоящего грибника поход за грибами – это радостная встреча с лесом. Грибник бережно обращается с каждым встреченным грибком. Такому грибнику и лес радуется, как другу, и грибов для него не жалеет. Знают грибники и приговорки, чтобы попадалось как можно больше грибов: «Кто рано встаёт, тот и грибов больше всех наберёт».

- А может кто-то из вас знает такие приговорки?

- И мы с вами отправляемся на поиски грибов.

Физкультминутка

Шапки, шарфики наденьте

И шагайте побыстрей-ка!

Вот кустарник, деревцо –

Рядом дышится легко.

Руки к верху поднимите,

На секундочку замрите.

Все загадки разгадаем.

Вместе весело шагаем.

- Ребята, кто из вас знает про грибы какие-нибудь загадки, поговорки, стихи?

- О какой шапочке идёт речь? Из каких частей состоит гриб?

(Учитель демонстрирует муляж шляпочного гриба).

- Давайте откроем учебник на странице 159. Рассмотрите рисунок.

  1. Работа над новой темой

Работа с учебником

(Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике.)

- Так что же такое грибница?

- Из каких частей состоит гриб?

- Правильно. Слайд 8. Гриб образован грибницей – это подземная его часть. Выходя на поверхность земли, грибница образует плодовое тело. То, что вам знакомо под названием «гриб». Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.

- Если мы перевернём гриб шляпкой вниз. Слайд 9. То на её нижней поверхности у одних грибов увидим пластинки, собранные в юбочку (эти грибы называются пластинчатыми), а у других – множество отверстий-трубочек (эти грибы называются трубчатыми). В пластинках и трубочках созревают мельчайшие частички – споры.

- Как вы думаете, зачем грибам споры?

- На что похожи споры?

- А семена у каких растений образуются? Вспомните, где они созревают?

- Верно, у цветковых растений на месте цветков образуются плоды, внутри которых созревают семена. Эти растения размножаются семенами. А грибы?

- Только надземная часть гриба – шляпка и ножка вместе – называется плодовым телом. Как вы думаете, какая часть больше – надземная или подземная?

- Грибы являются самыми большими существами на Земле. Плодовые тела грибов – это лишь крошечная часть огромной грибницы, спрятанной от глаз под землёй.

Слайд 10 и слайд 11.

Работа в парах

- Грибы являются ценным источником пищи для животных, поэтому их нужно беречь. Давайте подумаем, как нужно правильно собирать грибы. Предлагаю выполнить задания, которые лежат у вас на столах.

Какой способ сбора грибов допустим?

  1. Нужно рвать, тянуть гриб из земли.
  2. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом.
  3. Гриб не срывается, не срезается, а выкручивается из земли.

- Так какой же способ сбора грибов правильный?

- Как человек использует грибы?

- Существует пословица: «Всякий гриб в руки берут, но не всякий в рот кладут». Объясните почему?

- Вы правы, не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые. Поэтому важно знать, какие грибы вы собираете.

- Какие съедобные грибы вы знаете?

Слайд 12. (подберёзовик, белый гриб, опёнок)

- Какие вы знаете ядовитые грибы?

Слайд 13. Самый ядовитый гриб – бледная поганка. Смертелен даже маленький съеденный её кусочек.

- Но опасными могут быть и съедобные грибы. Найдите на странице 161 о какой опасности нас предупреждают авторы учебника.

- Я вам сейчас предлагаю историю о двух мальчиках. А вы подумайте: кто из них прав?

Два мальчика, Дима и Миша, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошёл в условленное место, где они договорились встретиться. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной, полной мухоморов. «Ты зачем набрал мухоморов?» - удивлённо спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились!» - ответил Миша.

- Мухомор используют в медицине как средство для лечения ревматизма и нарывов. Мухомор – участник круговорота веществ в природе (как и другие грибы, он разлагает попадающие в почву остатки животных и растений).

- А для чего ещё нужны мухоморы? Кто догадался по названию?

- Да, сорванные мухоморы служили нашим предкам надёжным средством для истребления в избах мух, клопов, других насекомых.

- Сделайте вывод о значении грибов в природе.

- Несколько дней назад вам было дано домашнее задание: положить кусочек хлеба в полиэтиленовый пакет и убрать в тёплое место. Тот же опыт можно было проделать и с кусочком апельсина. Давайте посмотрим, как изменились продукты.

- Ребята, как вы думаете, а какое отношение имеет плесень к теме нашего урока?

- Мнения у вас разделились. Предлагаю вам посмотреть на плесень под микроскопом и рассказать, что вы там увидите.

Слайд 14. Совершенно верно. Этот вид грибов называют «плесневые».

- А как вы думаете, плесневые грибы человек использует?

- А слышали ли вы такое слово – антибиотик? Пенициллин?

- Правильно, эти лекарства изготавливают из плесневых грибов.

Слайд 15. Существует целая наука, которая изучает грибы – микология  (в переводе с греческого «микос» - гриб, «логос» - наука). Как вы считаете, зачем она нужна?

- Молодцы! Вот сколько секретов мы открыли на уроке!

Наша прогулка по лесу подходит к концу. Но прежде, чем мы из него уйдём, попрошу вас выполнить задание.

  1. Итог урока

- Я приготовила карточки. Давайте попробуем составить на их основе схему.

- Ещё очень много интересного вы можете узнать о грибах, если самостоятельно найдёте о них информацию (в книгах или Интернете), изучите её и поделитесь с нами своими знаниями на следующем уроке.

  1. Рефлексия

- Ребята, как вы считаете, кого можно похвалить за работу на уроке?

- А кто остался не доволен своей работой?

- Спасибо вам за урок!

- Я представил, как поют птички.

- А я вспомнил лето, когда поют птички на даче.

- Мне представился лес, когда я туда ездила с родителями. Там деревья шумят своей листвой, птицы поют и кукушка кукует.

- Внимательными.

-Наблюдательными.

- Тихими, потому что на природе нужно вести себя тихо.

- А ещё нужно исследовать всё, что тебе попадается, чтобы разгадать загадки окружающего нас мира.

( Дети сначала называют по одному качеству, а потом говорят, что нужны все.)

- Да.

- Это всё, что нас окружает: вещи, сделанные руками человека, и природа.

- На живую и неживую природу.

- Всё живое рождается, питается, растёт, размножается и умирает.

- Например, дерево или белка.

(Дети выполняют упражнение.)

- Лес – это часть природы. В лесу растут деревья, кустарники, разные травы и  ягоды.

- В лесу живут звери и птицы. Они питаются ягодами, грибами.

- Человек в лесу собирает грибы и ягоды.

- Деревья дают кислород, чтобы людям хорошо было дышать, поэтому люди ездят в лес отдыхать.

- Из деревьев делают бумагу, строят дома.

- Лес даёт дрова.

- Деревья.

- Берёза, липа, осина, ель, сосна, дуб…

- А ещё кустарники: орешник, малина…

- Нет, ещё травы, грибы, ягоды.

- Да!

- Грибы растут из земли, как и все растения.

- Но у грибов нет веток и листьев, нет цветов.

- Наверное – гриб – это уже плод, он на него похож.

- Похож, но не плод.

- А ещё грибы не имеют зелёной окраски. Они не растения.

- На уроке мы будем говорить о грибах.

- Ещё грибы растут на старых пнях и даже деревьях.

- Удивительное зелёное вещество способно поглощать энергию солнечных лучей.

- Грибы не зелёные, поэтому они не могут собирать солнечные лучи и не могут образовывать в своём теле питательные вещества.

- Нет! У них нет ног, они не могут передвигаться, как это делают животные.

- Я! Я собирал!

- Мой дед говорит: «Сонным, да ленивым вместо грибов – крапива».

- Про грибы есть загадка: «Сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл».

- Из шляпки и ножки.

- А ещё у грибов есть грибница.

- Ниточки, которые находятся под землёй. Они переплелись все вместе и похожи на паутину.

- Плодовое тело, ножка, шляпка, споры, грибница.

- Чтобы размножаться.

- На семена.

- Семена зреют в плодах.

- Это у растений с цветами – сначала цветок, затем плод, а в нём – семена.

- С помощью спор.

- Надземная, потому что от грибницы на поверхности могут вырасти сразу несколько грибов.

- А я думаю, что подземная.

Текст слайдов читают хорошо читающие дети.

Дети в парах выполняют задание. Идёт обсуждение:

- Как написано под цифрой 1 – так поступать нельзя, потому что мы повредим грибницу, и потом на этом месте новый гриб не вырастет.

- Под цифрой 2 правильно написано. Грибница остаётся не повреждённой, новый гриб может вырасти рядом.

- Под цифрой 3 тоже верно написано, так поступать можно. Плодовое тело не остаётся в земле, грибница не повреждается, значит, в будущем грибам ничего не грозит.

- Срезать ножом или выкручивать, чтобы не повредить грибницу.

- Грибы вкусные, их жарят, с ними варят суп, их солят.

- Грибы бывают ядовитые, ими человек может отравиться.

- Это грибы несъедобные.

Дети называют грибы, загадывают загадки о грибах.

Ответы детей.

Дети находят и читают нужный абзац.

- Миша поступил правильно. Другие не будут собирать мухоморы и не отравятся.

- А я считаю, что неправильно. Если тебе что-то не нужно, нельзя срывать это в лесу.

- Ну, да! В природе ничего нет лишнего.

- В природе нет бесполезных организмов.

- Животные лечатся мухоморами.

- Морят мух.

- В природе все грибы важны.          

- И нельзя несъедобные грибы срывать, они тоже нужны в природе!

- И ещё важно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные, чтобы не отравиться.

- Они заплесневели. Так бывает, когда что-то долго лежит.

- Плесень – это что, гриб?

- Нет, не может быть, её же не срезают, у неё нет ножки и шляпки.

- Ну, раз мы о ней говорим, значит, она – гриб.

Дети рассматривают заранее приготовленные препараты.

- Плесень состоит из множества тонких ниточек. Чем-то она похожа на грибницу. Только у плесени нет ножки и шляпки.

- Нет!

- Это лекарство.

- Ну, наверное, из грибов ещё что-нибудь полезное делают.

- Эта наука может искать новые виды грибов. А ещё можно изучать разные свойства грибов.

Дети обобщают полученные сведения. В ходе обсуждения выстраивается схема:

Природа

     Живая                              Неживая

растения грибы животные

        шляпочные   плесневые

съедобные   ядовитые

Дети высказывают своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социа...

Урок окружающего мира 3 класс "Древнерусская культура" система развивающего обучения Занков Л,В.

Урок с использованием исследовательских работ учащимися, в конце урока проведение посиделок....

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...