Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.
методическая разработка (музыка, 4 класс) по теме

Титова Елена Олеговна

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Е.О.Титова

Свою статью хотелось бы начать словами: «Процесс обучения есть всегда процесс обучения деятельности » (А. А. Леонтьев).[1, стр63] Эту мысль можно назвать главной для построения системы развивающего обучения в школе. Введение стандартов второго поколения ориентирует учителей   именно на развивающую модель образования. Конечно же, это касается и уроков музыки.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).[2, стр3]

Согласно стандартам, виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.  Проанализировав все вышеизложенное, я хотела бы рассказать о некоторых своих наработках в проведении уроков музыки.

С целью активизации познавательной и творческой деятельности школьников на своих уроках я применяю различные инновационные технологии: технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность),технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами, информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих  компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов),технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль)[3, стр21]

Основным направлением своей педагогической деятельности считаю развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста. «Мышление, его активность начинается с проблемы»,- утверждает психолог С.Л.Рубинштейн. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется на уроках музыки и вовлечение личности школьника в мыслительный процесс.[1, стр.74]

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания. 
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. 
Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.[] 
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях

Постановку учебной проблемы я могу осуществлять на разных этапах урока. Но чаще на этапе актуализации знаний и формулировании темы урока. Например, тема урока в 3 классе «В музыкальном театре. Мюзикл». На слайде показываю фотографию здания Большого театра в Москве. Спрашиваю, что за здание и прошу рассказать о нем. Дети отвечают, что это здание Большого театра в Москве и что там проходят постановки музыкальных спектаклей. Далее следуют слайды с фото из оперы, балета и мюзикла. Прошу детей уточнить названия музыкальных спектаклей. Ответы: оперы, балеты и следует затруднение с третьим спектаклем. Отсюда и следует проблема- выяснить что же это за спектакль.

Проблемно-поисковые технологии я применяю также и на этапе закрепления полученных знаний или на этапе рефлексии, предлагая ребятам в группах обсудить и выполнить задания: при изучении темы «Русские народные инструменты», выбрать из предложенных только традиционные инструменты белгородской области или найти только струнно-щипковые инструменты и т.д.

Проблемно-поисковые технологии я совмещаю с импровизацией или театрализацией на уроке. Например, в начальной школе при изучении темы «Природа и музыка» или «Музыка утра», «Музыка осени» и многих других уроков при работе в группах даю задание найти нужные предметы для озвучивания звуков природы или каких-то персонажей. Это могут быть не только музыкально-шумовые инструменты, но и любые предметы: целлофановые пакеты, стаканы,  наполненные водой, листы бумаги и т.д. Этот творческий процесс настолько увлекает учащихся, что они сами в дальнейшем могут придумать сюжет для озвучивания.

        Что касается театрализации здесь также ставлю проблему: найти нужную интонацию мимику жесты для исполнения роли какого-то персонажа из песни или сказки. Например в 1 классе при изучении темы урока «Разыграй песню» предлагается разыграть песню композитора Книппера «Разморозною зимой». Здесь я применяю и индивидуальную и групповую и фронтальную формы работы. Дети исполняют роли лисы, медведя, дятла, белки, а другая группа детей озвучивают песню, применяя детские музыкальные инструменты, а остальные исполняют слова автора.

        Проблемно-поисковые и исследовательские технологии я применяю на уроках и во внеурочной деятельности. Так на некоторых уроках даю задание найти информацию, используя разные источники. Например, учащиеся разделены по группам и ищут определение музыкального термина, используя толковый словарь музыкальную энциклопедию краткий музыкальный словарь и учебник. Мы сравниваем эти определения и выявляем наиболее точное  и понятное, затем сопоставляем с теми знаниями, которые мы узнали о нем процессе урока.

 На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения. 

        Исследовательские технологии применяются мною и во внеурочной деятельности. Когда дети самостоятельно ищут в разных источниках информацию, узнают историю возникновения какого –либо явления или предмета. В рамках своей педагогической практики я занимаюсь научно-исследовательской деятельностью. Исследовательская работа на уроках искусства - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. Исследовательская технология способствует повышению качества знаний учащихся и уровня активности школьников на уроке и интеграции между предметами различных образовательных областей. Наиболее удачными считаю исследовательские работы по этнографии и краеведению, выполненные ученицами Караповской Татьяной и Телегиной Софьей («Платок через века в современность», «Пояс история возникновения и значение в современности» по этнографическим памятникам районов Белгородской области).

На протяжении уже нескольких лет я занимаюсь проектной деятельностью. Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Часто такими творческими работами являются рисунки, поделки, рассказы, концерты, спектакли, внеклассные мероприятия. Участвуя в проектной деятельности, ученики расширяют кругозор в интересующих их областях знаний, учатся находить источники информации и извлекать информацию, относящуюся к теме, планировать работу над проектами, сотрудничать друг с другом при выполнении проектов и доводить начатое дело до конца. Цель использования проектной технологии - организовать познавательную деятельность и комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой. Типы проектов могут быть индивидуальными, парными или групповыми. Мои ученики чаще всего выбирают парные или групповые типы проектов. Особенно удачными были проекты, связанные с историей возникновения, разновидностями инструментов народного оркестра, симфонического оркестра и танцев (вальса, мазурки, полонеза, польки).

Критерием результативности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки  являются, прежде всего, сформированные в ходе работы над опытом различные музыкально-

творческие умения и навыки, которые оказали продуктивное влияние на уровень обученности и воспитанности школьников в целом. Используя

развивающие формы обучения, я добилась развития интереса к предмету «Музыка» и стараюсь сформировать побудительные мотивы для познавательной деятельности у детей. И моя задача, как учителя – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

Список научно-методической литературы.

1.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

2.Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.

3.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социа...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...

«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»

laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...