Игра КВН "Защитим пернатое племя".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Невежина Раиса Арсентьевна

У детей формируется понимание значимости охраны перелетных птиц, воспитываются чувства любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_zashchitim_pernatoe_plemya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

КВН «Защитим пернатое племя».

( для учащихся 2-4 классов)

Автор работы: Невежина Раиса Арсентьевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ№50»

г. Кемерово, 2012 год

КВН «Защитим пернатое племя».

Цель: формирование понимания значимости охраны перелетных птиц,

          воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.

Оформление: плакаты, рисунки на тему «Птицы – наши друзья», картинки

перелетных птиц, стенгазета «Бережное отношение к природе», открытки-призы, скворечники, книги о птицах, песни, видеофильм «Птицы  Красной книги».

Ведущий.

Огромны просторы нашей родины, богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

    Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Особенно много чудес происходит весной.

  1. ученик.

    Весна идет с капелями,

   Ручьи журчат,

 «Встречайте, прилетели мы!»-

  Скворцы кричат.

Один присел на тополе,

Такой смешной.

В ладони мы захлопали:

«А ну-ка, спой!».

       Он посмотрел обиженно:

       «У вас – то дом,

       А мы себе и хижины

       Здесь не найдем!»

    2 ученик.

Кричим ему уверенно:

«Дружок-скворец,

Мы подарить намерены

Тебе дворец!»

    Его вчера повесили

    Мы в школьный сад,

    Тебе в нем будет весело,

    Ты будешь рад.

«Будь скворушка хозяином-

Твой дом не плох»

Гостей своих встречаем мы

Всегда тепло!

1 ученик.

 Весенний школьный праздник – это День прилета птиц . Первыми вестниками весны являются скворцы. Они устраивают свои гнезда. Скворцы даже больше предпочитают скворечники, чем естественные дупла. Свое гнездо они устилают былинками и мягкой подстилкой. Вот поэтому нам нужно как можно больше делать скворечников. Скворец умело подражает голосам многих птиц: то пустит соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. А самое главное в том , что семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

2 ученик.

А кукушка за лето поедает около 270 крупных гусениц и майских жуков.

Грач способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Сова за день съедает до 10 мышей, степной орел уничтожает очень много сусликов и мышей. Каждая сова и орел спасают тонны хлеба от грызунов.

3 ученик.

Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках, способствуют оздоровлению местности. В зимние дни, во время снегопадов , в сильные морозы нашим пернатым друзьям необходима помощь. Поэтому зимой нужно развешивать кормушки и подкармливать птиц.

4 ученик.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

                    Сколько гибнет их – не счесть

                    Видеть тяжело.

                    А ведь в нашем сердце есть

                    И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

        Много картин нарисовано о птицах, песен, загадок, пословиц, поговорок

сложено русским народом.

( Слушаем и поем песню «Здравствуй, весна!», слова О.Высотской, музыка А.Островского.)

      А сейчас мы начнем конкурс загадок и скороговорок, пословиц и поговорок, конкурс начитанных и смекалистых, любознательных и находчивых.

Класс делится на 2 команды: одна команда названа «Чайка», другая -   «Ласточка».

      Каждой команде дается задание на первый конкурс «Разминка».

Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 очками.

Команде «Чайка»                                                  

  1. Кто из птиц вместо гнезд роет норы (зимородок, ласточка-береговушка)

Команде «Ласточка»

  1. Покажите, как прячется выпь, почуяв опасность (она начинает медленно вытягиваться всем туловищем вверх, плотно прижав к нему крылья).

Второй конкурс «Кто быстрее?»       Отгадайте загадки.

Команде «Чайка»

1. В болоте плачет, а из болота нейдет. (Кулик)

2. Он, внезапно появляясь, набирает высоту,

    Иль воды крылом касаясь, моет клювик на лету.

    В синем небе он высоко

    То мелькнет, то прозвенит.

    Даже самый быстрый сокол медленней его летит. (Стриж).

3. Известно с дальних нам времен, что эта птица- почтальон. (Голубь).

4. Какая птица спасла Рим. (Гусь).

5. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка)

6. Живет в лесу, ухает как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

Команде «Ласточка».

  1. Черный, проворный, кричит: «Кррак!» - червякам враг. (Грач).
  2. Серое перышко – золотое горлышко. (Соловей).
  3. Белокрылая птица над волной резвится. (Чайка).
  4. Какая птица является государственным символом России? (Двуглавый орел).
  5. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).
  6. Для чего скворцы садятся на лошадей, коров и овец.( Чтобы нащипать линялой шерсти для выстилки гнезд)

  Третий конкурс «Верните нас в родные места»

          В зоопарк собирают птиц из разных концов земного шара. На столе лежат конверты с рисунками птиц. Нужно вернуть каждую птицу на ее родину.

 Север: кайра, снегирь, полярные совы, гага.

Тундра: стерх ( белый журавль), соколы, розовая чайка.

Тайга: куница, дятел, иволга, глухарь, тетерев, ястребы

Степь: жаворонки, стрижи, перепела, дрофа, розовый скворец, ласточки

Пустыня: орлы-беркуты, пустынная курочка, ворона, славка, жаворонок, козодой , аист.

Горы: орлы, соколы-балобаны, черные грифы.

Четвертый конкурс «Друзья пернатых».

        К столу выходят по 2 участника из каждой команды и выбирают 2 карточки с изображением птиц . На обратной стороне написаны вопросы. Нужно правильно назвать птицу и ответить на вопросы. За правильный ответ присуждается по 2 очка.

Дятел.

- Почему меня называют лесным доктором? Правильно ли будет, если меня назовут еще и лесным кормильцем, почему?

(Дятел не только уничтожает вредителей деревьев, но и делит свою добычу с другими птицами)

Иволга.

-Почему меня называют лесной флейтой и лесной кошкой.

(Иволга – одна из птиц , которая может петь красиво, как флейта, и кричать , как разъяренная кошка).

Олянка.

- Слышали ли вы о подводной певунье . Это я. Почему меня так называют?

(Птичка может без вреда для себя находиться под водой. Там на дне она ищет себе пищу: водяных жуков, личинок, рыбьих мальков. А иногда и распевает под водой).

Зуек речной.

- Ни мне, ни моим детям не нужны гнезда. Почему?

(Птица  живет на берегу рек. Яйца зуйка пестрые, совсем не заметные на фоне

гальки. Птенцам зуйка гнезда не нужны – едва вылупившись, они начинают бегать.  А чуть заметят опасность, ложатся на гальку и делаются невидимыми.)

Козодой.

- Почему меня называют «козодой»?

(Раньше существовало поверье, что эта птичка доит коз и коров . На самом деле она летает вокруг животных в поисках пищи. Ведь около животных всегда много комаров ,мух, слепней. Вот они и вьются вокруг них, на лету вылавливая насекомых.)

Голубь.

- Так ли я выкармливаю своих птенцов как все остальные птицы?

(Первую неделю голубь кормит птенцов птичьим молоком, которое представляет творожную массу и образуется в зобу у голубя)

Кукушка.

-  Я кукую громко, надо широко рот разевать. А как кукую я?

(Кукушка кукует с закрытым ртом, лишь надувается горло).

Снегирь.

- Почему меня назвали снегирем?

(Прилетает вместе со снегом. Летом живет на севере. Наши леса для снегиря-

теплые страны)

Пятый конкурс «Самый наблюдательный».

  1. Как весенние изменения повлияли на жизнь птиц?

     (Птицы весело поют, громко чирикают воробьи, каркают вороны, трещат сороки)

  1. Какие перелетные птицы появились в школьном саду? (Скворцы)
  2. Чем сейчас заняты скворцы? (Скворцы живут парами, строят гнезда, скоро в гнездах появятся яйца)
  3. Как нужно вести себя в лесу, парке, сквере,  чтобы не пугать птицу весной? (Нельзя бегать у гнезд, кричать, трясти деревья, брать яйца птиц в руки)
  4. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредителей сада, огорода,

     полей, лесов)

6.Как мы можем помочь в охране птиц? ( Развешивать скворечники весной, зимой подкармливать птиц , заготавливать на зиму почки, насекомых, семена

для птиц).

Подведение итогов конкурса. Определение победителя.

Чтение стихотворения «Встреча скворцов» И.Иванова.

        Конкурс заканчивается игрой «Угадай, чей голосок»

(Птичьи голоса : жаворонок, кукушка, сорока, ворона, дятел, воробей,

иволга, голубь и другие)

            Объясните значение пословиц.

------ Счастье не перепелка – решетом не накроешь.

------  Птица поет – сама себя предает.

------ За кукушку бьют в макушку.

    Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но они  украшают нашу  огромную Родину свое красотой, своим чудесным пением.

Поэтому нам нужно создать для пернатых друзей хорошие условия  особенно в зимнее время. Ребята! Подкармливайте зимой птиц, делайте кормушки, а весной  развешивайте скворечники в садах, в огородах, около домов!

  Просмотр фильма «Птицы Красной книги».

Литература.

Журнал «Воспитание школьников», 2002 год №2, №5 - 2001 год.

Стихи о весне русских писателей, русское народное творчество (загадки, пословицы, поговорки)

Песни о весне, «Здравствуй ,весна!», сл. О.Высотской, муз. А.Островского.

Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о птицах.1975 г.

Строков В.В. Пернатые друзья лесов. 1976 г.

Герасимов В.П.Животный мир нашей родины. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"

Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...

Игра по окружающему миру. Наши пернатые друзья

Внеклассное мероприятие  по окружающему миру  для младших школьников....

Наши пернатые друзья игра

Наши пернатые друзья игра...

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ КВН СРЕДИ 4-Х КЛАССОВ «ПЕРНАТЫЕ СОСЕДИ»

Сценарий предназначен для внекласной работы в 4 классе...

Игра – викторина «Наши пернатые друзья»

Цели: -Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их. -Научить проявлять заботу к голодающим и замерзающим зимой птицам. -Раскрыть важность заботы о птицах зимой. -Вос...

Игра – викторина «Наши пернатые друзья»

Цели:-Познакомить детей с зимующими птицами и учить различать их.-Научить проявлять заботу  к голодающим и замерзающим зимой птицам.           -Раскрыть важность за...

Игра «Наши пернатые друзья».Внеурочная деятельность

Игра «Наши пернатые друзья».Цель: Расширить и углубить знания, полученные на уроках; способствовать сплочению классного коллектива.Развивать любознательность, наблюдательность.Воспитывать ...