Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Ломоносов Михайло Васильевич- великий русский ученый".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок посвящен жизненному и творческому пути великого русского ученого М.В.Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov_otkr.urok_.docx21.58 КБ
Файл karta_uroka.docx11.83 КБ

Предварительный просмотр:

Родился   21 ноября  1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича.

Михайло до 10 лет жил в доме дяди отца, Луки Леонтьевича, морехода и зверобоя. Только в 1722 году смог его отец приобрести собственный дом и закрепить за собой 34 сажени пахотной земли.

Его  отец  был рыбаком, и  готовил  своего   сына  к тому же.С  10  лет  Михайло был  с отцом  на   промыслах  в  Белом   и Баренцевых   морях.  Судно        Ломоносова   односельчане прозвали «Чайка».

В    11-12  лет  Михайло начал   учиться грамоте.    Его первым    учителем был дьячок местной церкви.  Он прочитал  все,  что  было  под   рукой.  У  соседа  нашлись славянская «Грамматика»          Мелетия  Смотрицкого и «Арифметика»   Леонтия   Магницкого. Он их читал с  таким  усердием,  что выучил наизусть.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву.

В Москве Ломоносов нашел земляка по фамилии Пятухин и поселился у него. Сначала он пошел в Цифирную школу, что была в Сухаревой башне, но ему этой «науки показалось мало».

Скрыв  крестьянское  происхождение,Михаил       поступил  в   лучшее     учебное   заведение тогдашней   России.

Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: “Имея три копейки в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на копейку хлеба и на копейку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”..« Малые  ребята  кричат   и   перстами указывают: смотри-де, какой болван лет  в   двадцать  пришел    латыни учиться». Изучал     латинский    язык,      русский, математику,      риторику,          политику, философию.  Самостоятельно      выучил греческий язык. В этих трудных условиях  Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год

В начале  1736  как  один  из  лучших  студентов   Ломоносов был      направлен   в   университет    при         Петербургской академии   наук.    Несмотря   на   тяжёлые  условия   жизни, любознательный   юноша    с     первых   дней   прибытия   в  Академию  проявил огромный интерес к наукам.

Географический департамент планировал большую экспедицию в Сибирь. Экспедиции понадобился химик, знакомый с горным делом. 3 марта 1736 года было решено отправить за границу несколько студентов для изучения горного дела. Среди них оказался Михайло Ломоносов.

Осенью   1736 г.  трое лучших студентов,   в том числе Ломоносов, были        отправлены Академией    Наук    в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. 

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы          Ломоносова     были         поистине   всеохватывающими.    Ему   принадлежат  работы             в области физики, химии,  астрономии, географии, филологии.

  1. - профессор химии     1751 год- чин коллежского советника 1763 год –статский советник

В этом году  вышел «Сборник    разных сочинений в стихах и в прозе  Михаила Ломоносова». «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова..

1 июля 1746 года последовал именной указ строить химическую лабораторию. Ломоносов занял её в середине октября 1748 года.

В химической лаборатории  он  проводил научные    исследования,   в    том   числе разрабатывал состав стекла, фарфора     и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Разработал принципы  новой науки  «Физической химии».

Первый в России  фарфоровый завод   был открыт  в Петербурге.

Граф   М. И. Воронцов,  приехав   из    Италии,привез   мозаику.  Именно   она     вдохновила    Ломоносова  на открытие стеклянной фабрики.

Открыл   секрет  изготовления смальты. Изготовил 40 мозаичных картин. Избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Открыл атмосферу  на Венере.Построил телескоп. Открыл закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы).Разработал  учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул  (молекул).Сконструировал термометр.Изобрел  «ночезрительную  трубу», предшественницу  современных приборов  для  ночных  наблюдений.

Составил «Полярную карту».Разработал приборы для морского кораблевождения. Создал новую науку – экономическую географию

Теория возникновения минералов и металлов.О причине землетрясений.

Написал 1-ый том Российской истории.Составил «Краткий Летописец с родословием»,  в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.   Дал краткую справку о правителях России, сменявших друг друга с древнейших времен.

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет,   «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.

Здесь, в музее, мы ещё раз убеждаемся в энциклопедически широком круге интересов М.В. Ломоносова.

Орденом        Ломоносова награждаются     граждане    за     высокие  достижения      в              государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной,    культурной, общественной и благотворительной деятельности,  в     области науки,       литературы      и искусства.

Санкт-Петербург.   Памятник М.В. Ломоносову на Университетской набережной

Город   Ломоносов,  расположенный    на южном   берегу Финского залива, в 44 километрах   от Санкт-Петербурга,    широко  известен своими дворцами         и        парками,           выдающимися архитектурными памятниками России XVIII века.

Государственный музей-заповедник.                      г. Ломоносов.                                           Дворцово-парковый ансамбль

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха…

                    М. В. Ломоносов



Предварительный просмотр:

План урока

Эпиграф урока

Оценка настроения

1.Д/З

2.Кроссворд

3.Тема урока

4.Цель урока

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Великая война-Великая победа"

Презентация может пригодиться учителю во время подготовки к внеклассным занятиям и урокам по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"...

Урок окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"

Тема «Екатерина Великая».Цель: показ личности Екатерины II в истории России и            Краснодарского края...

конспект урока окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе "Петр Великий".

Форма проведения: урок-исследование. Данный материал помогает сформировать у учащихся образ Петра  l , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека.Ребята учатся работать с источни...

Открытый урок окружающего мира "Великие мореплаватели"

Материал состоит из конспекта урока и презентации. Урок составлен очень интересно, дети работают в группах....

Открытый урок окружающего мира и русского языка в 1, 3 классах.

Тема: Откуда берутся снег и лёд?Цели: 1.Познакомиться со свойствами         снега и льда.            2. В...

Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862580/...