Урок окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лихонина Евгения Алексеевна

 

Тема «Екатерина Великая».

Цель: показ личности Екатерины II в истории России и

            Краснодарского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

села МАЛАМИНО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН

 

4 класс

                                                           

                     Автор: Лихонина Евгения Алексеевна      

                       

Тема «Екатерина Великая».

Используемый УМК: «Школа России».

Учебник:  мир вокруг нас, 4 класс, авторы А.А.Плешаков,

                   Е.А.Крючкова

Цель: показ личности Екатерины II в истории России и

           Краснодарского края

Задачи:  - формирование представления учащихся о роли

                   Екатерины Великой в истории России и Кубани;

                - воспитание любви к малой Родине;

                - воспитание любви к живописи и интереса к истории.                          

Оборудование:  компьютер; мультимедиапроектор; презентация

                            PowerPoint

                                  ХОД  УРОКА

I.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

    II. Проверка домашнего задания.

  1. Сообщения учащихся о М.В.Ломоносове.

  1. Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка 1. Какие качества характера позволили Ломоносову пройти

                     с честью все испытания?

Карточка 2. В чём трудности учёбы в то время?

Карточка 3. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и

        культуры?

  1. Разгадывание кроссворда.

- Кто продолжил дело Петра I? И о ком пойдёт речь на этом уроке? Это нам предстоит сейчас узнать.

                           

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

*

7

*

8

*

9

*

Вопросы к кроссворду:

  1. В какой город отправили учиться  Ломоносова, как одного из лучших учеников? 2. Кто был его первым учителем? 3. Кем был его отец? 4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? 5. В какой стране за границей учился Ломоносов? 6. Неподалёку от какого города родился Ломоносов? 7. Ломоносов был выдающимся … . 8. Он открыл атмосферу на планете … . 9. Судно Ломоносова.

(Ответы: 1. Петербург. 2. Дьячок. 3. Рыбак. 4. Петербургской. 5. Германия. 6. Холмогоры. 7. Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка.

Ключевое слово: Екатерина.)

- Какое слово получилось в выделенных клетках?

- Сегодня на уроке речь пойдёт о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I.

III. Объяснение нового материала.

  1. Демонстрация репродукции картины Д.Г.Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год)

- Рассмотрите репродукцию картины.

               

- Императрица представлена в строгом белом платье в храме Богини Правосудия Фемиды. Стоя на покрытом ковром возвышении, она сжигает на алтаре маковые цветы, которые согласно античной традиции считались символом покоя. Тем самым она как бы жертвует собственным покоем ради процветания Отечества. Правление мудрого монарха приносит свои плоды: книги и орёл с оливковой ветвью в клюве у ног Екатерины олицетворяют просвещённую, сильную и мирную Россию. Если мы будем внимательны, то заметим, что на круглом пьедестале статуи Фемиды помещён рельеф-профиль греческого мудреца Солона. Не намёк ли это на мудрость российской правительницы? Левицкий пишет портрет в спокойной холодной гамме зеленовато-оливковых тонов, отвечающих как рациональности воплощённой идеи, так и пластической чёткости живописи. Успех этого полотна был велик. Знаменитый поэт Г.Державин так описал его в стихотворении « Видение Мурзы»:

      …Виденье я узрел чудесно:

Сошла со облаков жена,

Сошла и жрицей очутилась

Или богиней предо мной.

Одежда белая струилась

На ней серебряной волной…

Простёртой на алтарь рукою

На жертвенном она жару,

Сжигая маки благовонны,

Служила вышню божеству.

Орёл полунощный огромный,

Сопутник молний торжеству

Геройский провозвестник славы,

Сидя пред ней на груде книг,

Священны блюл её уставы:

Потухший гром в когтях своих

И лавр с оливными ветвями

Держал, как будто бы уснув…

- После Петра I в России царствовала Екатерина II. Кто же она, откуда родом?

  1. Рассказ учителя.

…Давно это было. В 1744 году четырнадцатилетней девочкой её, принцессу Цербстского княжества, привезли в Россию, где крестили по христианскому обычаю и нарекли невестой великого князя Петра Фёдоровича, с которым она обвенчалась в 1745 году.

                         

Будущая императрица Екатерина II                      Великий князь Петр Федорович и   София Фредерика Августа                                                                               Великая княгиня Екатерина  Алексеевна

Ангальт-Цербстская,   

    Отношения между супругами с самого начала не сложились – слишком разными они были людьми. Екатерина в пятнадцать лет уже увлекалась серьёзными книгами, читала французских философов и сочинения по политической истории. Пожалуй, она вскоре стала самым образованным человеком при дворе Елизаветы Петровны.

     После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Что же досталось ей в наследство от мужа? Екатерина писала: «Финансы истощены. Армия не получала жалования. Военное ведомство погружено в долги. Торговля находится в упадке. Правосудие продаётся с торгу».

     В своём дневнике помечает: «Царствовать или умереть».

     Можно не знать деталей екатерининского правления, но невозможно жить в России и не понимать, что именно Екатерина стала символом могущества империи. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: как бы поступил в таком случае Пётр?»

    Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.

    Что же приобрела Россия за тридцать четыре года, которые назвали целой эпохой?

     Укрепилась держава. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что «без её дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела».

     Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 миллионов).

     Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза.

     Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. «Второй хлеб» - картофель -  прижился в стране благодаря заботам императрицы.

     Территория государства увеличилась почти на четверть. Именно тогда Чёрное  море, которое с древности называли Русским, вновь, и теперь уже навсегда, стало пределом государства Российского. Великая императрица сумела присоединить земли с плодородной почвой, прекрасным климатом, значительным населением и развитыми хозяйственными связями, например, Кубань.

      При Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь – «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. Большая заслуга в этом и талантливых полководцев и флотоводцев: А.Суворова, П.Румянцева, Ф.Ушакова, Г.Спиридова.

               

                                                                 

                А.В.Суворов                                                     Ф.Ф.Ушаков

           Несмотря на то, что Екатерина родилась в маленьком немецком княжестве, по делам и стремлениям своим она стала самой русской из российских правителей. Императрица не просто полюбила новую родину, от души приняла православие и выучила русский язык. Она очень любила носить русские сарафаны и кокошники. Собирала и пела народные песни. Даже самую русскую традицию пить чай с мёдом у самовара ввела Екатерина. В течение всей жизни императрица стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами – с уважением.

          Что же ещё сделала Екатерина для нашего государства?

           Впервые были введены бумажные деньги. Медицина стала делом государственным. В каждом городе открылись больницы и аптеки. Создавались органы попечения, бесплатные народные училища, сиротские дома. Екатерина строила церкви и соборы, их золотые купола украсили российские города.

          Мудрая государыня замечала, что крепость государства не только в охране границ, а в укреплении семьи. Она подчеркнула это даже в знаменитой Жалованной грамоте казакам-черноморцам на кубанские земли.

        (В конце 18 века Россия воевала с Турцией за выход к берегам Чёрного моря. Активное участие в этой борьбе принимали казаки. За подвиги в сражениях царица Екатерина II даровала казакам грамоту на владение кубанскими землями. За столь щедрый дар казачьему войску было поручено «бдение и стража пограничная».)

                           

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II.

30 ИЮНЯ 1792 г.

ЦАРСКОЕ СЕЛО

       Среди личных положительных качеств Екатерины можно отметить трудолюбие и упорство в достижении цели, ум и интуицию, любознательность и умение разбираться в людях.

        История дала ей имя Великой. В её честь в Петербурге поставлен памятник.

                                   

           

 Памятник Екатерине II                                        Возвращение памятника  Екатерине II

в г. Екатеринодаре                                                  8 сентября 2006 г

1907-1920 гг

         

           Сегодня в нашей стране проходит акция «Имя России», суть которой – выбор имени выдающихся людей, внесших вклад в процветание нашей Родины.

            Из пятисот имён в финал вышли двенадцать. Среди них имя Екатерины II. Представлял её Александр Николаевич Ткачёв- губернатор Краснодарского края, который на сто процентов убеждён: «Имя России – Екатерина великая!» Жители Кубани единодушны с мнением губернатора. Ведь мы, кубанцы, образно говоря, - крестники российской императрицы.

            А.Н.Ткачёва в начале каждой передачи представляли в том числе и как сторонника возвращения Краснодару имени Екатеринодар. Александр Николаевич сказал, что Екатерина II действительно Великая - по делам и тому наследству, которое она нам оставила. И пора возвращать долги. Наш краевой центр должен опять носить имя Екатеринодар.

IV. Закрепление изученного материала

  1. Ответить на вопросы:

- Кто стал продолжателем дел Петра I?

- Сколько лет царствовала Екатерина II?

- Как её стали называть?

- Чем отличалась Екатерина?

- Какой редкий дар был у Екатерины?

 Вывод:

       Несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России, много сделала для блага государства Российского.

V. Домашнее задание

Подготовить сообщения о помощниках Екатерины II А.В.Суворове, Ф.Ф.Ушакове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Великая Война и Великая Победа" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира  на тему: " Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа Россиии). При подготовке презентации использовались материалы презентации учителя начальных классов МБ...

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....

Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862580/...

Урок окружающего мира по теме " Великая война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведен в предверии Дня Победы. Для детей данная тема очень интересна и познавательна. Они с удовольствием готовят материал по теме " Великая Отечественная война".  В х...