Конспект экологической игры – путешествия с мультимедийным приложением « Природа в опасности!»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Карпешина Нелли Анатольевна

Обобщение знаний о животных и растениях, экологических знаний.

Предметные: закрепить и расширить знания учащихся о живой и неживой природе, о единстве и целостности природы.

Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы, развивать навык умения работы в коллективе.

Личностные:  умение определять свое отношение к окружающему миру и  уважительное отношение к миру природы; развитие творческой активности и речи учащихся; развитие коммуникативных навыков и общественной активности;  воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь; оценивание  жизненных ситуаций (поступки людей) с точки зрения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_meropriyatiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 20»

(МБОУ « СОШ № 20»)

Конспект экологической игры – путешествия

  с мультимедийным приложением 

« Природа в опасности!»

                                                                                                Автор: Карпешина Нелли Анатольевна,

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                nakarpeshina@mail.ru

г. Рязань

2013 год

Цель: Обобщение знаний о животных и растениях, экологических знаний.

Задачи:

      Предметные: закрепить и расширить знания учащихся о живой и неживой природе, о единстве и целостности природы.

Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы, развивать навык умения работы в коллективе.

     Личностные:  умение определять свое отношение к окружающему миру и  уважительное отношение к миру природы; развитие творческой активности и речи учащихся; развитие коммуникативных навыков и общественной активности;  воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь; оценивание  жизненных ситуаций (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Необходимое оборудование и материалы для занятия:  

      Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Природа в опасности!»

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:

      ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно -деятельностный  подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе игры :

В игре  использованы различные формы  работы, которые  позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества, прослеживаются межпредметные связи.

     В ходе практической работы дети закрепляют знания по теме « Природа в опасности!», используют знания, полученные на  уроках. Ученики работают с разными видам информации, учатся извлекать из них определённый смысл, формулировать свои суждения.

Ход и содержание игры

I. Организационный этап. Мотивация.

Цель – проверка готовности к занятию, установление эмоционального контакта в группе. Деятельность учителя:

   - В удивительное время мы с вами живем. И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

    - Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле? Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придется принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идет за нами, нашу прекрасную планету. Слайд 1

II. Этап повторения изученного материала.

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Природа».

Деятельность учителя:

  - Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, река, озера и моря! Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! Здравствуйте, звери – волки, зайцы, лисицы, медведи!

   -Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.  Слайд 2

Деятельность учащихся: ( Чтение наизусть.)

Есть просто храм

Есть храм науки.

    А есть еще природы храм-

    С лесами, тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам.

    Он свят в любое время года,

    Открыт для нас в жару и стынь,

    Входи сюда,

    Будь сердцем чуток,

    Не  оскверняй ее святынь!

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я –

Здравствуй, улица моя!

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

    Травы шепчут мне в пути:

  - Ты скорей, дружок, расти.

    Отвечаю травам я,

    Отвечаю ветрам я,

    Отвечаю солнцу я,

  - Здравствуй, Родина моя!

Звучит фонограмма      Слайд 3

   - Прислушайтесь. Кто к нам приближается?

   - У нее есть для нас послание  (Чтение послания.)

   - Ну что, ребята, отправляемся в путь. Путь будет не из легких, много преград встретится на нашем пути.

   - А еще с нами просится Машенька. Возьмем ее с собой? ( Ответы учащихся.) Слайд 4

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Цель – активизация мыслительной деятельности. 

Деятельность учителя:

  - Давайте прислушаемся ребята. Куда мы с вами попали? Слайд 5

  - А что случилось?

  - Как спасти лес от пожара?

  -Давайте потушим его. Чтобы погасить языки пламени нам нужно ответить на вопросы.

1. Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается
. Слайд 6

2. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок
. Слайд 7

3. Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая ,  как ёж,
Зимою в платье летнем.  
Слайд 8

4. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту,
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.  
Слайд 9

Деятельность учащихся:  (Ответы учащихся.)

    -А теперь послушайте легенду о сосне.  Слайд 10-11

Деятельность учащихся:  (Слушают чтение учителя.)

IV. Этап актуализации знаний.

 Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Лекарственные растения»

Деятельность учителя:

    -Пожар мы потушили. Да еще нам  дождик помог. Слайд 12

   - Природа оживать стала.  Слайд 13

   - Но Маша поранилась.  Слайд  14

  -  Давайте вспомним лекарственные растения (Дети  называют   растения - мята, календула, ромашка, подорожник.)  Слайд 15-16

   - Молодцы! Вы оказались настоящими знатоками растений.

   - С помощью какого растения мы можем остановить кровь? (Ответы учащихся.)  Слайд 17

   - Ребята, а вы знаете легенду о том, как были открыты лечебные свойства подорожника?

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшись невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

Деятельность учащихся:  (Слушают чтение учителя.)

V. Этап изучения необходимой  информации . Практическая работа учащихся.

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Ягоды, грибы», формирование уверенности в себе

Деятельность учителя:

    - А теперь давайте погуляем по лесу. Чем богат лес? (ягодами, грибами)

    -А вы знаете, какие грибы нужно собирать? Это мы сейчас и проверим.

   - Соберите съедобные грибы в лукошко.  Слайд 18                                                                                                                                                                                                                                                                                  Молодцы, вы справились с заданием.

   -Пора  двигаться дальше. Сейчас мы должны оказаться на берегу реки.  Слайд 19

   - Здесь тоже произошло несчастье. Вся рыба попалась в сеть браконьерам. Нужно освободить её.                      А для этого мы должны выполнить следующие задания:

(Дельфин, акула, щука, ёж, сом  по местам обитания распределить.)

Деятельность учащихся: ( Ответы учащихся. )

VI. Этап  применения  знаний . Практическая работа учащихся.

Цель –  умение работать в группе, вести учебный диалог,   работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.

Деятельность учителя:

    - В знак благодарности рыбы дали нам корабль, на котором мы сможем переплыть на другой берег.  Слайд 20

   - И скоро будем у Миши.

   - Ну, вот беда . У пчел упали ульи. Слайд 21-22

   - Надо решить математические цепочки.  Слайд 23

Деятельность учащихся: (Работают в парах, с  взаимопроверкой,  могут высказать несогласие с проверкой работы, должны это обосновать.)

Деятельность учителя:

  - Молодцы! Вы оказались настоящими друзьями природы. Слайд 24

  -  Пчелы  вернулись в свои родные места.

  -  Пора прощаться с пчелками. Они для Миши передают горшочек с медом. Слайд 25

  - Мы поплыли дальше.  Слайд 26

VII. Этап коррекции.

Цель –  вызвать у детей сочувствие к природе, найти пути выхода из сложной ситуации. Деятельность учителя:

   - Наше путешествие подошло к концу. Вы с честью выдержали все испытания, преподнесенные нам природой, и заслуживаете звания «Знатоки природы».  В одиночку это было бы невозможно. Только дружной командой можно справиться с экологическими проблемами. (Вручение медалей.)

  - Пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями. Люди должны беречь природу.

Деятельность учащихся: (Дети высказывают свои мысли.)

VIII. Этап подведения итогов игры.

Цель – подведение итогов, формулирование вывода

Деятельность учителя:

  - Давайте подведём итог нашей работы.  Слайд 27

Деятельность учащихся : ( Чтение наизусть).

Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.

Вы их пожалейте, люди, не убивайте зря.

Ведь небо без птиц не небо,

А море без рыб не море,

И земля без зверей не земля, не земля, не земля.

   Мы порой безбожно

   Не храним, что имеем,

   Не щадим, не жалеем.

   Ни за что не в ответе,

   Словно самую малость

   Нам на этой планете

   Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё сгубим,

А гордимся природой

И Отечество любим.

   Я люблю тебя, большое время,

   Но прошу – прислушайся ко мне:

   Не убей последнего тюленя,

   Пусть гуляет в тёмной глубине.

   Не губи последнего болота,

   Загнанного волка пощади,

   Чтобы на земле осталось что-то,

   От чего щемит в моей груди!

                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике с мультимедийным приложением в 3 классе на тему:"Площадь прямоугольника"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по программе "Школа России"  М.И.Моро...

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Ролевая игра по экологии и краеведению "Природа в опасности"

На этом занятии ребята расширять свои знания об окружающем мире родного края, будут учиться замечать в поведении людей негативное отношение к природе....

Экологическая игра "Путешествие по станциям природы"

Данный материал можно использовать в рамка Недели экологии и окружающего мира. Этот материала рассчитан на учащихся 2-4 классов....

Урок окружающего мира с мультимедийной презентацией. "Природа в опасности! Охрана природы."

На уроке ученики познакомятся с Красной книгой Красноярского края, узнают о животных и растениях, которые  находятся в опасности. Узнают и о животных, которые вновь получили распространение в кра...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

«Давайте будем беречь природу!» Экологическая игра-путешествие по станциям.

                                    Экологическая игра-путешествие по станциям.Мест...