Проект "Эта разная, разная плесень".
проект по окружающему миру (4 класс) по теме

Масловская Татьяна Андреевна

Разработка проекта " Эта разная,разная плесень". Презентация к пректу "Этаразная, разная плесень" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eta_raznaya_raznaya_plesen.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение лицей № 2

             Исследовательская работа на тему:

     «Эта разная, разная плесень»

                                    Ткачева Анна, 10 лет, ученица 4 класса

                                               Руководитель проекта:  

                                               Масловская Татьяна Андреевна, учитель

                                               начальных классов МБОУ лицей №2

                                               г.Сургут

 

2012 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение_________________________________________________________2

Глава 1. Удивительный грибок

  1. Что такое плесень? Какая она бывает?______________________________4
  2. Чем опасна плесень?____________________________________________5
  3. Доктор плесень_________________________________________________7
  4. Плесень работница______________________________________________7

Глава 2. Методика проведения опытов и результаты исследований________8

2.1 Опыты и результаты_____________________________________________8

Заключение_______________________________________________________9

Библиографический список_________________________________________11

        

Актуальность:

        Однажды у моей бабушки в холодильнике появилось нечто. В контейнере, где хранили ягоды малины, появилось белое, пушистое покрывало, которое покрыло все ягоды. Мне стало очень интересно, что же это такое? Бабушка мне сказала, что это плесень. А что же это такое плесень и почему она появилась на ягодах, а потом я вспомнила, что видела такую же плесень и в пакетах, глее лежал хлеб, и в банках с вареньем.

        Плесень портит продукты питания, но ведь не все продукты портит плесень, следовательно, есть способы избежать неприятного соседства.

        Цель: Исследовать виды плесени, условия их появления, роста и развития.

        Задачи: 

- изучить строение плесени,

- изучить особенности развития и размножения плесени,

- выяснить и изучить влияние плесени на живой организм,

- оформить наблюдение,

- сформулировать выводы.

        Гипотеза: Кто ты плесень или что ты плесень?

        Объект исследования: плесневые грибки, белый и черный хлеб, виноград, помидоры.

        Метод исследования: экспериментальный, сравнительный и статистический.

        Продолжительность: 2 недели.

        Место проведения опыта: домашние условия.

        Оборудование и материалы: 5 пластиковых емкостей с крышками, кусочки хлеба, помидор, виноград, сыр.

        Практическое применение: данная работа может быть использована на уроках окружающего мира.

ГЛАВА 1. УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГРИБОК

  1. Что такое плесень? Какая она бывает?

 Плесень – название грибка, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; грибком гниения: бактериальная, белая, бурая гниль на древесине; дрожжевым грибком: растет на пищевых продуктах.

Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесени относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, виноделии (из родов аспергилл, пеницилл и др.), и есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.

О наличии плесени свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, так называемая махра, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, красного цвета.

На Кавказе в Фанагорийской пещере была обнаружена плесень, которая светится в темноте, как что на расстоянии полметра можно было различить черты лица.

Необходимые условия появления и развития плесени. Плесень распространяется в воздухе в виде микроскопических спор.  При попадании спор на сырую поверхность прорастает тончайшими нитями. Идеальные условия – влажность воздуха выше 95%, температура плюс 20 градусов   и отсутствие проветривания. Плюс наличие грязи, чем больше грязи, больше бактерий, значит больше грибков. Очень активно размножается плесень при комнатной температуре, повышенной влажности и отсутствии вентиляции на большинстве открытий и материалов, находящихся внутри помещений: штукатурка, дерево, бетон, пластик, резина, тканевая основа линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги. Прекрасные условия для ее развития создаются в цветочных горшках. Очень активна плесень осенью в связи разложением растительности.

Первое важное условие для развития плесени - влажность.

 Все материалы, окружающие нас в разной степени, но содержат влагу, а грибы и плесень без влаги просто не выживут. Влага образуется в результате конденсации, как результат разности температур поверхности и примыкающего к ней воздуха. Влага оседает на поверхностях стен в виде мелких капелек, это явление хорошо заметно в ванной комнате, где появление конденсата – обычное явление. Естественно в таких случаях появление плесени неминуемо. Влажность обязательно присутствует в новых конструкциях,  может  накапливаться на стадии производства стройматериалов и во время строительства.

Этому может помочь и плохой воздухообмен помещений и протечки от соседей сверху и протекание воды из кранов – все обеспечивает благоприятную среду для роста различной плесени.

Второе условия для развития плесени - температура.

 При отрицательных температурах плесень не плохо себя чувствует. Она не образует новых спор, хотя и тут есть исключения, но и не умирает. При повышении температуры плесень просыпается и снова начинает жить активно. Высокие температуры могут убить плесень, но для этого необходимо воздействие температуры плюс 100 градусов в течение 1-2  часов.

  1. Чем опасна плесень?

Очень долго считали, что плесень для человека безвредна. Проводя в закрытых помещениях, включая время работы, до 80-90%  времени, дыхательные пути фильтруют воздух, в котором находятся микроорганизмы и если в нем много плесневых грибков, то они оседают на легких, со временем глубоко, проникая в легочную ткань, вызывают болезни.

Некоторые виды грибков вызывают диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания.

Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения.

Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении.

Аллергическим ринитом, страдает свыше 36 миллионов людей. В большинстве случаев первоначальной этапом этого заболевания является аллергенная плесень. Количество людей, страдающих аллергией на плесень, увеличивается ежегодно и, в основном, это люди с бронхиальной астмой. В госпитальных условиях у ослабленных людей могут вызвать даже смертельные инфекции. У пациентов, перенесших тяжелый курс химиотерапии или пересадку костного мозга, больных лейкемией (людей со сниженным иммунитетом) споры плесени могут вызвать опасную инфекцию. Проявляется она сухим кашлем, лихорадкой, болями в груди, одышкой и кровохарканием.

При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия.

Самой ядовитой считается плесень желтого цвета. Она поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи). Были факты записанные из истории зарубежных стран. Причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была желтая плесень, выделяющая афлатоксин. Афлатоксин вызывает тяжелые пневмонии и рак печени.

В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен афлатоксином.

  1. Доктор плесень

Кто не слышал слово «пенициллин»? Конечно, оно известно даже нам, детям. Уж мы-то знаем уколы с антибиотиками. Оказывается и тут не обошлось без плесени.

Плесень оказала человечеству неоценимую услугу. Благодаря ей, во время первой мировой войны появилось лекарство, которое спасло миллионы жизней. Ни одна операция в мире не обходится без пенициллиновой терапии.

Лечебные свойства плесени были открыты случайно в 1928 году. Ассистент шотландского биолога Александра Флеминга забыл зарыть окна на ночь, и утром оказалось, что некоторые споры покрыли образцы стафиллококов в открытом контейнере. Сначала он чуть не выбросил «испорченный» материал, но догадался изучить его под микроскопом.

Оказалось, что бактерии, которые окружила сине-зеленая плесень, погибают и не способны размножаться. Изучение этого вида плесени привело позже к выпуску лекарственного средства- пенициллина. Он способен лечить опасные болезни у людей и животных.

  1. Плесень работница

Столетия тому назад люди придумали использовать плесни для приготовления разных пищевых продуктов. Считается, что изначально ее получали с поверхности виноградин и слив (часто можно заметить белый налет на темных сливах- в его состав входит именно этот грибок). Этот микроорганизм обрабатывает сахар, превращая его в алкоголь и углекислый газ, превращая сусло в пиво. При помощи дрожжей производят вина, пиво, хлеб, квасят капусту, солят огурцы, делают колбасы.

В супермаркете я видела сыр с плесенью. Сначала я подумала, что сыр испортился, и его просто не успели убрать в прилавка. Теперь я знаю, что в Европе плесневые грибки используют  для приготовления деликатесных сыров- французских рокфора, камамбера, бри, голубого датского, итальянской горгонцолы, английского стилтона. Голубые виды сыра с плесенью известны человеку уже 2000 лет.

Многие виды плесени применяют в целлюлозно-бумажной промышленности для переработки сырья и получения определенных сортов бумаги и картона из древесных и бумажных отходов.

В сельском хозяйстве плесневые грибы нужны для борьбы со многими насекомыми-вредителями, например колорадским жуком, картофельной коровкой, кукурузным мотыльком, свекловичным долгоносиком.

В авиастроении также нашлось место плесневым грибам- при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолетов от обледенения при взлете и посадке.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1 Опыты и результаты

Нами была выращена плесень  на продуктах питания: белом и  черном хлебе, сыре, винограде и томате. Мы хотели определить факторы, которые влияют на  появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно не пригодным для еды. Нами была составлена сводная таблицу,  в которой мы показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени.  

 Плесень была выращена и  домашних условиях, мы создали, как нам казалось благоприятные условия для  образования плесени.

Для эксперимента мы взяли: два  кусочка черного хлеба и два кусочка белого, томат, сыр, виноград и лимон. Поместили продукты в разные условия.

Начало

опыта

Продукт питания

Условия развития плесени

Свет, влажность, t= +22

Темнота, влажность,t=+22

Свет, t=+22

13.02.2012

Черный хлеб

18.02.2012

Черный хлеб

16.02.2012

Плесени нет

Белый хлеб

19.02.2012

Плесени нет

Белый хлеб

17.02.2012

сыр

23.02.2012

Томат

18.02.2012

Лимон

19.02.2012

Виноград

19.02.2012

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе постановки опытов я установила следующее:

  1. Плесень- это грибок микроскопически малый.
  2. Плесень появилась быстрее на черном хлебе и в темноте.

Вывод: темнота- условие, способствующее росту плесени.

  1. Хлеб без воды просто высох.

Вывод: для развития плесени необходима вода.

4. На кусочках хлеба вначале появилась желтая, затем черная, после зеленая  (сизая плесень), черная плесень формировала нити грибницы  и спорангии. На белом  хлебе сизая плесень вытеснила черную и желтую.

Вывод: между видами плесени происходит борьба за существование.

  1. На поверхности контейнеров скапливались капельки воды.

Вывод: значит плесень живая, то есть плесень- КТО ЭТО! Это живой организм.

  1. На томате  и винограде  плесень появилась позднее всего, хотя условия были очень комфортные.

                Вывод: томаты и виноград изменены по воле человека и являются генетически измененными продуктами. Это проводят с целью увеличения сроков хранения продуктов.

  1. На лимоне плесень появилась позже, чем на хлебе.

Вывод: кислая среда лимона убивает споры грибов.

Таким образом:

- Плесень – название грибка, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; грибком гниения: бактериальная, белая, бурая гниль на древесине; дрожжевым грибком: растет на пищевых продуктах. Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесени относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, виноделии  и также  есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.

- Продукты, имеющие плесень токсичны и могут рано или поздно послужить для начала различных заболеваний.

- Некоторые виды плесени вырабатывают токсины, которые проникают в глубь продукта и при попадании в организм могут вызвать рвоту.

-Покрытые плесенью хлеб, пирожные, овощи, фрукты, мясо, крупу и орехи лучше выбросить.

Сыр можно использовать, но его необходимо обрезать на один сантиметр.

        - Проведя опыты, мы можем смело сказать, что плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло,  влага и нет проветривания

        -Плесень начинает, быстро расти, если появилась питательная среда для образования грибка.

        - Плесень бывает и полезна – сыры, антибиотики. Продукты должны храниться в холодильнике герметично закрытыми, подвергаться консервации.

Библиографический список:

  1. Б.Боннет, Д.Кин. Увлекательные опыты и развлечения- М.:АСТ:Астрель, 2008.-127с.
  2. Буянов Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей.- Москва.:ООО «Издательство АСТ ЛТД».-1997 г.
  3. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ глав. Редактор В.В.Володин.- М.: Аванта+, 2004.-640 с .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученика "Многоликая загадка - плесень"

Исследовательская работа содержит вопросы возникновения, развития, вреда, пользы плесневых грибов, проведено 3 эксперимента....

Исследование " Что такое плесень ? "

Научная исследовательская деятельность в начальной школе.  Объект исследования: плесень.     Предмет исследования: что такое плесень и как она образуется. ...

Такая ужасная и прекрасная ...плесень

Работа посвящена изучению роли плесени  в  жизни людей.Работа имеет инструкцию по выращиванию плесени и советы по ее уничтожению.Тема исследования актуальная для учителей, преподающих биолог...

учебный материал по окружающему миру в итоговом разделе "Как нам жить?" по теме "Плесень-друг или враг?"

Изучая тему "Грибы? ученик Проневский Савелий поставил перед собой цель проделать опыт-эксперимент,проанкетировать одноклассников и доказать в своем проекте,что плесень не только вредна,но и в некотор...

Презентация к уроку окружающего мира "Грибы. Строение грибов.Плесень" 2 класс по программе ПНШ

Презентация иллюстрирует Строение грибов, а также рассказывает о плесени, о её вреде и пользе....

Исследовательская работа на тему «Плесень- опасная или добрая соседка?»

Исследовательская  работана тему«Плесень- опасная или добрая соседка?»  Работу выполнила:Егоркина Викторияученица   3  классаМОУ - СОШ с.Лебедевка  Руководитель...

Исследовательская работа "Одинаковая ли плесень на разных продуктах питания?"

В своей  работе ученица проводит зксперименты с различными продуктами питания и исследует  плесень, которая образуется на продуктах....