Исследовательская работа "Одинаковая ли плесень на разных продуктах питания?"
опыты и эксперименты (4 класс)

Тимонькина Наталья Александровна

В своей  работе ученица проводит зксперименты с различными продуктами питания и исследует  плесень, которая образуется на продуктах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odinakovaya_li_plesen_na_raznyh_produktah_pitaniya.doc119 КБ
Файл prilozhenie.docx120.58 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название темы работы

Одинаковая ли плесень на разных продуктах питания?

Фамилия, имя, отчество автора

Сушко Владислава Денисовна

Место учебы

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4»

Класс

4 В

Место выполнения работы

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение «Кодинская средняя общеобразовательная школа №4»

Руководитель

Тимонькина Наталья Александровна

Ответственный за корректуру текста работы

Тимонькина Наталья Александровна

e-mail

контактный телефон

Руководитель т.89607733445


Оглавление

 
Введение………………………………………………………………….…......3

1. Теоретическая часть…………………………………………………………4

1. 1. Что такое плесень?…………………………………..……………..……..5

1. 2. Причины появления плесени……...……………………..……………5-6

1. 3. Вред и польза плесени……………...…………………………………….7

2. Практическая часть …………………………………………………………8

2.1. Наблюдение за образованием плесени на разных продуктах. …………9

2.2. Рассмотрение образцов плесени с помощью микроскопа…………10-11

3. Заключение…………………………………………………….……………12

4. Список используемой литературы …………………………………..........13


Введение

Я очень люблю клубнику садовую. Летом мы выращиваем ее у себя на даче и варим из нее варенье. И этот год не был исключением. Как-то раз мама открыла банку варенья. На поверхности варенья я увидела непонятное вещество бело-серого цвета.  Мама выбросила содержимое банки в ведро и сказала, что варенье покрыла плесень. Я спросила у мамы: «А что такое плесень? Почему мы не можем убрать плесень и кушать варенье, где ее нет?» Мама затруднилась с ответом. И тогда я решила сама узнать, что же такое плесень.

             Начиная эту работу, я задавала себе такие вопросы: «Что такое плесень? Как она образуется на продуктах питания? Опасна ли она для здоровья человека?  Вопросов, конечно, было много. И в своей работе я попыталась найти на них ответ. Но, больше всего меня увлек вопрос о сходстве плесени на разных продуктах питания.

Так возникла тема моего исследования: Одинаковая ли плесень на разных продуктах питания?

Объект исследования: продукты питания.

Предмет исследования: плесень.

Гипотеза: предполагаю, что плесень, которая образуется на продуктах, разная.

Цель: выяснить одинаковая ли плесень образуется на продуктах.

Задачи:

  1. Изучить информационный материал по теме «Плесень», чтобы выяснить, что такое плесень и причины её образования.
  2. Вырастить плесень на разных продуктах.
  3. Провести наблюдение за   выращенным материалом под микроскопом.
  4. Сравнить образцы плесени.

Методы исследования:

  1. Поиск и изучение литературы по теме исследования.
  2. Проведение опытов.
  3. Наблюдение.

 

  1. Теоретическая часть
  1. Что такое плесень.

 В энциклопедии «Я познаю мир» [2], я прочитала, что плесень (плесневые грибки) – это представитель особого царства живой природы.  Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100 000 видов, включая ложномучнистую росу, шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи.  Плесневые грибки принадлежат классу оомицетов, сумчатых и несовершенных грибов.  О том, что плесень имеет сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными, я узнала из старого учебника «Биология»[1] Данные занесла в таблицу.

Таблица №1

Растения

Животные

Бактерии

Сходства

1.Всасывают питательные вещества всей своей поверхностью.

1.Употребляют готовые органические вещества.

1.Клеточное строение.

2. Неподвижность.

2. Гетеротрофный тип обмена.

2.Разрушают органическую материю, выделяя в атмосферу углекислый газ, летучие вещества, эфирные масла, минеральные вещества.

3. Верхушечный рост.

3. Наличие хитина.

_______

4. Наличие клеточных стенок.

4. Образование мочевины.

_______

Различия  

1. Могут синтезировать органические молекулы вещества из углекислого газа и минеральных веществ.

______

1. В клетке есть ядро.

2. Умеют использовать солнечную энергию и питаться углекислым газом из воздуха.

______

_______

  1. Причины появления плесени

В свободной энциклопедии «ВикипедиЯ»[5], я прочитала, что плесневые грибы распространены повсеместно. В основном обширные колонии вырастают в тёплых влажных местах на питательных средах. Они распространены повсеместно: в почве, в воздухе, морских и пресных водоемах, на поверхности и внутри тканей растений, на растительных и животных остатках, а также в жилищах людей. Кондиционеры, радио- и телеаппаратура, компьютеры служат источником накопления грибов.

Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё про плесень.

Как же плесень размножается и «питается»?  В энциклопедии «Кирилла и Мефодия»[4] я прочитала, что плесневение начинается сразу после гибели организма (растительного и животного происхождения). Изначально образуется плесень, затем бактерии. Плесень обычно появляется там, где имеются благоприятные условия – споры плесневых грибов, начинают прорастать, а размножаются они очень быстро! Количество спор просто исчисляется миллиардами!

В отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают её, у плесени часто всё происходит наоборот. Плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Другими словами, плесень не способна производить пищу для себя самостоятельно - так, как это делают зелёные растения, а потому учёные относят её к простейшим грибковым паразитическим растениям. Плесени питаются готовыми органическими веществами, путем всасывания.

Для развития плесени нет ничего лучше, как:

  • повышенная влажность
  • температура в помещении 20 – 30 градусов тепла.

Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 20 С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков. Плесень может появиться где – угодно.

  1. Вред и польза плесени.

Сразу встает вопрос: как правильно поступать с заплесневелыми продуктами? Ответ на этот вопрос я нашла в журнале «Здоровье»[3]. Оказывается, что  чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие хозяйки, обнаружив такой неприятный сюрприз, просто-напросто срезают участок, пораженный плесенью, а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу. Благодаря научным исследованиям стало известно, что заплесневелые мучные изделия и молочные продукты необходимо выбрасывать целиком (так как они имеют пористую структуру, и плесень распространяется не только на поверхности, но и в самую глубь продукта или мучного изделия).

Из этого правила есть лишь одно исключение – твердый сыр. Если Вы обнаружили, что на таком сыре образовалась плесень, то можно отрезать пораженный участок продукта (2 – 4 см.), и даже после этого не стоит применять в пищу оставшийся сыр (его можно использовать для приготовления пиццы).

Наверное, каждому из нас, приходилось сталкиваться с плесенью на варенье. Только эта плесень не имеет никакого родства с пенициллином, или же элитными сырами! Ведь используемая плесень в продуктах специально выращивается и проходит подготовку, а домашние плесневелые продукты содержат около ста соединений, которые токсичны для человека. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия. 

Самой ядовитой считается плесень желтого цвета. Желтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению рыба, молоко, рис). Плесень – это настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени. Поэтому любые заплесневевшие продукты (будь то хлеб, варенье, овощи, фрукты или орехи) выбрасывайте без сожаления и не пытайтесь дать им вторую жизнь, сняв плесень с видимых участков. Скорее всего, плесень проникла внутрь продукта, и он уже заражен опасными для здоровья спорами.

Читая энциклопедию «Кирилла и Мефодия»[4], сделала для себя открытие.  Оказывается, в мире существует и полезная плесень. Её используют при приготовлении элитных сортов сыра и вина после специальной подготовки. Плесень, поражающая продукты, не имеет с ней ничего общего. Серая гниль, портящая российскую клубнику, во Франции используется для приготовления вин и называется "благородной плесенью". С помощью голубой плесени делают мраморные или голубые сыры - Рокфор, Стилтон, Горгонзола. А белая плесень придает специфический вкус и аромат сырам Камамбер и Бри.

Всем известный пенициллин, который  применяется в медицине – это антибиотик, получаемый из плесневого гриба пенициллиума (грибов рода лат. Penicillium)[5] 

С помощью плесени делают ароматизаторы, противогрибковые препараты и другие ферменты.

Вывод. В результате изучения литературы, я выяснила, что:

 - плесень – это микроскопические грибы, составная часть практически любой экосистемы. Они распространены повсеместно: в почве, в воздухе, морских и пресных водоемах, на поверхности и внутри тканей растений, на растительных и животных остатках, а также в жилищах людей. Кондиционеры, радио- и телеаппаратура, компьютеры служат источником накопления грибов;

- идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 20 С и высокая  влажность воздуха (выше 95%). Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков. Плесень может появиться где – угодно. Обильное развитие микроскопических грибов наблюдается при высокой влажности воздуха;

- плесень – это настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия. Самой ядовитой считается плесень желтого цвета;

- есть разновидность плесени, которая полезна для человека. Это лекарство,  получаемое из плесневого гриба пенициллиума и плесень, которую используют при приготовлении элитных сортов сыра и вина после специальной подготовки.

2. Практическая часть

2.1. Наблюдение за образованием плесени на разных продуктах.

        Чтобы подтвердить полученные знания, я провела наблюдение за продуктами, для которых создала разные условия хранения.

Цель наблюдения:  выявить условия развития плесневых грибов.

 Я взяла 3 группы: продуктов.

1 группа – а). хлеб; б). сыр; в). лимон; г). капуста; д). мясо.

Эти продукты выкладываем на столе, на тарелочках.

2 группа – эти же образцы продуктов питания, но запакованные в целлофановую пищевую пленку и также оставленные на столе.

3 группа – эти же образцы продуктов питания, но поставленные в холодильник.

Наблюдение  длилось 10 дней. Свои наблюдения я внесла в таблицу.

Таблица №2

Срок образования плесени на продукте

Продукты без целлофана, на столе

Продукты в целлофановой пищевой пленке

Продукты, хранящиеся в холодильнике.

Через 1 день

Плесень не образовалась ни на одном образце из продуктов

Плесень не образовалась ни на одном образце из продуктов

Через 3 дня

Лимон

Через 5 дней

хлеб, сыр

Через 7 дней

капуста

Через 9 дней

Через 10 дней

Через 10 дней эксперимента я  сравнивала образцы плесени по следующим характеристикам: размер, цвет и запах. Результаты наблюдений занесла в таблицу.

Из таблицы видно, что внешний вид плесени на разных продуктах отличен.

Характеристика

Хлеб

Сыр

Лимон

Капуста

Мясо

Размер

Немного уменьшился

Прежний

Прежний

Немного уменьшился

Прежний

Цвет

Черно-голубые пушистые пятна плесени

Полностью образец покрыт белым налетом

Потемнел. Начались процессы гниения

Мелкие черные точки

Изменился цвет на коричневый. Начались процессы гниения.

Запах

Слегка дрожжевой

Сильный запах плесени (пеницилл)

Сильный запах плесени

Практически не изменился

Гнилостный

Из данного опыта я сделала следующий вывод:

  • Плесень появилась только на образцах продуктов из 2 группы. Причинами этому послужила повышенная температура и влажность под целлофановой пленкой. Образцы из 1 и 3 групп просто засохли. Таким образом, я подтвердила, что плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно богатом питательными веществами. А вот сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесени.
  • Раньше всех стала появляться плесень на лимоне (на третий день). Скорее всего, это объясняется тем, что лимон из всех образцов имеет самую сочную структуру. По прошествии 5 дней я уже увидела четкие пятна плесени на хлебе и сыре. Позднее на листах капусты стали появляться признаки плесени. На мясе мне так и не удалось получить образцы плесени. Оно сгнило без образования плесени. Запах гнилостный.
  • Цвет плесени на продуктах отличается.

2.2. Рассмотрение образцов плесени с помощью микроскопа

Для полного подтверждения данного вывода воспользуемся микроскопом.

Цель:  понять строение каждого образца плесени.

Описание опыта: Для этого срежем образцы плесени с продуктов и поместим их под микроскоп.

 Помещаю на предметное стекло кусочек плесени, которую я отщипнула от каждого образца продукта.   Под лупой микроскопа я вижу, что она состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя, как бы паутину. Это подтверждает то, что я узнала их литературы раньше. Плодовое тело большинства грибов представляет собой   переплетенные тонкие нити, которые называются гифами (от греч. «гиф» - «ткань», «паутина»), а споры развиваются в маленьких шариках на кончиках гифов. Эти маленькие шарики (спорангии) мне удалось также увидеть. (Приложение. Рисунки 1-4).

Вывод. Рассмотрев все образцы плесени на разных продуктах под микроскопом можно сделать вывод, что строение плесневелых грибков на разных образцах отличается.

Заключение

Для достижения цели моей работы, я изучила нужную литературу, повела наблюдения и сравнила результаты наблюдения.

 В результате проведенной работы,  я узнала, что:

- плесень относится к царству грибов, тело состоит из гифов, размножается спорами;

 - плесневые грибы развиваются в помещении с повышенной влажностью и температурой в помещении 20 – 30 градусов тепла при отсутствии кислорода;

- плесень распространяется очень быстро и заражает все доступные поверхности. Попадая на пищевые продукты (хлеб, консервы, фрукты, мясо, молочные продукты, и др.), плесень вызывают их порчу. Часто плесень бывает причиной гибели фруктов и овощей во время их хранения; поселяясь на растительных кормах, снижают их качество. Вызывает различные болезни растений, снижая их урожай.

 Однако, иногда плесень может и приносит пользу. Это всем известное лекарство – пенициллин или искусственно выращенная плесень на пищевых продуктах.

Полученные знания я применила на практике.  

- Мне удалось вырастить плесень на разных образцах продуктов питания. Оценив визуально, я поняла, что сроки образования плесени на разных продуктах и ее внешний вид различны.

- С помощью специального оборудования (микроскопа), я рассмотрела каждый образец плесени детально и увидела различия в строении плесневелых грибков.

Таким образом, могу с уверенностью говорить, что моя гипотеза подтвердилась: действительно на различных продуктах питания образуется плесень (при условиях благоприятных для ее возникновения) различная как по внешнему виду, так и по строению.


Список литературы.

1. Под редакцией М. Д. Аксенова. Биология, том 2, Аванта +, 1998

с .224- 245

2. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина («Астрель», Москва, 2008г.) .

3. Детская энциклопедия. Кирилл и Мефодий. CD-ROM, 2002.

4. Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед

5. ru.wikipedia.org

6. http://school-sector.relarn.ru



Предварительный просмотр:

IMG_0390 Рис.1 Плесень на хлебе под микроскопом.

IMG_0394 Рис. 2 Плесень на сыре под микроскопом

IMG_0389 Рис. 3 Плесень на лимоне под микроскопом.

IMG_0395 Рис. 4 Плесень на капусте под микроскопом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученика "Многоликая загадка - плесень"

Исследовательская работа содержит вопросы возникновения, развития, вреда, пользы плесневых грибов, проведено 3 эксперимента....

Проект "Эта разная, разная плесень".

Разработка проекта " Эта разная,разная плесень". Презентация к пректу "Этаразная, разная плесень"...

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"...

Проектно-исследовательская работа на тему "Куклы разных народов"

Сегодня, как и много лет назад кукла является одной из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая игрушка – это кукла....

Исследовательская работа "Удивительная плесень"

Что же такое плесень? Как она появляется? Почему она появляется?Ответы на эти вопросы  попробовала найти ученица 3А класса Бодрая София...

Исследовательская работа "Загадочная плесень"

Плесень растет на еде и дровахПлесень цветет во дворе и в домахПлесень на дереве, плесень в воде…Но сможешь отпор дать ты этой беде!!!...