Окружающий мир. Живое и неживое. Свойства живых организмов.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект62.5 КБ
Microsoft Office document icon individualnye_kartochki.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon derevya_vysotoy_30.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: Живое и неживое.

Цель: Показать отличие живых организмов от неживых предметов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Организационный момент.




II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.




















ΙΙΙ . Совместное открытие знаний




















Физминутка





ΙV. Применение нового знания



























V. Рефлексия



VI. Оценивание

- Начинается урок. Подумайте, всё ли у вас готово? Что вам необходимо для успешной работы?

1. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа) 


- Что же такое природа? (всё, что нас окружает)

Слайд

- Посмотрите на экран и разделите эти объекты природы на группы.

- Попробуйте дать название каждой группе.

( живые , неживые ).

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Живая природа и неживая природа.

- Откройте учебник на с. 46. Мы начинаем с вами новый раздел учебника. Что такое раздел?

- Прочитайте, как он называется.

- Прочитайте тему нашего урока.

1.  Какая цель нашего урока? (узнать, что такое живая природа и неживая природа)



- Посмотрите на рисунки с. 46. Почему неживые объекты автор разделил на две группы? Ведь они тоже нас окружают (одни сотворила природа, другие сделали люди, поэтому их нельзя назвать природой).

-Почему же всё-таки собаку, стрекозу, гриб, василёк мы относим к живым объектам природы? (они двигаются)

- Если бросить камень или завести автомобиль, то они тоже начнут двигаться?

2. Какой вопрос возникает? (как отличить живые объекты от неживых)

                                              ?

 - А как вы отличаете  живые объекты природы от неживых?

- Откуда мы можем получить знания, информацию?

- Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета».
По ходу получения новых знаний предлагаю
в парах заполнять таблицу.

Что уже мы знаем?

Что хотим узнать?

Узнали….

Что уже мы знаем?

Что хот
м узнать?

Узнали

Живые организмы




отличия





Неживые организмы






Фрагмент 1. Какое свойство объединяет эти объекты? (Движение) Обозначим в таблице.

Фрагмент 2. Какое свойство объединяет эти объекты? (Питание) Обозначим в таблице.

Фрагмент 3. Какое свойство объединяет эти объекты? (Приносят потомство) Обозначим в таблице.

Фрагмент 4. Какое свойство объединяет эти объекты? (Дыхание) Обозначим в таблице.

-Для чего мы выполняли это задание? (чтобы узнать, чем отличаются живые от неживых)

- Какой вывод вы можете сделать? (живые объекты двигаются, питаются, дышат, приносят потомство, а неживые этого делать не могут).

- Сравните свой вывод с выводом в рамке учебника на с. 47. Прочитайте 1 предложение.

- Именно поэтому живые объекты природы называют живыми организмами.

- Наложите свойства живых организмов на соответствующие картинки.

- Для чего мы выполняли это задание? (Чтобы проверить полученные знания)

Слайд


Только в лес мы пошли. 
Только в лес мы пошли, 
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее. 
Раз – два, раз – два – 
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса. 
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, 
Непоседе шалунишке.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.

- Я предлагаю вам побыть в роли исследователей в научной лаборатории. Я приготовила вам странички энциклопедии,  в которой отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Попробуйте догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы.

- Какой способ работы вы хотели бы выбрать? (групповой)

- Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся?

- Что необходимо для ответа? (план)

Что необходимо указать в  плане? (название, внешние признаки, признаки живых или неживых объектов, вывод)

Перед вами варианты плана. Выберите соответствующий.

  1. Название.
    Это _____________ .
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _______, ________, _________.
  3.  Признаки.
    Это живой организм, потому что
           двигается
           питается
           приносит потомство
           дышит


  1.  Название.
    Это _____________ .
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _______, ________, _________.
  3.  Признаки.
    Это неживой объект природы, потому что
           не двигается
           не питается
           не приносит потомство
           не дышит

- Какая цель данного задания? (Чтобы уметь различать живые и неживые объекты)

- Зачем нам это нужно? (чтобы в жизни уметь отличать живые организмы от неживых объектов)

- А нужно ли нам это? (да, так как природу надо беречь. Особенно живые организмы, потому что они могут погибнуть)

- Сравните с выводом в рамке  учебника на с. 47.

- Что интересного заметили? Какую взаимосвязь увидели между словами отгадками со страничек энциклопедии? (они все редкие, нуждаются в охране)

- Как называются места, где охраняют редкие растения и животных? (заповедники, заказники, национальные парки)

- А вы знаете какие заповедники и национальные парки находятся на территории нашей республики?

- Откуда мы узнаем о редких растениях и животных?

(Красная книга)

- Переверните  на с.49. О чём просят эти живые организмы? (цветок просит воды, т.к. без воды он погибнет; растению необходим свет,  иначе оно  погибнет; птенцам нужна пища, чтобы жить)
- О чём же они просят? Чего ждут? (помощи) Кто им может помочь? (человек) А вы сталкивались с такой ситуацией, когда требовалась ваша помощь?
-Какую цель мы ставили на урок? (узнать, что относится к живой и неживой природе, их отличие?) Достигли мы её?

- Пригодятся ли вам полученные знания? Где? (в жизни, на даче, дома, с домашними питомцами)

– Что нужно было сделать?

– Удалось выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике?  Отметь в дневнике.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.





сходства

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76da3-0a01-022a-006c-bb2df3771de3/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_06%5D.html


отличия

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76db3-0a01-022a-0183-aedf879da742/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_07%5D.html















Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.


Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.



Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






























































































http://fcior.edu.ru/card/27043/sohranenie-chelovekom-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira-zemli-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabo.html


Цель

неживая природа

живая природа

Цель

неживая природа

живая природа



Предварительный просмотр:

Что уже мы знаем?

Что хотим узнать?

Узнали

Что уже мы знаем?

Что хотим узнать?

Узнали



Живые организмы






отличия









Живые организмы






отличия









Неживые объекты









Неживые объекты








питается

питается

питается

питается

дышит

дышит

дышит

дышит

двигается

двигается

двигается

двигается

приносит потомство

приносит потомство

приносит потомство

приносит потомство

питается

питается

питается

питается

дышит

дышит

дышит

дышит

двигается

двигается

двигается

двигается

приносит потомство

приносит потомство

приносит потомство

приносит потомство


План

План

План

  1. Название.
    Это _____________ . 
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _____, _____, _____.
  3. Признаки.
    Это живой организм , потому что
    __    двигается
    __    питается
    __    приносит   потомство
    __    дышит


  1. Название.
    Это _____________ . 
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _____, _____, _____.
  3. Признаки.
    Это живой организм, потому что
    __    двигается
    __    питается
    __    приносит   потомство
    __    дышит


  1. Название.
    Это _____________ . 
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _____, _____, _____.
  3. Признаки.
    Это живой организм , потому что
    __    двигается
    __    питается
    __    приносит   потомство
    __    дышит


План

План

План

  1. Название.
    Это _____________ . 
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _____, _____, _____.
  3. Признаки.
    Это неживой объект, потому что
    __    двигается
    __    питается
    __    приносит   потомство
    __    дышит


  1. Название.
    Это _____________ . 
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _____, _____, _____.
  3. Признаки.
    Это неживой объект, потому что
    __    двигается
    __    питается
    __    приносит   потомство
    __    дышит


  1. Название.
    Это _____________ . 
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _____, _____, _____.
  3. Признаки.
    Это неживой объект, потому что
    __    двигается
    __    питается
    __    приносит   потомство
    __    дышит




Предварительный просмотр:

Страничка из энциклопедии

Она высотой 30—45 м.  Кора у неё белая с поперечными трещинами.

Весной появляются   продолговатые зубчатые листья.  Позже появляются сережки. Именно тогда люди собирают из ствола вкусный сок.

Её древесина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко.

Страничка из энциклопедии

Это представитель вечнозелёных деревьев высотой до 40—50 м, с раскидистой кроной.

Кора тёмно-серая, на молодых стволах гладкая. Хвоя игловидная длинная.

В шишках находятся орешки, которые  имеют треугольную форму. Их используют в  пищу, а также для приготовления масла.


Страничка из энциклопедии

Они  населяют различные леса. Питаются кустарниками и травами, мхами, грибами.

Даже тяжёлые рога не мешают им быстро, до 56 км/ч, бегать и  хорошо плавать.

От хищников обороняются   ударами передних ног. У них лучше всего развиты слух и обоняние,    зрение слабое.

Страничка из энциклопедии

Длина его тела достигает 1м.  Между пальцами плавательные перепонки. Хвост как весло. У этого животного красивый  черный мех.

Они  селятся по берегам рек и  озёр. Живут в норах или хатках. Вход в жилище всегда под водой.

Они превосходно плавают и ныряют,  под водой могут оставаться 10—15 минут.

Страничка из энциклопедии

Это каменистая порода  черного
цвета.

Это первый ископаемый материал, который люди стали использовать как топливо.

Его добывают глубоко под землёй в шахтах.

Из него получают  искусственный графит.

Страничка из энциклопедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Как связаны неживая и живая природа" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Как связаны неживая и живая природа?» Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;развить мышление,...

План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Неживая и живая природа"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Неживая и живая природа"...

5.Окружающий мир.Тема урока: "Неживая и живая природа".

Цель: дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы....

Конспект урока окружающего мира по теме "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; раскрытие связи между живой и неживой природой.Планируемые результаты Предметные:Знать:...