План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx25.79 КБ
Office presentation icon prezentaciya_okr.mir_.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: Живая и неживая природа

УМК: «Школа России»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы; сравнивают эти объекты на основе внешних признаков.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

- регулятивные: умение сохранять заданную цель, контроль, самооценка;

- познавательные: постановка и формулирование проблемы с помощью учителя, выдвижение гипотез, развитие логического мышления, речи, внимания, познавательного интереса;

- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, в группе;

Решаемые учебные проблемы: формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой.

Основные понятия, изучаемые на уроке: «неживая природа», «живая природа»

Технологическая карта урока

Планируемые результаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Личностные: Вызвать интерес у учащихся к учебной деятельности.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность ,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Ученики проверяют: все ли готово к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта;

умения анализировать объект делать вывод;

умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания.

Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?

- Что изучали?

- Что такое рукотворный мир?

- Приведите примеры того, что создано руками человека.

- Что создано природой?

Игра «Поиграем в отношение»

За это время первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. )

– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему?(Доброжелательное, бережное)
– Как нужно относиться к природе? 
(Охранять, беречь, не загрязнять.)

- Какое отношение к природе можно назвать плохим? Приведите примеры.

- Сейчас я вам раздам листочки с табличками, в которых вам нужно будет отметить, что из перечисленного создано руками человека, а что является творением природы.

См. приложение № 1

Дети отвечают на вопросы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа).

Выполняют задания (работа в паре).

III. Актуализация знаний

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения анализировать объект делать вывод;

умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.

- Посмотрите в окно, что вы увидели? (Растения, облака, солнце, людей и т. д.)

- Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить? ( Живые и неживые)

- Молодцы, тема нашего урока «Живая и неживая природа»

Слайд 1,2

Воспринимают информацию, осмысливают

IV. Открытие нового знания

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений.

- С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы растения и животные - всё интересует человека.

- В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу.

Слайд 3

- Солнце, воздух, вода, звезды, луна, полезные ископаемые - это неживая природа.

Человек, животные - живая природа.

Слайд 4

- Нельзя называть природой то, что сделано руками человека.

- На уроках в первом классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Давайте вспомним их.

- Сравнение живой и неживой природы.

- Чем отличается живое от неживого?

- Вывод: Значит, живая природа отличается от неживой природы чем?

В ходе беседы на доске появляется схема

Живая природа.

Проблемный вопрос

- Как вы считаете, деревья, растения к чему относятся к живой или не живой природе?

Самостоятельная работа.

-А теперь, мы выполним задание в рабочей тетради на с.17 задание 1 самостоятельно

- У кого возникло затруднение при выполнении задания?

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

- У кого задания не вызвали затруднений?

Работа в паре.

- Зная эти признаки, выполним следующее задание. Предлагаю вам совместно с соседом по парте поиграть в игру «Живое - не живое».

- Я буду читать задания, а вы согласованно с соседом по парте будете давать мне ответы, победит та парта, которая быстро, согласованно и правильно выдаст наибольшее количество ответов.

  1. Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)
  2. Без рук, без ног, а бежит. (Вода.)
  3. Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)
  4. В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб.)
  5. Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба.)
  6. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)

Ползун ползёт, иглы везёт. (Ёж.)

- Объясните свой выбор.

Дети сравнивают предмет живой природы с предметом неживой природы.

Дети отвечают на заданные вопросы. Ученики делают вывод с помощью учителя.

Дети отвечают на поставленный вопрос и доказывают свое мнение

V. Физ. Минутка

Регулятивные: умение контролировать действия.

Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! 
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! 
(Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! 
(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. 
(Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». 
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок!
(Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. 
(Прыжки на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! 
(Лёгкий бег на месте: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! 
(Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!

Дети выполняют движения за учителем.

VI. Закрепление изученного материала

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений.

Познавательная: использование полученных знаний для решения поставленной задачи.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать; соотносить, получившийся результат, с правильным ответом, с целью обнаружения и исправления ошибок.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений

- Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на две группы.

- Связаны ли между собой эти группы?

- В природе всё связано друг с другом.

- Вспомните что необходимо растениям, животным и человеку для жизни?

Вывод: Все живое и неживое связано между собой, и влияет друг на друга. Живые существа, также влияют друг на друга.

Работа в группах.

- А теперь делимся на три группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания вам даётся 5 мин. Затем мы проверим ваши работы коллективно.

См. приложение № 2

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Вместе с учителем устанавливают связь живой и неживой природы.

Делают вывод.

Каждая группа выполняет свое задание.

VII. Домашнее задание

Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Выполнить в рабочей тетради задание № 4, №5 на с.8

Записывают в дневники

VIII. Итог урока

Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- С какой темой мы с вами познакомились?

-Что нового узнали?

-Какое задание было затруднительным?

- Какое задание было интересным?

- Чему вы научились на этом уроке?

- Как вы работали на уроке?

- Оцените свою работу.

Комментарии детей

Приложение 1.

Таблички для работы в паре

Что нас окружает

Сделано человеком

Да (+)

Нет (-)

Стол

Дерево

Вода

Дом

Облака

машина

Приложение 2.

Карточки для самостоятельной работы

Низкая степень сложности.

Средняя степень сложности

Высокая степень сложности

Распредели слова в 3 столбика: солнце, собака, дерево, гора, здание.

  1. Живая природа
  2. Неживая природа
  3. Сделано руками человека

Распредели слова по группам, дай название каждой группе.

Солнце, собака, дерево, гора, здание.

На каждой строчке зачеркни лишнее слово, добавь своё слово, которое подходит к этой группе .

  1. Солнце, собака, дерево
  2. Гора, здание, рыба


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА во 2 классе «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Учитель: Донченко Елена Вадимовна

Слайд 2

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг… (природа)

Слайд 3

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА СОЛНЦЕ ЗВЕЗДЫ ВОЗДУХ ВОДА КАМНИ

Слайд 4

ЖИВАЯ ПРИРОДА РАСТЕНИЯ ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ ЧЕЛОВЕК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР" (2 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели педагогической деятельности: формировать представления об объектах природы и предметах рукотворного мира; развивать умение их сравнивать; формировать познавательное отношение к миру....

Конспект урока + учебная презентация для 2 класса "Живая и неживая природа" (УМК "Школа России")

Конспект урока  "Живая и неживая природа" и учебная презентация для 2 класса "Живая и неживая природа" (УМК "Школа России")...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...