Рабочие программы 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Луговская Анна Михайловна

Рабочие программы по окружающему миру 3 класс ("Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_3_klass.docx62.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

3 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль-
н
ого государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной
программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных
учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений
автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» чебно-методический комплект .
«Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
е
динства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-
к
ом личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в услови-
ях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сво-
е
го места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различ
ных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффек-
тивного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил
ли
чной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек,
природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, И В
соци
альной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, историче-
ских сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая много-
о
бразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных
экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы. между
природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, осно-
ва
нного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отноше-
ния не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоя-
нию
народов России и всего человечества.

Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для
фор
мирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в приро-
де, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здоро-
во
го образа жизни.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
я
вления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в
ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в
гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое

. личное и социальное благополучие.

В основе . методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-
поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение
различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы
и
формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной
жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характе-
ра, р
азличные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные
ди
алоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения
зада
ч курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,
органи
зация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы рабо-
ты, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. За-
нятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Боль-
шое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея-
т
ельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют
новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для на-
ч
альной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схе
(мод
елей);

З) эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к ми-
ру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих
норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для
чтения по экологической этике.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружаю-
щий мир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Плешаков А,А, Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреж-
дений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой n
роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными .
Р
оль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие,
память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества
Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного
мира человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Мероприятия
по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газ
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники
грязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды
для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо-
мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.

Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы
для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной дея-
тельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), ви
ды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие расте-
ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.
Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре-
смыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть
питания и экол
огическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги
России. Охрана жи
вотных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в
природе и жизни чел
овека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов
. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, орга-
низмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практескuе рвботы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продук-
тах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы.
Размножени
е и развитие растений.

Мы и наше здоровье (1 О ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме
человека
. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольшик ранениях, ушибах, ожо-
га
х, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического
труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система,
ее
роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их преду-
п
реждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практuческuе работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопрово-
да,
утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на вело-
сипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении
безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещаю-
щие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй-
пл
ощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице,
водоеме
- источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное яв-
ление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкойи собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязнен-
ной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за-
щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практuческая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и
услуги
.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производ-
ства товаров и услуг. Физический и
умственный труд. Зависимость успеха труда от об-
разования и з
доровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богат
ств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и
е
е основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш-
ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Зара-
б
отная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйствен-
ной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как при мер экологической катастроф
Экологические прогнозы, их сущность И значение. Построение безопасной экономики - одна 
из важнейших задач общества в ХХI веке.

Практuческuе работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растения-
ми. Знакомство с различными монетами. ~

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и на-
стоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, осо 
бенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знамени
люди разных стран
.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися' памятниками истории и культур
разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества
каждого человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- называть основные свойства воздуха и воды;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы

растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые,
рыбы
, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы 
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой приро
ды (между растениями и животными, между различными животными);

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для
че
ловека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране
приро
ды, правила личного поведения в природе);

- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице,

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности ,

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; уяснить

основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наи-
более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедоб-
ные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практиче-
ские работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при-
родой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;
в
ыполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при
небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки
воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-
предм
етных результатов начального образования.

у третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и комуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

        ошибки с помощью учителя.         .

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся
кри
териев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин-
форм
ация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(те
кст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв-
ления
; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знани
й.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа-
цию в виде текста, таблицы, схемы.

- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава-
тел
ьного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа-
тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су-
щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий
в Р
оссии в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав-
лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы-
в
аясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного
опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци-
ей из други
х источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных
т
екстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом сво
их учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог С автором»
(прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять се-
б
я), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со-
вместном решении пробле
мы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за
на
циональные свершения, открытия, победы;

2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической гра-
мотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в при родной и социальной среде;

4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

у третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач
и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по-
лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать
оформлять и сохранять их:

.         3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре-
зентации.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...