Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Открытый урок по окружающему миру.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающего мира;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

познавательные: познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использования, с полезными ископаемыми, которые добываются в родном крае;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Предполагаемый результат:  к концу урока дети должны осознать  значимость полезных ископаемых  для жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx234.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Автор: учитель начальных классов Дуйсенгазина А.Ш.

Класс: 4

Учебник: О.Т.Поглазова «Окружающий мир», часть 1.-Смоленск, Ассоциация XXI век, 2005г.

Тема:  «Кладовые земли».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающего мира;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

познавательные: познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использования, с полезными ископаемыми, которые добываются в родном крае;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Предполагаемый результат:  к концу урока дети должны осознать  значимость полезных ископаемых  для жизни человека

Оборудование: учебник, видео, презентация, карточки с заданиями, дополнительный текст, коллекция минералов

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Мы сегодня будем снова наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!        

        

Положительный настрой на урок.

Р

Л

К

II.Проверка домашнего задания.

Тест. «Чем различаются минералы»

1. Горные породы состоят:

а) из минералов          в)апатита

б) слюды                      г) зёрен

2. Грифель карандаша сделан:

а) из слюды                б) графита

в) кварца                    г) гипса.

3) Форма слюды:

а) овальная                б) зерна

в) пластинка              г) песчинка.

4) Самый твердый минерал:

а) топаз                      б) алмаз

в) золото                    г) корунд.

5) Поваренная соль:

а) графит                   б) слюда

в) галит                      г) рубин.

6) Каменные сосульки с потолка -это:

а) сталактиты            б) руда

в) сталагмиты            г) пещеры

- А теперь проверим правильность выполнения теста. (слайды №2 №3)

Оценивают результат        

III. Целеполагание.

IV. Выявление места и причины затруднения.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

VII. Реализация построенного проекта.

 

Физ.минутка

VII. Первичное закрепление во внешней речи

VIII. Включение в систему знаний

-Ребята, сейчас вы просмотрите фрагмент видео.

- О чём данный фрагмент?

- Назовите тему нашего урока.

 - Что мы должны узнать о полезных ископаемых?

- Что называют полезными ископаемыми?

- Из чего построена школа, в которой вы учитесь?

- С помощью чего можно приготовить обед?

-На каком топливе работает двигатель автомобиля?

- Чем выложены дороги?

- Из чего сделаны украшения?

- Какие свойства горных пород человек научился использовать? (на доске таблички)

          гранит                                      уголь            глина

твёрдость  прочность                  горючесть      пластичность

- Кто ответит, что называют полезными ископаемыми?

 

- Чтобы точнее ответить на данный вопрос вам нужно прочитать текст на с.88-89. Читая текст, делайте на полях пометки:  (слайд №4)

«V» - я уже знал эти сведения;

«+» - новая информация;

«?» - я это не понял, у меня возник вопрос;

«-» - я думал иначе.

- Итак, дайте определение полезным ископаемым.

- О каких полезных ископаемых вы узнали, читая текст?

- На какие группы можно распределить полезные ископаемые?

        

                        

- Приведите примеры твёрдых полезных ископаемых, пользуясь рисунком на с.88.

- Жидкие полезные ископаемые.

- Газообразные полезные ископаемые.

- Бывают ли полезные ископаемые бесполезными?

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие предстоит открыть.

- А кто разведает полезные ископаемые?

- Посмотрите на фотографии.(слайды №6-8 )

-  Как добывают полезные ископаемые?

Групповая работа.

- Рассмотрите схемы добычи различных полезных ископаемых. Расскажите, как добывают их.

- Какими условными знаками обозначают каменный уголь,  нефть, соль?

- Назовите крупные месторождения, где добывают уголь,  нефть, соль. (отметить на карте месторожд.)

- Как перевозят ископаемые к месту переработки?

Вывод: все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезными ископаемые. Скопление полезных ископаемых в земле называется месторождением. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные, химические. Полезные ископаемые добывают в карьерах, шахтах, скважинах. Их добывают шахтёры. В нашей области добывают: газ, нефть, соль, каменный уголь, никель, марганец, медные и железные руды, известняк и т.д.

-Посмотрите на таблицу «Самые крупные промышленные предприятия» Оренбургской области. (слайд № 9 )

- Иногда при перевозке полезных ископаемых происходит утечка или авария н-р: нефть разливается на поверхность моря. К каким последствиям это может привести?

- Как человек должен относиться к полезным ископаемым?

- Давайте сделаем вывод. Ответили мы на поставленные вопросы. Итак, что такое полезные ископаемые? Как их добывают, где используют? Какие полезные ископаемые добывают в нашей области?

Смотрят видео.

- О добыче соли в Соль-Илецке.

- Полезные ископаемые.

- Какие бывают полезные ископаемые, со способами их добычи и использования, с полезными ископаемыми, которые добываются в родном крае.

« Мозговой штурм»

Из кирпича

Газ

Бензин

Асфальт

Драгоценные камни

Твёрдость, горючесть, пластичность, прочность

Дети пытаются дать определение.

Чтение INSERT с выделением новых знаний.

Зачитывают из текста.

Вольфрам и уран.

Составление кластера.(слайд №5)

- Уголь, песок, глина, соль.

- Вода, нефть.

- Природный газ.

- Да, если не известны полезные свойства ископаемых, и они не используются в быту.

- Геологи.

Ответы детей.

Работа в группах.

 Учащиеся с помощью схемы отвечают на поставленные вопросы.

- Экологическая катастрофа.

-Нарушаются места обитания растений и животных;

-при добыче засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды;

-при транспортировке разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение.

- Бережно, аккуратно, думая о будущем поколении.

Делают вывод.

П

Р

П

Р

П

К

П

К

Р

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Напишите «Синквейн» на тему «Ископаемые»

1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);

2-я строка-описание темы (2 прилагательных);

3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

«Синквейн»  работа в парах.

Ископаемые

Полезные, нужные.

Находят, добывают, используют.

Необходимы человеку во все времена.

Недра.

П

К

Р



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Что за чудо, эти сказки!" (урок-игра).

В ходе проведения этого урока используется игровая технология (модель игры "Умники и умницы"). В конспекте представлены задания отборочных туров и задания для участников 1,2 и 3 агонов, а затем и фина...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...