"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Соловьева Ирина Евгеньевна

Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира»

Условия возникновения опыта.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьников.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности. Наши дети большую часть жизни проводят на улице. Мне часто приходится наблюдать, что они не всегда умеют вести себя в природе. Дети ломают деревья, уничтожают муравейники, зелёную растительность, разоряют гнёзда птиц. Иногда дети становятся виновниками лесных пожаров.

 Возникает противоречие между позитивными установками, данными в учебниках и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате наблюдений за окружающей действительностью. В связи с этим считаю, что мне необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию младших школьников.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.

Учебники Плешакова А.А. «Мир вокруг нас» 1- 4 класс помогают мне формировать у учащихся экологически оправданных ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, навыков поведения, становление которых в младшем школьном возрасте проходит свой начальный и, может быть, наиболее ответственный этап.

Актуальность темы.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому в условиях надвигающейся экологической катастрофы актуально воспитание экологической культуры младших школьников.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Поэтому, актуальность моего опыта заключается в том, что сложившиеся в младшей школе отношения к окружающей природе, впоследствии включатся в мир жизненных ценностей подростков и станут основой их поведения в реальной жизни. Где конечным результатом должно быть не только овладение учениками, определёнными знаниями и умениями, а развитие у них эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Актуальность выбора темы подчёркивается содержанием следующих нормативных документов:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

призван обеспечить выполнение следующей основной цели:

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

направлен на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры; потребности сохранять и укреплять здоровье.

Из всего сказанного можно сделать вывод: воспитание экологической культуры младших школьников остаётся одной из важнейших в педагогической действительности.

Теоретическая база опыта.

Проблема взаимодействия человека и окружающей среды, с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей воспитания экологической культуры младших школьников особое значение приобретают сегодня идеи природо - и культуросообразности воспитания. Истоки этих идей можно проследить в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что природа сама не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать эти качества с детства.

Многолетнее изучение проблем экологического образования школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды.

Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты.

Академик Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания.

Я согласна с высказыванием Л.П. Молодовой, Автор пишет: «Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Это образ, правила, стиль жизни, при котором человек имеет разумные потребности, сознательно и без чувства ущемлённости отказывается от любых излишеств, бережлив к природным ресурсам, а его деятельность направлена на сохранение природы для блага людей и всего сущего в ней».

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А.А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: «Усиление экологической направленности курса природоведения – это на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы...»

Из всего сказанного можно сделать вывод: экологическое воспитание младших школьников актуально и в наши дни.

Что же такое экологическая культура? Это неотъемлемая часть общей культуры человека, включающая в себя различные виды деятельности, а так же сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека. Основываясь на деятельностном подходе, Н.В. Кузнецова, Л.Н. Прохорова, выделяют в структуре экологической культуры ребенка, следующие компоненты:

Экологическая культура

Деятельность в природе

Экологическое сознание

Восприятие

природы

Овладение знаниями, умениями и навыками

Природоохранная деятельность

Потребности, интересы, установки

Эмоции, переживания, чувства

Эстетическая и этическая оценки

Экологическое сознание на разных этапах жизни ребёнка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности. Лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности закладываются основы экологической культуры.

Формирование экологической культуры должно стать составной частью деятельности всей системы непрерывного образования. Это возможно при условии, если в содержание образования будут входить следующие ведущие элементы:

- система знаний о взаимоотношении общества и природы,

-ценностные экологические ориентации;

-система норм и правил отношений к природе,

-мнения и навыки по ее изучению и охране.

Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе, экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.

Новизна опыта.

Изучив научную и методическую литературу по теме: «Воспитание экологической культуры младших школьников» пришла к выводу, что воспитание экологически культурной личности имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

Новизна опыта состоит в систематизации понятийного аппарата по теме «Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира». (см. приложение №12)

Технология опыта.

Воспитание экологически культурного ученика сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований.

Работая по УМК «Школа России» в этом направлении ставлю перед собой цель - создать условия для эффективного формирования экологической культуры учащихся начальных классов и определить наиболее эффективные методы по формированию экологической культуры...

Задачи:

1)изучить теоретические аспекты по проблеме;

2)выделять экологические знания в содержании каждого из учебных предметов и сообщать их, вооружая учащихся мыслительными операциями (сравнением, анализом, выделением главного, установлением причинно-следственных связей…)

3)использовать краеведческий подход, вести работу по изучению природы родного края; осуществлять экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой;

4)освоить и применить на практике технологию деятельностного метода и проблемно-диалогического обучения;

5)активно внедрять в учебный процесс ИКТ;

6)использовать метод проекта в учебной деятельности;

7)проанализировать работу по воспитанию экологической культуры учащихся средствами диагностики.

В своей педагогической деятельности я определяю цели, а так же выбираю средства, методы, исходя из основных дидактических принципов:

1.междисциплинарный подход в формировании экологической культуры младших школьников;

2.систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

3. единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы;

4. взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

В вопросе воспитания экологической культуры младших школьников мною отводится важное место. Предметы точных наук и гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры младших школьников. Для меня на протяжении многих лет привлекательным и любимым с этой точки зрения стал урок окружающего мира. Именно он позволил наиболее полно проявить себя как учителю, так и ученикам.

Мне хотелось бы остановиться на уроках окружающего мира. Они как нельзя лучше позволяют ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи.

Анализ содержания учебников А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» позволили мне выявить следующие условия, благодаря которым возможно формирование и развитие экологической культуры младших школьников.

1. Учебники А.А. Плешакова, как и вся его методика, построены в первую очередь по экологическому принципу. Учащиеся осознают целостность природы, тесную связь между всеми её компонентами и негативными последствиями человеческой деятельности.

2.Глубокому пониманию экологических проблем способствует и внедрение А.А. Плешаковым в свою методику таких приёмов обучения, как моделирование и экологическое прогнозирование.

Цели данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

И моя задача в том, чтобы воспитать экологически культурных учеников, привить интерес к предмету, ввести их в мир знаний, используя различные формы и методы работы

Как же сделать учебный процесс интересным и захватывающим, как привлечь внимание детей к данной проблеме?

Природоведческие экскурсии, дидактические игры, уроки – путешествия, театрализация и обучение путём исследования. Только в тесной взаимосвязи разные формы и виды учебной деятельности помогут в воспитании экологической культуры младших школьников. А так же систематически проводимая внеклассная нравственно – экологическая работа у младших школьников, которая позволяет развивать эмоциональную, интеллектуальную, действенно – практическую сферу.

В процессе работы мы с учениками намечаем тему и формулируем основную идею нашей совместной деятельности. Например:

1 класс «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

2 класс «Надо судить не по словам, а по делам»

3 класс «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок – приведи в порядок свою планету»

4 класс «Искать надо сердцем, самого главного глазами не увидишь»

Сделать ребёнка активным участником исследовательского процесса, вовлечь во внеклассную работу – моя главная задача. Всю свою работу я строю на уважении к личности ученика и признании его бесценного жизненного опыта Разумное сотрудничество позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание активным.

В своей работе использую сочетание групповых, парных и индивидуальных форм работы, эвристические и исследовательские методы.

Проанализировав учебники А.А. Плешакова, я выделила для себя основные экологические термины и понятия, которые необходимо сообщить и обсудить с учащимися (см. приложение №12). Умелое использование заложенных в программе экологических знаний позволяют мне добиться высокой эффективности воспитательной работы в учебном и во внеурочном процессе.

Работу я начинаю с 1 класса. Стараюсь пробудить в детях, прежде всего интерес к окружающей нас природе. Побуждаю их к наблюдениям за явлениями в живой и неживой природе.

Наблюдение как метод изучения природы, окружающего мира известен давно. Под наблюдением понимают специально организованное целенаправленное непосредственное восприятие предметов и явлений, предполагающее установление их признаков и взаимосвязей.

Поэтому с первого класса учу детей анализировать результаты наблюдений, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, иметь представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот, составлять рассказы о природе, выражать своё отношение к ней.

Организовать наблюдения за явлениями и объектами природы нам помогают экскурсии.

Традиционные беседы, рассказы учителя во время экскурсий быстро утомляют детей и не дают желанных результатов. Поэтому перед экскурсией я стараюсь подобрать стихи, даю их детям выучить или они сами по ходу экскурсии вспоминают ранее изученные. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить свои наблюдения

 На экскурсиях мы с ребятами учимся выделять из многообразия окружающих предметов отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов.

Например: осенняя экскурсия в природу (2 класс).

Цель: понаблюдать за осенними изменениями в живой природе, развивать наблюдательность.

-Узнайте дерево или кустарник по описанию и встаньте около них (по группам)

-Вспомните, как листья выглядели летом, а как они выглядят осенью?

-Сравните пять разных листьев, и скажите, с какого дерева каждый лист?

-«Узнай лист на ощупь» - дидактическая игра.

-Что ещё происходит в живой природе осенью?

После экскурсии на уроке окружающего мира в тетради с печатной основой 2 класс (1 часть) стр.19-20 №6-7 они легко справились с заданием: Вставь пропущенные слова, определи, с каких деревьев веточки, напиши и раскрась.

В первом и во втором классе экскурсии целесообразно проводить в разные времена года на одно и то же место, наглядно демонстрируя сезонные изменения в живой и неживой природе, воспитывая любовь к родному краю. Одновременно на экскурсиях необходимо закреплять навыки правильного поведения в природе. Например, изучая тему «Кто такие птицы?» (1 класс) на экскурсии учу детей отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. Знания отличительных особенностей, повадок, условий обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. Так, постоянно довожу до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им перенести трудную зиму. Поэтому уже с осени начинается забота о птицах. С этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.

В третьем и четвёртом классе предусматриваю экскурсии не только в природу, но и на предприятия города, где ребята знакомятся с трудом людей и его влиянием на окружающую среду, а также с мерами по уменьшению отрицательного воздействия промышленных отходов на природу. Это позволяет формировать убеждение в необходимости бережного отношения к окружающей среде, разумного природопользования.

Формировать у детей эмоциональное заинтересованное отношение к природе, повысить познавательную активность на уроке и экскурсии  помогают экологические игры. Игра - самый естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Она помогает развивать у детей самые разнообразные положительные качества и облегчает восприятие ими излагаемых проблем и знаний.

В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе. Они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Например: «Садовник», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору…», «Земля, вода, воздух» и т.д.

Разнообразными могут быть словесно – дидактические игры. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Например: «Поле чудес», «Знатоки»

Интересны игры в загадки-описания – в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание (см. приложение №13).

Самые интересные наблюдения связаны с проведением реальных опытов.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.

Например, в 3 классе при прохождении темы «Разнообразие веществ» класс делится на 5 групп. Каждая группа получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, груша, рисовая каша). Также каждой группе выдаётся пипетка и раствор йода, Задание: 1.Спомощью разбавленной настойки йода определить, есть ли крахмал в продуктах, выданных вашей группе. 2.Результаты исследования записать и зарисовать на альбомном листе. 3.По окончании работы о результатах исследования доложить классу.

В нашем классе очень много цветов. Дети самостоятельно ухаживают за ними. Активно принимают участие в акциях «Зелёная школа». Цветы помогают нам при проведении ряда опытов: «Дыхание листа», «Как растение обеспечивает себя питанием?», выращивание цветов черенкованием и т. д.

Воспитывать экологическую культуру младших школьников мне помогают интерактивные формы организации учебного процесса: статичные группы; статичные пары; пары сменного состава. Наиболее эффективной считаю групповую форму работы.

Например: Урок «Мир вокруг нас» (автор А.А. Плешаков) 3 класс.

Тема: «Общество».

Класс разделился на группы. Каждой группе выдан лист, на котором изображён контур человека.

Формулируется цель:

- Мы не знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля?

Каждая группа обдумывает ответ и выступает. В результате ответов группы, дополняя друг друга, приходят к выводу:

- Человек, живущий на планете Земля, должен быть добрым, умным, смелым, бережливым, сильным, грамотным природопользователем, рачительным хозяином. Главное преимущество такой работы заключается в том, что здесь возможно коллективное устремление к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся.

В настоящее время процесс обучения связан с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проект-метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младшим школьникам, необходимо следовать принципам: поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться добровольно и обеспечиваться необходимыми средствами, материалами и оборудованием.

Я считаю, что работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности и развития интеллекта. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы.

Во 2 и 3 классах мои ученики вышли на проектную деятельность благодаря содержанию учебного материала в курсе «Мир вокруг нас». Темы проектов представлены в приложении. (см. приложение №14). С проектами «Лекарственные растения нашего края» и «Цветочный калейдоскоп» ребята выступили на школьной конференции «Шаг в науку».

Путей развития экологической культуры ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - одна из самых эффективных. Именно в процессе исследовательского обучения у учащихся формируются способности самостоятельно, творчески оценивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Результативность.

Проверка и оценка достижений младших школьников – весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя. При изучении результативности обучения я учитываю не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика програмным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к себе).

Материалы диагностики абсолютной и относительной успешности предусматривают получение мною информации как относящейся к каждому отдельному ученику, так и к результативности всего класса.

Результаты абсолютной диагностики за 2 класс и первой четверти 3 класса (2007-2008 уч. год), (качество обученности и степень обученности учащихся) показывают стабильность и сформированность у учащихся знаний и умений по основным предметам. Данные диагностики представлены на диаграмме (см. приложение №1, 2).

Исследования показывают, что в период обучения с 1 по 3 класс у большинства учащихся значительно вырос познавательный интерес к предмету окружающий мир. В первом полугодии третьего класса 79% детей имеют сформированный высокий познавательный интерес к данному предмету. Эти ученики охотно включаются в процесс выполнения работы, с удовольствием принимают предложения найти дополнительный материал, готовят интересные сообщения и считают окружающий мир важным для себя предметом. (см. приложение №3)

Эти данные по исследованию познавательного интереса к предмету подтверждаются и результатами предметного ранжирования. Если в 1 классе предмет «Мир вокруг нас» занимал в рейтинге 3 место, то в3 классе стал первым (см. приложение №4).

Таким образом, приведённая диагностика подтверждает стабильность сформированности ЗУНов по предметам, а также повышение уровня познавательного интереса к предмету «Мир вокруг нас».

Результаты исследования уровня умственного развития детей в первом полугодии 3 класса показали снижение % детей с низким уровнем интеллектуального развития и рост количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем интеллекта. Кроме того, можно отметить рост общего уровня знаний учащихся об окружающем мире. Если к началу обучения в 1 классе общий % учащихся с низким показателем по данному фактору составил 33,5%, то в первом полугодии 3 класса таких учащихся стало 8%. Об этом свидетельствуют результаты 1 субтеста. Качественный анализ результатов исследования показывает рост словарного запаса, объёма предметных знаний учащихся и развитие основных компонентов логического мышления (см. приложение №5, 6, 7,8).

Результатом своей работы по данной теме  считаю формирование высокой экологической культуры младших школьников. По личным наблюдениям за детьми в урочное и внеклассное время, а также по результатам опросника для учащихся и родителей, можно сделать вывод о значительном росте интереса к объектам окружающего мира и развитии экологической культуры младших школьников. (см. приложение №9, 10, 11)

Результаты работы:

- Проявление повышенного интереса учащихся к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, они

пытаются оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо;

- Желание учащихся заниматься  экологически ориентированной деятельностью;

- Высокий уровень развития эмоциональных реакций (эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок));

- Стремление выполнять правила поведения на улице, транспорте, во время экскурсий;

- Готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- Повышение уровня волевых усилий (контроль за своим поведением, поступками, и отношением к окружающей среде);

Адресная направленность.

Данный опыт используют учителя начальных классов СОШ № 22.

Данный опыт работы может быть использован педагогами школы 1 ступени любого общеобразовательного учреждения на уроках окружающего мира.

Данный опыт могут использовать учителя, работающие по УМК «Школа России», а также преподаватели, работающие по другим учебно-методическим комплексам, педагогическая деятельность которых направлена на развитие экологической культуры учащихся, склонных к проблемному обучению и разделяющие идеи вариативного образования.

Список используемой литературы.

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. //Воронеж 2004 год.

2.Боровская Л.А. Исследовательский подход при изучении окружающего мира в 4 – классе. //Журнал «Начальная школа». 2004 год №5.

3.Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. //Журнал «Начальная школа» 2003 год №2.

4.Гайдина Л.И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. //Москва 2007 год.

5.Егорова И.В. Некоторые методические рекомендации по проведению внеклассных занятий по экологии в начальной школе. //Журнал «Начальная школа» 2002 год №7.

6.Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Занкова Л.В). //Москва 2001 год.

7.Иванова А.И. Живая экология. //Москва2006 год.

8.Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. //Москва 2003 год.

9.Калинина Н.В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. //Москва 2006 год.

10.Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие. //Москва 2008 год.

11.Литвинова Л.С. Нравственно – экологическое воспитание школьников. //Москва 2007 год.

12.Молодова Л.П. Методика работы с детьми по Экологическому воспитанию. //Минск 2005 год.

13.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. //Москва 2005 год.

14.Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. //Москва 2003 год.

15.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. //Самара 2007 год.

16.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. //Москва 2008 год.

17.Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. //Москва 2008 год.

18.Тимофеева Е.А. Экологическое воспитание младших школьников. //Йошкар – Ола 2002 год.

19.Федосеев П.Г. Система по экологическому воспитанию дошкольников. //Волгоград 2008 год

20.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. //Москва 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...

Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...

Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»

В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...