Урок по окружающему миру "Права и обязанности человека", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Зелова Любовь Николаевна

Урок- проект. Групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: «Права и обязанности человека» (4 класс, окружающий мир, «Школа-2100»).

Цели:

-формирование у детей понятия “Гражданин России”, как своей принадлежности к россиянам, воспитания чувства гордости за свою страну;

-познакомить с «Конвенцией прав ребенка».

-формирование понятий “права”, “обязанности”;

-организация самоопределения детей в школьной жизни (через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками)

Оборудование: коробка,   обернутая в подарочную бумагу, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки для творческой работы, конвенция.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу

- Представьте себе, что на столе лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету.

(Дети показывают, затем каждый раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями).

- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать.)

- Назовите синоним к слову правило? (Закон). У меня в этой коробке закон. Как  вы его представляете? (это книга). Учитель открывает коробку и достает Конвенцию о правах ребенка. Как вы думаете,  о чем эта книга? Давайте выясним ,что обозначают слова «конвенция» и «ребенок». (Работа с толковым словарем). Послушайте историю создания этих документов. (рассказывают заранее подготовленные дети, опираясь на слайды презентации) . А вы знаете свои права? Узнайте свои права на слайде и сформулируйте их. Появляется слайд. Дети пытаются сформулировать право человека. Затем появляется название этого права.

Какой вывод вы сделали, рассматривая иллюстрации.(многие не знают свои права).Сформулируйте тему нашего урока.(Права человека)Эту тему мы дополним в конце урока. Поставьте перед собой задачи, которые вы должны решить на уроке. Учитель уточняет ответы. Наша задача сегодня - вспомнить основные законы, по которым вы живете. Для этого разобьемся на группы.

III .Систематизация и обобщение имеющихся знаний. (Работа в группах.)

1 задание. Прочитайте  отрывки из сказки и назовите право, которое нарушается. Каждой команде дается по две ситуации. Сначала идет обсуждение.

1. “В животе у Буратино было скучновато. Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла.

Он опять закрыл глаза – увидел тарелку с манной кашей, с малиновым вареньем. Открыл глаза – нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем” (Нарушается правило на полноценное питание).

2. “С подоконника он через всю каморку перелетел на стол, крыса за ним…И тут на столе она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье”. (Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность).

3. “Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись” (Нарушение прав – рабство, непосильный труд).

4. Положив Буратино на кровать, Артемон собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола”. (Право на бесплатное медицинское обслуживание – соблюдается).

5. “Папа Карло скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками. - Вот тебе азбука. Учись на здоровье”. (Право на образование – соблюдается).

6. “На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино. - Какая-то каракатица плывет, - квакнула лягушка. - Нос, как у аиста, - квакнула другая. - Это морская лягушка, - квакнула третья”. (Нарушаются права на имя, лягушки оскорбляют Буратино).

7. “Буратино подбежал к полной тете и пропищал: - Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра”. (Соблюдается право ребенка на досуг).

8. “В каморке никто не отозвался. Карабас Барабас приказал: - Именем Тарабарского короля – откройте дверь! Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…!” (Право на жилище – нарушается).

Количество предложенных ситуаций определяется темпом работы учащихся.

2 задание. Люди, которые соблюдают законы, пользуются уважением в обществе людей. С такими людьми легко в общении. Я предлагаю выполнить следующее задание.

Вам нужно назвать  качество  характера.

Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор? (Миролюбивый)

Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности. (Ответственный)

Человек, любящий трудиться? (Трудолюбивый)

Человек, который знает о своих недостатках. (Самокритичный)

Человек, всегда готовый помочь? (Отзывчивый)

Каждой группе по два описания.

О таких людях  говорят, что они знают не только свои права, но и обязанности.

3 задание. Работа со схемой. Заполните схему, выбрав подходящие по смыслу слова(слайд).  Знай свои права и не нарушай права других.

Вы хотели бы быть такими людьми? Если есть желание, то всегда все получится. Надо стремиться быть лучше. И мы сегодня попробуем сделать первый шаг к этому.

IV Проектная работа (составление мини - проектов по группам)

1группа. Составить  устав,  по которому вы будете жить в школе. Задание: Вычеркнуть те предложения, которые неприемлемы для класса и  добавить свои предложения.

-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо

 - В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.

- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный

2 группа. Создать памятку ваших прав. Выбрать утверждения, с которыми вы согласны и  подклеить их на лист. Можно  добавить  список другими правами.

Вы имеете право:

1.    - иногда ставить себя на первое место;

2.  - иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке;

3.  - протестовать против несправедливого обращения или критики;

4.   -иметь свое собственное мнение или убеждения

 5.  - совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь;

6.  - предоставлять людям право самим решать свои проблемы;

7.  -говорить: «спасибо, нет», «извините, нет»;

8.   -не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным;

9.  - побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

10. - иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие;

11.- менять свои решения или изменять образ жизни;

12.- добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.

3 группа. Составить свод обязанностей школьника. Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника и дополнить список другими обязанностями.

- добросовестно учиться;

- беречь только свое имущество;

- соблюдать этику поведения:

- соблюдать школьный режим;

- беречь школьное имущество;

- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;

- соблюдать правила поведения;

- соблюдать чистоту и порядок:

- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;

- беречь свое здоровье

 Восстановите стихотворения и прочитайте его выразительно ( Это задание дается , если остается достаточно времени до конца урока)

1 группа:

В мире есть закон, что знает _________,

Все его Конвенцией ____________ .

Охраняет жизнь, здоровье _____________,

Их права на отдых и на _______________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень _______.

Слова для справок: Каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.

2 группа:

Без “Устава” школе быть ___.

Это знают даже ____________.

“Надо” и “Могу” в нем ____________,

Только изучить ты _________.

По “Уставу” будешь жить _________

И проблем не будем _____________.

Слова для справок: Едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.

3 группа:

Будет  очень дружным ________

Все получится у ___________.

Если будем точно __________

И, конечно, __________

Правила, что класс ___________

И законом их __________ .

Слова для справок: У нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.

V. Итог. Сегодня мы с вами вспомнили права человека и узнали те , которые не знали. У нас получился крепкий дом из наших прав.( слайд). Чего не хватает у дома? (Крыши!) Какое слово надо поместить здесь? (обязанности.) Уточните тему нашего разговора. (Права и обязанности человека).

К нашему дому мы построили крышу (обязанности). Только зная свои права, не нарушая права других, выполняя свои обязанности, мы будем себя чувствовать защищенными, как в этом доме. Тогда на нашей планете будет всегда мир и согласие.

Наш разговор хочу закончить стихотворением:

Чтоб наша совесть не казнила нас,

Не потеряйте краткий этот час.

Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе

Веленья нашей совести и чести.

К. Ваншенкин

VI.  Рефлексия.

– Спасибо вам, ребята, что обсудили данную мной тему, я надеюсь, вам понятны термины ,с помощью которых мы говорили о правах ребенка, о личности, о гражданской позиции. Если вам было не все понятно, поместите знак вопроса на доску(?)

Пояснительная записка.

Данный урок разработан по теме «Права и обязанности человека»(окружающий мир) для 4 класса по программе «Школа -2100».Урок предполагает работу в группах и проектную работу учащихся. Результатом проектной деятельности учащихся являются мини-проекты  «Устав класса», «Памятка прав учащихся», « Свод обязанностей», которые имеют практическую ценность. На следующем уроке предполагается ознакомление с составленными законами и принятие этих проектов всем классом.Возможны уточнения , исправления и изменения.Проекты вывешиваются в уголок школьника.Урок несет в себе воспитательную ценность,т.к. дети сами составили эти законы  и решили им следовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс...

Презентация к уроку по окружающему миру УМК "Гармоия" 3 класс по теме: "Организм человека и его здоровье"

Презентация поготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК " Гармония". Это обобщающий урок по теме6 "Организм человека и его здоровье". Урок построен в форме сюжетно-ролевой игры....

Конспект урока по окружающему миру - строение тела человека, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА для 3 класса...

Конспект урока по окружающему миру «Лес и человек». 4 класс. Плешаков А. А.

Методическая разработкаКонспект урока  по окружающему миру «Лес и человек»4класс автор Плешаков А. А....

Урок по окружающему миру "Лес и человек" 4 класс по программе Плешакова.

Тема "Лес" изучается по всем программам. В этом уроке  методы работы (проблемно-поисковые - обозначена проблема, ставится вопрос «Почему?», который развивает мышление). Проблемные вопросы вызываю...

Открытый урок по окружающему миру «Строение тела человека» 3 класс

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по окружающему миру «Строение тела человека» в рамках Кузбасской ярмарки. По УМК "Перспектива"....