методическая разработка по "Окружающему миру" "Строение тела человека и его внутренние органы"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Павлова Татьяна Петровна

Урок построен на основе здоровьесберегающей технологии. Форма проведения - игра-путешествие (путешествие Капельки по телу человека). На уроке ребята знакомятся с внутренними органами человека, их ролью в жизни человека, функциями. В ходе практической деятельности происходит формирование ЗОЖ: польза правильного питания, прогулок на свежем воздухе, занятий спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: «Окружающий мир»

Тема: «Строение тела человека и его внутренние органы»

Класс: 2

УМК «Школа России»

(через практическую деятельность показать пользу здорового образа жизни, применить здоровьесберегающую технологию за счет деятельностного подхода, смены видов деятельности, игровой формы урока)

1.Организационный момент

(дети под музыку заходят в класс, наклеивают на ватман картинку с животным, затем рассаживаются по местам)

2. Предварительная беседа.

- Больше живых существ на нашем плакате не поместилось. Но на Земле их живет на много больше. Трудно даже себе представить сколько. Одни ползают, другие летают, третьи прыгают, четвертые плавают. У одних есть позвоночник, другие обходятся без него. Кто-то «носит» теплую шубку, кого-то греют перья, тело одних защищает чешуя, а других – толстая прочная шкура.

Но есть на свете одно чрезвычайно занятное существо. Оно рождается из тела матери, передвигается сначала на четвереньках, а потом распрямляется и ходит на двух ногах, и у него самый совершенный из всех живых существ мозг.

- Кто же оно, это существо? (человек)

3. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке «Мир вокруг нас» мы начнем знакомство со строением тела человека и его внутренними органами. Узнаем как называются внутренние органы человека, как устроены и какую роль в жизни человека играют.

4. Работа по теме урока.

  • Погружение в тему урока.

«Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши…

Все вроде разные на вид,

Но почему- вопрос:

У каждого руки, и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос?»

(дети пытаются ответить на вопрос из стихотворения С.Михалкова)

- Чем похожи люди друг на друга?(формой своего тела)

- Посмотрите на себя внимательно, и скажите, какие части тела вы можете назвать?

- Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Голова помещена в самое надежное место, руки -  на полпути, чтобы ими было удобно пользоваться и вверху и внизу, ноги – длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать все тело.

  • Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 84. Посмотрите на схему строения человека и ответьте на вопросы:

1. Как по-другому называются руки (верхние конечности)

2. Как по-другому называются ноги? (нижние конечности)

- А теперь поиграем в игру «Угадай, назови, повтори»

- На моем и на вашем рисунках основные части тела обозначены цифрами. Внимание, я называю цифру – вы часть тела.

«1» - (голова), повторяем движения за мной (повороты вправо, влево)

«2» - (шея), повторяем движения за мной (вытягивание шеи вверх и вперед)

«3» - (туловище), повторяем движения за мной (повороты)

«4» - (руки), повторяем движения за мной (вверх, вниз, в стороны)

«5» - (ноги), повторяем движения за мной (прыжки)

- Молодцы, хорошо поработали и отдохнули.

  •    

- Человеческий организм имеет одну очень интересную особенность: всякая работа ему на пользу. Например, чем больше мы ходим, тем сильнее становятся ноги. Потому что наш организм направляет больше крови в клетки, которые работают. Мы сейчас привели в движение все части тела, а значит, наша работоспособность увеличилась.

- Скажите, а правда ли, что у человека очень много общего с другими живыми существами?

- Чем же они отличаются?

- А хотите узнать какой же все-таки человек? Что скрывается под его кожей? Что там происходит?

  •  

- Если бы наша кожа застегивалась на пуговицы, мы могли бы расстегнуть их и заглянуть: что там у нас внутри? Вот было бы интересно! Но к сожалению, это невозможно. Что же делать?

- Предлагаю отправиться в путешествие по нашему организму с помощью волшебной капельки воды. Она настолько маленькая, что сможет попасть в каждую клеточку нашего организма.

- Выпейте глоток воды из чашечек на ваших партах. И вот уже капелька внутри вас.

- И, о чудо, словно по взмаху волшебной палочки мы с вами становимся научными работниками, а наш класс исследовательской лабораторией.

  • Знакомство с «картой путешествия» (исследования)

- Что же капелька увидела?

- А увидела капелька целый город, в котором каждый дом – отдельный орган, с помощью которого наша жизнь становится полноценной. И хотя каждый из них выполняет сою работу , но все они связаны между собой вот этой «железной дорогой»(об этом чуть позже). А сейчас пора узнать, как называются и как работают эти органы.

  • Остановка 1. Сердце.

- Посадим капельку в этот чудесный паровозик и отправим на первую станцию.

- Капелька говорит, что надо встать. Положите руку к груди. Прислушайтесь. Слышите: тук-тук, тук-тук.

- Что это? (сердце)

Тук, тук, тук

Стучит сердечко.

Точно так же,

Как мотор.

Кровь разносит

Нам по телу –

Что оно?

Насос? Мотор?

- Предлагаю попрыгать.

- Прислушайтесь к своему сердечку сейчас. Есть ли разница? (Что изменилось?)

- Чем больше мы физически работаем, тем больше нагрузка на сердце, тем быстрее оно «стучит».

- Сейчас просто необходимо успокоить наше сердце. Выполним дыхательные упражнения. Успокоились, тихо сели.

- Сердце – это мускул, сильный и самый важный из всех. Приказывать мы ему не можем, это «непослушный» мускул. Но зато очень трудолюбивый. Он работает как неутомимый насос. Сто тысяч раз за день он делает свое «тук-тук» и ни разу за всю жизнь не передохнет. Сердце приводит кровь в движение. Это орган кровообращения, с которым более подробное знакомство у вас произойдет на других уроках.

- Какого размера, как вы думаете, наше сердце?

- Оказывается, его размер совпадает с размером нашего кулака. Растет кулак – растет сердце. Сожмите кулак и посмотрите на свое сердце.

- Где оно расположено?

- Оно расположено не по середине, а чуть левее от центра. Найдите это место.

- Может ли человек прожить без сердца? (нет)

- А почему говорят «бессердечный человек»? Объясните, приведите пример.

- Наше сердце – большой труженик и нам его надо беречь, чтобы прожить долго и счастливо.

  • Остановка 2. Легкие.

- Поехали дальше. Впереди нас ждет следующая станция.

- Попробуйте на минутку закрыть рот, зажать нос и перестать дышать.

- Вы практически сразу почувствовали, что долго так не выдержать.

- Почему?

- Наши клетки взбунтовались, оставшись без кислорода. Они как бы кричат: «Сейчас же пришлите нам кислород! Иначе мы все погибнем!»

- Чем же мы дышим? (легкими)

- Итак, следующая остановка – легкие.

- Что мы вдыхаем?

- Что выдыхаем?

- Хотите посмотреть как выглядит орган, которым мы дышим?

- Возьмите стакан с трубочкой, который находится у каждого на парте. И подуйте в трубочку. Что получилось? (много пузырьков, которые соединены между собой)

- Так и легкие. Они состоят из большого количества пузырьков, которые наполнены воздухом.

- Что происходит с грудной клеткой при вдохе? Почему?

- Что происходит при выдохе? Почему?

Скучно легким без игры,

Их развлечь стремимся мы.

Надуваем шар сильней,

Поиграем веселей.

- Легкие тоже надо беречь. Для этого надо правильно дышать. Как, спросите вы? А вот как: через нос-вдох, через рот-выдох. Подышим вместе.

  • Остановка 3. Желудок.

- Внимание, наш паровозик поехал. И нам надо срочно ехать дальше.

- Посмотрите, у капельки в руках мячик. Этот мячик поможет нам познакомиться с еще одним органом. Для этого надо поиграть в игру «Съедобное, не съедобное»

- Молодцы, любите вкусно поесть, и ничего не перепутали.

- А знаете ли вы, куда попадает пища?

- Какая пища полезная? И всегда ли она вкусная?

- Хотите послушать сказку?

«У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед и ужин ей приносили только самые изысканные лакомства: птичье молоко, торты, шоколадные пудинги, запеканки с изюмом, ананасовый крем и еще много самого сладкого и самого вкусного. Но почему-то принцесса не была ни веселой, ни румяной, она чахла на глазах.

Король был сильно опечален. Он объявил, что отдаст полкоролевства тому, кто вылечит его единственную дочь».

- Как вы думаете, что посоветовали ему?

- И вы совершенно правы. Наше меню должно быть разнообразным. К вашему вниманию представляю «пирамиду питания» здорового человека.

- Итак, мы для себя сделали вывод, что питаться надо правильно, чтобы как можно дольше сохранить здоровым наш желудок.

  • Меня немного утомило наше путешествие. Пора сделать паузу и отдохнуть.

Физминутка

«В путь-дорогу собирайся,

За здоровьем отправляйся»

Ты должен знать свое тело,

Знать и любить.

Самое первое дело,

В мире с ним жить.

Сделай его сильным,

сделай его быстрым,

сделай его, сделай его

чистым.

  • Остановка 4. Кишечник.

- Капелька зовет нас в путь. Поехали.

- Мы приехали на станцию под загадочным названием «кишечник».

- Для чего он нужен?

- Оказывается, в результате работы клеток в организме накапливаются вещества, которые необходимо вывести из организма. Не только потому что они вредны для него, а для того, чтобы эти вредные вещества не отравили наш организм. (см. учебник)

- Где находится кишечник? (внизу живота)

- Кишечник – это труба, длиной около десяти метров!, свернутая внизу живота. И если из этой трубы не удалять засоры, то закончиться все может очень плачевно, как с этим воздушным шариком. (надуть, чтобы лопнул)  Так и кишечник, если лопнет, от того что некуда больше складывать отходы, то они попадут в кровь и человек умрет.

  • Остановка 5. Печень.

- Наше путешествие подходит к концу. Осталась последняя остановка.

- Посмотрите на карту и скажите, как она называется? (печень)

- Печень – это центральная лаборатория всего организма. Она выполняет много различных функций:

  1. вырабатывает жидкость, с помощью которой перерабатывается пища;
  2. обезвреживает некоторые ядовитые вещества;
  3. перерабатывает некоторые вещества.

5.Итог урока

- Наш паровозик прибыл на конечную остановку. Наше путешествие закончилось. Мы побывали сегодня на всех станциях. Но на нашей карте были не все органы, которые есть у человека. С ними вы познакомитесь в других классах.

- Внимание, капелька воды вернулась ко мне и хочет провести для вас экзамен. Согласны?

- Перед вами кроссворд, который в процессе путешествия составила капелька. Ответьте на вопросы, угадайте, какое слово спряталось на красном поле.

  1. Орган пищеварения
  2. С помощью чего мы пишем, рисуем
  3. С помощью чего мы поворачиваем голову
  4. Орган кровообращения
  5. С помощью чего мы ходим
  6. Орган дыхания
  7. Какой орган был зашифрован?

- Соедините на карточках, которые лежат у вас на партах, название органа и его функцию.

Сердце

С его помощью мы дышим

Печень

Приводит кровь в движение

Легкие

Перерабатывает пищу

Кишечник

Обезвреживает некоторые вредные вещества

Желудок

Служит для выведения из организма вредных веществ

6.Задавание на дом

Посмотрите в учебник, стр.85. с помощью этой иллюстрации вы сможете рассказать родителям обо всем что узнали сегодня на уроке. А выставка книг, которые я взяла в библиотеке, поможет вам узнать еще много интересного и полезного о своем организме.

Закончить урок я хочу стихотворением

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая их, используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать,

Руки, - чтоб ласкать, трудиться,

воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.



Предварительный просмотр:

Тема

Строение тела человека и его внутренние органы

Цели

Сформировать представления  об основных частях тела человека, его внутренних органах и их строении

Ввести алгоритм здорового образа жизни

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основные термины и понятия

Строение человека, внутренние органы, печень, желудок, сердце, кровообращение, кишечник, легкие

Педагогическая технология

Здоровьесберегающая

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- стремление к здоровому образу жизни;

- осознание собственных достижений при освоении темы;

- позитивное отношение ко всем живым существам ;

- стремление узнать новое о своем теле и использовать свои знания в жизни

Познавательные:

- различать  части тела человека, уметь их находить;

- знать название внутренних органов, их строение и роль в жизни человека;

- делать выводы в результате совместной работы  учеников и учителя;

- расширять знания учеников о правильном питании, его значимости, о взаимосвязи питания и здоровья;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- выполнять задания в соответствии с целью;

- учиться выполнять последовательность действий на уроке( с помощью «карты путешествия»);

- выполнять учебные действия в соответствии с планом урока.

Коммуникативные:

- побуждать детей к высказыванию своего мнения, умению правильно строить предложения (свою речь);

- договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе, паре;

- слушать и понимать речь других;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- познакомить с понятиями «строение тела человека», «внутренние органы»;

- активизировать словарный запас;

- умение работать с различной информацией;

- формирование общекультурной компетенции;

- формирование здорового образа жизни;

- умение выполнять простейшие практические работы;

- познакомить с понятием «исследователь»

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

«Литературное чтение»

Тема: «Знакомство с творчеством С.Михалкова»

«В. Новичков. Стихи для детей о детях»

Информационный материал:

- учебник «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков.

Демонстрационный материал:

- Электронная презентация

- карта «путешествия» по внутренним органам;

- карточки

- выставка книг

Раздаточный материал:

- карточки с кроссвордом;

- карточки с учебным заданием

- фронтальная.

- другие формы работы:

  • Индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение тела человека и его внутренние органы 2 класс Составил: Павлова Т.П.

Слайд 2

Внутреннее строение человека

Слайд 3

Сердце

Слайд 4

Легкие

Слайд 6

Желудок

Слайд 8

Кишечник

Слайд 9

Печень

Слайд 10

Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ

Слайд 11

Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ

Слайд 12

Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ

Слайд 13

Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ

Слайд 14

Подумай и соедини Сердце С его помощью мы дышим Печень Приводит кровь в движение Легкие Перерабатывает пищу Кишечник Обезвреживает некоторые вредные вещества Желудок Служит для выведения из организма вредных веществ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Строение тела человека: внешнее и внутреннее/ Окружающий мир. 3 класс

Окружающий мир. 2-й класс.Тема урока: Строение тела человека: внешнее и внутреннее.Тип урока: урок открытия новых знаний.Урок построен в ТРКМ.Цель: формировать первоначальные представления детей...

Методическая разработка клубного часа "Приятный человек"

Данная разработка рекомендована воспитателям ГПД и классным руководителям начальной школы....

Методическая разработка ко Дню пожилого человека

ПРАЗДНИК «МУДРОСТИ И ВНИМАНИЯ»(1 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ)...

"Строение тела человека и его внутренние органы" конспект урока 2 класс окружающий мир

Сформировать представления  об основных частях тела человека, его внутренних органах и их строенииВвести алгоритм здорового образа жизниНаучить использовать приобретенные знания и умения в практи...

Методическая разработка психологического занятия «Эмоции человека».

Знакомство младших школьников с эмоциями. Развитие умения распознавать различные эмоции....

Методическая разработка. Урок «Представление о человеке в христианстве» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс

Методическая разработкаУрок «Представление о человеке в христианстве»(ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 классЦель урока: формирование представлен...