Урок окружающего мира "Берегись автомобиля!"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Цель урока-КВН: обобщение и закрепление знаний о правилах дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kvn.rar2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Учитель: Мармышова Е.В.

Предмет: окружающий мир

(учебник «Мир вокруг нас»  А.А.Плешаков  УМК «Школа России»)

Тема:  «Берегись автомобиля!»

Цель:  обобщение и закрепление  знаний  о правилах дорожного движения.

Задачи:  1. закреплять правила движения по загородной дороге, правила перехода улиц;

                2.развивать внимание, мышление, речь, культуру общения;

                3.воспитывать любознательность, наблюдательность.

Продолжительность: 45 мин.

Класс: 2 класс.

Образовательное учреждение: МОУ гимназия № 12 им. Г.Р.Державина г.Тамбова

Медиапродукт: презентация  к уроку Power Point (11 слайдов).

Тип урока: урок – КВН

Оборудование:  мультимедийный  проектор, компьютер, экран, учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова 2 класс,  2 часть, презентация к уроку,  плакаты с названиями конкурсов, карточки с заданиями;  у учащихся – цветные карандаши.

Ход урока.

Слайд 1.

1.Психологический настрой.

   Музыкальное сопровождение.

2. Введение. Сообщение темы и цели урока.

          -Мы живём в красивом городе с зелёными  широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут автобусы, троллейбусы.

Движеньем полон город –

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

           Но кто при красном свете

           Шагает напрямик?

           А это мальчик Петя –

           Хвастун и озорник.

Волнуются шофёры,

Во все гудки гудят,

Колёса и моторы

Остановить хотят.

           Свернул водитель круто,

           Вспотел как никогда:

           Ещё одна минута –

           Случилась бы беда.

-Это стихотворение называется «Скверная история». Недавно мы читали его на уроке литературного чтения. Кто его автор?  Почему оно названо «Скверная история»?

-Что такое правила дорожного движения?

-Для чего они нужны? Когда появились?

Знаете ли вы, что...       Слайд 2.

          Указ о правилах дорожного движения  издал царь Пётр I   3 января 1693 года. Они ограничивали скорость езды, указывали, где можно, а где нельзя останавливаться конным экипажам. Было введено правостороннее движение, и даже номерные знаки.

А только в 1891 году в России появился первый автомобиль.

         -О правилах дорожного движения мы уже говорили в 1 классе, и сегодня продолжим разговор о них: повторим, что уже знаем, как следует вести себя на улицах, чтобы сохранить  своё здоровье.

         - Пройдёт наш урок в виде игры – КВН «Берегись автомобиля!»

В конкурсе весёлых и находчивых участвуют 3 команды.

3. КВН

      - Итак, начинаем. Придумайте название командам, выберите капитана.

Представление жюри.

I конкурс «Разминка».

Ты загадки отгадай,

А отгадки мне подай.

      Загадки задаются по очереди каждой команде. За каждую отгадку один балл. (Максимальный результат – 3 балла).

1. Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасётся,

 по дороге он несётся. (Автомобиль)

2. Не автобус, не трамвай.

Не нуждается в бензине,

хоть колёса на резине. (Троллейбус)

3. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

4. Мчат колёса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом.

Это еду я верхом. (Велосипед, велосипедист)

5. Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу,

А глядит всегда одним,

Ну а мы – следим за ним. (Светофор)

6. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он –

Держит их руками. (Троллейбус)

7. Что за чудо этот дом –

Окна светятся кругом.

Носит обувь на резине,

А питается бензином. (Автобус)

8. Многолюден, шумен, молод,

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут,

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

9.Чтобы я тебя повёз,

Мне не нужно есть овёс.

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит ….         (Автомобиль)

           - Назовите все отгадки одним словом.

- Какой это транспорт? Какой ещё бывает? Какое слово лишнее? (светофор)

Слайд 3.

II конкурс «Светофор»

Начинаем разговор

Про трёхглазый  ….светофор.

Знаете ли вы, что… Слайд 4.

         Слово «светофор» составлено из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» - это свет, а «фор» произошло от греческого «форос», - что означает «несущий» или «носитель». А вместе «светофор» - носитель света, несущий свет.  Светофор и вправду несёт свет, причём трёх разных цветов. Каких? Почему именно этих?

      - Красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днём, и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.  Зелёный виден несколько хуже, зато его нельзя спутать с красным. Первый светофор появился в Москве в 1929 году.

Задание на карточках. (Максимальный результат – 5 баллов).

  - Люди делят светофор на два вида.

  1. Подпишите, как называются светофоры каждой группы.
  2. Вспомните, что означают сигналы светофора. На первом светофоре зажгите сигнал «Стой». На втором – «Внимание». На третьем – «Движение разрешается».
  3. Подпишите, на каком из пешеходных светофоров горит сигнал «Стойте», а на каком – «Идите».

     - Сдаём карточки жюри.

 - Проверим себя. Стихотворение (читают учащиеся).

1.Самый строгий – красный цвет.

Если он горит,

Стоп! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

2.Чтоб спокойно перешёл ты,

Слушай наш совет:

-Жди! Увидишь скоро жёлтый

В середине свет!

3.А за ним зелёный свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он: - Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы писать.

В «Светофор» мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперёд.

Влево, вправо поворот.

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем,

Начинаем, детвора!

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим, как самолёт.

Вот зелёный загорелся,

Можно нам идти вперёд.

Левой, правой, левой, правой,

Смело мы идём вперёд.

Светофор – помощник славный

Уставать нам не даёт.

III конкурс «Дорожные знаки»

Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так.

Будьте, будьте осторожны,

Уважайте каждый знак!

Знаете ли вы, что...        Слайд 5.

         Самые старые знаки – указатели расстояния. Они появились на русских дорогах почти 300 лет назад. Назывались они верстовыми столбами. Верста – русская мера длины, равная 1 км 60м.

   -  А это современный указатель расстояния.  

   - Выясним, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки. У каждой команды конверт. Среди знаков в вашем конверте выбрать те, которые указаны в задании, рассказать, что они означают.

I команда – запрещающие знаки,

II команда – предупреждающие,

III команда – предписывающие.

         (Максимальный результат – 6 баллов по 3 балла за знак).

  - Пока жюри подсчитывает балы, поработаем с учебником – с.18.

 - Какие видите знаки? Какой из них должен быть помещён на рисунке?

Слайд 6 – 8.

IV конкурс «Инспектор» - конкурс капитанов.

Кто с жезлом и пистолетом

На посту зимой и летом?

Знаете ли вы, что… Слайд 9.

        Существует специальная служба, называвшаяся ранее ГАИ, а теперь ГИБДД, что означает Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения.

Государственные автоинспекторы – мужественные люди, которые несут свою службу и в жару, и в холод. Обязанность инспектора: постоянно следить за тем, чтобы водители строго соблюдали все установленные правила движения, чтобы их машины всегда были в полной исправности, чтобы не случалось аварий на улицах и дорогах.

Инспектор всегда укажет, что никто не имеет права нарушать правила движения, установленные законом.

   - Поставим себя на место инспектора, попробуем сами составить новые правила дорожного движения. Работа с учебником с. 19.

      - Чем отличается загородная дорога от городской?

 - Проверим, насколько вы внимательны и сообразительны, умеете ли делать выводы.

 - Прочитайте текст и задание с.19. От каждой команды капитан расскажет правила движения по загородной дороге.

 - Время выполнения – 3 минуты.

(Максимальный результат – 6 баллов,  по 2 балла за правило).

 (Должны указать:

  1. Если нет тротуара, идти следует по краю проезжей части.
  2. Идти следует друг за другом.
  3. Идти навстречу движению транспорта.)

Физминутка.  «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

Кто из вас идёт вперёд только так, где переход?

Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что красный свет это значит: хода нет?

Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

Знает кто, что свет зелёный означает: путь открыт?

А что жёлтый свет всегда нам: Вниманье! – говорит?

V конкурс «Школа пешехода»

Пешеход, пешеход»

Помни ты про переход!

        - Проверим, насколько хорошо вы умеете рассказывать о правилах дорожного движения.

Каждой команде прочитать текст учебника, подготовиться к пересказу, используя вопросы и задания карточек.

I команда – с.22-23 «О ступеньках под землёю и полосатой зебре».

II команда – с.23-24 «Посмотри налево, посмотри направо».

III команда – с. 24-25 «Не играй в прятки с водителем».

(Максимальный результат – 5 баллов).

VI конкурс «Блиц-турнир»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Какой транспорт перевозит пассажиров?
  2. Сколько колёс у автомобиля?
  3. Сколько человек могут ехать на велосипеде?
  4. Где пешеходы могут переходить улицу?
  5. Где ждут автобус?
  6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
  7. Можно ли начинать переходить дорогу на жёлтый сигнал светофора?
  8. Сколько сигналов у светофора?
  9. Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?
  10. Что такое  «островок безопасности»?
  11. Как обозначаются пешеходные переходы?
  12. Какое движение на улице, где находится школа – одностороннее или двустороннее?
  13. Можно ли играть на улице зимой?
  14. Какие дорожные знаки есть на нашей улице?
  15. Что надо сделать, прежде чем начать переходить улицу?
  16. Как нужно идти по тротуару?
  17. На какой сигнал светофора нельзя переходить улицу?
  18. Где нужно обходить автобус: спереди или сзади?

Жюри подводит итоги.

4.Обобщение.

       - Закончим наш урок-КВН строками стихотворения С. Михалкова:

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Шагая осторожно, за улицей следи

И только там, где можно,

Её переходи!

И там, где днём трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно, за улицей следи

И только там, где можно,

 Её переходи!

Слайд 10.

5.Итоги КВН. Награждение призами.

Литература:

1. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения.  – М.:  Просвещение, 1982.

2.  Саулина Т.Ф. Три сигнала  светофора. – М.: Просвещение , 1989.

3.  Тайдре Харри. Я и улица.– Таллин: Ээсти раамат, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Берегись автомобиля!"

Цели урока: Отрабатывать знания и умения детей по правилам дорожного движения. Повторить изученные дорожные знаки. Развивать речь детей, умение анализировать ситуации. Развивать внимание н...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Берегись автомобиля"

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ . Знакомство с дорожными заками, правилами дорожного движения, правилами поведения на дорогах....

Урок окружающего мира "Берегись автомобиля"

Урок направлен на формирование знаний основных ПДД, понимание их значимости и необходимости соблюдения, как обязательного условия безопасности на дороге. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Берегись автомобиля!"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему: "Берегись автомобтля!". Урок представлен в виде игры "КВН"....