рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Грачева  Тамара Викторовна

рабочие программы, УМК Занкова, математика Петерсон, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx78.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

____________ Т.В. Грачева

Протокол №___ от

27  августа 2013г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №10

______________   Е.Е.Пугина

 2 сентября 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_______________Л.А.Сачкова

Приказ №______

от  2 сентября 2013г.

МБОУ СОШ №10 г.Павлово

Рабочая программа

по окружающему миру,  3Б класс

учителя  начальных классов высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

Составлена на основании

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухвалова.- Самара: Издательский дом  «Фёдоров», 2011

        Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.  Окружающий мир

2013 – 2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование

на 2013 – 2014  учебный год

по  окружающему миру, 3Бкласс

учителя начальных классов  высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

Программа: Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. / Сост. Н.В.Нечаева,С.В.Бухвалова.- Самара: Издательский дом  «Фёдоров», 2011

                          Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.  Окружающий мир

             Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Окружающий мир. Учебник: 3 класс в 2 частях.- Самара:                Издательский дом  «Фёдоров»,  2013

              

           Количество часов по учебному плану: 68 ч.

           Количество контрольных работ – 2ч.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана  на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир»  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Изменения в авторскую программу не внесены.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

Цели обучения

«Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Для реализации программного содержания используется УМК:

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Окружающий мир. Учебник: 3 класс в 2 частях

Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература»

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература»

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение окружающего мира  в каждом классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю: в 3 классе -  68 часов.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков:

- Открытие новых знаний.

- Рефлексия (повторение и закрепление)

- Контрольный

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

Содержание учебного материала, 3 класс

Природные условия Земли (12ч.)

Человек и природа

Особенности планеты Земля (актуализация знаний предыдущих лет обучения).
Понятия  "погода" и  "климат".  Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Причины различий климатов Земли: количество тепла и влаги,  близость к океану, особенности ветров и рельефа местности.  Что такое почва.  Общая  характеристика  природных  зон   Земли (ледяная зона, зоны тундры, лесов, степей, пустынь).  Приспособленность   организмов  к условиям окружающей среды. 
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в местности, где находится школа. Определение состава почвы. Ориентирование на карте природных зон Земли.

Человек в далеком прошлом (10 ч.)

Человек и общество

Природные условия, в которых появился человек. Природа жаркого пояса (на примере Африки). Географическое положение Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени.

Практические работы. Ориентирование на исторических картах, приведенных в учебнике, на физической карте и карте природных зон мира; работа с коллекциями, гербарными экземплярами

Исследовательская работа. Роль живописи в жизни человека.
Земли восточных славян (22 ч.)

Человек и природа

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов. Охрана почв, растительности и животного мира. Листопад. Перелетные и зимующие птицы. Осень - пора созревания плодов. Меры по сохранению леса.

Человек и общество

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь. Расселение людей. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами природы степной зоны и зоны широколиственных и смешанных лесов; моделирование вариантов вмешательства человека в природу степей, леса и их последствия; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе и хозяйственной жизни народа.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне. История одного из древних городов.

Московское государство (12 ч.)

Человек и природа

Залесский край. Законы лесной жизни. Светолюбивые и теневыносливые растения. Природные сообщества лес, луг, озеро, болото их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ (на примере водоема). Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва.

Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры.

Золотое кольцо России.  Московское царство при Иване Грозном.
Практические работы. Ориентирование на физической карте мира, на исторических картах; составление цепей питания; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия.
Возможны
 экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту.

Путь от Руси к России (13 ч.)

Человек и общество

Расширение пределов страны. Русские землепроходцы. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Поход Ермака и присоединение Сибири. Тайга. Особенности природы Севера: зона тундры и ледяная зона. Коренное население Сибири.

Защита Отечества от иноземных захватчиков. Д. Пожарский, К. Минин. Восстановление и развитие страны. Активная роль человека в обществе.

Краеведение. Изучения рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

 Родной край в изучаемый исторический период: географическое положение, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Святыни родного края.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей.

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной   на   наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- смысловому  восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Человек и природа

Обучающийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику оезопасности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- различать твердые, жидкие, газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- правилам ухода (полива, рыхления) за  комнатными растениями;

- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах

Учебно-тематический план курса, 1-4  класс

класс

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов на тему или раздел

В том числе контрольные работы

1

1

Что такое окружающий мир

7

2

Природа

17

3

Из истории Земли

10

4

Главная особенность Земли

8

5

Мы – часть окружающего мира

18

Итого

60

-

2

1

Общий взгляд на Землю

5

2

Как изучают окружающий мир

9

3

Космос

4

4

Планета Земля

10

5

Взаимодействие сил природы

22

1

6

Живая природа

18

1

Итого

68

2

3

1

Природные условия Земли

11

2

Человек в далёком прошлом

10

3

Земли восточных славян

15

1

4

Образование Древнерусского государства

7

5

Объединение русских земель вокруг Москвы

12

6

Какая она, Азия

6

7

Россия в 17 веке

7

1

Итого

68

2

4

1

Человек и мир, созданный им

5

2

Наши соседи на Западе

16

3

Преобразования в России

10

1

4

Разнообразие природы Земли

7

5

События 19 – 20 веков

10

6

Человек и природа

10

7

Современная Россия

10

1

Итого

68

2

Формы и средства контроля:

Текущий контроль – самостоятельные работы (15 – 20 минут на уроке)

Тематический контроль – контрольные работы по итогам прохождения тем и разделов программы

Контроль и оценка результатов обучения проводится в соответствии с требованиями методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Наглядные пособия:
  • натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород
  • изобразительные:

- таблицы № 4. «Окружающий мир, 3 класс»

- физический глобус Земли, компас, теллурий

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», Карта природных зон», «Физическая карта мира»,

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) 

Контрольная работа  по окружающему миру, 3 класс, 1 полугодие

1.Перечисли основные климатические пояса. _______________________________________________________________________________

2. Назови основные природные зоны. _______________________________________________________________________________

3. Главные отличительные признаки лесной зоны:

а) вечная мерзлота;    б) мало влаги и много тепла ;  

 в) достаточность тепла и влаги;      г) многочисленные болота; 

4. Какое количество ярусов можно обнаружить в смешанном лесу:

а) 2;         б) 4;        в) 5;        г) 3; 

5. Какое значение имеет листопад для леса?  

а) растения освобождаются от вредных веществ, которые накопились в листьях за лето;

б) зимой листья  защищают корни от мороза; 

в) опавшие листья являются хорошим кормом для животных в долгие зимние дни;  

г) листья, разлагаясь, обеспечивают почву питательными веществами;

 7. Кто из представителей животного мира относится к зоне лесов:

а) сайгак;         б) лось;       в) кабан;       г) дрофа;

 8. Кто из названных животных не залегает в спячку?

а) белка;           б) бурый медведь;            в) ёж;               г) барсук 

9. Птица, которую называют “доктором” леса:

а) снегирь;         б) сойка;           в) тетерев;          г) дятел; 

 10. Какой организм надо включить в пищевую цепь:  осина  -  _______  -  лиса

а) гусеница;        б) заяц;         в) мышь;         г) бобр;

11. Перечисли первые занятия человека: ____________________________________________________________________________

Контрольная работа по окружающему миру II полугодие 3-й класс
Вариант 1

  1. Выпиши из данных названий объектов те, которые относятся к зоне лесов.
    верблюд, ягель, кедр, орешник, можжевельник, тетерев, земляника, дятел, чайка, дрофа, сайгак, волк, бурундук, лиса, песец, соболь, ковыль
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  2. Составь схему состава почвы

  1. Составь одну-две цепи питания в природном сообществе луг.
    ______________________________________________________________
    ______________________________________________________________
  2. Сделай словесное описание летней погоды, используя ее знаковую запись.
  3. Заполни таблицу.
    Год век событие
    988
    1242
    1380 
  4.  Какое выражение ты считаешь правильным?
    а) Природа - это все, что нас окружает
    b) Природа - это все, что сделано руками человека.
    с) Природа - это все, что нас окружает, и не сделано руками человека.
  5. Придумай знак, по которому любой человек, даже не знающий русского языка, 
    смог найти:
    а) Аптеку 
    b) Продовольственный магазин 
    d) Прачечную
    d) Телеграф 
    с) Кафе
  6.  Расположи по степени важности факторы, которые обеспечивают человеку
    сохранение здоровья. 
    а) Физическая культура 1. _______________________________
    b) Здоровая пища 2. ______________________________
    с) Режим питания 3._______________________________
    d) Отдых 4. _______________________________
    е) Водные процедуры 5. ________________________________
    f) Закаливание 6._________________________________

Вариант 2

  1. Выпиши из данных названий объектов те, которые относятся к зоне степей.
    верблюд, ягель, кедр, орешник, можжевельник, тетерев, земляника, дятел, чайка, дрофа, сайгак, волк, бурундук, лиса, песец, соболь, ковыль
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Составь схему состава воздуха.

  1. Составь одну-две цепи питания в природном сообществе болото.
    ______________________________________________________________
    ______________________________________________________________
  2. Сделай словесное описание зимней погоды, используя ее знаковую запись.

  1. Заполни таблицу.
    Год век событие
    988
    1242
    1380 
  2. Какое выражение ты считаешь правильным?
    a) Природа - это все, что нас окружает, и не сделано руками человека.
    b) Природа - это все, что нас окружает
    c) Природа - это все, что сделано руками человека
  3. Придумай знак, по которому любой человек, даже не знающий русского языка, 
    смог найти:
    а) Аптеку 
    b) Спортивный магазин 
    d) Столовую 
    d)Почту 
    с) Бассейн 
  4. Расположи по степени важности факторы, которые обеспечивают 
    сохранение природы. 
    а) создание заповедников 1. _______________________________
    b) создание очистных сооружений 2. ______________________________
    с) Изучение Красной книги 3._______________________________
    d) Посадка лесов 4. _______________________________
    е) Работа службы по охране среды 5. ________________________________
    f) Запрет на выброс вредных веществ в атмосферу 6.____________________
    ___

Тесты по окружающему миру по программе Л.В.Занкова,   3 класс

Тема: Погода.

1.Состояние атмосферы в данном районе местности за сутки, неделю, месяц:

а) холод                   б) погода                в) жара                  

2. Погода характеризуется:

а) сменой дня и ночи                           б) вращением Земли вокруг Солнца

в) температурой, атмосферным давлением, направлением и силой ветра, осадками

3. Наука, которая изучает погоду:

а) метель                   б) метеор                           в) метеорология

4. Предсказание погоды вперед на несколько дней:

а) прогноз                  б) гипноз                    в) мороз                    

5. Если днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, то будет

а) холод                    б) гроза                     в) наводнение          

6. Если днем приятный теплый ветерок дует с водоема на сушу, то погода

а)  ухудшится           б) не изменится совсем                в) будет хорошей        

7. Если ласточки летают низко над землей, то будет:

а) дождь                    б) мороз                в) ясно и сухо

Тема: Тайга.

1.Природная зона, которая располагается между лесотундрой и смешанными лесами

а) тундра             б) степь              в) арктика                г) тайга

2. В тайге преобладают деревья

а) хвойных пород                 б) широколиственных пород                 в) травянистые растения

3. Хвойное дерево, которое сбрасывает осенью хвою

а) сосна                   б) кедр                     в) ель                         г) лиственница

4. Птицы, которые выводят птенцов зимой

а) воробьи             б) сороки                   в) клесты                     г) кукушки

5. Животное, которое живет в верхнем ярусе тайги

а) медведь            б) лиса                  в) заяц                        г) белка

6. Зверек с полосатой спинкой. Который делает запасы на зиму

а) косуля                    б) бурундук                 в) олень                     г) волк

7. Животное, похожее одновременно на барсука и небольшого медведя

а) белка                   б) лось                   в) соболь                     г) росомаха

8. Хозяин тайги

а) лиса                   б) медведь                 в) лев                        г) заяц

9. Длинными бородами свисают со стволов и ветвей деревьев

а) лианы                  б) лишайники                     в) бабочки капустницы

10. Из этого дерева строили военные укрепления

а) ольха                     б) рябина                     в) лиственница                г) пихта

Тест по теме «Образование Древнерусского государства».

1. Какой из князей крестил киевлян?

1) Святослав                             3) Игорь    2) Владимир                             4) Олег

2. Заполни пропуски.

1) _________   - Образование Древнерусского государства

2) 1242 г. - _____________________________________________________

3. Выберите понятия, которые относятся к христианству.

1) Многобожие                              4) Духи

2) Иконы, крест, храмы                5) Вера в единого бога

3) Иисус Христос                          6) Жертвоприношение

4. Отметь те позиции, которые являются существенными при характеристике Древнерусского государства.

1) Создание летописи Руси                   3) Строительство храмов

2) Пленение Соловья – Разбойника     4) Жертвоприношение

5. Что такое берёста?

1) Кожа коз, овец                     3) Кожа телят     2) Дубовая кора                       4) Берёзовая кора

6. Что относится к устному народному творчеству?

1) Пословицы            3) Повести    2) Скороговорки        4) Загадки

7. Кто организовал первую школу в Киеве?

1) Олег       2) Игорь             3) Ольга       4) Святослав    5) Владимир    6) Ярослав

8. Какие знания об окружающем мире помогли Александру Невскому одержать победу в «Ледовом побоище»?

____________________________________________________________________________

9. Какой город уцелел от нашествия монголо – татар?

 1) Козельск         2) Новгород      3) Рязань      4) Киев

10. Кто был противниками русских в «Невской битве»?

1) Немцы      2) Монголы     3) Шведы    4) Варяги

11. Какой князь одержал победу в «Невской битве» и «Ледовом побоище»?

1) Владимир    2) Ярослав    3) Александр     4) Святослав

Тема: Раздробление Киевской Руси, ордынское нашествие.

1.Киевская Русь состояла из множества

а) дворов              б) усадеб                 в) княжеств

2. Обычай князей наделять земельными владениями своих дружинников – бояр

а) укреплял Русь            б) усиливал дробление Руси                  в) расширял границы Руси

3. Князья так  вели свое хозяйство, чтобы

а) ничего не покупать на стороне            б) всё закупать за границей  

г) ничего не делать

4. Князья вели постоянную борьбу между собой за

а) торговлю               б) более богатое княжество                  в) мёд

5. Монголотатары напали на Русь в

а) 1237 году                           б) 988 году                             в) 2009 году

6. Предводитель Золотой Орды внук Чингисхана

а) Иван                      б) Псков                 в) Батый

7. Киев был полностью разрушен в

а) 2110 году                б) 1240 году                     г) 2008 году

8. Ордынское господство над Русью продолжалось

а) 240 лет                    б) 50 лет                    в) 0 лет

9. Разгрома избежали города

а) Киев и Москва                 б) Рязань и Москва               в) Новгород и Псков

10. Город, прозванный захватчиками «злым»

а) Москва                         б) Козельск                    в) Красноярск

Календарно-тематическое планирование, 3 класс

№п/п

Наименование раздела и темы

Темы уроков  

Деятельность учащихся

Количество часов на тему, раздел, урок

Дата

Корректировка

Природные условия Земли (11 ч.)

1

Приглашение к путешествию.

Характеристика структуры книги (учебника). Моделирование ситуации (путешествие по родному краю).

Формулирование выводов из наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Работа с понятиями: стороны

света, времена года, дни недели, год

05.09

2

Карты

Практическая работа: определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты

(ответы на вопросы учителя). Определение основных и промежуточных географических направлений. Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты

07.09

3

Что такое

погода.

Практическая работа: выделение основных показателей погоды, ее компонентов;фиксация наблюдаемых в

природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды. Описание погодных явлений

исходя из своих наблюдений. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы. Установление причинно-следственных связей между изменениями в литосфере, гидросфере, атмосфере

12.09

4

Народные приметы погоды

Определение признаков хорошей и плохой погоды.Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями.Выдвижение предположений на основе наблюдений.

Представление результатов своей творческой работы

14.09

5

Климат

Различение характерных признаков сезонов года.Сравнение показателей погоды с показателями климата.

Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов.

Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре.Анализ тематических карт,

таблиц, рисунков, представленных в учебнике

19.09

6

Представление

о климатических

поясах.

Знакомство с климатическими поясами.

Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на разнообразие климатических поясов. Соотнесение иллюстрации в учебнике с информацией из текста. Работа с графической информацией. Определение по графику типа климатического пояса

21.09

7

Почва.

Состав

почвы.

Практическая работа: проведение опытов по определению состава и свойств почвы. Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта.

Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений

26.09

8

Образование почв.

Плодородие.

Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли

в тексте. Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми

организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике. Сравнение различных типов почв с использованием текста

и рисунков в учебнике

28.09

9

Защита почв

Практическая работа «Как образуются овраги». Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода

03.10

10

Природные

зоны суши

Земли.

Выделение существенных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи

между почвой, климатом и растительным и животным миром.

05.10

11

Природные зоны

Практическая работа: чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом).

Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы

10.10

Человек в далеком прошлом (10 ч.)

12

Где зародилось человечество.

Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической карты. Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Работа в группе: характеристика рельефа материка на основе текста учебника, карты и графического изображения в учебнике. Нахождение на физической карте географических объектов. Нанесение географических объектов на контурную карту

12.10

13

Климат

Работа с климатической картой, картой природных зон. Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами. Составление на основе текста описания природной зоны по плану. Выделение особенностей природных зон и их отличий

17.10

14

Климат и природные зоны Африки

19.10

15

Родина человечества.

Как появился человек.

Выдвижение предположения о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества. Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки. Знакомство с различными теориями появления человека на Земле. Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле. Сравнение человека и обезьяны. Выявление различий

24.10

16

Жизнь

древних

людей.

Беседа о расселении и жизни древних людей. Высказывание своего мнения. Использование дополнительных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени. Определение значения для человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона

26.10

17

Самые

древние государства.

Соотнесение исторической карты и современной, нахождение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах. Моделирование ситуации (современная жизнь без какого-либо изобретения). Обсуждение роли природных условий в появлении традиций древнего государства. Сравнение особенностей воспитания детей и уклада жизни различных древних городов-государств (Афины и Спарта) на основе текста Учебника

31.10

18

Лента времени. Материки и части света

Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами.

Нахождение на карте материков и частей света

14.11

19

Расширение

знаний

о мире.

Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников (Питей, А. Македонский). Обсуждение значений и целей походов А. Македонского и других путешественников для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой. Моделирование ситуации современного путешествия по маршруту путешественников того времени. Выявление отличий в этих маршрутах (территорию каких государств они пересекают, что необходимо было для путешествия раньше и как путешествуют теперь)

16.11

20

Первые

шаги

в изучении

природы    

Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в природе, как появились наука, медицина. Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли. Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни.Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации)

21.11

21

Духовная

жизнь древнего человека.

Определение понятия «язычество». Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека. Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции. Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства.

23.11

Земли восточных славян (15ч.)

22

Географическое

положение

Европы.

Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией.

Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы). Фиксирование географических объектов на контурной

карте.

Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты)

28.11

23

Первые люди на нашей

Земле.

Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по самостоятельно выделенным критериям. Вступать в рассуждение об

условиях жизни первобытного человека. Строить небольшие сообщения в устной форме. Обсуждение условий жизни первобытных людей. Выдвижение предположений при рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях,

влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека.

Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека.

Выделение главной мысли.

Использование дополнительного материала

30.11

24

Восточно-

Европейская

равнина.

Практическая работа по картам: определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа. Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте

05.12

25

Степи. Растительный мир.

Выделение существенных признаков степи как природной зоны. Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений. Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона)

07.12

26

Степи. Животный

мир.

Классификация животных по рисунку в учебнике. Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему. Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни. Определение (среди других животных) типичных представителей. Составление цепей питания

12.12

27

Люди в степи.

Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие –

к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей.

Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе

14.12

28

Лесостепь

Определение по карте границ природных зон. Различение особенностей основных и переходных природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей

степной и лесостепной зон. Использование своих знаний и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон

19.12

29

Лесная зона

Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные,  широколиственные леса умеренного пояса). Нахождение границ лесов на

карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимости растительности природной зоны от количества тепла

и влаги. Сравнение рисунков разных

типов леса. Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса.

Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника

21.12

30

Контрольная работа за 1 полугодие

Использование  приобретенных  умений  и знаний.

26.12

31

Сезонные

изменения

в лесу

Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно).

Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике. Анализ распространения семян дикорастущих растений по рисунку в учебнике и формулирование вывода. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи. Знание перелетных птиц своего края. Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае. Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу

28.12

32

Изменения

в лесу (продолжение).

Экскурсия в природу. Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года. Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Анализ происходящих изменений

16.01

33

Как жили наши

далекие предки.

Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни,

видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, найденным при проведении раскопок.  Обсуждение сообщений о

строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах

18.01

34

Расселение славян.

«Путь из варяг в греки».

Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек. Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов на вопросы. Объяснение с помощью текста, как появились первые города. Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике.

Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки».

Моделирование ситуации (путешествие купца)

23.01

35

Обожествление

природы.

Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество всегда отражает природные

условия, в которых живет народ».

Определение понятия «язычество».

Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей

25.01

36

Родной край

в далеком прошлом

Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков. Экскурсия в краеведческий

музей

30.01

Образование Древнерусского государства (7ч.)

37

Первые русские князья

Выделение основных признаков государства. Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ исторической карты в учебнике (границы Древне_-русского государства, границы расселения племен, соседние племена).

Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон

01.02

38

Принятие Русью христианства

Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие».

Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени

06.02

39

Расцвет

Древнерусского государства.

Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период. Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого.

Экскурсия в краеведческий музей

08.02

40

Древнерусская

культура.

Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество). Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15. Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси. Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью. Практическая работа «Как учили школьников»: проведение исследования по изучению развития письменности на Руси. Тест по теме.

13.02

41

Ослабление

Древнерусского государства.

Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике

15.02

42

Ордынское нашествие

Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем.

Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий наро_

дов. Обсуждение возможных причин поражения Руси

20.02

43

Угроза

с запада.

Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). Характеристика особенностей положения Новгородского княжества.

Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска. Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. Характеристика личности А. Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции

картины П. Корина «Александр Невский». Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А. Невского

22.02

Объединение русских земель вокруг Москвы (12ч.)

44

Залесская земля

Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Моделирование ситуации (путешествие по родному краю).

Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы. Выдвижение предположений на основе наблюдений. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе Определение названий основных сообществ (лес, луг); наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России; составление

правил поведения и безопасности в лесу и на водоеме.

Ориентирование на карте природных зон. Выявление  причины образования сообществ.  Применение  знания по ОБЖ в жизненных ситуациях (в лесу, на водоемах)

27.02

45

Природное сообщество. Закон лесной

жизни

01.03

46

Экологические проблемы леса

06.03

47

Сообщество луг. Человек и сообщество

луг

Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи

между почвой, климатом и растительным и животным миром. Установление  связи  между природой и деятельностью человека

08.03

48

Природное сообщество озеро.

 Экскурсия к водоему

Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы.

Составление небольших сообщений в устной форме об озерах нашей Родины, о естественных и искусственных водоемах, о природном сообществе «Поле», о животном и растительном мире полей

13.03

49

Животные, обитающие в озере и по

его берегам.

15.03

50

Сообщество поле

20.03

51

Возвышение Москвы

Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему. Анализ  исторических событий, связанных с объединением земель вокруг Москвы.

22.03

52

Освобождение Руси от монгольского ига

Пересказ изучаемого материала, составление вопросника  исторических событий

03.04

53

Создание Московского государства

Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли

в тексте. Подготовка в группах рассказов о памятниках культуры, искусства, литературы

05.04

54

Русская культура

10.04

55

Русская культура

12.04

Какая она, Азия (6ч.)

56

Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака

в Сибирь

Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте.

17.04

57

Азия.  Природные условия Сибири.

19.04

58

Тайга

Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Моделирование ситуации (путешествие по родному краю).

24.04

59

Экологические проблемы тайги

26.04

60

Сообщество болото

Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы.

01.05

61

Природа Индии

Ориентирование  на исторической карте. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте.

03.05

Россия в XVII веке. ( 7ч.)

62

Россия в XVII веке.

Анализ  причин исторических событий  в России XVII века

08.05

63

Годовая контрольная работа

Использование  приобретенных  умений  и знаний  в практической деятельности

10.05

64

Сквозь сибирские дебри

Моделирование ситуации (путешествие по родному краю).

Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли

в тексте. Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом.

15.05

65

Природа тундры.

17.05

66

Люди в тундре

22.05

67

Арктическая пустыня

24.05

68

Россия накануне реформ.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...