Урок - проект по окружающему миру "Страницы истории Отечества. Великие на Руси" 3 класс УМК "Школа России"
проект по окружающему миру (3 класс) по теме

Правдина Оксана Геннадьевна

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о правлении Петра I, Екатерины Великой, об открытиях М. В. Ломоносова.

Задачи:  образовательная – систематизировать  представления учащихся о времени правления Петра I, Екатерины Великой, их  реформах; об открытиях М. В. Ломоносова;

развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;

воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_proekt.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

«Страницы истории Отечества

Великие на Руси»

Разработала:

Пучкова Оксана Геннадьевна

                                                                              учитель начальных классов

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

2013г.

«Страницы истории Отечества.  Великие на Руси.»

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о правлении Петра I, Екатерины Великой, об открытиях М. В. Ломоносова.

Задачи:  образовательная – систематизировать  представления учащихся о времени правления Петра I, Екатерины Великой, их  реформах; об открытиях М. В. Ломоносова;

развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;

воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Личностные, метапредметные результаты

Личностные:  самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

Регулятивные:  планирование своих действий, умение действовать по алгоритму, оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде

Познавательные: работа с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного, умение слушать собеседника и оценивать его высказывание.

Оборудование: задания для жеребьёвки, тесты, ключи к тестам, материал для работы в группах, книга для оформления.

Форма проведения урока: урок – проект (работа в группах)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой учащихся.

Учитель:  

- Мне хотелось, чтобы нам сопутствовали на уроке

(Дети берут карточки и встают по порядку нумерации)

Улыбка  Сотрудничество  Понимание  Единодушие  Хорошее настроение

- Одним словом успех!

3. Введение в тему  урока.

Учитель:  

- Как понимаете слово отечество, подберите синонимы.

(отчизна, страна предков, Родина,  родная страна)

- "Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великие вес и последствия."                        

                                               Константин Георгиевич Паустовский, писатель

- Сегодня на уроке мы поговорим о великих людях, которые внесли огромный вклад в развитие нашей страны. Работать будем  в группах.   В результате слаженной работы каждой группы получится образовательный продукт.  За определенное время,  выполняя работу  на заданную тему, каждая группа изготовит демонстрационную страницу книги «Страницы истории Отечества. Великие на Руси».  

- Девиз сегодняшнего урока:                                                   (на доске)

«Вместе не трудно,  вместе не тесно,
вместе легко и всегда интересно!»

4. Актуализация знаний.

а) Жеребьёвка.

Учитель:  

- Для определения темы работы представители от групп отвечают на вопрос и определяют, о ком идёт речь.

  • Во время его правления Россия стала империей.
  • Крестьянский сын, ставший первым русским академиком.
  • Её настоящее имя - София Федерика Августа

Приложение 1

б) Тест

Учитель:  

- Для разминки, повторения и обобщения сведений о выдающихся людях выполняем тест.                                                                      

- Проверяем работу (ключ к тесту для каждой группы)

- Сообщаем результат. (максимальный балл – 4, вручается смайлик).

В) Опрос- перекличка

Учитель:

- Каждая группа задаёт по два вопроса своего теста другим группам. За правильный ответ – смайлик

5. Физминутка.

Игра “Дом на горе”
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. Можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся – тук-тук-тук. (кулаками по столу)
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

6. Практическая работа в группах.

Учитель:

- Первая страничка нашей книги уже готова. А дальше работаете вы. Из предложенного набора – текстовые сведения, афоризмы, иллюстрации, заголовки  вам необходимо выбрать материал, соответствующий теме работы вашей группы. Обсудить, набранный материал, оформить страничку книги. Подготовить слово для защиты своей работы.

- Как правильно работать в команде нам расскажет…

                               (выступает подготовленный ученик)

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

7. Защита.

Учитель:

- Представители групп выступают, обобщая свою работу, демонстрируя готовую страницу.

- Работу над проектом мы продолжим.

8. Подведение итогов.

Учитель:

- Подведём итог сегодняшнего урока.

Сейчас люди много спорят о прошлом России, но ещё больше – о её настоящем и будущем.

Меняются правители, но цель у всех одна: видеть Россию могучей и процветающей Державой.

Меняются указы, принимаются законы.

12 декабря  1993 года Всенародным референдумом была принята новая Конституция.

В ней закреплены основные права человека. Главой государства выбран президент, наделённый очень большими полномочиями.

Сменилась форма правления. Во времена Екатерины II и Пётра I существовала монархия (власть передавалась по наследству), а сейчас главу государства выбирает народ.

Все мы имеем право на свободу мнения и свободу выбора.

9. Домашнее задание

Учитель:

- Найти информацию, какие учреждения, предприятия, географические объекты, населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты и другие явление и объекты названы именем великого человека, с информацией о котором вы сегодня работали

10. Рефлексия.

- Проанализируйте свою работу на уроке, настроение. Ответьте на вопросы анкеты.                                                                                      

Приложение

Проверочный тест по теме  «Михаил Васильевич Ломоносов»

1. Ломоносов был сыном:

  а) рыбака;

  б) князя;

  в) дворянина.

2. Куда отправился учиться юный Ломоносов:

  а) в Петербург;

  б) в Москву;

  в) Киев.

3. В какой из стран продолжил учиться Ломоносов:

  а) в Англии;

  б) Франции;

  в) Германии.

4. По предложению Ломоносова в Москве открыли:

  а)  музей;

  б) университет;

  в) парк.

Проверочный тест по теме «Пётр I»

  1. В какой стране Пётр учился плотницкому делу:

а) Голландии;

б) Швеции;

в) Франции

  1. Как  называлось судно, на котором царь учился навигации:

а) Ладья;

б) Фрегат;

в) Бот

  1. В какое море Россия получила выход после победы над шведами:

а) Чёрное

б) Балтийское

в) Баренцево

  1. Первая русская газета, выпущенная при  Петре:

а) «Новости»

б) «Ведомости»

в) «Россия»

        Проверочный тест по теме «Екатерина Великая»

  1. Екатерина Великая правила в:

а)  XVII веке;

б)  XVIII  веке;

в)  XIX веке

  1. Екатерина Великая открыла:

а) Московский университет;

б) Славяно – греко - латинскую академию;

в) Учительскую семинарию

  1. В каком городе Екатерина открыла Учительскую семинарию:

а) Санкт – Петербург;

б) Москва;

в) Киев

  1. Екатерина Великая по происхождению была:

а) английской королевой;

б) немецкой принцессой;

в) французской принцессой

Ключ к тесту   по теме «Пётр I»

  1. а)

  1. в)

  1. б)

  1. б)

Ключ к тесту   по теме «М. В. Ломоносов»

1. а)

  1. а)

  1. в)

  1. б)

Ключ к тесту   по теме «Екатерина Великая»

1. б)

  1. в)

  1. а)

  1. б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

Урок - проект по окружающему миру "Страницы истории Отечества. Великие на Руси" 3 класс УМК "Школа России"

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о правлении Петра I, Екатерины Великой, об открытиях М. В. Ломоносова.Задачи:  образовательная – систематизировать  представления учащихся о ...

Индивидуальный проект по окружающему миру "Разнообразие природы родного края". 3 класс. "Школа России"

Проект содержит исследовательские седения по изученю природы родного края своего села  на основе знакомства с растенями своей улицы....

Тест по окружающему миру "История Отечества"

Тест по теме «История Отечества»  курса "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира "Великая война и Великая Победа", 4 класс, Школа России.

Ребята познакомятся с наиболее значимыми битвами ВОВ 1941-1945 г.г....

Проект «Роль семьи в истории Отечества»

Актуальность: изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастро...