Тема: «Мальчик из Холмогор» урок-конференция к 300-летию М.В. Ломоносова
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Дука Марина Владимировна

Ресурс паредставляет собой конспект урока и презентацию по окружающему миру. Способствовует формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивает кругозор, коммуникативные способности, умение делать выводы, обобщать,способствует воспитанию гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchik_iz_kholmogor.doc730.5 КБ
Office presentation icon urok_malchik_iz_kholmogor.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мальчик из Холмогор»

урок-конференция

Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивать кругозор, коммуникативные способности, умение делать выводы, обобщать;

способствовать развитию памяти,  выразительной речи, мышления, внимания;

             воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. 

            Задачи урока:

1. Раскрыть масштабность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества.

2. Представить энциклопедичность таланта М.В.Ломоносова.

3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе. 

План урока-конференции

Вступление.

1. Детство Михаила Васильевича Ломоносова

2. Путешествие в Москву. Славяно-греко-латинская академия. Петербургская академия

3. Ломоносов за границей

4. Возвращение в Россию

5. Основные научные открытия М.В.Ломоносова.

6. Заключение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

П. Создание проблемной ситуации.

Игра «Проверь своё внимание!»

   - По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью

ЛМНСВ    ДНСКЙ    НВСКЙ      ПТР

   - Какое из этих слов лишнее? Почему? Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский учёный)

   - Пётр Первый дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частные придворные перевороты, последовавшие после его смерти не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом.

Учитель демонстрирует слайд.

   - Каким человеком был М.В.Ломоносов?

Ш. Формирование новых знаний.

1. Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

 Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской  Архангельской губернии, на острове, расположенном в низовьях Северной Двины, в семье крестьянина-помора.

Учитель демонстрирует слайды

 - Сейчас вы видите деревню Мишанинскую и место, где стоял дом Ломоносовых.

 - Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по-европейски на реке Двине галиот – парусный корабль и другие суда. Совершал на них далёкие морские походы, перевозил грузы и людей.

Учитель демонстрирует слайд.

 - Мать, Елена Ивановна, умерла очень рано. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли - «зуйка». Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями.

«Вратами учёности» для него становятся откуда-то добытые им книги: «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Стихотворный псалтырь» Симеона Полоцкого. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

     Учитель демонстрирует слайд.

     Мачехе (неродной матери) не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. Поэтому он читал в уединенных местах.

  1. Путешествие в Москву. Славяно-греко-латинская академия.

     В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Преодолев с рыбным обозом весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву

Учитель демонстрирует слайд.

     Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней «наукой»

Учитель демонстрирует слайд.

     О своем поступлении в Московскую Славяно-греко-латинскую академию М.В.Ломоносов пишет: «В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки в день, а в седьмой – 4 копейки на день».

   - В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов, и в декабре 1731 года был переведён в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он Академию в 1735 году. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка – на хлеб; 1 копейка – на квас; 1 копейка – на обувь, одежду и всё остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

3. Петербургская академия.

     В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для прохождения образования в Петербургскую Академию наук.

Учитель демонстрирует слайд.

4.Ломоносов за границей.

Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в марте 1736 году трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горного дела, но в значительной степени сформировалось его мировоззрение. На лекциях Вольфа у Ломоносова формируются взгляды в области так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства.

5. Возвращение в Россию.

   - В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской Академии наук в 1742 году адъюнктом физики – это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 году получил звание профессора химии.

1У. Физминутка.

Руки ставим все вразлёт,

Появился самолёт,

Мах крылом уа - сюда,

Делай раз, делай два.

Раз и два, раз и два.

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два.

Опустите руки вниз,

И на место все садись!

У. Основные научные открытия Михаила Васильевича Ломоносова (сообщения заранее подготовлены учащимися).

  1. Открытия в области литературы, поэзии, грамматики.

а) Разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматики» (ввел понятия о частях речи, о правописании и произношении того или иного слова).

б) Выпустил «Риторику».

   - Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике – «Риторика», 1748 г., которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.

в) В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут,

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…

2) Открытия в области физики.

а) Открыл закон сохранения материи.

б) Сконструировал термометр.

в) Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

3) Открытия в области химии.

а) Открыл первую в России химическую лабораторию.

Учитель демонстрирует слайд.

б) Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс.

в) Разработал принципы новой науки «физической химии».

4. Открытия в области астрономии.

а) Открыл атмосферу на Венере.

б) Построил телескоп.

5. Открытия в области географии.

а) Ломоносов возглавлял географический департамент АН руководил работой по созданию географического атласа.

б) Составил «Полярную карту».

в) Разработал приборы для морского кораблевождения.

г) Доказал возможность Северного морского пути в Индию.

д) Восстановил глобус после пожара.

6. Открытия в области геологии.

а) Теория о возникновении металлов и минералов.

б) «О причине землетрясений».

7. Открытия в области истории.

а) Основной труд по истории – «Древняя Российская история». М.В.Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской империи. Провел сравнительный анализ античных верований восточных славян. Нашел множество схожих элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.

б) Составил «Краткий летописец с родословием».

8. Ломоносов – просветитель.

Выразительное чтение статьи учебника  «Окружающий мир» 3 класс  «Московский университет» стр. 95

а) Написал статью о должности журналистов.

б) Составил проект учреждения Московского университета.

в) Получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

9. Ломоносов - художник.

а) Открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин.

б) Изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву».

в) Избран почетным членом Петербургской академии художеств.

- За высочайшие заслуги М.В.Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им. М.В.Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы

Учитель демонстрирует слайд.

У1. Закрепление изученного материала.

Дифференцированная работа в группах

1-я группа

   - В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

   - Кем был отец Ломоносова?

2-я группа

   - Когда и каким образом он добрался до Москвы?

   - Сколько лет ему тогда было?

3-я группа

   - Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?

   - Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

4-я группа

   - В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

   - Назови открытия Ломоносова?

5-я группа

   - Что сделал великий ученый для образования в России?

   - Какая награда присуждается в наши дня ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

     Проверка выполнения работы. Выступления от каждой группы.

УП. Итог урока.

  1. Что для вас было самым интересным на уроке?
  2. О чем захотелось еще узнать?
  3. Что было трудным?

Урок окружающего мира

на тему:

«Мальчик из Холмогор»

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №15

Дука Марина Владимировна

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекательно-познавательная игра "Вопрос на засыпку". К 300-летию М.В.Ломоносова 3 класс

В этом году в начальных классах проходила методическая неделя, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова. В этой игре ребята узнали много нового из истории происхождения слов и о творчестве М.В. Ломоносова...

Родительское собрание по программе «Путь к успеху» на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствует сплочению родительского коллектива. Р...

Классный час (3 класс) на тему: "Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?"

    Классный час для учащихся 3 класса способствует развитию коммуникативных навыков в построении конструктивных взаимоотношений между мальчиками и девочками. Даёт возможность формиро...

Родительское собрание на тему «Мальчики и девочки - два разных мира»

Лекция к родительскому собранию на тему: "Мальчики и девочки - два разных мира". Цель собрания: раскрыть некоторые полоролевые различия детей, подвести родителей к сознанию разных подходов в воспитани...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"

Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить ...

линейка, посвященная 305-летию М.В.Ломоносова

Общешкольная торжественная линейка, посвященная 305 -летию М.В.Ломоносова...

Урок по РК "Морянка" во 2 классе по теме "Мальчик из Холмогор" из цикла «Славные поморы»

Данная разработка поможет провести учителю урок № 6 из цикла "Славные поморы" по теме "Мальчик из Холмогор" во 2 классе....