Урок окружающего мира на материалешкольного краеведческого музея "Горшечных дел мастера земли Большекарайской"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Попова Любовь Николаевна

Данный урок знакомит обучающихся с историей гончарного промысла в родном селе, развивает интерес к народному творчеству, воспитывает уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorshechnykh_del_mastera_zemli_bolshekarayskoy.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Цель: познакомить обучающихся с историей гончарного промысла в родном селе;

Развивать интерес к народному творчеству;

Воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой народ

1 Организационный момент

 Ребята, у нас сегодня на уроке гости! Давайте пригласим их совершить вместе с нами небольшое путешествие в прошлое нашего села. И узнаем каким было наше село в то далекое от нас время. Какие люди здесь жили и чем они занимались.

   Летом 2012 года наше село отмечало свое рождение.

Сколько лет нашему селу?

  Да нашему селу уже 400 лет.  А тогда это было дикое поле заросшее ковылем. (СЛАЙД №2)

  Там на высоком берегу,

Где две реки слились в одну

Четыре сотни лет назад

Большекарайское село свое начало здесь взяло.

А может кто-то из вас знает, кто же первым, 400 лет тому назад прибыл сюда обживать наши земли?  (Ответы детей)  (СЛАЙД №3)

В то место, где река Карай
да с седым Хопром сливает волны
Обживать доселе дикий край
Прибыл атаман Григорий Черный.

С ним еще десяток казаков,

Место видно, чем-то приглянулось

И вот так из глубины веков

Нить истории села и потянулось.

 Это было в 1612 году. Кого только не видела наша земля. Сам

разбойник Кудеяр говорят промышлял здесь разбоем и крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева коснулась нашего края. Но село наше продолжало жить. Вот так примерно выглядели дома, церковь  в селе.

(СЛАЙДЫ № 4-5)

 Шло время. Прошел век 18 с его событиями. Наступил 19 век. Население нашего села росло. И уже в середине 19 века в нашем селе было много жителей и домовладений. Вот что об этом говорится в исторической справке   (СЛАЙД №6)

С ростом населения в селе развиваются ремесла   Слайд зачитать

28 горшечников было в нашем селе к  концу 19 века. (СЛАЙД № 7)

А кто такие горшечники  мы с  вами узнаем сегодня на уроке.

  (  СЛАЙД № 8)      

 Горшечник, горшеня, скудельник—Кого называли так на Руси?

(СЛАЙД №9)

Ребята, отгадайте загадку

Изготовлю вам из глины

Миску, крынку и горшок

У меня отличный дар

Ремесло мое……

Горшечник, горшеня, скудельник – это все синонимы к слову гончар.

Так гончаров в старину называли в разных уголках России.

   Много природных богатств находятся в недрах Земли. Давно человек научился их добывать и применять в своей жизни. А богатства эти зовутся полезными ископаемыми. Есть полезные ископаемые находятся глубоко в земле и что бы их добыть нужен труд многих людей и соответсвенно много денег. Это нефть, газ, золото, алмазы.

А есть такие ископаемые, которые лежат на поверхности земли, но посвоей значимости ни сколько не уступают золоту, алмазам. И они есть и у нас в селе и благодаря им у нас стало развиваться гончарное дело. Что же это за природные богатства лежат у нас с вами в прямом смысле под ногами?

Да это песок и глина.  (СЛАЙД№ 10)

У нас есть глина, которая применяется в строительстве, а есть особенная, та которая используется в гончарном деле  

(Показать виды глины) И её в то время было много и её добывали в оврагах, которые тянулись к реке Хопер. Глина была очень хорошего качества. Поэтому гончарные изделия Большекарайских мастеров пользовались неплохим спросом в соседних губерниях и в Донской области.  И поэтому на очередном губернском Земском собрании было решено организовать в селе учебную гончарную мастерскую.

Гончары стали образовывать хозяйства. В селе было где-то образовано 22 хозяйства по изготовлению гончарной продукции. Наши гончары в большей части, изготовляли молочные крынки, кубаны, горшки, корчаги, миски, кувшины для воды, дымовые трубы.

                        (СЛАЙДЫ №11-13)

        Физминутка.

Но были кустари-одиночки, которые имели свои гончарные мастерские при доме, делали горшки и продавали их на ярмарках.

Труд гончара был тяжелым. Работали они по10-12 часов, в жарко натопленном помещении, которое никогда не проветривалось, дышали насыщенными водяными парами, продуктами пережигания свинца и запахом дегтя.

(СЛАЙД№ 14)

Для изготовления горшков гончару нужен был гончарный круг

  Вот гончар, тоски не зная

Круг вращает он один

И из рук его волшебных
выплывает вдруг кувшин.

А для обжигагошков нужна была специальная печь. Печь эта называлась – Горном (В Карае называли ГОРНО).

СЛАЙД№ 15)     Подоров Д рассказывает о горне.

Весной мы с вами обязательно сходим на те места, где были эти печи.До сих пор ямы от них сохранились в некоторых местах.

 Жили наши горшечники очень давно, их уже нет в живых, но есть  ёще в селе бабушки, которые поведали нам о тайнах гончарного мастерства.

Живут в нашем селе две сестры Кузнецова Полина Николаевна и Попова Мария Николаевна. Они старейшие жители села. Вот они то рассказали нам о своих братьях-гончарах. Гончары Кузнецовы были известными людьми в селе.

        (СЛАЙД№ 16)  

Давайте послушаем их воспоминания. Воспоминания Полины Николаевны нам расскажет Ваня Попов. И это не случайно. Ваня, а ты не знаешь почему именно ты? Дело в том, что один из братьев Николай Николаевич Кузнецов является тебе Ванюша прадедом по материнской линии. Он дедушка твоей мамы. Жаль только фотографии Ник. Ник. не сохранилось у родственников. А вот фотография Ивана Николаевича есть  

    (СЛАЙД№17)

(Дети рассказывают воспоминания.)

К великому сожалению гончарный промысел в нашем селе утерян. В живых не осталось тех мастеров, которые постигали свое ремесло от своих дедов и прадедов.

Давайте  вспомним имена тех мастеров, которых нам удалось пока восстановить. Эту работу мы продолжим обязательно, тк историю своего края должен знать каждый.

(СЛАЙДЫ №18 – 20)

Ребята, урок наш закончен. Скажите, когда вы придете домой, что же вы расскажите своим родителям о гончарном ремесле, о людях которые им занимались?

РЕФЛЕКСИЯ.

Муниципальное образовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области

Областной конкурс методических пособий и разработок

«Растим патриотов России»

Номинация : «Методические материалы по организации музейной работы в школе»

Урок окружающего мира в 3 классе

ТЕМА:

«Горшечных дел мастера земл   Большекарайской»

                                                    Подготовила учитель начальных классов

                                                    I квалификационной категории Попова Л. Н.

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес"

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема "Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животные жарких районов". Программа "Школа Росии", 1 класс. Учебник А.А. Плешакова «Окружающий ...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Кладовые земли"

Урок-исследование, на котором дети знакомятся с полезными ископаемыми и их значением для человека...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Океаны Земли" (УМК "Гармония")

Данный урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Была осуществлена мотивация на получ...

Презентация ""Красная книга" к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Сокровища Земли под охраной человечества"

В презентации рассказывается об истории создания Красной книги, приводятся примеры животных, занесенных в Международную Красную книгу и Красную книгу России, объясняются причины исчезновения некоторых...

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле"

Материал представляет собой разработку урока по окружающему мира. Предназначен для 4 класса начальной школы. Программа "Школа России". Содержит "открытие" знаний, групповую исследо...

Урок окружающего мира "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов"

Урок окружающего мира с элементами исследования по УМК "Гармония"...