Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

 Наталья Александровна Учаева

Материал представляет собой разработку урока по окружающему мира. Предназначен для 4 класса начальной школы. Программа "Школа России". Содержит "открытие" знаний, групповую исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_vremena_na_russkoy_zemle.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Трудные времена на русской земле"

Цели урока:

сформировать представление о военном деле на Руси, познакомить с героическими страницами истории Отечества; развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом, пересказывать по плану;

воспитывать гордость за свою Родину.

Оборудование: компьютерная презентация, видеофрагмент “Александр Невский”,

дополнительный материал, исторические даты.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие к учащимся.

Введение в тему урока.

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.

Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)

А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (мнение детей)

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле” (1 слайд презентации)

А цель урока такова:

мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества,

узнаем как Русь отстаивала свою независимость и познакомимся с именем великого полководца.

Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?

Кто управлял городами?

Что вы можете сказать о некоторых князьях?

Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?

Презентация

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. (2 слайд) С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

(детям раздать летопись № 1 и вопросы для каждой группы) (время для подготовки 2 минуты). Приложение 2, Приложение 3, Приложение 5

 1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.

План:

Кто такие монголо-татары?

Какие у них были жилища? (3 слайд – юрты)

В чем заключалась сила монгольских племен? (4 слайд – монголо-татары воины)

2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. (5 слайд битва русских с монголо-татарами)

План:

Кто возглавлял войско завоевателей?

Какое княжество подверглось первому удару?

Почему пала Рязань?

3 группа. Расскажите об обороне русских городов.

Какие еще города заняли монголо-татары? (6 слайд карта)

Что вы узнали об обороне Козельска?

Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (мнение всех детей).

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя? (7 слайд вид Новгорода) (8 слайд карта).

В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

Шведский военачальник Биргер послал послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу со словами: “Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле”. Вы хотите узнать, что было дальше?

Задание группам.

1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?

2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? (9 слайд битва с Биргером)

3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? (10 слайд Невский)

Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.

В 1242 году в русских землях (11 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.

Видеофрагмент “Александр Невский”(Можно взять у автора).

Почему русские сумели победить рыцарей?

Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

Ребята! Что вы можете сказать о событиях 13 века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события 13 века.

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться.

Презентация

Приложение 4

Домашнее задание: читать стр. 59 – 64, рабочая тетрадь № 1, 2.

Вас заинтересовали события Древней Руси 13 века?   Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.

Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру

Материалы для проведения урока с презентацией...

Урок окружающего мира по теме "Времена года"

Урок окружающего мира по теме «Времена года» по программе « Планета знаний». На этом уроке дети узнают о том, как происходит смена времен года на Земле, какие изменения в природе происходят со сменой ...

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Урок окружающего мира во 2 классе "Вода на Земле" с использованием интерактивной доски

Урок был представлен на семенаре учителей начальных классов. Использованы интерактивные карты,  фрегмент мультфильма "Шесть Иванов-шесть капитанов"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Земля – небесное тело»

Цель урока: дать общее представление о форме и размерах Земли;  развивать умение сравнивать,  обобщать,  делать выводы, умение работать в паре...

Урок окружающего мира во 3 классе. "Тайны планеты Земля. Доисторическое прошлое края"

Пояснительная записка. Автор: Мишнёва Евгения  Анатольевна, учитель высшей категории МОУ «СОШ №3» села Кочубеевское, Ставропольского края.1. Презентация –  по предмету «Окружающий мир» ...